Выступление на открытии памятного знака в Заксенхаузене
Выступление на открытии памятного знака в Заксенхаузене (26 ноября 2000 года)
Уважаемый господин вице-канцлер И. Фишер! Уважаемый господин премьер-министр М. Штольпе! Дамы и господа! С чувством большого волнения мы прибыли сюда, на место, с которым связана одна из самых трагических страниц в истории Европы XX века. Открытие мемориального знака в память о тысячах моих соотечественников, которые приняли мученическую смерть в концлагере Заксенхаузен, несомненно, имеет глубокое символическое значение. Этот акт не только напоминает об историческом примирении России и Германии, но и свидетельствует о новых отношениях доверия и партнерства между нашими государствами, на которых сама жизнь возложила особую ответственность за судьбы Европы. Склоняя головы перед этим памятным знаком, мы не можем не задумываться об уроках, которые преподнесла человечеству самая кровопролитная война в его истории. Этого требует наш общий нравственный долг перед жертвами нацизма, но не в меньшей степени - перед сегодняшними поколениями россиян, немцев и других народов планеты. Ведь и сейчас, спустя более полувека после окончания Второй мировой войны, такие явления, как политический экстремизм, воинствующий национализм и ксенофобия продолжают бросать вызов европейскому и международному миру и стабильности. Совершенно очевидно, что бороться с этим злом только на уровне межгосударственного сотрудничества недостаточно: необходимо, чтобы в наших странах, в самом обществе формировалась атмосфера неприятия и осуждения экстремизма в любых его формах и проявлениях. Вот почему мы в России не устаем призывать к тому, чтобы в Европе не оставались равнодушными перед лицом неонацизма, где бы он ни поднимал голову: идет ли речь об осквернении воинских кладбищ или о демонстративных парадах и церемониях бывших эсэсовцев в некоторых странах. Убежден, что здесь не может и не должно быть исключений или " двойных стандартов".
В заключение хотел бы выразить признательность российской организации бывших узников Заксенхаузена и фонду " Бранденбургские мемориалы", а также работникам музея истории концлагеря, бережно хранящих память о его узниках. Благодарю моего коллегу г-на Фишера, премьер-министра г-на Штольпе и всех, кто вместе с нами принял участие в этой церемонии. И, разумеется, особая благодарность - автору памятника, профессору Александру Александровичу Великанову, сумевшему выразить в нем трагический и вместе с тем высокий человеческий смысл тех жертв, которые полвека назад были принесены здесь во имя мира и свободы.
Выступление на восьмой встрече Совета министров иностранных дел ОБСЕ (Вена, 27 ноября 2000 года)*
Наша встреча проходит в год двадцатипятилетнего юбилея хельсинкского Заключительного акта. Этот поистине исторический документ стал важной вехой в формировании современного облика Европы. И сегодня согласованные в Хельсинкском акте основополагающие принципы, полностью отвечающие Уставу ООН и общепризнанным нормам международного права, регулируют межгосударственные отношения на нашем континенте, обеспечивают поддержание стратегической стабильности. Год назад это было вновь подтверждено высшими руководителями наших государств, которые подписали Хартию европейской безопасности. Хартия наметила главные ориентиры дальнейшего углубления взаимодействия между нами, а также развития нашей Организации на начало XXI века. В ее основе - сложный баланс интересов, который в равной степени должны учитывать все государства-участники.
Мы являемся сейчас также свидетелями другого знаменательного события - возвращения Союзной Республики Югославии в ОБСЕ. Для России это событие имеет особое значение. Приветствуя на нашем форуме Президента Югославии В. Коштуницу, хотел бы призвать всех коллег очень внимательно отнестись к его тревожным словам, не пытаться закрывать глаза на происходящее, оказать Югославии эффективное содействие - не на словах, а на деле - в интересах сохранения территориальной целостности страны, продолжения курса демократических преобразований. За годы своего существования ОБСЕ прошла большой путь - от Совещания до единственной, по-настоящему общеевропейской организации, действующей в области безопасности. Создана система соответствующих институтов, укрепляется их оперативный потенциал. Наработан огромный переговорный опыт согласования на консенсусной основе подходов всех государств-участников. Исключительное значение имело подписание ровно 10 лет назад под эгидой ОБСЕ Договора об обычных вооруженных силах в Европе, который в адаптированном виде остается одной из важных опор европейской стабильности и безопасности. Существенный прогресс просматривается в реализации еще одного базового принципа ОБСЕ - укрепления стабильности через сотрудничество. В качестве Действующего председателя Совета Баренцева/Евроарктического региона и Организации Черноморского экономического сотрудничества хочу отметить: эволюция этих форумов органично вписывается в интеграционные процессы, происходящие в Европе, является их неотъемлемым звеном, подтверждая вывод о растущем значении субрегиональных структур в деятельности нашей организации. Центральная задача ОБСЕ - умело распорядиться имеющимся достоянием. В условиях глобализации Европа может и должна говорить по целому ряду актуальных международных проблем единым голосом. И когда я говорю Европа, то имею в виду, в первую очередь, нашу Организацию. В полной мере это относится к новым угрозам, которые несут в себе разрушительную силу для мировой и европейской стабильности. Среди этих вызовов: международный терроризм и агрессивный сепаратизм, межэтнические и религиозные конфликты, незаконный оборот наркотиков и оружия, организованная преступность и попытки подорвать режимы нераспространения оружия массового уничтожения. Большая Европа, убежден, способна играть лидирующую роль на международной арене в деле нахождения адекватных ответов на все эти вызовы, в разработке эффективных механизмов по противодействию им. Принятие документа по легкому и стрелковому оружию рассматриваем как реальный вклад ОБСЕ в решение этих глобальных проблем.
Именно Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, как всеобъемлющий по своему охвату форум, призвана взять на себя выработку согласованных подходов европейских государств к решению основных проблем современности. Тем более, что определенный опыт у ОБСЕ в этом плане уже есть, хотя и используется, к сожалению, весьма скромно. В сущности, для реализации этих планов требуется немного - это политическая воля к взаимодействию, объединению наших ресурсов, учет интересов каждого и всех государств. Однако развитие здесь идет не так гладко, как нам хотелось бы. Похоже, назрел серьезный разговор на эту тему в формате всех 55 государств - участников ОБСЕ. Не может не вызвать озабоченности наметившаяся тенденция низвести ОБСЕ до рассмотрения прежде всего гуманитарных и правозащитных проблем. Причем только в восточной части евроатлантического пространства. К сожалению, доклад Действующего председателя наглядно свидетельствует, что подобные опасения далеко небезосновательны. Убежден, что это - порочный путь. Дело даже не в том, что подобная деформация ОБСЕ противоречит разработанным нами в начале 90-х годов обязательствам в отношении роли нашей Организации и основным направлениям развития европейской безопасности. Сама динамика мировых и европейских событий заставит нас искать форум для насыщенного и всеобъемлющего диалога. Ведь то, чего нам сегодня действительно не хватает - это глубокого понимания озабоченностей и позиций различных государств. В сущности, для этого и задумывался общеевропейский процесс.
Нельзя допустить и формирования в нашей Организации новой разделительной линии - между странами, которые, так сказать, являются субъектами и объектами воздействия ОБСЕ. Одни берут на себя роль учителя, а другие - учеников. История не раз нас учила, что попытки навязать любому государству какие-то схемы извне обречены на провал. Роль международного сообщества должна заключаться в том, чтобы содействовать гармоничному развитию всех его членов. Важно избегать применения " двойных стандартов" к тем или иным странам, что, к сожалению, встречается и в практике ОБСЕ. Возьмите хотя бы пример Белоруссии, на которую в рамках нашей организации осуществляется беспрецедентный по пристрастности и жесткости нажим. Особенно четко это проявилось в связи с парламентскими выборами в этой стране, на которые ОБСЕ даже отказалась направлять наблюдателей. В страну, являющуюся членом нашей Организации. Думаю, такой шаг не добавляет авторитета нашей организации. Поэтому предлагаем поручить Бюро по демократическим институтам (БДИПЧ) провести сравнительный анализ избирательного законодательства государств-участников ОБСЕ и на этой основе высказать свои рекомендации. С тревогой отмечаем рост в ряде государств-участников правоэкстремистских и даже неонацистских проявлений, расовой нетерпимости и ксенофобии. Эти вызовы также требуют совместного осмысления и принятия соответствующих решений. Несколько слов о том, что по праву считается отличительной чертой ОБСЕ, - оперативной деятельности. Считаем, что эта работа должна проводиться в тесном сотрудничестве с принимающим государством, вестись с учетом в первую очередь его интересов. Именно эти принципы определяют наш подход к Группе содействия ОБСЕ в Чечне. Политическое решение о ее возвращении в республику было подтверждено Президентом России еще в апреле с. г. Мы ожидаем, что конструктивный подход Действующего председателя позволит снять остающиеся технические вопросы, связанные с работой Группы. Другой конкретный пример выполнения Россией решений Стамбульского саммита ОБСЕ - достигнутая после сложнейших переговоров с приднестровской стороной договоренность о возобновлении вывоза военной техники и военного имущества на российскую территорию. В заключение хотел бы еще раз привлечь Ваше внимание к тому ответственному моменту, который переживает сегодня ОБСЕ. Велик внутренний потенциал Организации, но им необходимо правильно воспользоваться. Пока в полной мере сохраняется возможность реализовать наши договоренности о придании ОБСЕ ключевой роли в вопросах европейской безопасности. Уверен, что в интересах всех европейских государств преодолеть нынешние негативные тенденции в жизни ОБСЕ. Что касается Российской Федерации, то мы твердо рассчитываем, что со временем ОБСЕ станет полноценной региональной организацией по смыслу Главы VIII Устава ООН и займет подобающее место в европейской и мировой политике.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|