Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Россия в Европе: возможности и перспективы




Россия в Европе: возможности и перспективы

общеевропейского сотрудничества

(выступление на конференции " Европейского форума",

Берлин, 25 ноября 2000 года)*

 

Уважаемые дамы и господа,

Прежде всего, хотел бы поблагодарить руководство " Европейского форума" за приглашение выступить на столь представительной конференции. Уверен, что сейчас, как никогда, необходим глубокий диалог между политиками и дипломатами, учеными и общественными деятелями Европы по проблемам мирового и регионального развития.

Современный мир, а вместе с ним и Европа, переживают кардинальную трансформацию. Глобализация уверенно становится магистральным направлением планетарного развития в XXI веке, а все мы вольно или невольно являемся прямыми участниками своего рода цивилизационного взрыва, охватывающего, по сути, все сферы жизни и деятельности человека.

Именно взрывное ускорение перемен зачастую предопределяет те плюсы и минусы, которые присущи процессу глобализации.

С одной стороны, появились немыслимые ранее возможности для быстрого прогресса на пути строительства нового мирового порядка, основанного на равной безопасности, солидарной ответственности и сотрудничестве всех государств. На смену десятилетиям ядерного противостояния и глобальной конфронтации может и должна прийти эпоха реального разоружения, стратегической стабильности и конструктивного партнерства. Более того, современные технологии делают потенциально доступными для каждого последние достижения мировой науки и медицины, облегчают поиски оптимальных решений социально-экономических проблем.

С другой стороны, мы часто не поспеваем за ходом событий, не имеем отработанных механизмов противодействия современным вызовам, которые несут в себе разрушительную силу для международной и европейской стабильности. Среди этих угроз: межэтнические и религиозные конфликты, международный терроризм и воинствующий сепаратизм, незаконный оборот оружия и наркотиков. Конечно, за последние годы нам уже удалось немало сделать в плане противодействия этим рискам, но и список их пополнился. Возьмите хотя бы т. н. " киберпреступность" или всю сферу информационной безопасности как таковую.

Кроме того, сегодня все больше свидетельств того, что глобализация не сокращает, а, наоборот, увеличивает разрыв между полюсами богатства и нищеты в отдельных государствах и регионах. Серьезное беспокойство в развивающихся странах порождает углубляющаяся пропасть с развитым миром, которую все труднее перепрыгнуть, тем более имея долговые гири на ногах.

Одним словом, многое еще предстоит сделать для того, чтобы придать глобализации действительно социально-ответственный характер, открыть доступ к ее преимуществам всем народам планеты. Для этого потребуется развернутая и согласованная стратегия устойчивого развития и процветания, основанная на принципах всеобъемлющей стратегической стабильности.

Недавно состоявшийся в Нью-Йорке Саммит тысячелетия наглядно продемонстрировал, что такая стратегия может быть разработана только совместными усилиями всего международного сообщества, а ее надежным гарантом должна стать Организация Объединенных Наций. Подчеркиваю - именно ООН, так как этот уникальный во всех отношениях всемирный форум на практике доказал свою центральную роль в регулировании международных отношений.

Россия приветствует сформировавшийся на Саммите тысячелетия консенсус в пользу закрепления ООН в качестве стержневой опоры современного миропорядка. Главное теперь - трансформировать в конкретные дела те договоренности, которые были достигнуты высшими руководителями всех государств мира в Нью-Йорке. Европейские страны должны самым активным образом включиться в эту работу. Ведь Европа имеет ключевое представительство в центральном органе ООН - Совете Безопасности. Шесть из пятнадцати членов Совета Безопасности ООН - европейские страны. Причем три из них - постоянные члены.

Да и в целом, на Европе лежит особая историческая ответственность. На протяжении веков наш континент занимал ведущее место в мировом концерте, предопределял базовые параметры развития международных отношений и всей человеческой цивилизации.

Разумеется, бурные процессы второй половины XX века внесли свои коррективы, причем немалые, в роль Европы на международной арене. В значительной степени утратив силовые рычаги воздействия на ситуацию в мире, Европа вместе с тем наращивает не менее важный потенциал: для многих регионов мира он служит моделью развития интеграционных процессов, демонстрирует способность к самообновлению, к проявлению солидарного партнерства и посредничества в урегулировании международных проблем.

Будучи " прародительницей" современного международного права, Европа получила после окончания " холодной войны" уникальный шанс силой собственного позитивного примера утвердить примат права и культуры мира в межгосударственном общении. Ведь трудно себе представить, чтобы страны, в которых родились и утвердились самые высокие стандарты правового государства, в области международных отношений практиковали модель поведения, основанную на патернализме, неравенстве и диктате.

В условиях зарождающегося многополярного мира это -принципиальный вопрос, так как пренебрежение международным правом неминуемо приведет к хаосу и возрождению противостояния на глобальном уровне. К сожалению, известные события на Балканах весной 1999 года свидетельствуют, что пока такую альтернативу нельзя полностью исключать. После натовских бомбардировок Югославии в мире вновь заговорили о том, что обеспечить собственную безопасность можно только военным путем, в том числе через приобретение оружия массового уничтожения. Уверен, что такое негативное развитие событий не отвечает интересам ни одного государства Европы. Но, как говорил великий Гете, " хотеть не достаточно, надо действовать".

Европа может и должна стать генератором всеобъемлющей стратегической стабильности в мире. В первую очередь это касается кардинального прогресса в деле разоружения при сохранении и укреплении ныне действующих договоров и соглашений в этой сфере.

Многое, естественно, будет зависеть от судьбы Договора по ПРО, которая напрямую связана с планами создания национальной системы противоракетной обороны США. Мы высоко ценим тот факт, что целый ряд ведущих европейских государств выступил вместе с нами и подавляющим большинством мирового сообщества в защиту стратегической стабильности. Хочется надеяться, что ряды сторонников сохранения Договора по ПРО на нашем континенте будут пополняться. В конце концов ядерное разоружение и нераспространение перестали быть предметом исключительного взаимодействия России и США, других ядерных держав. Необходимо действенное подключение к этим процессам всего мирового сообщества, в том числе всех европейских государств. Эта тема могла бы стать постоянной в трехстороннем диалоге Россия - Европейский союз - США.

Далеко не использован и совокупный европейский потенциал в решении других кардинальных проблем современности, в частности, в урегулировании существующих региональных конфликтов. Так, Россия, являясь коспонсором мирного процесса на Ближнем Востоке, считает важным более активное вовлечение в международные посреднические усилия Европейского союза. Причем сама близость в подходах к этому вопросу Москвы и Брюсселя позволяет нам действовать более согласованно, а, если потребуется, то и совместно на данном направлении.

И это лишь один пример. Убежден, что все мы только выиграли бы от более тесного взаимодействия европейских государств в различных регионах мира, будь то Средиземноморье, Азия или Дальний Восток.

Вообще, напрашивается вывод о том, что Европа может и должна говорить по целому ряду мировых проблем единым голосом. Думаю, что в этом плане заслуживает внимания опыт других регионов и их соответствующих структур, таких, как Организация африканского единства или АСЕАН, которым удается вырабатывать согласованные позиции.

Сегодня, надо признать, потенциал общеевропейского процесса используется далеко не эффективно. Возьмите хотя бы Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Через несколько дней начинается заседание Совета министров этой Организации. Оно проходит в год 25-летнего юбилея принятия Хельсинкского Заключительного акта, что, естественно, должно найти отражение в документах СМИД. Встреча министров призвана придать дальнейший импульс реализации и развитию итогов Саммита ОБСЕ в Стамбуле, подтвердить универсальный характер ОБСЕ, ее уникальное место в системе европейской безопасности. Надо признать, что на практике дело обстоит иначе. Сейчас явно просматривается тенденция заузить функции ОБСЕ, превратить ее в своего рода провинциальный форум с ограниченным кругом, в первую очередь гуманитарных, обязанностей. Из универсального механизма, вырабатывающего коллективную волю государств-участников, ОБСЕ рискует превратиться в инструмент воздействия на отдельные государства, своего рода " орудие принудительной демократизации".

Разве на это мы должны растрачивать потенциал единственной по-настоящему общеевропейской организации? Разве об этом думали авторы Хельсинкского Заключительного акта и Парижской хартии для новой Европы? Разве такую философию мы закладывали в Хартию европейской безопасности, принятую год назад в Стамбуле? Убежден, что нет.

Именно ОБСЕ должна стать тем форумом, на котором разрабатывались бы единые подходы европейских государств к основным проблемам современности, и который являлся бы механизмом диалога с другими региональными организациями. В этом - суть и ключевая политическая функция ОБСЕ, которую мы обязались укреплять и развивать. Это к тому же было бы реальным шагом к новой структуре международных отношений, в основе которой лежало бы взаимодействие ведущих региональных организаций при главенствующей роли ООН и неукоснительном соблюдении международного права.

Для того чтобы Европа была в состоянии сыграть роль движущей силы в формировании новой многополярной системы международных отношений, она сама должна стать мощным самостоятельным " полюсом". А это, по нашему глубокому убеждению, возможно лишь на путях превращения Европы в единое пространство стабильности и безопасности, экономического процветания и устойчивой демократии.

За последнее десятилетие нам удалось существенно продвинуться вперед по этому пути. Европа больше других регионов мира выиграла от окончания " холодной войны". Здесь произошли такие судьбоносные события, как объединение Германии и прекращение военно-политической блоковой конфронтации. Здесь крушение " железного занавеса" открыло невиданные ранее перспективы сотрудничества и сближения государств и народов на основе общих демократических ценностей.

И все же до конечной цели - создания единой " Большой Европы" - нам по-прежнему далеко. Думаю, что одна из причин состоит в том, что процессы в области безопасности и экономической интеграции сейчас развиваются главным образом на базе структур, которые охватывают далеко не все европейские государства. Между тем, совершенно очевидно, что сотрудничество в строительстве " Большой Европы" по определению должно быть общеевропейским. В этом - гарантия его надежности и эффективности. В принципе, следует исключить и конкуренцию между различными европейскими организациями, которые призваны не подменять, а взаимно дополнять друг друга.

В первую очередь, имею в виду взаимодействие в такой жизненно важной области, как обеспечение стабильности и безопасности на континенте. Здесь ОБСЕ также далеко не исчерпала своих возможностей. Это - единственная организация, которая включает все государства континента и рассматривает все аспекты безопасности. ОБСЕ реально способна взять на себя в перспективе роль координирующего звена системы европейской безопасности. Надо развивать механизмы общеевропейской Организации, связанные с различными измерениями безопасности, в частности, полнее использовать потенциал Форума ОБСЕ по сотрудничеству в данной области.

Россия также придает важное значение диалогу и сотрудничеству в области европейской безопасности и с Европейским союзом. В целом, наши отношения с ЕС выходят сейчас на новый уровень - уровень стратегического партнерства, создана их правовая база, активно развиваются механизмы политического и экономического взаимодействия.

Это соответствует и современному этапу в развитии интеграции в рамках Евросоюза. Выработка единой политики в области безопасности и обороны является новым направлением в его деятельности. Мы считаем вполне естественным стремление европейцев собственными силами обеспечивать свою безопасность и устранять кризисные ситуации, готовы конструктивно взаимодействовать. Как известно, в ходе Парижского саммита Россия - ЕС были достигнуты важные принципиальные договоренности по данным вопросам. В частности, будут изучены возможности вклада России в проведение операций Европейского союза по управлению кризисами. Конечно, потребуется совместная работа по формированию соответствующей правовой базы, механизмов учета интересов друг друга. Уверен, что это откроет хорошие перспективы для нашего совместного вклада в укрепление стабильности и безопасности в Европе.

Одной из европейских реалий в области безопасности является и НАТО. Никто не может упрекнуть Россию в недостатке политической воли к сотрудничеству с Североатлантическим альянсом. Мы приложили немало усилий для того, чтобы постепенно изжить враждебность и недоверие в наших отношениях, обусловленное тем, что НАТО в значительной мере ассоциируется с прошлым Европы. Об этом, кстати, свидетельствует и новая стратегическая концепция альянса, его акция против Югославии, политика расширения НАТО на Восток. Тем не менее, Россия пошла на постепенное восстановление работы Совместного Постоянного Совета Россия – НАТО - разумеется, при том понимании, что наши дальнейшие отношения будут строиться в соответствии с принципами и нормами международного права, Устава ООН, Хельсинкского Заключительного акта и Хартии европейской безопасности. Нам необходима твердая уверенность в том, что впредь альянс не допустит нарушений Основополагающего акта Россия - НАТО. Убежден: в общих интересах России и альянса укреплять взаимный диалог и сотрудничество.

Ясно, что никакая система европейской безопасности не будет надежной, если мы не найдем эффективного способа погасить локальные очаги напряженности и конфликтов на нашем континенте, прежде всего, на Балканах. Сегодня здесь открывается уникальный шанс - проявить солидарность с новым руководством Югославии, совместными усилиями помочь ему укрепить демократию в стране, а значит - безопасность и стабильность в масштабах всего Балканского региона. Требуется срочная помощь для восстановления разрушенной экономики СРЮ. Что касается России, то мы возобновили поставки газа Белграду.

Очевидно, что судьба демократии в Югославии в немалой степени будет зависеть от ситуации в Косово. К сожалению, все, что делалось до сих пор, в том числе администрацией ООН в Косово, фактически укрепляло позиции сепаратистов. Но теперь и здесь наступает момент истины: те, кто оправдывал подобные действия неприятием бывшего руководства в Белграде, должен, наконец, определиться в отношении главного вопроса - готовы ли они строго выполнять положения резолюции 1244 Совета Безопасности ООН, предусматривающей строгое уважение суверенитета и территориальной целостности СРЮ.

Надо отдавать себе отчет и в том, что сегодня в Косово создается прецедент, который может сказаться на урегулировании других межэтнических проблем на пространстве Европы.

Другое важнейшее направление строительства " Большой Европы" - формирование единого экономического пространства. Последние события, связанные с усилением нестабильности на мировом нефтяном рынке, продемонстрировали, с одной стороны, уязвимость, а с другой - взаимозависимость европейских стран в энергетической области. Поэтому совершенно естественно, что на недавнем Парижском саммите Россия и Евросоюз обсуждали проекты долгосрочного сотрудничества, призванного укрепить инфраструктуру гарантированного энергоснабжения всей Европы путем инвестиций в нефтегазовую промышленность России. Если нам удастся реализовать эти проекты, то в будущем будет легче противодействовать ценовой лихорадке, обеспечить стабильное функционирование экономики всех заинтересованных государств.

В то же время значение наших экономических отношений с Евросоюзом отнюдь не ограничивается энергетической сферой. Нефте- и газопроводы - это кровеносные сосуды европейского экономического организма, но отнюдь не весь организм. Поэтому мы решительно настроены на развитие широкомасштабного торгово-экономического сотрудничества с ЕС, включая такие области, как развитие европейских транспортных коридоров и телекоммуникаций, осуществление проектов в сфере высоких технологий и др.

Важным инструментом строительства действительно единого континента призван стать Совет Европы. Одна из его главных задач - содействовать выравниванию уровней демократического развития различных частей Европы, формированию единого цивилизованного пространства. Вместе с тем наивно полагать, что это произойдет сразу во всех странах континента. Скорее всего, здесь еще потребуется длительная и кропотливая работа. Важно, чтобы Совет Европы оставался верен своему изначальному призванию - быть не судьей, а помощником европейских стран в гуманитарной сфере, действовал в духе сотрудничества, а не отчуждения. Россия будет всячески содействовать укреплению этого важнейшего компонента стабильности и доверия на континенте.

Таково российское видение основных проблем общеевропейского строительства. Думаю, что из него ясно вытекает наше понимание собственной роли России в этом процессе. Для нас принадлежность к Европе, общность исторических судеб России и Европы, безальтернативность самого тесного партнерства с европейскими странами являются аксиомами. Приоритетность европейского направления нашла отражение и в новой Концепции внешней политики России. Все это теснейшим образом увязано и с решением внутренних задач: ведь очевидно, что, скажем, перспективы крупномасштабного экономического сотрудничества с Евросоюзом непосредственно зависят от наших внутренних преобразований: укрепления экономической стабильности, создания благоприятного инвестиционного климата, совершенствования законодательства и т. д. С другой стороны, создание Евросоюзом благоприятных для России условий сотрудничества способствовало бы успешному проведению таких преобразований, решению насущных социальных проблем.

В этом контексте особое значение имеет взаимодействие между Россией и Германией. За прошедшее десятилетие наши страны проделали уникальный по своему содержанию и масштабу путь к подлинному добрососедству и партнерству. Его отправная точка - " большой" Договор, десятилетие которого мы совместно отметили 9 ноября. Как сказал недавно Президент России В. В. Путин, этот договор стал моделью новых взаимоотношений между странами Восточной и Западной Европы. Он предопределил также совместно избранный курс исторического примирения народов России и Германии. Стабильные и дружественные российско-германские отношения - неотъемлемый элемент любой системы европейской безопасности.

Политическое руководство наших стран - и это еще раз наглядно продемонстрировали встречи и беседы Президента В. В. Путина и Канцлера Г. Шредера - решительно настроено придать отношениям России и Германии новый импульс, наращивать двустороннее сотрудничество, укреплять взаимодействие в международных делах.

Важно, чтобы эти принципиальные договоренности на высшем уровне теперь воплотились в конкретные проекты сотрудничества. Пришло время существенно перестроить, в частности, сложившуюся структуру двусторонней торговли. В условиях глобализации мировой экономики необходимы разворот к кооперации в высокотехнологичных и наукоемких отраслях, наращивание инвестиционного сотрудничества. Российским производителям есть что предложить в этом плане.

Герберт Квандт, имя которого носит Фонд, организовавший сегодняшний форум, любил говорить об ответственности предпринимателей, далеко выходящей за рамки " чистой" экономики. Убежден, что деловые круги России и Германии призваны внести свой весомый вклад в строительство всего комплекса двусторонних отношений.

Завтра мы с моим коллегой господином Фишером совместно откроем мемориальный знак в память о советских военнопленных, погибших в концлагере Заксенхаузен. Возможно, пришло время подумать о разработке общеевропейского проекта, - назовем его " Память Европы", - который увековечивал бы память жертв насилия на нашем континенте и служил делу воспитания народов в духе мира, терпимости и взаимного уважения.

Завершая выступление, хотел бы обратиться к словам гения немецкого народа Фридриха Шиллера: " Настоящая дружба правдива и отважна". В этом, на мой взгляд, залог ее прочности и долголетия. Именно так мы подходим к настоящему и будущему российско-германских отношений, их роли в строительстве единой и процветающей Европы.

Благодарю за внимание.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...