Выступление на пресс-конференции по итогам встречи
Выступление на пресс-конференции по итогам встречи Президента России В. В. Путина с Генеральным секретарем НАТО Дж. Робертсоном (Москва, 23 ноября 2001 года)*
И. С. Иванов: На встрече Президента России В. В. Путина с Генеральным секретарем НАТО Дж. Робертсоном был подведен первый итог совместной работы по приданию отношениям Россия-НАТО нового качества. Конструктивная и откровенная беседа позволила прийти к единому мнению о том, что российско-натовский политический диалог и практическое взаимодействие должны сыграть важную роль в решении актуальных задач обеспечения европейской и международной безопасности в условиях новой политической ситуации в мире. Мы исходим из того, что повышение качества нашего взаимодействия позволит создать такой механизм, который на деле обеспечивал бы участие нашей страны на всех стадиях процесса разработки и принятия решений и их последующей реализации. При этом создание нового формата " двадцатки" не означает полного отказа от механизма 19 плюс 1. Основополагающий Акт и созданный на его базе Совместный постоянный совет продолжают оставаться важным инструментом сближения позиций. В ходе сегодняшних переговоров мы провели сверку часов по актуальным вопросам нашего партнерского взаимодействия. Были обсуждены вопросы дальнейшего углубления российско-натовского сотрудничества в военной области, в том числе и проблематика европейской противоракетной обороны, сохранения и укрепления режима нераспространения оружия массового уничтожения и других вопросов. Мы подробно рассматривали вопросы взаимодействия в борьбе с международным терроризмом, ситуацию в различных регионах мира, в частности, на Балканах и на Кавказе. Россия и НАТО находятся сейчас на важном этапе дальнейшего совершенствования партнерских отношений, и мы условились продолжить эту кропотливую работу.
7 декабря в Брюсселе состоится заседание СПС на уровне министров иностранных дел России и НАТО. Это хорошая возможность для того, чтобы продолжить обсуждение всех важных проблем. Вопрос: Какие имеются возможности для полномасштабного сотрудничества между Россией и НАТО? Ответ: Последние контакты Президента России В. В. Путина с лидерами целого ряда западных государств, а также сегодняшние переговоры убедительно свидетельствуют о том, что у России и НАТО имеется политическая воля повысить качество партнерских отношений. Уже выдвинут ряд конкретных инициатив. Речь идет не о полноформатном вступлении России в НАТО, а о повышении качества партнерского взаимодействия. Состоявшиеся в Москве переговоры были нацелены как раз на то, чтобы проанализировать, какие области взаимодействия представляют особый интерес и в какой форме наше сотрудничество может развиваться в дальнейшем. Совершенно очевидно, что Россия и НАТО сталкиваются с общими угрозами и вызовами, а реальных результатов в противодействии им можно добиться, только объединив усилия. Наша задача заключается в том, чтобы выработать механизмы, которые бы позволяли эффективно взаимодействовать на данном направлении. Эта работа будет продолжена, важно действовать быстро и эффективно. Вопрос: Не могли бы вы конкретно уточнить, что хочет получить Россия от развития взаимоотношений с НАТО? Ответ: Этот вопрос следует рассматривать в иной плоскости. Что мы вместе можем сделать, какие общие интересы мы имеем и каким образом мы должны взаимодействовать для достижения поставленных целей? Особенность нынешнего исторического этапа состоит в осмыслении того, что мы являемся партнерами и что мы вместе должны решать стоящие перед нами задачи. Только действуя совместно, мы сможем добиться результатов в укреплении международной и европейской стабильности.
Осознание этого исторического момента проявилось наиболее наглядно в ходе российско-американского саммита на встречах Президентов России и США. Наша задача заключается в том, чтобы это осознание реализовать в практические дела.
Выступление на девятой встрече Совета министров иностранных дел ОБСЕ (Бухарест, 3-4 декабря 2001 г. )
Нынешнее заседание Совета министров проходит в весьма ответственный момент в развитии европейских и мировых дел. Беспрецедентный вызов, брошенный международным терроризмом, потребовал от всех нас столь же беспрецедентных усилий по укреплению солидарности и взаимной поддержки как в борьбе с этим злом, так и для противодействия другим угрозам безопасности и благополучию наших государств и их граждан. Совершенно очевидно, что Европа в лице ее наиболее универсальной и представительной региональной структуры, какой является ОБСЕ, не может остаться в стороне от этих усилий. Тем более, что стамбульская Платформа кооперативной безопасности нацеливает на усиление координации и партнерства между государствами и их объединениями в евроатлантическом регионе. Вызывает удовлетворение тот факт, что в результате непростых переговоров Совет имеет возможность принять содержательный документ о роли ОБСЕ в антитеррористической сфере. Тем самым мы вводим новое, чрезвычайно важное измерение в мандат ОБСЕ, подтверждаем востребованность нашей Организации и ее потенциала в деле укрепления глобального мира и стабильности при лидирующей роли ООН и строгом уважении норм и принципов международного права. Практическая роль, которую, в соответствии с этим документом, предстоит сыграть ОБСЕ в международной антитеррористической борьбе, делает вдвойне актуальными задачи по реформированию нашей организации. Россия выступала и выступает за глубокое и всестороннее обновление всей деятельности ОБСЕ в интересах обеспечения ей достойного места в международной архитектуре сотрудничества и безопасности.
В этом отношении нынешнее заседание СМИД обещает стать заметным событием в истории ОБСЕ, в деле строительства новой системы европейской безопасности. Комплекс принимаемых нами решений дает основание для серьезных надежд на выправление ситуации, которая, откровенно говоря, в последние годы не вселяла оптимизма. По нашему убеждению, необходимо совместно предпринять усилия для устранения функционального и географического дисбалансов в деятельности ОБСЕ, восстановления ее естественной роли как форума политических консультаций и принятия решений по ключевым вопросам европейской безопасности. Для этого имеются реальные условия. Наша организация обогащается новыми идеями и предложениями по активизации военно-политического и экономического измерений ОБСЕ. Их реализация позволит существенно повысить потенциал ОБСЕ, в т. ч. в антикризисной сфере. Важно без промедления взяться за это дело. Серьезные планы, насколько мы понимаем, связаны с дальнейшей активизацией гуманитарной составляющей в деятельности ОБСЕ. Важную роль в этом деле призваны сыграть Бюро по демократическим институтам и правам человека, а также полевые присутствия в регионах, где положение дел с правами человека и демократическими процессами обстоит неблагополучно. Мы убеждены, что преодоления кризиса ОБСЕ также следует добиваться через улучшение административных процедур, бюджетного процесса, менеджмента. Важнейшим условием остается адаптация политической повестки дня ОБСЕ и насыщение ее действительно актуальными общеевропейскими проблемами безопасности и сотрудничества, которые диктуются самой жизнью и интересами государств-участников. Это относится и к работе Постоянного совета, и к деятельности Форума по сотрудничеству в области безопасности. Процесс переосмысления своих приоритетов проходит сейчас во всех международных структурах. ОБСЕ здесь не должна отставать. Думается, главный вывод из нынешнего заседания сводится к следующему: всем нам нужно бережно относиться к уникальному механизму межгосударственного взаимодействия, которым остается ОБСЕ. Осознание общих угроз в сфере безопасности должно перевесить противоречия и различия во взглядах по некоторым частным проблемам. Договориться о реальных шагах по укреплению роли ОБСЕ в Европе - куда более важная задача. Россия готова внести свой конструктивный вклад в реализацию этой цели.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|