Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выступление на сессии Совета Баренцева/Евроарктического региона




(Мурманск, 15 марта 2001 года)*

Уважаемые дамы и господа!

На нынешней сессии завершается годичный период председательства России в Совете Баренцева/Евроарктического региона. В течение всего этого времени мы стремились к упрочению ткани партнерства на европейском Севере, к решению имеющихся здесь проблем через объединение усилий государств-членов и реализацию совместных проектов. Вероятно, не все удалось сделать так, как мы этого хотели. Но, думаю, что главная задача, которую мы ставили перед собой, в целом выполнена: в рамках СБЕР продолжается устойчивый процесс наращивания сотрудничества в интересах стабильности и экономического благополучия Баренцева региона.

Россия покидает пост председателя СБЕР более чем когда-либо убежденная в том, что развитие субрегионального сотрудничества является одним из самых эффективных ответов на вызовы глобализации, а применительно к Европе — незаменимым элементом будущей архитектуры европейской безопасности.

После окончания " холодной войны" открылась реальная возможность превратить европейский Север из зоны противостояния в зону добрососедства и сотрудничества. Сегодня мы видим реальные плоды усилий, которые были предприняты нашими государствами в интересах упрочения взаимного доверия, развития контактов между людьми.

Не могу не вспомнить в этой связи беспрецедентные по масштабу и открытости совместные действия России и Норвегии в связи с трагедией атомной подводной лодки " Курск". В России есть поговорка " друг познается в беде". То, как в Норвегии и других Северных странах откликнулись на гибель экипажа российской подводной лодки, говорит само за себя. Пользуясь случаем, хотел бы еще раз выразить искреннюю признательность нашим соседям по Баренцеву региону.

Оглядываясь назад, можно с удовлетворением констатировать, что благодаря СБЕР за относительно короткий срок в регионе удалось создать достаточно развитую инфраструктуру сотрудничества, которая охватывает самые разнообразные сферы: энергетику, транспорт, экологию, здравоохранение, образование, культуру, молодежную политику и др.

Однако наш опыт председательства в СБЕР говорит о том, что пришло время поставить перед Баренцевым сотрудничеством новые, более масштабные задачи. Главная из них, как нам представляется, состоит в том, чтобы добиваться постепенного выравнивания уровней социально-экономического развития наших стран и их сопредельных регионов. Это полностью отвечало бы цели, намеченной в Киркенесской декларации 1993 года о создании СБЕР, повышению качества жизни людей, живущих на Севере Европы. Скажу больше: это был бы наш общий реальный вклад в строительство Европы как действительно единого пространства экономического процветания, эффективно действующей демократии и надежного материального обеспечения прав человека.

Для этого, разумеется, потребуется сосредоточить дополнительные финансовые ресурсы, повысить внимание к Северу со стороны европейских государств и организаций. В этой связи мы придаем важное значение " Северному измерению" Европейского союза, с которым в настоящее время Россия разворачивает масштабный диалог и сотрудничество, нацеленные на формирование долгосрочных отношений стратегического партнерства. Ожидаем, что предстоящая 9 апреля в Люксембурге министерская конференция Евросоюза по " Северному измерению" поможет ускорить запуск конкретных проектов в рамках Баренцева сотрудничества и мобилизовать финансовые ресурсы на их реализацию.

Со своей стороны мы рассчитываем, что важный импульс этому сотрудничеству могут и должны придать те позитивные процессы, которые происходят сейчас в российской экономике. Я имею в виду конкретные меры Правительства Российской Федерации по улучшению инвестиционного климата, совершенствованию налогового законодательства, оптимизации импортных таможенных пошлин и т. д.

Россия будет и впредь добиваться повышения привлекательности наших северных регионов для иностранных и отечественных инвесторов. Полагаю, что в Баренцевом регионе постепенно создаются необходимые предпосылки для начала осуществления согласованных в СБЕР приоритетных инвестиционных проектов в Архангельской и Мурманской областях, Республике Карелия и Ненецком автономном округе.

Серьезное внимание мы уделяем совершенствованию в регионе при поддержке наших партнеров таможенной и пограничной инфраструктуры. Рассчитываем, что к началу туристического сезона мы сможем открыть международный автомобильный пункт пропуска Салла на российско-финской границе. Разворачивается строительство международного автомобильного пункта пропуска Борисоглебск на российско-норвежской границе.

Создавая оптимальные условия для комфортного и скорейшего прохождения людей и товаров через границу, нельзя забывать и о новых вызовах нашей общей безопасности, связанных с распространением организованной преступности, нелегальной миграции, контрабанды. Совершенно очевидно, что решить эти проблемы без ущерба для открытости и развития контактов между людьми можно только совместными действиями. В этой связи положительной оценки заслуживает опыт проведенной совместной операции по пресечению попыток ввоза товаров в Россию по так называемым двойным счетам, в результате чего многие десятки миллионов долларов не поступали в виде таможенных платежей в государственный бюджет. Мы твердо настроены на продолжение многостороннего взаимодействия таможенных служб региона по пресечению контрабанды и обеспечению справедливых условий для конкуренции на рынках наших стран.

Наращивание торгово-экономических связей невозможно без современных транспортных и коммуникационных систем. Реализация принятой в сентябре 2000 года в Санкт-Петербурге на встрече министров транспорта стран СБЕР Программы создания Баренцевой/Евроарктической транспортной зоны должна стать важным этапом в решении этой задачи.

Конкретным вкладом России на посту Председателя нашего Совета стали меры по активизации международного использования Северного морского пути. Надеемся, в период предстоящего шведского председательства набранная динамика работы по проблематике Севморпути будет сохранена.

Когда речь идет о проектах сотрудничества в СБЕР, то их отличительной особенностью является нацеленность на нужды конкретных людей. Наглядный тому пример — проект по совершенствованию эпидемиологического контроля и вакцинации населения в Архангельской области, в рамках которого прививки будут сделаны 79 тыс. детей.

Устойчивое развитие в Баренцевом регионе возможно только на основе бережного отношения к хрупкой северной природе, сохранения ее разнообразия. Принципиально важно, чтобы экологическое направление сотрудничества развивалось опережающими темпами. В этом плане позитивное значение имеет подготовка более 800 российских специалистов по программе " Чистое производство", ведущаяся работа по энергосбережению. После длительных и трудных обсуждений достигнут прогресс на переговорах по подготовке соглашения о многосторонней ядерно-экологической программе в Российской Федерации. Надеюсь, что его подписание уже не за горами.

Удовлетворение вызывает и сформировавшаяся в рамках СБЕР двухъярусная система сотрудничества, когда при реализации проектов объединяются усилия центральных и местных властей. Уверен, что принимаемые российским руководством меры по укреплению вертикали власти, в том числе созданию Северо-Западного федерального округа, будут способствовать как поддержке местной инициативы, так и оптимизации государственных ресурсов по обеспечению комплексного развития Баренцева региона. На это направлена и утвержденная Правительством 13 февраля с. г. Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации. В ближайшее время предстоит разработать план мероприятий по его развитию, в том числе и применительно к Баренцеву региону.

В заключение хотел бы выразить уверенность, что мы передаем дело руководства нашим Советом в надежные руки. Искренне желаем Швеции как новому председателю СБЕР успехов в деле дальнейшего развития Баренцева сотрудничества.

 

 


Россия – Европейский союз:

перспективы стратегического партнерства*

Ситуация, складывающаяся в Европе на рубеже третьего тысячелетия, по-своему уникальна. Впервые в истории континента здесь нет ни прямой конфронтации, ни враждебных друг другу военно-политических союзов. Европейские государства объединены общими демократическими ценностями. Все это создает реальные предпосылки для строительства безопасной и процветающей Европы, для ее превращения в единое социально-экономическое, правовое, культурное и экологическое пространство.

Отношения с европейскими государствами являются традиционным приоритетом внешней политики России. В течение последних трех столетий наша страна неизменно играла важную роль в развитии международных отношений на континенте, вносила свой неповторимый вклад в сокровищницу европейской цивилизации. Принятая в 2000 году обновленная Концепция внешней политики России определяет в качестве главной задачи на европейском направлении " создание стабильной и демократической системы общеевропейской безопасности и сотрудничества". Такая система не только наилучшим образом способствовала бы реализации национальных интересов нашей страны, но и, несомненно, отвечала бы долгосрочным интересам всех европейских государств.

В решении этой задачи естественным партнером России является Европейский Союз - крупнейшее интеграционное объединение в Европе и мире, а также один из важнейших " полюсов" формирующейся мировой многополярной системы. Президент России В. В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации отметил возрастающее значение наших усилий по налаживанию партнерства с Европейским Союзом, подчеркнув, что " курс на интеграцию с Европой становится одним из ключевых направлений российской внешней политики". Значимость для нас отношений с Европейским Союзом во многом связана с динамичными переменами, которые сегодня происходят в его рамках. Такие процессы, как дальнейшее расширение ЕС, утверждение евро как единой европейской валюты, наконец - становление новых интеграционных структур в политической, военной, правоохранительной и других областях, в значительной мере сказываются на развитии обстановки в масштабах всего континента и будут во многом определять его облик в XXI веке. Совершенно очевидно, что Россия как неотъемлемая часть общеевропейского пространства не может оставаться в стороне от этих процессов. Особое значение с точки зрения перспектив дальнейшего партнерства между Россией и ЕС имеет формирование общей внешней политики и политики в области безопасности ЕС (ОВПБ) и ее оперативной составляющей европейской политики в области безопасности и обороны (ЕПБО). Обретение Европейским Союзом, наряду с экономическим, также и военно-политического измерения открывает возможности для взаимодействия между Россией и ЕС по широкому кругу вопросов мировой политики. Мы - естественные партнеры в поисках совместных ответов на новые угрозы и вызовы европейской и международной безопасности. Принципиально важно, чтобы потенциал нашего сотрудничества реализовывался в интересах укрепления мира, стабильности и взаимного доверия, а также на базе строгого соблюдения Устава ООН и основополагающих норм международного права.

Принятая на саммите Россия - ЕС в Париже 30 октября 2000 года Совместная декларация об укреплении диалога и сотрудничества по политическим вопросам и вопросам безопасности в Европе создала основу для развития диалога между Россией и Европейским Союзом в области безопасности и обороны. Теперь предстоит конкретизировать идеи, заложенные в этом документе, перевести их на язык практического взаимодействия. В частности, Россия готова сотрудничать с ЕС в интересах укрепления безопасности и стабильности нашего континента, в том числе путем совместной выработки параметров будущих антикризисных операций с участием создаваемых сейчас сил быстрого реагирования Европейского Союза.

Наряду с совместным урегулированием кризисов повестка дня диалога между Россией и ЕС может быть успешно дополнена другими вопросами, актуальными для безопасности европейского континента. Речь идет прежде всего о проблематике стратегической стабильности и противоракетной обороны. Российские предложения на этот счет, в частности относительно ЕвроПРО, уже известны в Брюсселе. Не менее важное значение имело бы взаимодействие России и ЕС по вопросам разоружения, контроля над вооружениями и нераспространения. Диалог по этой проблематике уже начат и имеет многообещающие перспективы. Особого внимания требует проблематика региональной безопасности. Наиболее актуальны здесь такие проблемы, как урегулирование на Балканах, а также на Ближнем Востоке. Россия готова к взаимодействию с ЕС не только в этих регионах, но и везде, где наше сотрудничество могло бы внести позитивный вклад в укрепление международной безопасности и стабильности.

Россия исходит из того, что нашим общим интересам отвечает создание такой европейской архитектуры, которая обеспечивала бы равную безопасность для всех государств континента и была бы свободна от всякого рода разделительных линий, " серых" и " буферных" зон. В настоящее время на первый план в общеевропейском строительстве выходит принципиальный вопрос: какую модель безопасности в Европе мы хотели бы иметь через 10-15 лет? От ответа на этот вопрос во многом зависят будущая роль и взаимодействие различных европейских структур, включая ОБСЕ, ЕС и НАТО. Вполне естественно, данная проблема также могла бы стать одной из центральных тем политического диалога между Россией и Европейским Союзом. Вместе с тем пример сегодняшней Европы убедительно свидетельствует о том, что современное понятие безопасности отнюдь не сводится лишь к военно-политическому измерению. В условиях глобализации оно приобретает все более важные экономические, социальные и гуманитарные составляющие. Именно под этим углом зрения в России смотрят на перспективы дальнейшего развития и углубления интеграционных процессов на континенте. Выступая на саммите Европейского Союза в Стокгольме, президент России В. В. Путин подтвердил, что Россия не ставит перед собой сегодня и на обозримую перспективу цель вступления в ЕС. Однако нам небезразлично, каковы будут последствия расширения ЕС для экономических отношений со странами-кандидатами, равно как и со странами ЕС в целом. Ведь уже в настоящее время Союз является самым крупным торговым партнером России. На него приходится более 35 процентов нашего торгового оборота, а после расширения этот показатель может превысить 50 процентов. В этой связи важное значение приобретают переговоры относительно дальнейших перспектив торгово-экономического сотрудничества между Россией и ЕС. Особое место здесь принадлежит решению проблем, связанных с жизнеобеспечением Калининградской области. В целом имеется ряд объективных предпосылок для крупномасштабного экономического взаимодействия России и ЕС. В их числе - определенная взаимодополняемость наших экономик, которая находит проявление, например, в таких областях, как энергетика, взаимодействие научно-технических потенциалов, сопрягающийся рынок рабочей силы, формирующиеся трансъевропейские и даже трансъевразийские транспортные коридоры. Другой важный фактор - тенденция к сближению концепций экономической политики России и стран ЕС, нацеленных на развитие социально ориентированной рыночной экономики. Данная тенденция еще более окрепнет в результате вступления России в ВТО, которое остается нашей стратегической задачей. Членство в ВТО также улучшит доступ европейских товаров и услуг на российский рынок и будет содействовать решению торговых проблем, все еще имеющихся в наших отношениях с ЕС.

Россия заинтересована в широком привлечении инвестиций из стран ЕС. Хорошим фоном для развертывания сотрудничества в этой сфере являются позитивные тенденции в экономике России. В 2000 году достигнуты наилучшие макроэкономические показатели за весь период реформ: увеличение ВВП почти на 8 процентов, объема промышленного производства - на 9 процентов.

Особенно перспективным представляется долгосрочное инвестиционное сотрудничество в энергетической сфере. Речь идет, в частности, о поставках в Центральную и Западную Европу энергоносителей из России в обмен на инвестиции и технологии для российского топливно-энергетического комплекса. Взаимодействие в этой сфере способствовало бы укреплению энергетической безопасности континента, обеспечению необходимой основы для устойчивого роста европейской экономики. В качестве других перспективных направлений взаимодействия России и ЕС можно назвать сотрудничество в научно-технической сфере, а также в использовании транспортной инфраструктуры России. В частности, мы готовы развивать евроазиатские транспортные связи через территорию Российской Федерации, в том числе путем интеграции европейских транспортных коридоров с Транссибирской магистралью, а через нее - с железнодорожными системами Китая, Корейского полуострова и Японии. Это существенно уменьшит транспортные расходы при экспорте европейских товаров на азиатские рынки, сократит сроки их поставки. Столь же перспективно создание транспортных коридоров и систем перевозки грузов через Каспийское море на Иран и далее на арабские страны. Важным дополнительным резервом наращивания нашего взаимодействия в экономической области является использование возможностей субрегиональных интеграционных инициатив, таких, как Черноморское экономическое сотрудничество. Совет Баренцева/Евроарктического региона, Совет государств Балтийского моря, " Северное измерение" ЕС. По существу, через эти структуры успешно реализуется идея " Европы регионов", которая оправдала себя как одно из эффективных средств формирования на нашем континенте пространств стабильности и сотрудничества. Сегодня Россия и Европейский Союз несут совместную ответственность за то, чтобы все эти многоплановые усилия были сведены в единое русло строительства Большой Европы без разделительных линий. В этом - главное направление нашего стратегического партнерства в XXI веке.


Выступление на Х министерской сессии СГБМ

(Гамбург, 7 июня 2001 г. )*

 

Уважаемый господин Председатель,

Уважаемые коллеги,

Уважаемые гости,

Прежде всего хотел бы подчеркнуть, что Российская Федерация высоко оценивает итоги председательства ФРГ в Совете государств Балтийского моря. Это председательство было эффективным и, несомненно, способствовало последовательному утверждению СГБМ в качестве основного координатора взаимодействия государств региона. Важные шаги сделаны в плане укрепления партнерства с Евросоюзом. Есть продвижение в налаживании регионального сотрудничества в сфере информационных технологий, экологической безопасности, по линии неправительственных организаций. Одним словом, Россия, как будущий председатель СГБМ, принимает от Германии дела в хорошем состоянии.

Мы признательны за это нашим немецким партнерам, поскольку придаем региональному сотрудничеству на Балтике исключительно большое значение. Ведь здесь заложен огромный потенциал – и не только для наших стран, но и для строительства единой большой Европы. Наше взаимодействие в рамках СГБМ – это весомый вклад в формирование на всем континенте новой архитектуры межгосударственных отношений, основанной на демократических ценностях, уважении прав человека, верховенстве международного права.

В этой связи считаем важным и дальше укреплять общебалтийские механизмы сотрудничества. Целесообразно, например, продолжить практику встреч СГБМ не только на министерском уровне, но и на уровне глав правительств балтийских государств. Россия предлагает провести очередную такую встречу в июне 2002 года в Санкт-Петербурге. В таком случае министерскую сессию можно было бы созвать в марте 2002 года, приурочив её к 10-летию СГБМ. Местом ее проведения намерены избрать Калининградскую область.

Уважаемые коллеги,

Решение многообразных проблем Балтики немыслимо в отрыве от общеевропейских процессов и требует комплексного подхода. Отсюда –особый интерес к развитию всеобъемлющего взаимодействия нашего Совета с ЕС – прежде всего в рамках его " Северного измерения".

В нашем понимании " Северное измерение" призвано стать не просто очередной программой помощи, а современным форматом для равноправного сотрудничества государств на европейском Севере. Его повестку дня необходимо конкретизировать и расширять. В частности, речь идет о том, чтобы наряду с природоохранной составляющей усилить внимание к экономическому сектору, в т. ч. к развитию транспортной и приграничной инфраструктуры, к совершенствованию работы таможенных служб, к расширению энергетического сотрудничества.

В подборе и продвижении конкретных проектов сотрудничества пора переходить от слов к делу, осваивать новые источники финансирования. Важным первым шагом в этом направлении является представленный на конференции в Люксембурге Список приоритетов и проектов СГБМ. Он существенно дополняет те национальные приоритеты, которые обсуждаются в рамках двусторонних отношений стран-партнеров и ЕС по тематике " Северного измерения".

Одна из ключевых тем взаимодействия с ЕС в Балтике - урегулирование проблем, с которыми столкнется, а точнее, уже сталкивается Калининградская область в связи с предстоящим расширением Европейского союза. Что касается России, то мы хотели бы превратить Калининградскую область в " пилотный" проект нашего межрегионального сотрудничества с ЕС на длительную перспективу.

Разумеется, мы не снимаем с себя главную ответственность за обеспечение устойчивого развития области. Но многие вопросы, касающиеся визового режима, транзита, энергетики, рыболовства, могут быть решены Россией только совместно с Евросоюзом, а также Литвой и Польшей. Мы уже информировали Евросоюз о своем видении возможных развязок проблем жизнеобеспечения Калининградской области. Еврокомиссия, в свою очередь, подготовила конструктивный доклад по этой теме. В конечном итоге, рассчитываем выйти на конкретные, взаимоприемлемые, юридически обязывающие договоренности.

Совершенно очевидно, что решение этой задачи отвечает и интересам развития общебалтийского сотрудничества. Ведь, по большому счету, речь идет об интересах не только самой России и жителей Калининградской области, но и всего пространства Балтики. Именно поэтому мы считаем, что калининградская тема должна войти в повестку дня и нашего взаимодействия в СГБМ. При этом речь могла бы пойти, прежде всего, о возможностях балтийского участия в запуске и реализации конкретных многосторонних проектов по Калининградской области, - в том числе с использованием всего того позитива, который накоплен нами в рамках двустороннего приграничного сотрудничества.

Такой подход в полной мере соответствовал бы нашей общей установке на то, чтобы максимально развернуть наше сотрудничество на решение практических проблем, более оперативно откликаться на повседневные нужды регионов.

В этом контексте хотел бы особо поддержать работу, которая проводится группой личных представителей глав правительств государств Балтийского моря по борьбе с распространением инфекционных заболеваний.

Новым шагом в укреплении ядерной и радиационной безопасности на Балтике станет соглашение об обмене данными радиационного мониторинга. Россия присоединится к нему после завершения необходимых национальных процедур.

Весомым начинанием представляется также реализация проекта Еврофакультет в Калининграде.

Важнейшим направлением остается обеспечение равных прав и свобод всем жителям Балтийского региона. Это святая обязанность каждого из наших государств. С сожалением вынужден констатировать, что улучшение правозащитной ситуации в ряде стран региона идет все еще медленными темпами. Думаю, что здесь еще остается достаточно широкое поле деятельности для Комиссара СГБМ по демократическому развитию. Кстати, нам стоит внимательней присмотреться к тем инициативам, с которыми в последнее время выступает Европейский Союз, в том числе в плане налаживания межэтнических связей на Балканах.

Нельзя не приветствовать дальнейшее расширение сферы сотрудничества государств Балтийского моря. Уверены, что предстоящая в сентябре встреча министров обороны государств Балтийского моря в Швеции, безусловно, будет способствовать укреплению военно-политической стабильности на Балтике.

Стоит нам, как представляется, учитывать также и конструктивные начинания в других частях европейского континента. Один из примеров - создание государствами Причерноморья " Блэксифор". Впервые в мировой практике на региональном уровне формируется многонациональная военно-морская группа оперативного взаимодействия, предназначенная для действий в чрезвычайных ситуациях и выполнения сугубо мирных и гражданских задач - поисково-спасательных работ, гуманитарных операций, морского разминирования, экологического мониторинга и др. Причем все эти области применения " Блэксифор" находятся вне политики, а её деятельность построена по принципу ad hoc.

Это, - разумеется, лишь одна из возможных идей для дискуссий в СГБМ. По большому же счету, речь здесь идет о том, как развивать балтийское сотрудничество адекватно тем новым вызовам, с которыми сегодня сталкиваются европейцы, – применительно к нашему региону. Над этим нам еще предстоит совместно думать и работать.

Что касается приоритетов будущего российского председательства, то, в соответствии с регламентом нашей работы, готов их изложить по окончании сессии.

Спасибо за внимание.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...