Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Художественная информа'ция,




термин, раскрывающий специфику художест-
венного сообщения, к-рая состоит в том, что оно
оказывает эмоциональное воздействие, не пере-
дается стандартными нормализованными языка-
ми, а представляет собой систему индивидуали-
зированных художественных образов. Основные
свойства И. х. - раскрытие индивидуальной
сущности описываемых объектов знаковыми
средствами (Знак), соответствующий отобра-
жаемому объекту, передача знаковыми средст-
вами мировоззрения и личности автора сообще-
ния - художника. С одной стороны, многознач-
ность художественного знака является его необ-
ходимым свойством; с др. - невозможно сущест-
вование в иск-ве двух различных знаковых систем
с одинаковыми значениями. В текстах зави-
симость знака от контекста настолько велика, что
его значение может быть уникальным и не-
воспроизводимым. Отсюда невозможность адек-
ватного перевода художественного сообщения в
др. систему знаков и ограниченность его значения
контекстом системы, в к-рой знак используется.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА (<
лат. littera - буква), вид иск-ва. в к-ром матери-
альным носителем образности является речь
(словесные высказывания). Изображая предметы,
X. л. в отличие от изобразительных иск-в в соб-
ственном смысле слова (от живописи, скульптуры
и др.) и от синтетических иск-в (театра, кино,
ТУ) имеет дело с образами "невещественными"
(Лессинг), лишенными прямой зрительной
достоверности (наглядности), т.к. слово не обла-
дает чертами визуального сходства с тем. что оно
обозначает. Будучи невещественными, образы
X. л., однако, отнюдь не оторваны от сферы чув-
ственно воспринимаемого: они будят у читателей
яркие представления о видимой реальности.
X. л. - "это иск-во пластического изображения
посредством слова" (А. М. Горький). Можно вы-
делить две основные формы бытования X. л.: в
виде чтения как такового, и в составе восприятия
художественно-синтетического произведения,
где имеет место творческая интерпретация соз-
данного писателями и поэтами художественного
текста (инсценировки литературного произведе-
ния в театре, кино, на TV, в т. ч, оперные, балет-
ные и пантомимическая спектакли и кинофиль-
мы;
вокальная музыка; иллюстрирование книги
как соединение X. л. с графикой).

X. л. как род распадется на три основные ро-
довые группы: эпос (повествование о событии),
лирика (субъективно- эмоциональное размышле-
ние), драма (диалогическое изображение собы-
тий). Разделение литературы на роды - предпо-
сылка дальнейшего членения ее на виды и жанры.
Жанры определяются на основе принадлежности
произведения к литературному роду, пре-
обладающего эстетического качества (идейно-
оценочного настроения - сатирического, патети-
ческого, трагического), объема произведения и


способа построения образа (символика, аллегория,
документальность): эпические Ж. (героическая
поэма, роман, рассказ), лирическая (ода), элегия,
стих, песня, романс, газель, сонет), драматические
(трагедия, комедия); более дробное деление
исходит из преобладающей тематики (роман
бытовой, психологический) и т. д. В режиссуре
театрализованных представлений заимствуются
литературные герои, придумываются конкурсные
задания на знание X. л., делаются инсценировки и
т. п.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ДЕ'ЙСТВИЕ, 1)
творческий акт создания художественного об-
раза, X.
д. осуществляется условными художест-
венными выразительными средствами и побуж-
дает людей к образному эстетическому и нравст-
венному познанию и ощущению явлений окру-
жающего мира и самих себя. 2) Воздействие на
зрителей посредством художественного образа.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБЩЕ'НИЕ, общение
людей средствами иск-ва. Иск-во, это сила,
помогающая людям ориентироваться в постоянно
усложняющейся системе взаимоотношений
людей, эмоционально интерпретировать ее кон-
кретные формы и проявления, эстетически ос-
ваивать окружающий мир, воспитывая способ-
ность ощущать и осознавать жизнь как целое.
Иск-во, как X о., побуждает творческий потен-
циал личности, стимулирует ее самовоспитание,
шлифует способность к эмоционально-
эстетическому восприятию жизненных ситуаций,
одновременно заключая в себе критерии их
оценок. Не случайно, об иск-ве говорят как о
«защите духовных ценностей в новых условиях»
(Р. Быков) и как об "организации нашего поведе-
ния на будущее" (Выгодский).

Массовое театрализованное действие, как оп-
ределенный вид жизненного общения художест-
венными средствами, является важным проявле-
нием жизнедеятельности личности и общества в*
целом. Оно реализует их устремления- к более
здоровому, гармоничному существованию X. о.
воспитывает человечность и глубину духовного
взаимодействия людей.

ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ, мера эстетической
ценности произведения иск-ва, степень его
красоты. Критерий X. предполагает соответствие
специфического содержания иск-ва реальной
действительности, а также соответствие содер-
жания
его форме, достигаемое талантом и мас-
терством художника Методически сущность эл-та
X. может быть осмысленна как широкое син-
тезированное использование разнообразных
эмоциональных средств выражения в драматур-
гии
представления (образного слова, муз. фраг-
ментов, кинодокументов, театрального, панто-
мимического или хореографического действия и

Т.Н.)

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ. 1) относящийся к
иск~ву, к деятельности в области иск-ва (X. руко-
водитель, X. училище). 2) Изображаемая дейст-
вительность в образах (X. произведение, X. ли-



 


тература). 3) Отвечающий требованиям иск-ва,
эстетического вкуса, эстетический, красивый (X.
вкус, художественно исполнить роль),

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ О'БРАЗ, 1) форма

мышления в иск-ве. Конкретно-чувственное и, в то
же время, обобщенное воссоздание жизни,
пронизанное эмоционально-эстетической оценкой
автора. 2) Способ отражения действительности в
иск-ве, характеризующийся нераздельным ед-вом
чувств и смысловых моментов, облеченное в форму
конкретного, индивидуального явления (поэт мыслит
образами; артист вошел в О.). X. о. рождается в
воображении} художника, воплощается в
создаваемом им произведении в той или иной
материальной форме (пластической, звуковой,
жестом имической, словесной) и воссоздается в
воображении воспринимающего иск-во зрителя,
читателя, слушателя. В массовом театрализованном
действии О. х. создается в реальном общении людей
художественными средствами, организованными
реж-ром и при активном сотворчестве зрителей и
всех участников праздничного действия, создающих
образ события, образ общения, образ действия.
(Документальный образ. Образ-маска,

Пластический образ, Словесный образ, Лента
образов. Образное решение. Образность),

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПОСТУПОК, участие
чел-ка в жизненном театрализованном действии, в к-
ром он публично выражает свое отношение к
жизненному событию, к проблемной жизненной
ситуации праздника. Живое развитие массового
театрализованного действия дает возможность его
реальным участникам и' исполнителям лично
утверждать своим художественным действием
высокие жизненные духовные ценности и идеалы.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФОН, условное на-
звание специфического средства режиссуры
спортивно-массового представления; живой экран,
созданный из массы участников (от 3-х тысяч чел-к и
больше) на одной из трибун стадиона, на к-ром
создаются различные картины. Впервые в России он
был применен в 1946 г. во время проведения
Всесоюзного парада физкультурников на стадионе
"Динамо". 7 тысяч чел-к, держали в руках цветные
планшеты в виде раскрывающихся книг.

В построении рисунков X. ф. заложен принцип
детской игры "Мозаика". Чтобы составить
мозаичный рисунок на X ф., надо иметь: 1) предмет
для построения рисунка, 2) программу действия для
каждого участника 3) систему управления X. ф

Предмет - эл-т мозаики, по своим размерам он
должен быть таким, чтобы при создании рисунков
закрывать собой участников, и в то же, время давать
возможность легко и свободно управлять им при
смене рисунка. Этим требованиям более всего отве-
чает, фонирующий флажок - кусок материала
размером 50x50 см или 50x60 см с двумя палочками -
древками, вшитыми с двух


сторон. Используются также цветные манишки,
шапочки, бумажные веера, бумажные полусферы,
картонные листы разного цвета, плотная бумага,
сброшюрованная в альбомы и т. п.

Программа обеспечивает каждому участнику X.
ф. безошибочный показ нужного предмета или цвета
предмета для составления любого рисунка,
запланированного сценарием.

Основные приемы создания живого X ф.:

1. Прием "О ж и в л е н и е". Основан на воз-
можности производить флажком колебательные
движения.. Левой рукой натянутый флажок
держится неподвижно, а правой воспроизводится
многократные быстрые движения древком вперед-
назад. Этот прием позволяет как бы "оживлять"
рисунок или отдельную его деталь. Напр.. на экране
"горящий факел" на голубом фоне. Если участники,
изображающие пламя факела, будут делать
качательные движения флажками, а все остальные
держать флажки неподвижно, то создается
впечатление нек-рой достоверности горения огня, а
рисунок в целом получается более объемным и
контрастным.

2. Прием "Вставание" применяется для вы-
деления рисунка или его детали на общем фоне
экрана. Напр., на экране появляется слово "МИР"
голубого цвета на белом фоне. Используя этот
прием, участники, открывал голубые флажки,
встают и держат их стоя, в то время, как участник с
белыми флажками продолжают сидеть. Слово
"МИР" становится объемным и контрастны.

3. Прием "Перевертка" В нем используются
двухсторонняя расцветка фонируюших флажков.
Напр., показывается эмблема труда "Серп и молот"
желтого цвета на красном фоне экрана. Если по
команде режиссера все участники фона
одновременно перевернут флажки, то произойдет
перемена цветов - эмблема станет красного цвета, а
фон желтого. Перевертка флажка делается пальцами
рук. Указательные пальцы одновременно
переносятся на другую сторону древок, т.е.
вовнутрь, а большими пальцами, предварительно
перенеся их наружу, производится перевертка
движением верхнего обреза флага в направлении от
себя.

4. Прием "Залив". В рассмотренных выше приемах
участники действовали одновременно:
по сигналу режиссера открывали флажки (пока-
зывали рисунок) или делали перевертку (изменяли
цвет рисунка). В приеме "залив" используется
возможность выполнения упражнений большой
массой участников разновременно - поочередно или
с некоторым отставанием, т.е. по принципу
поточных упражнений. При использовании данного
приема появление рисунка или замена одного цвета
другим происходит постепенно. "Залив" сверху,
снизу, к центру, из точки, к точке и т.п. Режиссер,
подавая команду на выполнение этого приема,
предварительно указывает начало и направление
движения "залива" по экрану фона.



5. Прием "Блик". Основой этого приема также
является перевертка, т. е. использование
двухсторонней расцветки флажков, однако, ха-
рактер перевертки здесь совершенно иной. В
данном случае перевертка выполняется не окон-
чательно, а только на очень короткое время по-
казывается обратная сторона флажка, т.е. другой
цвет, и флажок снова возвращается в исходное
положение. Поэтому техника работы с флажком
здесь отличается от обычной перевертки. "Блик"
выполняется не пальцами, а кистями рук, что
позволяет быстрее возвратить флажок в исходное
положение. При этом движение флажка про-
изводится только на себя, а не от себя, как при
перевертке. Движение "блика" по экрану фона
можно создать практически из любой его точки,
так же как при "заливе". Однако, если для вы-
полнения "залива" достаточно одной команды на
его начало, а затем участники воспроизводят
прием самостоятельно, то "блик" от начала и до
конца организуется реж-ром и выполняется уча-
стниками под его счет как поточное упражнение.

6. Прием "Машинопись". Использует воз-
можность большой массы участников выполнять
мозаичный рисунок по частям в нужной после-
довательности. Чаще всего этот прием приме-
нятся при написании слов, чисел. Появление букв
и цифр на экране фона происходит поочередно,
т.е. так же, как при печатании их на пишущей
машинке (отсюда и название приема). Данный
прием значительно разнообразит фон. делает его
более динамичным и красочным.

7. Прием "Телетайп". Применяется также при
написании текстов на фоне: Прием получил
название в связи с прерывистым движением
строчки на экране фона слева направо, т.е. так же,
как при печатании на ленте телетайпа. Разработка
текста, построенного на использовании этого
приема, практически не отличается от со-
ставления программы любого движущегося ри-
сунка - "мультяшки".

8. Прием "Наплыв". Применяется с целью
придать особое звучание рисунку или слову
Напр., на экране появляется слово "СВОБОДА".
к-рое быстро увеличивается в размерах, как бы
наплывает на зрителей. Движение останавлива-
ется только тогда, когда изображение занимает
весь экран. Этот прием также построен на прин-
ципе раскадровки движения, т.е. построения
любого движущегося рисунка. Обычно готовятся
три-четыре кадра, на к-рых слово " СВОБОДА "
делается разных размеров. Быстрая смена кадров
в определенной последовательности (от малого
изображения к большому) создает эффект дви-
жения - увеличения рисунка на экране фона.

9. Прием "Кассета". Чтобы показать несколько
картин подряд участникам фона каждый раз
приходится менять флажок, т.е. закрывать один
флажок, готовить и по команде режиссера
открывать другой и т. д. Иногда темпо-ритм ра-
боты фона не устраивает режиссера, особенно,
когда фон в представлении ведет сольную пар-


тию. В этом случае и применяется данный
прием. Каждый участник готовит к показу не
один рисунок (один цвет), а одновременно
несколько рисунков (несколько цветов), т. е.
собирает по программе "кассету" из флажков
нужной расцветки. Время, затраченное на
подготовку "кассеты" компенсируется тем, что у
режиссера появляется возможность менять
рисунок в более быстром темпе. Флажки в
"кассету" складываются каждым участником
строго по программе, соблюдая очередность
показа цвета. Работа с "кассетой" требует
большой сосредоточенности внимания и
расторопности участников. Они должны точно
знать и помнить последовательность
расположения флажков в "кассете", а также
своевременно выполнять необходимые приемы
(перевертывать "кассету", отбрасывать уже
использованные флажки себе на колени, чтобы
иметь возможность показать следующий по про-
грамме цвет и т. д.)

10. Прием "Проявление". Возникновение
этого приема связано с использованием на фоне
флажка квадратной формы. Впервые такой фла-
жок был применен на праздниках открытия я
закрытия Олимпиады-80 в г. Москве. Наиболее
удобным оказался флажок размером 50x50 см.
Особенность этого флажка в том, что он, во-
первых, облегчает составление мозаичных ри-
сунков художнику и увеличивает возможности
фона; во-вторых, что самое главное, позволяет
участникам держать его не только двумя руками,
но одной. Удерживая флажок одной рукой на
уровне глаз за древко (второе древко внизу - на-
тягивает флажок), участник освобождает другую
руку, в результате чего появляется возможность
при необходимости беспрерывно, не зарывая
фона, показывать подряд несколько рисунков
или цветных фонов Так появился прием "прояв-
ления". Практически он выполняется так: удер-
живая открытый флажок, напр., левой рукой на
уровне глаз, участник правой берет другой фла-
жок и совмещает его с уже открытым, затем мед-
ленно опускает флажок в левой руке. Рисунок
при этом появляется медленно, напоминая эф-
фект возникновения снимка на фотокарточке при
проявлении. Теперь, показывая рисунок правой
рукой, участник может свободно действовать
левой и т д. Этот прием по исполнению значи-
тельно легче, чем прием "кассета", а восприни-
мается эффектнее. Поэтому на фоне с квадрат-
ными флажками прием "кассета" практически не
применяется. Основным здесь является прием
"проявление".

Указанные выше приемы применяются ре-
жиссерами не только в чистом виде, как они
описаны. Очень часто при показе одного рисунка
они совмещаются Напр., прием "оживление"
сочетается с приемом "вставание", прием "вста-
вание" - с "заливом", прием "машинопись" - с
вставанием и т. д. Это уже сфера творческой
деятельности режиссера.




Управление фоном. Чтобы установить зву-
ковую связь реж-р - участники X. ф., делается т. н.
подзвучка. В районе расположения X. ф.
устанавливаются динамики строго направленного
звучания на определенные участки экрана, а у
режиссера на пульте оборудуется микрофон.
Система подзвучки организуется так, чтобы все
реплики и команды режиссера были равномерно
слышны всем участникам X. ф., но не доносились
бы до зрителей.

Звуковая система связи подстраховывается
отдельными эл-тами зрительной связи. Напр.,
номера рисунков, называемые реж-ром по мик-
рофону, обязательно дублируются показом
планшетов с соответствующими цифрами.
Управление X. ф. требует от участников и ре-
жиссера предельного внимания

Функции X. ф. Фон как зритель. Очень часто
фон используется постановщиком спектакля в
роли лидера в создании необходимого эмо-
ционального настроя в зрительном зале. Он по-
могает реж-ру активизировать зрителя, направ-
ляя его эмоции и активность в нужное русло (ап-
лодисменты, скандирование лозунгов, выполне-
ние простых действий, и т. д.)

X. ф. как активный участник действия,
происходящего на поле: своими рисунками, пла-
катами, лозунгами он сопровождает их, подчер-
кивая определенную мысль режиссера, раскры-
вая тему представления.

X. ф. как участник массовых упражнений. В
отдельных случаях постановщик представления
подключает участников фона к выполнению
массовых упражнений, исполняемых на поле
стадиона. Это значительно усиливает общее
действие, делает его более мощным, массовым.
Иногда участники фона выполняют массовые
упражнения даже при показе рисунка.

X. ф. как экран, на к-ром демонстрируются
кинокадры. В этом случае фонирующие флажки
делаются из специального (экранного) материа-
ла.

X. ф. как солист, когда ему отдается само-
стоятельный номер (напр., в прологе)

ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕ-

ДЕНИЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ, Целостность ху-
дожественного произведения.

ХУДО'ЖНИК, тот, кто творчески работает в
той или иной области иск-ва. 2) То же, что живо-
писец. 3) Тот, кто выполняет что-то с большим
художественным вкусом, мастерством. (Худож-
ник главный. Художник по свету, Художник-
сценограф).

ХУДО'ЖНИК ГЛА'ВНЫЙ, Главный ху-
дожник.

ХУДОЖНИК ПО СВЕТУ, член постано-
вочной группы,
осуществляющий световое реше-
ние праздника, театрализованного представле-
ния. Совместно с главным реж-ром X. по с. соз-
дает световую партитуру, определяет необхо-
димый набор светотехнических средств, опреде-
ляет количество технических исполнителей (ос-


ветителей сцены и электриков) и руководит их
работой: следит за качеством аппаратуры, при-
нимает необходимые меры по ее ремонту, взы-
скивает недостающую аппаратуру, проводит ре-
петиции
и обеспечивает воплощение световой
партитуры на представлении.

ХУДО'ЖНИК-СЦЕНОТРАФ, художник,
создающий образное пространственное решение
спектакля, представления. (Сценография).

ХЭ'ППЕНИНГ (англ, happening - происше-
ствие, событие, случай), "театр действия" или
"коллаж ситуаций и происшествий, происходя-
щих в пространстве в определенный период вре-
мени " - форма совместного театрализованного
действия игры, которую активно использовали в
своих целях деятели западного поп-арта в конце
50 - начале 60-х гг. Суть заключалась в том, что
все зрители (они же участники) вовлекались в
серию спонтанных, импровизированных поступ-
ков, копирующих повседневный быт (еда, одева-
ние, бритье и т. п.) или нарочито абсурдных (со-
вместное уничтожение нового рояля или автомо-
биля, манипулирование с большим количеством
пены или какими-л. предметами, продуктами
питания), лишь в самых общих чертах запро-
граммированных в примитивном сценарии. Ос-
новные приемы вовлечения зрителей в подобные
действия - заманивание и провоцирование в ус-
ловиях специально созданной окружающей сре-
ды. Психологическое зерно X. - отступление от
нормы, в нарушении общепринятого, в полной и
разнузданной раскованности, в стихийном само-
выявлении, в дозволении инстинкту возобладать
над рассудком. X. стал одним из одной из форм
скандализирования и эпатирования окружающих:
людей обливали вареньем, кидали в них
зажженные сигареты резали на них платье и т. д.
В середине 60-х гг. возникло течение "политиче-
ского X.", в к-ром участники скандировали ло-
зунги против войны во Вьетнаме, протестовали
против политики реакционных правительств,
исписывали мостовые и стены домов всевозмож-
ными политическими призывами и т. д. Такие X.
широко разыгрывались на улицах, в аудиториях,
на стадионах. (Активизации аудитории I Прие-
мы).

Ц

ЦВЕТ, световой тон чего-н., окраска Свойство

света вызывать определенные зрительные
ощущения в соответствии со спектральным со-
ставом отражаемого или испускаемого излучения.
Одно из изобразительных средств иск-ва,
основанное на природе зрительных ощущений и
способствующее отражению многообразия
предметного мира во всем его красочном богат-
стве. Ц. обладает и большими выразительными
возможностями, позволяющими передать эмо-
ционально-смысловой настрой художественного
произведения. Использование Ц. в художествен-



ном произведении зависит от многих факторов
(техники, стиля, вида иск-ва, авторского замысла
и индивидуальности мастера), он служит важ-
нейшим компонентом художественного образа.
Система цветовых сочетаний в живописи прояв-
ляется как колорит, а в архитектуре - как поли-
хромия. В колорите и полихромии большое зна-
чение имеют свойства разных Ц. (теплых и хо-
лодных, т. е. красных, желтых и оранжевых, си-
них, зеленых и фиолетовых) соотноситься друг с
другом, быть яркими или сдержанными, интен-
сивными и блеклыми, спокойными или напря-
женными. На характер восприятия Ц. в художе-
ственном произведении влияют степень осве-
щенности, удаленность от наблюдателя, связь с
окружающей средой. Ц. имеет большое значение
в организации синтеза иск-в. технической
эстетике Особенно широко изобразительно-
выразительные возможности Ц. проявляются в
таких синтетических иск-вах. как киноиск-во и
телевидение, в светомузыке (Синестезия), в те-
атрализованных представлениях.

Свет и цвет- активные средства пластической
художественной характеристики персонажей,
атмосферы действия, развития событий.

Ц. и свет являются источником мгновенной,
дающей более 90% поступающей в мозг через
зрение информации, несущей комплексный ха-
рактер (физической, психологической, эстетиче-
ской).

Цвета делятся на три группы: цветные (хро-
матические), нецветные (ахроматические), про-
изводные (коричневые - смесь хроматических и
нехроматических).

ЦВЕТОМУЗЫКА, Светомузыка.

ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ, наличие ясной
и определенной цели, стремление к ее достиже-
нию.

ЦЕ'ЛОЕ, все без изъятия, полное, нечто еди-
ное, неразделимое.

ЦЕ'ЛОГО ЧУВСТВО. Чувство целого.

ЦЕЛОСТНОСТЬ (ЦЕЛЬНОСТЬ), то, что не
имеет недостатка ни в одной своей части, один из
важнейших критериев художественности. Ц.
есть нечто определенное, объемлющее собой все
различные свои части, но какие бы эл-ты ни
усматривались в ней, она продолжает быть
неделимой.

ЦЕЛОСТНОСТЬ ХУДО'ЖЕСТВЕН-

НОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ, существенная ха-
рактеристика произведения иск-ва. к-рое пред-
ставляет материально-идеальную систему, некий
художественный мир. Это произведение, к-рое
уже чисто в физическом отношении всегда орга-
низованное в пространстве и времени. Ц. х. п.
имеет двойственный противоречивый характер,
к-рый выражается в наличии материально-
чувственной внешней и внутренней (духовной)
сторон, формы и содержания, знака и значения.
Эти стороны находятся в диалектическом ед-ве.

Произведение иск-ва - это организованное це-
лое.
Слово, звук, жест, мрамор и т. п. существу


ют вне произведения, до него, как материал,
волею художника и в соответствии с его
замыслом приводится в определенное
соотношение, взаимосвязь, имеющую

устойчивый характер (в рамках произведения).

В то же время, любое произведение иск-ва,
будучи органической целостностью как ед-во
определенного содержания и формы, и в этом
смысле, завершенным, одновременно предстает
открытой, развернутой к личности восприни-
мающего (читателя, слушателя), т. е. потенци-
ально незавершенной художественной системой,

В течение всей жизни художественного про-
изведения, протекающей в историческом про-
странстве и времени, оно способно от эпохи к
эпохе каждый раз в акте его исполнения и вос-
приятия раскрываться по особому, стать поводом
к открытию в нем новых смыслов, акцентов ню-
ансов и т. п.

Практика режиссуры ставит проблему худо-
жественной Ц. как ключевую проблему профес-
сии, как ее смысл и цель. Все эл-ты театральной
Ц.: актер, его психологическая жизнь и пласти-
ческая выразительность, мизансцена, звук, свет,
декорация'»,
т. д. должны находиться в со-
подчинении, быть взаимно обусловленными и
пояснять друг друга. (Композиция).

ЦЕЛЬ, идеальное, осознанное, мысленное
предвосхищение результата, на достижение к-
рого направлено действие чел-ка. В качестве
непосредственного мотива Ц- направляет и регу-
лирует человеческую деятельность. Содержание
Ц. зависит от объективных законов действитель-
ности, реальных возможностей субъекта, приме-
няемых средств.

ЦЕЛЬНОСТЬ, Целое, Целостность.

ЦЕНТРАЛЬНОЕ СОБЫТИЕ, Событийный
ряд.

ЦЕРЕМОНИА'.Л. официально принятый
распорядок церемонии' (торжественного приема,
шествия и т. п.).

ЦЕРЕМОНИЯ (< лат. caerimoma - благого-
вение, культовый обряд), торжественный офици-
альный акт, при проведении к-рого установлен
определенный порядок - церемониал. 2) Особен-
но Торжественный ритуал.

ЦИРК (< лат. circus - круг), 1) в Древнем Ри-
ме - место для конных состязаний и состязаний
колесниц, для травли зверей, боев гладиаторов,
кулачных боев и т д 2) Здание с ареной (мане-
жем) и амфитеатром для зрителей, где даются
цирковые представления. 3) Вид иск-ва, специ-
фика к-рого заключается в создании художест-
венного образа
при помощи движений, трюков,
актерского мастерства. Решая как бы сверхзада-
чу,
демонстрируя виртуозно-свободное владение
трудно осваиваемым предметом (животными,
пространством, своим телом и чувствами), цир-
ковой артист творит по законам эксцентрично-
сти,
раскрывая высшие человеческие возможно-
сти. Слагаемыми циркового образа являются
также.музыка, грим, костюм исполнителя.



Иск-во Ц. играет существенную роль в эмо-
циональном воздействии на зрителя. Театрализо-
ванные вечера, представления, праздники не об-
ходятся без цирковых атрибутов: веселых экс-
центрических номеров, ярких костюмов, масок,
иллюзионных номеров и т. д. Жанры Ц.; клоуна-
да, акробатика(силовая, прыжковая, пластиче-
ская, вольтижная и др.). эквилибристика (на ка-
тушках, на шаре, на вольностоящих лестницах, на
переходной лестнице, на проволоке, на канате, на
штейн-трапе, на велосипедах), жонглирование
(сольное, силовое, антиподистское), мани-
пулирование, гимнастика, пантомима, муз. экс-
центрика,
иллюзионизм, наездничество, дресси-
ровка животных, "оригинальный жанр" и т. д.

ч

ЧАСТУШКА, произведение устной народ-
ной поэзии, лирическая или лирико-комедийная
миниатюра - четверостишие или двустишие (ли-
рическое или злободневное, шутливое), испол-
няемое на определенный напев. На эстраде Ч. -
составная часть куплетного жанра. Они еще бо-
лее лаконичны и просты по своей структуре, чем
куплеты. Ч. за редким исключением всегда че-
тырехстрочны. Для Ч характерна простая сло-
весная и муз. форма, точность в выборе темы,
любовь к острому слову, ясность мысли, энер-
гичность и краткость. Один из часто встречаю-
щихся в частушках приемов - повтор, своеоб-
разный «крупный план», цель к-рого - выделение
наиболее важной мысли

Виды Ч.: сольные (мужские и женские), Ч.-
диалоги, групповые, плясовые (двух- и четырех-
строчные), Ч с припевом, двухстрочные "стра-
дания", "семеновна". "матаня" и т. д. Ч. может
включать в себя и трагическое, и публицистиче-
ское содержание Они могут исполняться под
балалайку, гармошку, баян, группу народных
инструментов.

ЧИ'СТЫЙ ПРО'ФИЛЬ, ракурс сценический,
в
сценической композиции применяется реже,
чем абсолютный фас. Главный недостаток Ч п. в
том, что он наименее универсален с т. зр. обо-
зреваемости. Профильная фигура в середине
сцены одной половиной зала читается как полу-
лицевая, др. - как полуспи'нная. А эти два ракур-
са служат различным задачам и обладают неоди-
наковыми выразительными возможностями, Ч. п.
в статике лучше всего помогает создать эффект
окаменелости человеческой фигуры.

ЧТЕ'НИЕ ХОРОВО'Е, Хор речевой.

ЧУВСТВА, 1) (психол.) дифференцирован-
ные и устойчивые эмоции, возникающие на ос-
нове переживаний чел-ком своего отношения к
предметам и явлениям действительности, на ос-
нове высших социальных потребностей чел-ка
(Ч. интеллектуальные, Ч. эстетических, Ч. нрав-
ственных). В этом смысле Ч связаны с представ-
лением или идеей о нек-ром объекте - конкрет-


ном или обобщенном (напр., Ч. любви к
Родине, к человеку). Сильное, абсолютно
доминирующее Ч. называется страстью,
События, сигнализирующие о возможных
изменениях в жизни чел-ка, наряду со
специфическими, могут вызвать также изменения
общего эмоционального фона -т. и. настроения.
Формирование Ч. - необходимое условие
развития чел-ка как личности. Само по себе
знание мотивов, идеалов, норм поведения
недостаточно для 'того, чтобы ими
руководствоваться, только, став предметом
устойчивых чувств, эти знания становятся реаль-
ными побуждениями к деятельности. Ч. обшест-
'венные обусловлены исторически, как и сама
личность. 2) (В театре) атрибут сценического
действия. (Чувство меры. Чувство целого. Чув-
ство юмора}.

ЧУВСТВО МЕРЫ, эстетическое чувство, к-
рое вызывается необходимостью и достаточно-
стью определенных количественных характери-
стик произведений иск-ва для возникновения
непременно присущего ему качества - художе-
ственности.
Художественное качество произве-
дения иск-ва обусловлено организованностью,
согласованностью, стройностью, соразмерностью
всех его количественных сторон (величина в
пространстве и во времени, пропорции, ритм, эл-
ты формы и т. д.). В иск-ве мера определяется
закономерностями строения произведения, обна-
руживаемыми в творчестве. Она связана также с
психологическими и культурно-историческими
закономерностями эстетического восприятия.
Мера предполагает точность выражения в каж-
дом эл-те формы художественного произведения
определенной грани его содержания, а также
необходимость и достаточность именно этих эл-
тов для создания художественного целого. То,
что может быть устранено из произведения без
ущерба для художественности должно быть уст-
ранено как нарушающее меру. В этом смысле
произведение в любом виде иск-ва должно соз-
даваться по принципу работы скульптора: устра-
нение лишнего. (Условность),

ЧУВСТВО ЦЕ'ЛОГО, I) эстетическое пе-
реживание художником своего произведения как
единого целого. Это переживание конца произ-
ведения в его начале и начала произведения - в
его конце, умение видеть в каждом эпизоде часть
целого. Для реж-ра - это умение охватить цель-
ный образ мероприятия, массового действия в
первоначальном режиссерском замысле, чувство
режиссерской композиции. Для исполнителя - в
каждый отдельный момент пребывания на сцене
переживать свою роль в целом, ухватить одно-
временно начало и конец номера, эпизода, чув-
ствовать место своего номера в общей компози-
ции
представления. Для участника праздника -
активная сопричастность к праздничному дейст-
вию, участвуя в одном из праздничных эпизодов,
ощущать весь масштаб праздника. Это чувство
сопричастности вызывается и закрепляется в
кульминационных моментах праздника, в его



финале, где оно воплощается в образе общения, в
впечатлении, оставляя след в эмоциональной
памяти,
образуя эмоциональное образное пред-
ставление о
свершившемся праздничном собы-
тии.
Массовое театрализованное действо свою
жизненную и художественную цельность обре-
тает в самом процессе его свершения, в органи-
ческом ед-ве жизненного и художественного
действия его участников.

ЧУВСТВО Ю'МОРА. Юмор.

Ш

ШАНТА'Н (фр. chantant), пивные и кафе, где
давалось публичное увеселение, в центре к-рого
стоит скабрезность, возникли в VIII в. в Париже.
В Ш., простую программу к-рого составляли му-
зыкальные пьесы, пение, а затем и танцы, пред-
почтение отдавалось фривольному жанру, дву-
смысленным шансонеткам (песенкам) и танцам
подчеркнуто эротическим. Скабрезность облача-
ется в невинную внешнюю форму и состоит в
скрытом двойном смысле ловко подобранных
слов, в рафинированных паузах, в подчеркивании
известных мест, в мимических движениях,
сопровождающих шансонетку и т. п. С цинизмом
слов соединяется цинизм жестов, при помощи
жестов все перекидывается в область эротики.
Ш. - предтеча варьете

ША'РИ-ВА'РИ (< фр. charivarie - кошачий
концерт) - в цирке финальная комбинация груп-
пового номера, пролога или эпилога представле-
ния, в к-рой все участники одновременно испол-
няют темповые эффектные трюки.

ШЕСТВИЕ (лат. processio - движение впе-
ред), коллективное прохождение массы людей по
улицам и площадям Ш. - это вид общественных
акций, создающих в движении по улицам или
площадям в динамически развивающийся сим-
волический образ жизненного события. В зави-
симости от цели Ш. выбирается его форма и вы-
разительные средства.
Определяется место Ш. в
обшей структуре праздника: Ш.-пролог, Ш.-
кульминация, Ш.-эпилог. Ш.-связка между эпи-
зодами. Определяется маршрут Ш. и его время,
объекты остановок. Определяется характер Ш.:
Ш.-зрелише или Щ.-действие, в к-рое включено
максимальное числ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...