Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос: По каким направлениям Россия будет сотрудничать с НАТО?




Вопрос: По каким направлениям Россия будет сотрудничать с НАТО?

Ответ: Хотел бы обратить внимание на наше совместное заявление, где определены направления нашего сотрудничества. Простое перечисление уже говорит само за себя: борьба с терроризмом, кризисное урегулирование, нераспространение оружия массового уничтожения, меры контроля над вооружениями, ПРО ТВД, сотрудничество в чрезвычайных ситуациях. Если нам удастся наладить сотрудничество в этих областях, то более мелкие вопросы будут решаться еще легче.


Выступление на XI министерской сессии СГБМ

(Светлогорск, 6 марта 2002 года)

Нынешняя сессия Совета государств Балтийского моря (СГБМ) проходит под знаком десятилетия со дня основания нашей организации. Для нас большая честь, что этот юбилей совпал с годом первого председательства Российской Федерации в СГБМ.

Юбилей нашего Совета является хорошим поводом для того, чтобы оценить путь, пройденный нами за эти десять лет, наметить направления дальнейшего развития регионального сотрудничества на Балтике. Полагаю, у нас есть все основания констатировать, что замысел, который с самого начала лежал в основе создания СГБМ, полностью себя оправдал. За годы, прошедшие со времени принятия Копенгагенской Декларации, СГБМ развился в механизм, обеспечивающий разветвленные и многообразные связи между его участниками. В сфере интересов СГБМ находятся такие вопросы, как торгово-экономическое, в том числе приграничное, сотрудничество, устойчивое социально-экономическое развитие региона, защита окружающей среды, здравоохранение, права человека, включая права национальных меньшинств, борьба с организованной преступностью, высшее образование, культурные обмены и туризм, внедрение новейших телекоммуникационных технологий, энергетика, развитие транспортных артерий. Таким образом, деятельность нашей организации охватывает по существу весь спектр проблем, имеющих жизненное значение для граждан наших государств.

Другой важнейший итог минувшего десятилетия состоит в том, что СГБМ доказал свою востребованность как инструмент укрепления безопасности, стабильности и сотрудничества в Европе. Наш Совет - это одновременно и генератор, и результат глубоких качественных сдвигов на европейской арене, связанных с преодолением наследия " холодной войны". В регионе, через который проходил один из рубежей блоковой конфронтации, наша организация содействует формированию новой ткани сотрудничества в рамках единого демократического пространства. В этом смысле она реально помогает интеграционным процессам в Европе, которые развертываются как на базе Европейского союза, так и в рамках сотрудничества ЕС с другими государствами, в том числе с Россией.

В этой связи необходимо отметить, что Еврокомиссия изначально была и остается непременным участником балтийского взаимодействия. " Северное измерение" ориентировано на активизацию сотрудничества вокруг Балтики, на осуществление здесь актуальных проектов и программ, нацеленных на улучшение жизни людей. Недавнее специальное заседание Комитета старших должностных лиц (КСДЛ) в Брюсселе совместно с представителями Еврокомиссии наглядно подтвердило ключевую роль СГБМ в реализации " Северного измерения".

Разумеется, наш Совет действует отнюдь не в вакууме. В настоящее время в северных широтах наряду с ним функционируют такие авторитетные образования, как Арктический Совет и Совет Баренцева/Евроарктического региона. Российское председательство в СГБМ в сотрудничестве с Норвегией и другими государствами-членами предприняло шаги по совершенствованию координации между всеми этими субрегиональными институтами. Устранению негативного параллелизма и улучшению взаимодействия служит и устоявшаяся практика встреч в рамках СГБМ политдиректоров МИД стран-участниц, совещаний " тройки" председателей КСДЛ. Конкретные координационные мероприятия коснулись сотрудничества КСДЛ СГБМ с другими организациями-партнерами - Союзом балтийских городов, Балтийской конференцией субрегионального сотрудничества, Деловым консультативным советом. Одним словом, мы рассматриваем практические меры в целях совершенствования координации как одну из важных задач российского председательства.

Эпоха перемен в Европе не закончилась. Впереди - расширение ЕС, которое, на наш взгляд, ставит две крупные проблемы. Во-первых, нельзя допустить, чтобы нормальный процесс расширения стал благом для одних государств и источником трудностей для других. Такое развитие находилось бы в очевидном противоречии с задачей создания в Европе единого экономического пространства. Вот почему так важно обеспечить, чтобы Калининградская область, да и другие западные субъекты России не потеряли, а выиграли от расширения ЕС. В этом - общий интерес европейцев. Но для этого необходимо заранее, еще до того, как расширение состоится, путем переговоров добиться согласия по ряду жизненных вопросов: о транзите, об электроснабжении, о визовом режиме, о рыболовстве. Требуется форсированный, заинтересованный диалог, чтобы найти взаимоудовлетворяющие ответы на эти непростые вопросы.

Российский федеральный центр свои обязательства перед Калининградской областью выполняет. Однако ее нормальное развитие во многом зависит и от внешних факторов. Мы рассчитываем на конструктивность и понимание со стороны западных партнеров. В этом контексте у нас находит поддержку выдвинутая недавно в рамках СГБМ идея, предусматривающая учреждение действенной структуры в поддержку малого и среднего предпринимательства в Калининградской области.

Вторая крупная проблема, связанная с расширением ЕС, состоит в необходимости исключить опасность возникновения новых разделительных барьеров в Европе. И здесь наш Совет также призван сыграть важную роль. В частности, пристального внимания продолжает требовать ситуация в области соблюдения прав человека, включая права национальных меньшинств.

СГБМ идет в ногу со временем, постоянно удерживая в фокусе внимания проблемы охраны окружающей среды. В прошлом году на сессии в Гамбурге был предпринят крупный шаг в целях укрепления радиационной безопасности - я имею в виду Соглашение о радиационном мониторинге на Балтике. Рад сообщить, что в ходе текущей сессии свою подпись под Соглашением поставит и Россия.

СГБМ со всеми его разветвленными институтами работает в пользу укрепления доверия, стабильности и безопасности в Балтийском регионе. Само существование СГБМ представляет североевропейский бастион на пути международного террора, превратившегося в угрозу глобального масштаба. Думаю, что мы поступим правильно, если в нашей Декларации выразим политическую поддержку решительной борьбе с этим злом.

Исхожу из того, что действующая в СГБМ Специальная рабочая группа по борьбе с организованной преступностью в рамках своих полномочий будет продолжать активную борьбу со всякого рода преступлениями, внося тем самым вклад в практическое противодействие возможным террористским поползновениям.

Хочу внести ясность по следующему вопросу: мы вовсе не за то, чтобы распространять мандат СГБМ на военную безопасность. Наша компетенция ограничивается мерами в области " мягкой", т. е. гражданской безопасности. Но, думается, в этой связи было бы весьма небесполезно воспользоваться опытом и возможностями наших военных ведомств. Именно под таким углом на сессии в Гамбурге российская сторона выдвинула предложение о создании на Балтике аналога " Блэксифора" - службы спасения и мониторинга, созданной на Черном море. Насколько можно судить, в принципиальном плане у нашей идеи появляются сторонники. Думаю, стоит продолжить работу на этом направлении.

Вызывает удовлетворение возрастание роли парламентского фактора в деятельности СГБМ. Как известно, очередная конференция организации парламентариев стран Балтики, где сейчас также председательствует Россия, состоится нынешней осенью во вступившем в год своего 300-летия Санкт-Петербурге.

О росте международного престижа СГБМ свидетельствует и неуклонное увеличение числа стран-наблюдателей. В прошлом году к ним присоединились Нидерланды, а недавно - Словакия. Приветствую ее представителя, находящегося в этом зале. Хотелось бы надеяться, что расширение круга государств-наблюдателей - а мы считаем, что это весьма благотворный процесс - получит дальнейшее продолжение.

К сожалению, не все проекты и замыслы удалось осуществить. Главное препятствие - недостаток источников финансирования, что серьезно сдерживает раскрытие потенциала, заложенного в СГБМ. В полной мере это относится и к " Северному измерению". Нам всем вместе с Еврокомиссией предстоит продолжить упорную работу по изысканию дополнительных ресурсов. Тогда стала бы возможной активизация соответствующих программ, например, по созданию транспортных коридоров, в области защиты детей, здравоохранения, да и по другим линиям.

В оставшееся время российского председательства нас ждут такие мероприятия, как конференция министров экономического развития и торговли в Москве, организуемая по инициативе Литвы встреча СГБМ - Совет Европы в Страсбурге, семинар балтийских омбудсманов в Санкт--Петербурге, встреча министров внутренних дел. Готовится новая конференция представителей неправительственных организаций.

Только что в своем приветственном слове Председатель Правительства России М. М. Касьянов пригласил премьеров стран-участниц СГБМ на встречу в Санкт-Петербурге, которая назначена на июнь с. г. Таким образом, СГБМ вступает в свое второе десятилетие без раскачки, исполненный энергии и стремления углублять сотрудничество в Балтийском регионе.

Надеюсь, что обмен мнениями, который нам предстоит, позволит обобщить накопленный опыт и яснее определить перспективу. Наверняка будут высказаны свежие идеи и развернуты новые инициативы. Это и станет предметом Декларации, которую мы примем по завершении дискуссии и затем представим прессе.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...