Традиционные способы понимания философии: философия, эпистема, техне.
Слово "философия" придумал и впервые произнес грек Пифагор. Существует три способа понимания философии. 1 способ софийный: любовь к мудрости. Это способ принадлежит Пифагору. Он считал, что подлинная мудрость (софия) недоступна человеку, только богу. Но человек может обладать любовью к мудрости, стремиться к ней, это уже высший дар. Соединив любовь с мудростью, Пифагор произвел на свет новую идею — идею любомудрия, т.е. философии. Философия была поставлена Пифагором между наукой и религией. Смысл и предназначение философии — не в обладании истиной, а в ее искании. Сущность ее, как сущность любви, — не результат, а сам процесс; ей свойственны также постоянное вдохновение, самопожертвование, неудовлетворенность собой, перманентная рефлексивность. Философский склад ума — дар Божий. Настоящие философы, как и святые, встречаются редко. 2способ эпистема. История эпистемических интерпретаций философии начинается с Аристотеля, хотя предпосылки для такого рода ее толкований сложились столетием раньше в учении элеатов — Парменид. Эпистемическая философия строится по модели строгой науки и понимает себя как науку. Аристотель стал первым в европейской истории "полигистором" — первым энциклопедистом. Науки он сгруппировал по классам (теоретические, практические, творческие) сообразно родам человеческой деятельности, а внутри классов — по предметам знания. Философию он определил как теоретическую науку. Философия и ставится в иерархии наук на самое высокое место, она все же ничем не отличается от других теоретических наук, кроме своего предмета, а следовательно, она есть обыкновенная теоретическая наука, стоящая в иерархической вертикали после (т.е. выше) физики (и математики), за что по всей справедливости может называться "метафизикой" или просто "метафизикой". Философия была понята Аристотелем главным образом как метафизика, как наука об абстрактном бытии.
До Юма и Канта это понимание философии разделялось практически всеми. После них метафизику стали воспринимать негативно. 3способ технема. Философия представляется искусством — искусством мысли, в котором не истина, а сама умелость, сама техника мышления является целью. Важна не процедура поиска, а то, как оформится сама мысль в результате. Технематическое понимание философии, как и два других, начинает свою историю в Греции, а именно в эпоху софистов и как раз с них. Софисты, наверное, вполне искренне считали мудростью многознание и умение доказывать и опровергать все, что угодно, — виртуозность мысли. Эти три направления наметились еще в античности. Это чистые, идеальные типы. В реальности же всё смешивается.
Миф и философия Откроем философский словарь: Миф –] сказание, передающее верования древних народов о происхождении мира и явлений природы, о богах и легендарных героях. Философия –форма общественного сознания, представляющая собой систему наиболее общих понятий о мире, месте человека в нём, теоретическая основа мировоззрения. Прочитав определение мифа и философии, ощущаешь, что оба эти понятия представляют собой синтез, они не воспринимаются сознанием отдельными частями. "Мысль, говорят мудрые, венчает легенда, миф". Это древнейшая, испытанная форма передачи знаний в концентрате образных символов и аллегорий. Мифотворчество рассматривается как важнейшее явление в культурной истории человечества. В первобытном обществе мифология представляла основной способ понимания мира, а миф выражал мироощущение и миропонимание эпохи его создания.
В мифе форма тождественна содержанию и поэтому символический образ представляет то, что он моделирует. Мифологическое мышление выражается в неотчётливом разделении субъекта и объекта, предмета и признака, вещи и слова, существа и его имени, вещи и её атрибутов, единичного и множественного, пространственных и временных отношений, начала и принципа, то есть происхождения и сущности. Эта диффузность проявляется в среде воображения и обобщения. Для мифа чрезвычайно специфичны отождествление генезиса и сущности, то есть собственно замена причино-следственных связей прецедентом. В принципе, в мифе совпадает описание модели мира и повествование о возникновении его отдельных элементов, природных и культурных объектов, о деяниях богов и героев, определивших его нынешнее состояние. Важнейшая функция мифического времени и самого мифа – создание модели, примера, образца. Оставляя образцы для подражания и воспроизведения, мифическое время и мифические герои одновременно источают магические духовные силы, которые продолжают поддерживать установленный порядок в природе и обществе, поддержание такого порядка также является важной функцией мифа. В 6-7 веках, повидимому, в мире происходят процессы, меняющие архаическое общество. Становятся более интенсивными процессы общения между различными обществами, происходит социальная стратификация, возрастает урбанизация. Появляются первые признаки совеременного общества. В таком обществе перед человеком все чаще возникают проблемы, решение которых не записано в передаваемой традиции. Приходится начинать думать своей головой. С другой стороны, если архаический человек ни на минуту не может выйти из круговорота своего специфического бытия, начинающий модернизироваться человек осваивает феномен свободы (от втянутости в непрерывную борьбу с природой). У него появляется время думать. Это очень важна предпосылка для существования филсофии. Платон так и определил философию - занятие свободных людей. Отношение мифологии и философии весьма сложно. Философия выступает и как наследница, и как соперница. В миые есть много общего с философией. Прежде всего неуемное любопытство по отношению к миру. Архаический человек непрерывно проблематизирует казалось бы само собй разумеющиеся вещи. Понятно, что наши руки должны сгибаться и разгибаться, это первичное требования к их функционированию в качестве рук. Однако архаический человек задается вопросом "Почему руки сгибаются?". Ответ на этот вопрос дает миф: "Ранее у людей не сгибались члены вообще. В то время между небом и землей росла лиана. Люди решили забраться по ней на небо, чтобы покорить богов. Боги испугались карабкающих людей и перерезали лиану. Люди попадали и переломали себе руки и ноги. С тех пор у всех их потомков руки и ноги сломаны". Другой вопрос: "Откуда взялась женщина?" Ранее мужчины жили без женщин. Стало им скучно. Они пошли искать женщину. Через некоторое время они обнаружили искомое на дереве. Продолжение мифа - решение вопроса, как снять женщину с дерева. На этом примере хорошо видно и сходство, и различие философии и мифологии. Миф, как и философия требуют причинного объясниения для "очевидного". Но в мифе "философский" вопрос о происхождении женщины потихоньку заменяется другим вопросом "Как снять женщину с дерева?". Первый вопрос таким образом отодвигается из поля зрения, хотя не решается (можно вновь его поставить: "А откуда взялась женщина на дереве?"). Миф дает "короткий" ответ, удовлетворяется псевдорешением, что не может удовлетворить философию. Однако миф остается в снятом виде в философии. Мифологемы можно обнагужить у любого философа. Большим мастером сочинять мифы был Сократ из платоновских диалогах
Современное общество не менее мифологизировано, чем архаическое. Конечно, сейчас никто не считает, что Солнце - бог Гелиос, скачущий на колеснице, и Анаксагора не стали бы приговаривать к смертной казни за мысль о том, что Солнце - раскаленный кусок материи. Однако и в наше время человека могут приговорить за высказанные им мысли. Природа во многом демифологизирована, зато мистифицируются социальные и политические силы. Перед совеременными мыслителями стоит не менее тяжелая задача - расколдовать современные мифы. Так что тема "философия и мифология" не историческая, а скорее футурологическая.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|