Философия и наука. Сциентизм и антисциентизм.
· Сциентизм — это система убеждений, утверждающая основополагающую роль науки как источника знаний и суждений о мире. Нередко сциентисты считают «образцовыми науками» физику или математику и призывают строить остальные науки по их образу и подобию. Сциентизм ставит науку в главенствующее положение в идейной и культурной жизни общества. Антисциентизм — полная противоположность сциентизма, отрицающая главенствующую роль науки в идейной жизни общества. Сциентизм не является строго оформленной системой взглядов, он представляет собой идейную ориентацию и проявляется по-разному: от подражания точным наукам (система определений, логический формализм, аксиоматическое построение в анализе философско-мировоззренческих или социально-гуманитарных проблем, искусственное применение математической символики), вплоть до отрицания философско-мировоззренческих проблем как лишённых смысла для познания и значения (неопозитивизм) и рассмотрения естественных наук в качестве единственного возможного знания. Философии как особой форме познания сциентизм не придает значения. В противоположность сциентизму антисциентизм полагает ограниченными возможности науки в решении проблем человеческого существования, в крайних проявлениях оценивает науку как враждебную человеческому существованию. У антисциентистов наука считается чем-то утилитарным, подчеркивается её неспособность подняться до понимания истинных проблем мира и человека. Социально-гуманитарное знание трактуется как форма сознания, к которой не может быть применим принцип объективности.
· Никифоров. «Философия как личный опыт». «Философия никогда не была, не является, и, по-видимому, никогда не будет наукой».
Критерии демаркации. Проблема демаркации – это проблема нахождения критериев, которые бы позволили отделить науку и научное знание от псевдонауки, идеологии, философии. Несмотря на все попытки, границы между наукой и философией так и не были окончательно определены, они взаимно проникают одна в другую. Тем не менее, некоторые критерии все же возможно выделить: - верификационный критерий: наука стремится подтверждать свои гипотезы с помощью эмпирических данных, тогда как философия равнодушна к подтверждениям. - фальсификационный критерий: утверждения науки могут быть эмпирически проверены, но могут быть и опровергнуты. Эмпирическая проверяемость – один из важнейших критериев науки. Утверждения философии нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Факты, с которыми имеет дело наука, безразличны для философии, т.к. с самого начала она пыталась говорить о вещах, находящихся за пределами повседневного опыта и научного исследования. - парадигмальный критерий: в каждой науке существует лишь одна общепринятая, фундаментальная теория. В философии никогда не было господствующей парадигмы, для нее характерен плюрализм школ. - методы: в то время, как наука использует наблюдение, измерение, эксперимент, философия не может ограничивать себя специфичным методом, т.к. область философского исследования неопределенна. - проблемы: в науке всегда существует круг открытых и общезначимых проблем, тогда как у каждого философа могут быть свои проблемы, неинтересные другим. - язык: у каждой науки есть специфический язык, делающий понятия более точными. В философии каждый создает собственный язык, вкладывает в понятия свой смысл. Язык философии – это история понятий, тогда как наука дает теорию понятий. - развитие: если в науке легко заметить развитие, углубление, то философия это скорее изменение.
Философия и истина. Мы признаем, что наука дает нам истину в классическом смысле, но непонятно, применимо ли понятие истины к философским утверждениям. Логика говорит, что истинными и ложными могут быть лишь осмысленные повествовательные предложения. Кроме того, чтобы быть истинным: 1. Предложение должно являться описанием, в котором присутствует элемент утверждения или отрицания. 2. Предложение должно быть разрешимо – должен существовать способ проверки его истинности. 3. Общезначимость – с выводом об истинности предложения должен согласиться всякий. 4. Бессубъективность – кто бы ни высказал истину, она будет принята. «Философия принципиально отлична от науки». Философия – это не наука, а мировоззрение, специфика взглядов на мир. Особенность этого мировоззрения в том, что кроме представления о мире оно включает в себя отношение к нему, оценку этого мира. Причем это оценочное отношение пронизывает все мировоззренческие представления и даже и значительной мере детерминирует их. Именно поэтому утверждения философии, даже если они имеют вид описаний, носят двойственный — дескриптивно-оценочный характер. В научном знании нет оценочного элемента, оно представляет собой чистое описание. Мировоззренческие отношения и оценки всегда субъективны — они определяются особенностями носителя мировоззрения, его местом в обществе, его интересами и т. п. Следовательно, философия всегда носит личностный характер. Научное знание безлично и интерсубъективно. Философия — субъективна и личностна. 13. Событие «Смерти Бога» в рецепции Ницше и Хайдеггера. Социальная философия Ницше исходит из протеста против жизни "простого смертного", подчиненной стадным инстинктам. Он упрекает старую добродетель справедливости в потакании слабым и провозглашает новую справедливость как волю жизненной силы к власти, которая не нуждается в посторонних "подпорках" и оправдывает сама себя. Воля к власти (мощи) – самая внутренняя сущность бытия, требующая “хотеть стать мощнее”, “расти”, а для этого “полагать ценности” и хотеть средств для их реализации. Истина – это тот род неистребимых заблуждений, без которых определенный род живых существ не мог бы жить из-за страха. Истина – это лишь положение различных заблуждений по отношению друг к другу так, что одно заблуждение старше и глубже другого. Истина – не то, что нужно найти, а то, что нужно создать.
Человек, сущность которого "водится изнутри воли к власти" – сверхчеловек, устремленный в будущее. Тем самым сверхчувственное основаниесверхчувственного мира сделалось бездейственным. "Бог мертв", его убили люди. В пафосе "ужасаиз-за этого" можно усмотреть возврат к поиску божественного Высшего начала
Ницше не смог предвидеть, что созданная им элитарная и аристократическая философия “сверхчеловека” оказалась на практике наиболее пригодной для безликих "людей из толпы", которые, компенсируя свою слабость из-за неполноценности, обратились к насилию и имморализму. Философия М.Хайдеггера также двойственна, двусмысленна, амбивалентна, как и философия Ф.Ницше, что, вероятно, и послужило причиной того, что именно Хайдеггер"заставил" философский мир относиться к Ницше серьезно, что именно Хайдеггер уловил в идеях Ницше одну из главных установок грядущего XX века: постановку вопроса о необходимости философии вообще Вслед за Ницше, Хайдеггер, например, додумывает "до конца" основную идею нигилизма, ведущую к "убийству Бога"; показывает неизбежность для "отвергнувших Бога" прихода к "новому богу" из-за невозможности существовать для человека без посторонней поддержки; постоянно "вопрошает" себя и человечество о необходимости и, в то же время, невозможности "назвать" то, что оказалось "на месте Бога", терзающий человека ужас от этой невозможности. Да, и Ницше, и Хайдеггер выступали по сути против картезианской традиции западноевропейской философии и видели в рационализме не столько помощь, сколько помеху дальнейшему развитию человечества. Ницше предъявил этой традиции свои "пять нет", выступив против: чувства вины; скрытого христианства (перенесенного в музыку, в социализм); "XVIII века Руссо" с его "природой"; романтизма (в котором сходятся идеалы христианства и Руссо); и, наконец, против "преобладания стадных инстинктов". Хайдеггер, со своей стороны, утверждает, что "...не потому не веруют в Бога, что Бог как таковой утратил для них достоверность, а потому, что они сами отказались от возможности веровать и уже не могут искать Бога. Они больше не могут искать, потому что перестали думать...
14 вопрос: Философия и мировоззрение. Наряду с характеристиками философии, позволяющими ее соотносить с другими формами рационально-теоретического знания, и прежде всего с наукой, существует ряд ее особенностей, которые характеризуют философию как особую форму теоретического мировоззрения. Правда, следует оговориться, что раздвоение философии на мировоззрение и теорию условно и возможно лишь в методических целях, так как главная ее особенность, как мы уже отмечали, заключается именно в единстве рационально-теоретических и ценностно-мировоззренческих сторон. Теория философии не может абстрагироваться от мировоззренческой проблематики, что и определяет ее личностный характер и влияет на богатство формулируемых концепций. В свою очередь философское мировоззрение — это наиболее развитая форма теоретического мировоззрения, когда ценностно-эмоциональные особенности взаимодействия человека с миром приобретают характер рационального осмысления. Мировоззрение (уже по этимологии самого слова) — это систематизированная совокупность взглядов человека на мир и на самого себя как деятельную часть этого мира. Традиционно выделяют пять основных форм мировоззрения, имеющих более или менее выделенную специфику: мифологическое, религиозное, художественное, научное или натуралистское, и философское. Такое деление носит генетически-исторический характер и просто Обыденное мировоззрение - это воззрение на мир, которое носит во многом случайный характер и складывается стихийно в зависимости от самых разнообразных параметров взаимоотношения человека с миром. Это не систематическая форма мировоззрения. Если считать обыденное мировоззрение некой нулевой точкой отсчета, как наименее систематизированное, то по степени отдаления от него выделяются три уровня мировоззрения. 1. Образно-эмоциональный уровень (искусство, мифология, религия), который выражается в образах и символах, запечатляемых в музыке, живописи, архитектуре, религиозном культе и т. д. Это, по выражению А.Н. Чанышева, «плод души». 2. Уровень перехода от образа к понятию, для которого характерно смешение «слов обыденной речи и философской терминологии»
3. Понятийно-бесстрастный уровень, который базируется на рациональных знаниях наук. «Мировоззрение третьего уровня — это «плод ума». Это мировоззрение компьютера. Оно выражается и в словах обыденной речи, и в формулах и схемах». Это то, что иногда обозначают как натуралистское мировоззрение. Другое основание для деления — это решение основного вопроса мировоззрения, т. е. вопроса о взаимоотношении Человека и Мира, «Мы» и Мироздания, «Я» и Вселенной и т. п. Это те формы мировоззрения, в основании которых лежит то или иное решение вопроса о взаимоотношении «объекта мировоззрения» (мир) и «субъекта мировоззрения» (индивид, человек). Исходя из решения этого основного вопроса, можно выделить два типа мировоззрения. Антропоморфно-социоморфное мировоззрение, когда мир объясняется путем перенесения на него форм человеческого общения и психических свойств индивида.
Натуралистско-редукционистское мировоззрение, когда «люди осознают себя и общество, перенося на себя и общество законы природы, мироздания как такового»
Существует несколько попыток в истории философии дать универсальную классификацию типов философских мировоззрений, в частности, у германского мыслителя В. Дильтея и русского философа И.О. Лосского. Весьма интересной и глубокой является теоретическая классификация, предложенная в последнее время отечественным философом Г.Г. Майоровым. Он выделяет три универсальных типа идейных философских ориентации: софийный, эпистемный и технематический.
1. Первый тип восходит к Пифагору с его классическим пониманием философии как любви к мудрости и к платоновской устремленности разумной души к трансцендентным основам бытия. Выразителем данного типа в истории философии выступил Платон, который дал нам пример наиболее интегративной формы философии, в которой объединены рациональные и внерациональные средства выражения философской идеи, «Вот почему в центре его внимания находится теория идей — теория, призванная доказать, что философский эрос и стремление человека к полноте бытия, т. е. к бессмертию и совершенству, не беспочвенны и что совершенное и полное предшествует несовершенному и неполному как логически, так и онтологически...
2. Эпистемная философия берет начало с Аристотеля и стремится придать философии научный характер с нацеленностью на позитивные результаты и строгие логические доказательства. Выразителем и этой философской традиции стал ученик Платона— Аристотель, который попытался обосновать философию именно как теоретическую науку, прежде всего как метафизику, что стало классическим образом философии на многие века, включая нынешние.
3. Наконец, технематическая линия берет начало с наследия киников и софистов. Эта философия ориентирована не столько на обретение мудрости и получение доказательного знания, сколько на субъективную философскую самореализацию и самоутверждение, на техническую изощренность языка, интеллектуальную игру и эпатаж общественного мнения. Воплощением технематических традиций служит сегодня так называемая постмодернистская философия.
15 вопрос: Что такое метафизика. Проблема «закрытия» метафизики. Философия начинается не как этика, эстетика, социальная философия или логика, а прежде всего как метафизическое усилие мысли, силящейся заглянуть в глубины бытия. Сам термин «метафизика», как мы уже отмечали, хотя и был введен в философию позднее, связан с именем Аристотеля и означает в буквальном смысле «после физики». Изначально это чисто классификационное деление, сообразуясь с общим духом философии своего учителя, осуществил в III веке до н. э. Андроник Родосский, обозначив так место главного труда Аристотеля, т. е. книги, которая в буквальном смысле шла после физики. Закономерно, что в рамках метафизики в первую очередь разрабатывается именно онтологическая проблематика и метафизика в течение довольно длительного времени совпадает с онтологией. Проблему «закрытия» метафизики поднимает Кант в своем предисловие к первому изданию КЧР (критики чистого разума). Он говорит: «Вначале, в эпоху догматиков, господство метафизики было деспотическим.» Но скептики время от времени вступали в споры с догматиками. Они не признавали метафизики. «Правда, в новое время был момент, когда казалось, что всем этим спорам должен был быть положен конец некоторого рода физиологией человеческого рассудка ([разработанной] знаменитым Локком) и что правомерность указанных притязаний метафизики вполне установлена» Однако оказалось, что происхождение метафизики выводилось из низших сфер простого опыта и тем самым должно было бы вызывать сомнение относительно ее притязаний, но поскольку эта генеалогия в действительности приписывалась ей ошибочно, она не отказывалась от своих притязаний, благодаря чему все вновь впадало в обветшалый, изъеденный червями догматизм; поэтому метафизика опять стала предметом презрения, от которого хотели избавить науку.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|