Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цикл наблюдений за деревьями




(старший возраст)

 

«Прогулка по осенней роще»

Цель: Формировать представления об изменениях в природе. Продолжать знакомить с характерными особенностями деревьев, по которым их можно выделить среди других деревьев. Воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения: Перед прогулкой зачитать детям письмо – приглашение: «Здравствуйте, ребята! Я осень приглашаю вас к себе в гости, в мою осеннюю рощу полюбоваться моими нарядами, понаблюдать, что интересного произошло в роще. А чтобы вам было интересно, я приготовила для вас карточки с заданиями. На этом я с вами прощаюсь. Жду вас у себя в роще. До свидания, осень!

Карточки с заданиями:

1. Во время прогулки назвать те деревья и кустарники мимо которых будите ходить.

2. Найти самый необыкновенно раскрашенный лист.

3. Назвать плоды и семена встречающихся растений.

Во время прогулки обратить внимание детей на красоту осенней рощи. Спросить у детей изменилась ли жизнь растений с приходом осени. Как деревья готовятся к зиме?

Исследовательская деятельность: Предложить детям аккуратно и потихоньку потянуть с ветки зеленый лист и желтый. Спросить какой лист отрывается легче. Через увеличительное стекло посмотреть на внутреннюю сторону листа. Она вся усеяна мелкими точками. Что это такое? Оказывается, что листья это «форточки» деревьев. Чтобы расти дереву нужно много воды. Корни впитывают воду из земли. Она поднимается по стволу, веткам, и попадает в листья. Солнце нагревает листья «форточки» открываются, выпускают влагу, листья охлаждаются и не засыхают. Осенью становится холоднее, дерево потребляет меньше воды и соответственно в листья поступает воды меньше, они начинают потихоньку увядать. Также осенью между листом и веткой образуется пробка – перегородка, она отделяет лист от ветки. Поэтому ветер срывает осенние листья с веток.

«Листья желтые летят»
Цель: Формирование умения детей сравнивать осенние листья: выделить по цвету листья; рассмотреть листья берёзы, рябины, тополя, клена, дуба; объяснить, что листья разных деревьев не только отличаются по форме, осенью они окрашиваются по-разному; обратить внимание на красоту листопада.
Ход наблюдения.
- Дети, посмотрите, как красиво кружатся листья в воздухе

Вот на ветке лист кленовый,
Нынче он совсем как новый –
Весь румяный, золотой.
Ты куда, листок? Постой!
В. Берестов
- Это новый кленовый лист?
- Что изменилось в жизни растений?
- Всюду, точно красивый дождь, неслышно падают разноцветные листья.
- Дети, а листья каких деревьев вы видите?
- Какие они по цвету?
- Листья разные: жёлтые, красные, зелёные. У берёзы листики жёлтые, как солнышко, у рябины много красных листочков. А у тополя листочки ещё зелёные – зелёные
- Дети, на что похожи листья берёзы, тополя, рябины?
- А какие листочки вам понравились больше всего? Почему?
Вывод: Осенью листья деревьев изменяют свой цвет. У разных деревьев они окрашиваются по-разному: ярко-жёлтые, оранжевые, тёмно-красные. Становится холодно, и листочки опадают на землю.
Игра «Листочки»
Мы – листочки, мы листочки. Стоят, держа в руках листочки
Мы осенние листочки.
Мы на веточках сидели,
Дунул ветер – полетели. Разбегаются

Мы летали, мы летали Бегают, помахивая листочками.
Все листочки так устали!
Перестал дуть ветерок,
Все уселись в кружок. Садятся на корточки

Ветер снова вдруг подул Снова разбегаются
И листочки с веток сдул
Все листочки полетели Помахивают листочками
И на землю тихо сели.
В конце можно предложить детям собрать листья.
Приметы:
Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме.
Если лист с берёзы и дуба опадает нечисто – к суровой зиме.
Логическая речевая задача «Осенние листья»
«Осенние листья лежат на земле пышным ковром.
- Сегодня будем сгребать листья, - сказала мама Саше.
- А можно я сгребу листья в кучу и разожгу костер? – спросил Саша.
- Нет, нельзя, - ответила мама».
Почему мама не разрешила Саше жечь листья?
Вывод: У нас есть закон, который запрещает засорять воздух, а дым его засоряет. Саша не знал этого, а мама ему объяснила. Листья нужно сгребать и прикапывать землей. Они перегнивают в земле и станут удобрением для растений.

 

«Наблюдение за осенней рощей»

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об осени, учить устанавливать связи между продолжительностью дня и температурой воздуха и состоянием растений.

Ход наблюдения: Обратить внимание детей на красоту осенней рощи, на то, что листьев на деревьях становится меньше, спрятались почти все насекомые, птицы собираются в стаи и т. д. Предложить детям найти дерево, на котором меньше всего листьев, и то, на котором больше всего листьев. Спросить у детей как называются эти деревья, по каким признакам они определили эти деревья.

Исследовательская деятельность: Предложить детям собрать самые красивые разноцветные листья, сравнить их по величине, форме, окраске, назвать с какого они дерева. Если среди собранных листьев окажутся листья не с ближайших деревьев, попросить детей объяснить, как листья попали на это место.

 

«Наблюдение за рябиной осенью»

Цель: Продолжать знакомить детей с рябиной.

Ход наблюдения:

Улетели птицы разные,

Смолк их звонкий перепев,

А рябина осень празднует,

Бусы красные надев.

«Наблюдение за осиной»

Цель: Познакомить с деревом – осиной, ее строением, листьями.

Ход наблюдения:

Зябнет осинка, дрожит на ветру,

Стынет на солнышке, мерзнет в жару.

Дайте осинке пальто и ботинки,

Надо согрется бедной осинке.

И. Токмакова.

У осины ствол гладкий, серо – зеленого цвета. Осенью ее листья раскрашены в разные цвета: розовый, красный, желтый. Листья у осины особенные, крепятся на гибких сплюснутых череночках, чуть подует ветерок, и застучат листочки друг о друга.

Воспитатель задает детям вопросы:

1. Какой ствол и листья у осинки?

2. Почему дрожат листья дерева?

Трудовая деятельность: Сбор опавших листьев – воспитывать трудолюбие, умение трудиться сообща.

 

«Наблюдение за тополем»

Цель: Познакомить детей с тополем осенью (какую пользу он приносит людям; когда и почему бывает тополиная метель).

Ход наблюдения:

Воспитатель: В народе говорят «Если с дерева лист не чисто опадает, будет строгая зима». Как вы понимаете это выражение? Почему? (ответы детей)

Воспитатель проводит с детьми беседу.

· Кто знает, почему осенью листья становятся желтыми, красными, багряными? (ответы детей)

· Многие думают, что причина листопада – заморозки, убивающие нежные, незащищенные листья. Но так ли это? Листопад у разных деревьев бывает в разное время. Мы с вами будем вести наблюдение, когда же начинается листопад у тополя.

· Что производят из древесины тополя? (Прежде всего, бумагу, а почки тополя используют для производства кремов, духов и одеколонов.

· Когда бывает тополиный пух, тополиная метель? Почему?

· Что такое тополиный пух?

Трудовая деятельность: Сбор листьев для гербария и поделок, их засушка.

 

«Наблюдение за елью на участке»

Цель: Уточнить знания об отличиях натуральной ели от игрушечной.

Ход наблюдения:

Воспитатель задает вопросы:

· Почему ель относят к хвойным деревьям?

· Что является основным признаком хвойных деревьев?

· Сравните деревья, в чем их различия?

· Какое дерево искусственное?

· Как вы узнали, какое дерево живое?

Живая ель растет на участке, кроме ствола, веток, иголок, у нее есть большие корни, с помощью которых дерево получает влагу и питательные вещества из земли и прочно удерживает на одном месте.

Игрушечная елочка маленькая, неживая, сделанная из искусственного материала (пластмассы), у нее нет корней, она не растет.

Ребята, скоро Новый год! Его празднуют возле нарядной елки. И было бы очень хорошо, если бы в этот праздник у вас дома стояла искусственная елка, а не живая. Ведь если елку спилят, она засохнет, умрет, и не будет в лесу елки. А искусственная елка тоже очень красивая, и если ее украсить, то она принесет не меньше радости в Новый год.

Новогодние деньки,

Снег морозный, колкий.

Загорелись огоньки

На пушистой елке.

 

«Наблюдение за сосной»

Цель: Уточнить знания о хвойных деревьях, их сходствах и различиях (сосна, как и ель, всегда зеленая, у нее тоже есть иголки, только длиннее).

Ход наблюдения:

Была ли малым деревцем?

Сосне совсем не верится:

Давно с высокой кручи

Достала красной тучи

И с другого берега

Достала тень от дерева.

В Могутин.

Воспитатель: В народе говорят: «Сосна там красна, где выросла», «Всякая сосна своему бору шумит».

Сосна – высокое дерево, ствол у нее прямой, ветки только на макушке. Внизу сосновая кора грубая и шершавая, а наверху тонкая. У сосны длинные и узкие хвоинки, поэтому сосну называют хвойным деревом. Хвоинки располагаются парами. Размножается сосна шишками.

Воспитатель задает детям вопросы:

· Как выглядит сосна?

· Почему про сосну говорят: «Зимой и летом одним цветом»?

 

«Наблюдение за деревьями зимой»

Цель: Закреплять умение детей узнавать деревья по характерным признакам и строению, признакам, отличающим каждое дерево друг от друга. Воспитывать бережное отношение к деревьям, как живому объекту.

Ход наблюдения: Рассмотреть с детьми разные деревья: березу, клен, тополь, иву. Спросить у детей как называются эти деревья, какое у них строение. Сравнить все деревья между собой: в чем их сходство и различие (рисунком коры, ее цветом, кроной, семенами и плодами). Обратить внимание на цвет и рисунок коры. На каких деревьях она гладкая, на каких имеет трещины, шероховатости, какого она цвета. Рассказать детям, как можно отличить одно дерево от другого по кроне: у клена ветки прямые, заканчиваются «вилкой», у дуба все ветки неровные, словно покореженные, у березы крона словно кудрявая, веточки белые, у ивы ветки гибкие и длинные, почти до земли.

Исследовательская деятельность: Изготовить с детьми рисунки коры деревьев. Для этого взять белый лист бумаги приколоть его к дереву и закрасить его мягким карандашом или мелом. Подписать название дерева, рядом с рисунком коры можно нарисовать само дерево или его плоды.

 

«Наблюдение за весенним дубом»

Цель: Продолжать знакомить детей с дубом, его особенностями в весеннее время года. Формировать представление о внешнем виде дуба.

Ход наблюдения: Загадать детям загадку:

Я раскрываю почки,

В зеленые листочки.

Деревья одеваю, посевы поливаю,

Движения полна, зовут меня весна.

Рассмотреть деревья, подойти к дубу и спросить у детей знают ли они, как оно называется, по каким признакам вы определили, что это дуб. Повторить вместе с детьми основные части дерева: корни, ствол, ветки. Рассмотреть почки на дубе, спросить у детей, почему они не раскрылись. Если дети затрудняются с ответом, пояснить что на дубе почки распускаются позже т. к. молоденькие листья бояться утренних заморозков. Поэтому почки на дубе не раскрываются пока не установится теплая погода. Листья тополя не боятся утренних заморозков, поэтому появляются на деревьях одними из первых.

Исследовательская деятельность: Учить детей с помощью компаса определять стороны света. Обратить внимание на то, что без компаса можно определить направление севера по мху, растущему на деревьях – с северной стороны его больше.

 

«Наблюдение за деревьями весной»

Цель: Создать условия для обобщения представлений о деревьях в весенний период (распускание листьев, цветение), сравнение листьев и цветов разных пород деревьев. Воспитывать эмоционально положительное отношение к природе.

Ход наблюдения: Обратить внимание детей на распустившиеся листья, появившиеся сережки и цветы. Попросить детей назвать деревья, на которых сережки появились раньше листьев. Спросить детей, как они думают, почему листья распускаются не сразу на всех деревьях.

Исследовательская деятельность: Рассмотреть и сравнить распустившиеся листья.

 

«Экскурсия в парк»

Цель: Познакомить детей с весенними изменениями в парке (распускаются листья на деревьях, появляются насекомые и т.д.). Показать детям, что роща это многоэтажный дом, в котором на разных этажах живут растения и животные. Вызвать радостные переживания от общения с природой.

Ход экскурсии: Рассмотреть с детьми деревья, обратить внимание на распустившиеся раньше всех нежные зеленые листики. Понаблюдать за появившимися насекомыми, спросить, как их называют, чем они питаются. Почему мы их не видели зимой. Рассказать детям о взаимодействии животных и растений на примере березы, какие птицы живут в кроне дерева, какие насекомые могут жить под корой и ползать по стволу, кто живет у корней дерева.

Исследовательская деятельность: С помощью увеличительного стекла рассмотреть, как муравьи ползают по стволу дерева.

 

«Рассматривание дерева, сравнение его с кустом»

Цель: Закреплять представление о дереве (имеет корень, ствол, ветки, листья и плоды), кустарник (имеет корень, несколько стволов, ветки, листья, плоды). Развивать аналитическое мышление, воспитывать интерес к жизни растений.

Ход наблюдения: На прогулке выбрать место, чтобы хорошо было рассматривать дерево и кустарник. Обратить внимание на общие признаки у растений: имеют корень, ствол, ветки, листья, плоды. Предложить детям сравнить между собой дерево и кустарник, чем они схожи и в чем различие.

Исследовательская деятельность: Сравнить, где земля теплее на открытом месте, или в тени, под деревьями.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...