Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Опыт №2. Химические свойства металлов. Взаимодействие металлов с концентрированными и разбавленными кислотами.




 

Кислота Активные металлы H2 Неактивные металлы
Li Al  
HCl(к), (р) (H2SO4(p) H3PO4 CH3COOH) H+ │ Не реагируют j<0 │ Ag + HCl ¹
H2SO4(к) Не реагирует ↓ ↓ ↓ только с Pt, Au SO2 S H2S Продукты восстановления Увеличение активности металла.   Пассивируются Al, Fe
HNO3(р) Не реагирует ↓ ↓ ↓ ↓ с Pt, Au NO N2O N2 NH3(NH4+) Продукты восстановления Уменьшение концентрации кислоты Увеличение активности металла.   Пассивируется Ti  
HNO3(к) Не реагирует с ↓ Pt, Au NO2   Пассивируюся Fe, Ni, Cr, Ti, Al  

Лабораторная работа № 11

ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ.

ГАЛЬВАНИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ

(Глинка Н.Л., 2000, 9.3.1, Коровин Н.В., 2000, §9.2-9.5, 9.8)

Цель занятия: изучить условия возникновения и работы гальванических пар в различных средах.

Теоретические сведения

Под электрохимическими процессами понимаются процессы, сопровождающиеся превращением химической энергии в электрическую и электрической энергии в химическую.

Электрохимические процессы относятся к окислительно-восстановительным. В окислительно-восстановительных реакциях электроны непосредственно переходят от восстановителя к окислителю. При электрохимических процессах полуреакции окисления и восстановления пространственно разделены, а электроны переходят от восстановителя к окислителю по внешнему проводнику.

При погружении металлической пластинки в раствор собственной соли образуется металлический электрод (см.рис.6), при этом возникает двойной электрический слой на границе раздела двух фаз: металл-раствор, это обусловлено тем, что под действием полярных молекул растворителя ионы кристаллической решетки металла переходят в раствор электролита, а избыток электронов заряжают поверхность металлической пластины отрицательно (в случае цинкового электрода, т.к. ). В случае с медной пластинкой, ее поверхность будет заряжаться положительно, т.к. и ионы Cu2+ из раствора будут осаждаться на ее поверхности.

Рис.6

Преобразование химической энергии в электрическую осуществляется в устройствах, называемых гальваническими элементами.

Один из типов гальванических элементов представляет собой систему (см. рис.7), состоящую из двух металлических пластин – проводников I рода (электронный проводник), погруженных в растворы электролитов- проводников II рода (ионный проводник).

    Рис. 7. Гальванический элемент. Солевой мостик заполнен электролитом, обычно KCl или NH4NO3, который является проводником ионов.  

Электроды, соединенные проводником, образуют внешнюю электрическую цепь гальванического элемента. Растворы электролитов соединяются посредством электролитического мостика (полупроницаемой мембраной) и образуют внутреннюю цепь.

Металл с меньшим значением электродного потенциала является источником электронов, поступающих во внешнюю цепь гальванического элемента. Этот электрод заряжается отрицательно за счет избытка электронов. Металл с большим значением электродного потенциала принято считать положительным электродом.

Отрицательно заряженный электрод в гальваническом элементе называется анодом. На аноде протекает процесс окисления атомов металла.

Положительно заряженный электрод называется катодом. На катоде протекает процесс восстановления ионов из раствора электролита и выделение их на электроде.

Непременным условием работы гальванического элемента является разность потенциалов его электродов. Она называется электродвижущей силой гальванического элемента – ЭДС (Е). Е = φк – φА, В.

ЭДС всякого работающего элемента – величина положительная (E>0, а DGг.э<0).

Для вычисления ЭДС гальванического элемента в условиях, отличных от стандартных, используют уравнение Нернста, которое позволяет первоначально рассчитать значение электродных потенциалов катода и анода, применительно к данным условиям, а затем уже и ЭДС элемента.

или

 

где стандартный электродный потенциал металла, В; n – заряд иона металла; [Ox] и [Red] – концентрация окисленной и восстановленной формы ионов металла в растворе его соли, моль/л; R- универсальная газовая постоянная, R=8,31 Дж/моль.К; Т - температура, Т=298 К; F- постоянная Фарадея, F=96500 Кл/моль.

D Gг.э = – n FE

 

Переход химической энергии системы в электрическую будет осуществляться самопроизвольно, если изменение свободной энергии системы, при переходе ее из начального состояния, в конечное меньше нуля.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Выполнение работы: Один из стаканчиков 1 (см.рис.2) заполнить доверху 1М раствором сульфата цинка, другой – 1М раствором сульфата меди. Оба стаканчика поставить в углубления подставки 2. Соединить стаканчики электролитическим мостиком, заполненным насыщенным раствором хлорида калия в смеси с агар-агаром. Опустить в раствор сульфата цинка узкую цинковую пластинку, а в раствор сульфата меди – медную. Соединить электрическим проводом опущенные пластинки с гальванометром. Наблюдать отклонение стрелки гальванометра, указывающее на возникновение электрического тока вследствие разных значений электродных потенциалов цинка и меди.

Запись данных опыта. Изобразить двойной электрический слой на границе раздела металл-раствор его соли на цинковом и медном электродах. Чем они отличаются качественно? Написать уравнения реакций, протекающих на электродах, и суммарное уравнение химической реакции, лежащее в основе работы гальванического элемента. В каком направлении переносятся электроны во внешней цепи? Вычислить стандартную ЭДС элемента. Какие ионы и в каком направлении перемещаются в растворе?

Простейший гальванический элемент состоит из 2-х металлов, различной степени активности, погруженных в растворы собственных солей (электроды I рода). Например: цинковая и медная пластины соединены проводником и погружены соответственно в растворы сульфата цинка и сульфата меди. Найдем значения стандартных потенциалов для меди и цинка:

0, 76В 0,34 B.

Цинковый электрод, имеющий меньшее значение электродного потенциала, будет выполнять роль анода, медь – катода.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...