Вопросы, задачи и упражнения для закрепления учебного материала
Вопросы, задачи и упражнения для закрепления учебного материала
1. Развитие философии подчиняется определенным социальным законам. В числе внешних законов называют:
– зависимость развития философии от уровня экономического развития государства;
– зависимость развития философии от состояния духовной сферы общества;
– …………………
Продолжите этот перечень и укажите, какие еще общесоциальные законы направляют развитие философской мысли.
2. В числе внутренних законов философского развития называют:
– развитие философии через противоборство материализма и идеализма;
– развитие философии через борьбу диалектического и метафизического методов познания;
– ………………….
Продолжите этот перечень и укажите, какие еще специфические внутренние законы направляют развитие философии.
3. В истории философии существует точка зрения, что развитие философии представляет собой «филиацию идей» (выведение новых идей из предшествующих творческой силой ума философа, независимо от факторов внешнего характера).
– Является ли данная позиция полностью или частично верной?
– Какие факторы субъективного и объективного, внутреннего и внешнего характера реально обусловливают развитие философии?
4. Ниже приведены различные направления, школы, концепции в философии: метафизический материализм; объективный идеализм; диалектика; субъективный идеализм; метафизика; диалектический материализм; агностицизм; рационализм; концепция познаваемости мира; эмпиризм; иррационализм.
Выпишите их раздельно в два столбца и укажите линиями, какие из них вели (ведут) друг против друга идейную борьбу. Укажите основные и побочные линии противоборства.
5. В книге «Наука логики» Гегель высказал мысль, что в ходе истории происходит превращение идеального в реальное.
– О какой закономерности общественной жизни говорится здесь?
– Как происходит процесс превращения идеального в материальное?
6. Какова связь философского идеализма с религией? Что между ними общего, в чем различие?
7. Основными ортодоксальными школами древнеиндийской философии являются: веданта; ________________; санкхья; _______________; ньяя; _____________(Дополните недостающие школы).
8. Назовите основные школы древнекитайской философии.
9. Правило «Не делай другому того, чего не хочешь себе», названное золотым правилом нравственности, приписывают древнекитайскому философу ____________________ (укажите имя).
10. Назовите основные направления философии эпохи Возрождения.
11. Двумя направлениями в русской философской мысли первой половины ХIX века были западничество и славянофильство.
Назовите представителей этих направлений.
12. Философская система Г. Гегеля рассматривает процесс саморазвития (чего? ) ____________________________________ (завершите мысль).
13. Какое название носит философия немецкого мыслителя Л. Фейербаха?
14. Антирационалистическое направление философии ХХ в. включает такие течения, как: – феноменология;
______________;
______________;
– прагматизм (добавить неуказанные течения).
15. Правильно определив фамилии философов, по вертикали первых букв получите одно из основных понятий экзистенциализма:
1. Один из основателей экзистенциализма.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Русский ученый-медик и философ XIX в., сторонник учения Ф. Шеллинга.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Английский социалист-утопист XIX в.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Русский философ-экзистенциалист.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Испанский философ ХХ в., сторонник экзистенциализма
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Французский философ-энциклопедист XVIII в.
|
|
|
|
|
|
|
7. Древнегреческий философ-энциклопедист.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | | | | | | | | | | | | | | | |
16. Допишите пропущенные слова и поместите их в правую, свободную часть. Если слова окажутся правильными, то первые буквы полученных слов в обозначенном порядке образуют фамилию отечественного философа-космиста XIX в.
1. Пифагор первый, кто дал … ее имя (Апулей).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Человек-то мал, а дом … – мир (Варрон)
|
|
|
|
|
|
|
3. Право есть искусство … и справедливости.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Когда гремит …, законы молчат (Цицерон).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Молчание … признанию (Сенека).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. … свидетель – не свидетель.
|
|
|
|
|
|
7. … народа – высший закон.
|
|
|
|
|
|
Тестовые задания
Тест № 3. Античная философия
1. Определите первую научную философскую школу в европейской цивилизации.
| 1. Школа киников.
2. Пифагорейская школа.
3. Милетская школа.
4. Элеатская школа.
5. Мегарская школа.
6. Академия Платона.
|
2. Именем какого древнегреческого философа названо материалистическое направление в философии?
| 1. Платон.
2. Сократ.
3. Фалес.
4. Демокрит.
5. Аристотель.
|
3. Объективно-идеалистическое направление в философии носит имя выдающегося древнегреческого философа (укажите какого? ).
| 1. Гераклит.
2. Аристотель.
3. Парменид.
4. Платон.
5. Демокрит.
|
4. Кто из античных философов сказал: «Я знаю, что я ничего не знаю»?
| 1. Пифагор.
2. Анаксимандр.
3. Сократ.
4. Зенон.
5. Демокрит.
|
5. Кто из античных философов считал основой, первоначалом всего мира огонь?
| 1. Фалес.
2. Анаксимен.
3. Гераклит.
4. Аристотель.
5. Демокрит.
|
6. Назовите имя философа, сформулировавшего сорок апорий, в которых он развивал идеи субъективной диалектики.
| 1. Пифагор.
2. Анаксимен.
3. Сократ.
4. Зенон.
5. Демокрит.
|
7. Какие философы считали, что в своей жизни человек должен руководствоваться прежде всего законами природы, так как правовые законы преходящи и, следовательно, не истинны.
| 1. Элеаты.
2. Софисты.
3. Киники.
4. Киренаики.
5. Пифагорейцы.
|
8. Кто из философов является автором идеи об «идеальном государстве»?
| 1. Демокрит.
2. Гераклит.
3. Сократ.
4. Платон.
5. Аристотель.
|
Тест № 4. Средневековая философия
1. Укажите одно положение, раскрывающее сущность реализма.
| 1. Реальным существованием обладают только единичные вещи.
2. Общие понятия (универсалии) предшествуют вещам, это идеи, присущие божественному разуму.
3. Подлинной реальностью обладают как общие понятия, так и единичные вещи.
4. Общие понятия (универсалии) и единичные вещи существуют реально и независимо друг от друга.
|
2. Укажите одно положение, раскрывающее сущность номинализма.
| 1. Подлинной реальностью обладают только общие понятия, постигаемые разумом.
2. Общее реально существует в единичных вещах, но ни в коем случае не вне их.
3. Общие понятия существуют в уме, отражая некоторые свойства реально существующих единичных вещей и выступая их именами.
4. Общие понятия (универсалии) и единичные вещи всегда тождественны друг другу.
|
3. Укажите положение, которое наиболее полно раскрывает сущность пантеизма.
| 1. Бог сотворил природу, но не принимает участия в ее развитии.
2. Природу можно познать только с помощью Бога, ее творца.
3. Бог и природа слиты в единое целое, находятся в неразрывном единстве.
4. Бог и природа вечны, бесконечны, активны.
|
4. Какой термин отражает принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил неживую и живую природу?
| 1. Теоцентризм.
2. Креационизм.
3. Провиденциализм.
4. Патристика.
5. Апологетика.
6. Схоластика.
|
5. Кто из философов является автором идеи о том, что история человечества разворачивается в двух царствах: «Граде земном» и «Граде Божьем»?
| 1. Ф. Аквинский
2. А. Августин
3. К. Тертуллиан
4. А. Кентерберийский
5. П. Абеляр
6. И. Росцелин
|
6. Кто из восточных философов Средневековья явился автором идеи о «двойственной истине»?
| 1. Ибн-Сина.
2. Ибн-Рушд.
3. Аль-Фараби.
4. Маймонид.
|
Тест № 5. Философия эпохи Возрождения
1. Кто из приведенных мыслителей не является представителем философии эпохи Возрождения?
| 1. Данте Алигьери.
2. Франческо Петрарка.
3. Джордано Бруно.
4. Бертран Рассел.
5. Пьетро Помпонацци.
|
2. Допишите недостающее одно из основных направлений философии Возрождения.
| 1. Гуманистическое.
2. _________________
3. Художественно-творческое
|
3. Что означает понятие «секуляризация»?
| 1. Возрождение материалистических традиций в философии.
2. Зависимость философии от теологии.
3. Освобождение от религии и церковных институтов различных сфер жизни общества.
4. Ориентация философии на религиозное искусство.
|
4. Кто написал «Божественную комедию», содержащую начала идей Возрождения?
| 1. Франческо Петрарка.
2. Джованни Бокаччо.
3. Данте Алигьери.
4. Пико Мирандола
|
5. Чем является Античность для эпохи Возрождения?
| 1. Авторитетом.
2. Идеалом.
3. Судьей.
4. Ничем.
|
6. Кто из философов Возрождения высказывал идею о том, что единицей бытия является монада, которая как минимум бытия, выступает в трех смыслах: онтологическом, как наименьшая субстанция, представляющая и телесное, и духовное начало; физическом как атом; математическом как точка, которая образует линию, линия – плоскость, а плоскость – всякое геометрическое тело. Верховная субстанция есть «монада монад» или Бог?
| 1. Данте Алигьери.
2. Франческо Петрарка.
3. Джордано Бруно.
4. Бертран Рассел.
5. Пьетро Помпонацци.
6. Николай Кузанский.
|
Тест № 6. Философия нового времени
1. Философский метод, разработанный английским философом Ф. Бэконом, называется эмпиризм. Какая логическая форма умозаключения лежит в его основе?
| 1. Дедукция.
2. Индукция.
3. Аналогия.
|
2. Философский метод, разработанный французским философом Р. Декартом, называется рационализм. Какая логическая форма умозаключения лежит в его основе?
| 1. Дедукция.
2. Индукция.
3. Аналогия.
|
3. Как называется учение о государстве, разработанное Т. Гоббсом?
| 1. «Теория правового государства».
2. «Договорная теория государства».
3. «Теория управления государством».
4. «Божественная теория государства»
|
4. Какие препятствия на пути познания (по Ф. Бэкону) обусловливают ложное восприятие действительности, свойственное отдельным людям?
| 1. «Идолы рода».
2. «Идолы пещеры».
3. «Идолы площади».
4. «Идолы театра».
|
5. Какие препятствия на пути познания (по Ф. Бэкону) ведут к ложным представлениям о мире и являются следствием ограниченности человеческого ума, органов чувств?
| 1. «Идолы рода».
2. «Идолы пещеры».
3. «Идолы площади».
4. «Идолы театра».
|
6. Какие препятствия на пути познания (по Ф. Бэкону) возникают на основе некритического усвоения различных философских взглядов и систем.
| 1. «Идолы рода».
2. «Идолы пещеры».
3. «Идолы площади».
4. «Идолы театра».
|
7. Какие препятствия на пути познания (по Ф. Бэкону) порождаются употреблением неправильных слов, распространенных чаще всего на рынках, в общественных местах?
| 1. «Идолы рода».
2. «Идолы пещеры».
3. «Идолы площади».
4. «Идолы театра».
|
8. Как следует понимать известное высказывание Р. Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую»?
| 1. Мышление порождает бытие моего тела.
2. Бытие мышления более достоверно, чем бытие тела, природы.
3. Мышление и чувственно воспринимаемый нами мир реальны и достоверны.
|
9. Кто из философов, разрабатывая учение о необходимости и свободе, сделал вывод о том, что «свобода есть познанная необходимость»?
| 1. Ф. Бэкон
2. Р. Декарт
3. Т. Гоббс
4. Б. Спиноза
5. Г. Лейбниц
|
Тест № 7. Современная зарубежная философия.
1. Одним из основных принципов познания сторонники позитивизма считают
| 1. Интенциональность.
2. Инструментализм.
3. Верификация.
4. Детерминация.
5. Интерпретация.
|
2. Какое философское течение определило своей задачей формировать искусство истолкования высказываний и текстов для правильного понимания содержащейся в них информации?
| 1. Экзистенциализм.
2. Позитивизм.
3. Аналитическая философия.
4. Герменевтика.
5. Логическая семантика.
|
3. Какое философское течение рассматривает человека как конечное существо, «заброшенное в мир», жизнь которого трагична, проблематична, временна и даже по отдельным ситуациям абсурдна?
| 1. Экзистенциализм.
2. Постпозитивизм.
3. Эмпириокритицизм.
4. Персонализм.
5. Философская антропология.
|
4. Представители какого философского объединения поставили проблемы взаимодействия общества и природы на первое место, специально изучают перспективы человечества?
| 1. Венский кружок.
2. Львовско-Варшавская школа.
3. Марбургская школа.
4. Франкфуртская школа.
5. Римский клуб.
|
5. В какой философии является центральной категория «аналогия бытия»?
| 1. Экзистенциализм.
2. Феноменология.
3. Персонализм.
4. Неотомизм.
|
6. Какая категория выражает отношения между субъектом и проявлением каких-либо его свойств в поведении, общении и деятельности?
| 1. «Персонализация».
2. «Понимание».
3. «Отчуждение».
4. «Деструкция».
|
Кроссворд «Развитие философии в России» (Дягилев В. В. Занимательная философия. – М., 1996)
По горизонтали: 1. Имя философа Белинского. 4. Древнегреческий философ, на которого хотел быть похожим Г. С. Сковорода. 6. Русский философ, исследовавший феномен «западничества» и «славянофильства». 9. Русский философ, написавший «Судьбы философии в России». 10. Город-крепость, где во время ссылки жил Ф. М. Достоевский. 12. Немецкий ученый, популяризатор Шеллинга. 13. Мыслитель-полупозитивист, «народник». 15. Город, в котором родился Н. Г. Чернышевский. 19. Преподаватель философии в Московской Духовной Академии. 21. Божественное предопределение хода истории. 23. Один из первых русских материалистов, писатель. 26. Журнал, который издавали братья Достоевские. 29. Учебное заведение в Царском селе, которое закончил Н. Я. Данилевский. 30. Русский писатель, которого «почвенники» считали «духовным наставником».
По вертикали: 1. Русский философ, преподававший в XIX в. в Медицинской Академии. 2. Известный мыслитель-славянофил. 3. Известный русский просветитель, масон. 4. Преподаватель Духовной Академии в Санкт-Петербурге. 5. Идеология масонства. 7. Великий писатель и мыслитель XIX в. 8. Направление в философии, абсолютизирующее волю. 11. Немецкий философ. 14. Сильное чувство. 16. Способность к выбору цели деятельности. 17. Мыслитель-полупозитивист, историк. 18. Человек, которого называют «Первый русский университет». 20. Мыслитель-полупозитивист, теоретик анархизма. 22. Имя Толстого. 24. Автор «Очерка развития русской философии». 25. Образ, определяющий способ мышления. 27. Способность к абстрактному познанию. 28. Немецкий философ-романтик, друг Гете.
Воспользуйтесь поиском по сайту: