Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопросы, задачи и упражнения для закрепления учебного материала




Вопросы, задачи и упражнения для закрепления учебного материала

1. Развитие философии подчиняется определенным социальным законам. В числе внешних законов называют:

– зависимость развития философии от уровня экономического развития государства;

– зависимость развития философии от состояния духовной сферы общества;

– …………………

Продолжите этот перечень и укажите, какие еще общесоциальные законы направляют развитие философской мысли.

2. В числе внутренних законов философского развития называют:

– развитие философии через противоборство материализма и идеализма;

– развитие философии через борьбу диалектического и метафизического методов познания;

– ………………….

Продолжите этот перечень и укажите, какие еще специфические внутренние законы направляют развитие философии.

3. В истории философии существует точка зрения, что развитие философии представляет собой «филиацию идей» (выведение новых идей из предшествующих творческой силой ума философа, независимо от факторов внешнего характера).

– Является ли данная позиция полностью или частично верной?

– Какие факторы субъективного и объективного, внутреннего и внешнего характера реально обусловливают развитие философии?

4. Ниже приведены различные направления, школы, концепции в философии: метафизический материализм; объективный идеализм; диалектика; субъективный идеализм; метафизика; диалектический материализм; агностицизм; рационализм; концепция познаваемости мира; эмпиризм; иррационализм.

Выпишите их раздельно в два столбца и укажите линиями, какие из них вели (ведут) друг против друга идейную борьбу. Укажите основные и побочные линии противоборства.

5. В книге «Наука логики» Гегель высказал мысль, что в ходе истории происходит превращение идеального в реальное.

– О какой закономерности общественной жизни говорится здесь?

– Как происходит процесс превращения идеального в материальное?

6. Какова связь философского идеализма с религией? Что между ними общего, в чем различие?

7. Основными ортодоксальными школами древнеиндийской философии являются: веданта; ________________; санкхья; _______________; ньяя; _____________(Дополните недостающие школы).

8. Назовите основные школы древнекитайской философии.

9. Правило «Не делай другому того, чего не хочешь себе», названное золотым правилом нравственности, приписывают древнекитайскому философу ____________________ (укажите имя).

10. Назовите основные направления философии эпохи Возрождения.

11. Двумя направлениями в русской философской мысли первой половины ХIX века были западничество и славянофильство.

Назовите представителей этих направлений.

12. Философская система Г. Гегеля рассматривает процесс саморазвития (чего? ) ____________________________________ (завершите мысль).

13. Какое название носит философия немецкого мыслителя Л. Фейербаха?

14. Антирационалистическое направление философии ХХ в. включает такие течения, как: – феноменология;

______________;

______________;

– прагматизм (добавить неуказанные течения).

15. Правильно определив фамилии философов, по вертикали первых букв получите одно из основных понятий экзистенциализма:

 

1. Один из основателей экзистенциализма.                  

 

 

 

 
2. Русский ученый-медик и философ XIX в., сторонник учения Ф. Шеллинга.                  

 

 

 

 
3. Английский социалист-утопист XIX в.        

 

 

 

 
4. Русский философ-экзистенциалист.                

 

   

 

 
5. Испанский философ ХХ в., сторонник экзистенциализма                

 

 

 

 

 
6. Французский философ-энциклопедист XVIII в.          

 

7. Древнегреческий философ-энциклопедист.                  

 

 

 

 

                                 

 

16. Допишите пропущенные слова и поместите их в правую, свободную часть. Если слова окажутся правильными, то первые буквы полученных слов в обозначенном порядке образуют фамилию отечественного философа-космиста XIX в.

1. Пифагор первый, кто дал … ее имя (Апулей).                      
2. Человек-то мал, а дом … – мир (Варрон)      

 

   
3. Право есть искусство … и справедливости.                      
4. Когда гремит …, законы молчат (Цицерон).                      
5. Молчание … признанию (Сенека).                      
6. … свидетель – не свидетель.        

 

7. … народа – высший закон.        

 

Тестовые задания

Тест № 3. Античная философия

1. Определите первую научную философскую школу в европейской цивилизации. 1. Школа киников. 2. Пифагорейская школа. 3. Милетская школа. 4. Элеатская школа. 5. Мегарская школа. 6. Академия Платона.
2. Именем какого древнегреческого философа названо материалистическое направление в философии? 1. Платон. 2. Сократ. 3. Фалес. 4. Демокрит. 5. Аристотель.
3. Объективно-идеалистическое направление в философии носит имя выдающегося древнегреческого философа (укажите какого? ). 1. Гераклит. 2. Аристотель. 3. Парменид. 4. Платон. 5. Демокрит.
4. Кто из античных философов сказал: «Я знаю, что я ничего не знаю»? 1. Пифагор. 2. Анаксимандр. 3. Сократ. 4. Зенон. 5. Демокрит.
5. Кто из античных философов считал основой, первоначалом всего мира огонь? 1. Фалес. 2. Анаксимен. 3. Гераклит. 4. Аристотель. 5. Демокрит.
6. Назовите имя философа, сформулировавшего сорок апорий, в которых он развивал идеи субъективной диалектики. 1. Пифагор. 2. Анаксимен. 3. Сократ. 4. Зенон. 5. Демокрит.
7. Какие философы считали, что в своей жизни человек должен руководствоваться прежде всего законами природы, так как правовые законы преходящи и, следовательно, не истинны. 1. Элеаты. 2. Софисты. 3. Киники. 4. Киренаики. 5. Пифагорейцы.
8. Кто из философов является автором идеи об «идеальном государстве»? 1. Демокрит. 2. Гераклит. 3. Сократ. 4. Платон. 5. Аристотель.

 

Тест № 4. Средневековая философия

1. Укажите одно положение, раскрывающее сущность реализма. 1. Реальным существованием обладают только единичные вещи. 2. Общие понятия (универсалии) предшествуют вещам, это идеи, присущие божественному разуму. 3. Подлинной реальностью обладают как общие понятия, так и единичные вещи. 4. Общие понятия (универсалии) и единичные вещи существуют реально и независимо друг от друга.
2. Укажите одно положение, раскрывающее сущность номинализма. 1. Подлинной реальностью обладают только общие понятия, постигаемые разумом. 2. Общее реально существует в единичных вещах, но ни в коем случае не вне их. 3. Общие понятия существуют в уме, отражая некоторые свойства реально существующих единичных вещей и выступая их именами. 4. Общие понятия (универсалии) и единичные вещи всегда тождественны друг другу.
3. Укажите положение, которое наиболее полно раскрывает сущность пантеизма. 1. Бог сотворил природу, но не принимает участия в ее развитии. 2. Природу можно познать только с помощью Бога, ее творца. 3. Бог и природа слиты в единое целое, находятся в неразрывном единстве. 4. Бог и природа вечны, бесконечны, активны.
4. Какой термин отражает принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил неживую и живую природу? 1. Теоцентризм. 2. Креационизм. 3. Провиденциализм. 4. Патристика. 5. Апологетика. 6. Схоластика.
5. Кто из философов является автором идеи о том, что история человечества разворачивается в двух царствах: «Граде земном» и «Граде Божьем»? 1. Ф. Аквинский 2. А. Августин 3. К. Тертуллиан 4. А. Кентерберийский 5. П. Абеляр 6. И. Росцелин
6. Кто из восточных философов Средневековья явился автором идеи о «двойственной истине»? 1. Ибн-Сина. 2. Ибн-Рушд. 3. Аль-Фараби. 4. Маймонид.

 

Тест № 5. Философия эпохи Возрождения

1. Кто из приведенных мыслителей не является представителем философии эпохи Возрождения? 1. Данте Алигьери. 2. Франческо Петрарка. 3. Джордано Бруно. 4. Бертран Рассел. 5. Пьетро Помпонацци.
2. Допишите недостающее одно из основных направлений философии Возрождения. 1. Гуманистическое. 2. _________________ 3. Художественно-творческое
3. Что означает понятие «секуляризация»? 1. Возрождение материалистических традиций в философии. 2. Зависимость философии от теологии. 3. Освобождение от религии и церковных институтов различных сфер жизни общества. 4. Ориентация философии на религиозное искусство.
4. Кто написал «Божественную комедию», содержащую начала идей Возрождения? 1. Франческо Петрарка. 2. Джованни Бокаччо. 3. Данте Алигьери. 4. Пико Мирандола
5. Чем является Античность для эпохи Возрождения? 1. Авторитетом. 2. Идеалом. 3. Судьей. 4. Ничем.
6. Кто из философов Возрождения высказывал идею о том, что единицей бытия является монада, которая как минимум бытия, выступает в трех смыслах: онтологическом, как наименьшая субстанция, представляющая и телесное, и духовное начало; физическом как атом; математическом как точка, которая образует линию, линия – плоскость, а плоскость – всякое геометрическое тело. Верховная субстанция есть «монада монад» или Бог? 1. Данте Алигьери. 2. Франческо Петрарка. 3. Джордано Бруно. 4. Бертран Рассел. 5. Пьетро Помпонацци. 6. Николай Кузанский.

 

Тест № 6. Философия нового времени

1. Философский метод, разработанный английским философом Ф. Бэконом, называется эмпиризм. Какая логическая форма умозаключения лежит в его основе? 1. Дедукция. 2. Индукция. 3. Аналогия.
2. Философский метод, разработанный французским философом Р. Декартом, называется рационализм. Какая логическая форма умозаключения лежит в его основе? 1. Дедукция. 2. Индукция. 3. Аналогия.
3. Как называется учение о государстве, разработанное Т. Гоббсом? 1. «Теория правового государства». 2. «Договорная теория государства». 3. «Теория управления государством». 4. «Божественная теория государства»
4. Какие препятствия на пути познания (по Ф. Бэкону) обусловливают ложное восприятие действительности, свойственное отдельным людям? 1. «Идолы рода». 2. «Идолы пещеры». 3. «Идолы площади». 4. «Идолы театра».
5. Какие препятствия на пути познания (по Ф. Бэкону) ведут к ложным представлениям о мире и являются следствием ограниченности человеческого ума, органов чувств? 1. «Идолы рода». 2. «Идолы пещеры». 3. «Идолы площади». 4. «Идолы театра».
6. Какие препятствия на пути познания (по Ф. Бэкону) возникают на основе некритического усвоения различных философских взглядов и систем. 1. «Идолы рода». 2. «Идолы пещеры». 3. «Идолы площади». 4. «Идолы театра».
7. Какие препятствия на пути познания (по Ф. Бэкону) порождаются употреблением неправильных слов, распространенных чаще всего на рынках, в общественных местах? 1. «Идолы рода». 2. «Идолы пещеры». 3. «Идолы площади». 4. «Идолы театра».
8. Как следует понимать известное высказывание Р. Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую»? 1. Мышление порождает бытие моего тела. 2. Бытие мышления более достоверно, чем бытие тела, природы. 3. Мышление и чувственно воспринимаемый нами мир реальны и достоверны.
9. Кто из философов, разрабатывая учение о необходимости и свободе, сделал вывод о том, что «свобода есть познанная необходимость»? 1. Ф. Бэкон 2. Р. Декарт 3. Т. Гоббс 4. Б. Спиноза 5. Г. Лейбниц

 

Тест № 7. Современная зарубежная философия.

1. Одним из основных принципов познания сторонники позитивизма считают 1. Интенциональность. 2. Инструментализм. 3. Верификация. 4. Детерминация. 5. Интерпретация.
2. Какое философское течение определило своей задачей формировать искусство истолкования высказываний и текстов для правильного понимания содержащейся в них информации? 1. Экзистенциализм. 2. Позитивизм. 3. Аналитическая философия. 4. Герменевтика. 5. Логическая семантика.
3. Какое философское течение рассматривает человека как конечное существо, «заброшенное в мир», жизнь которого трагична, проблематична, временна и даже по отдельным ситуациям абсурдна? 1. Экзистенциализм. 2. Постпозитивизм. 3. Эмпириокритицизм. 4. Персонализм. 5. Философская антропология.
4. Представители какого философского объединения поставили проблемы взаимодействия общества и природы на первое место, специально изучают перспективы человечества? 1. Венский кружок. 2. Львовско-Варшавская школа. 3. Марбургская школа. 4. Франкфуртская школа. 5. Римский клуб.
5. В какой философии является центральной категория «аналогия бытия»? 1. Экзистенциализм. 2. Феноменология. 3. Персонализм. 4. Неотомизм.
6. Какая категория выражает отношения между субъектом и проявлением каких-либо его свойств в поведении, общении и деятельности? 1. «Персонализация». 2. «Понимание». 3. «Отчуждение». 4. «Деструкция».

 

Кроссворд «Развитие философии в России» (Дягилев В. В. Занимательная философия. – М., 1996)

 

     

 

 

 

 

       

 

       
 

 

 

 

 

   

 

   

 

 

 

 
   

 

 

 

                     

 

 
   

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

     
   

 

             
   

 

 

 

   

 

                     
 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

                   
   

 

 

 

 

   

 

 

 

       
 

 

 

             
   

 

                       

 

   

 

 

 

 

 

     

 

 

 

           
     

 

 

                     
   

 

 

   

 

                 

 

 

 

 

 

 

 

           

 

 

 

 

 

             

 

 

   

 

                       

 

 

                 
                                                       

По горизонтали: 1. Имя философа Белинского. 4. Древнегреческий философ, на которого хотел быть похожим Г. С. Сковорода. 6. Русский философ, исследовавший феномен «западничества» и «славянофильства». 9. Русский философ, написавший «Судьбы философии в России». 10. Город-крепость, где во время ссылки жил Ф. М. Достоевский. 12. Немецкий ученый, популяризатор Шеллинга. 13. Мыслитель-полупозитивист, «народник». 15. Город, в котором родился Н. Г. Чернышевский. 19. Преподаватель философии в Московской Духовной Академии. 21. Божественное предопределение хода истории. 23. Один из первых русских материалистов, писатель. 26. Журнал, который издавали братья Достоевские. 29. Учебное заведение в Царском селе, которое закончил Н. Я. Данилевский. 30. Русский писатель, которого «почвенники» считали «духовным наставником».

По вертикали: 1. Русский философ, преподававший в XIX в. в Медицинской Академии. 2. Известный мыслитель-славянофил. 3. Известный русский просветитель, масон. 4. Преподаватель Духовной Академии в Санкт-Петербурге. 5. Идеология масонства. 7. Великий писатель и мыслитель XIX в. 8. Направление в философии, абсолютизирующее волю. 11. Немецкий философ. 14. Сильное чувство. 16. Способность к выбору цели деятельности. 17. Мыслитель-полупозитивист, историк. 18. Человек, которого называют «Первый русский университет». 20. Мыслитель-полупозитивист, теоретик анархизма. 22. Имя Толстого. 24. Автор «Очерка развития русской философии». 25. Образ, определяющий способ мышления. 27. Способность к абстрактному познанию. 28. Немецкий философ-романтик, друг Гете.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...