Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

§ 4. Этапы и содержание отечественной философии




Русская философия – часть мировой философии, обладающая значительным историко-культурным, содержательным и идейно-философским своеобразием.

Подлинно оригинальная русская философия сформировалась в первой половине XIX в., чему предшествовал значительный подготовительный этап, «пролог философии» (IX-XVIII вв. ). Иначе можно сказать, что русская философская мысль, начиная с IX в. и до конца XVIII вв., существовала в различных культурных формах (литературной, художественной, религиозной, правовой, исторической), в т. ч. мыслительно-философской, причем развивалась фрагментарно, не системно. А в первой половине XIX в. (с появлением двух мощных философских течений – славянофильства и западничества) окончательно оформилась в национальную русскую философию.

Первые опыты русского философствования восходят к Древней Руси и во многом связаны с принятием христианства на Руси. Изначально философия понималась русскими книжниками как род богопознания, возвышенного стремления к Софии-Божьей Премудрости. Такое понимание позже станет основой оригинальной русской софиологии.

В трактате киевского митрополита Илариона «Слово о законе и благодати» зародилась, а затем утвердилась в отечественной мысли идея противопоставления благодати закону, который погружен в суету земных страстей и потому чужд представлению о высшем благе.

В XV в. в столкновении нестяжателей (Нил Сорский) и иосифлян (Иосиф Волоцкий) обозначилось не менее характерное столкновение рационалистической и иррационалистической, точнее, сверхрационалистической, трактовок интерпретации христианства.

В XVI в. псковский монах Филофей в своих знаменитых «Посланиях»[3] создает философскую концепцию «Москва-Третий Рим», на многие последующие века определив мессианскую, культуртрегерскую[4] и геополитическую направленность отечественной мысли. Основная идея, проводимая Филофеем – идея достоинства, величия и богоизбранности России. На ее основе русским царем Иваном Грозным было начато построение Российской империи, а славянофилы положили ее в основу «русской идеи».

Большое влияние на развитие русской философии с точки зрения воздействия западных идей оказала Киево-Могилянская академия (особенно творчество Петра Могилы). Этому же способствовала и деятельность лидера «латинского» направления Симеона Полоцкого в XVII в., а в эпоху Петра I, в XVIII в. – деятельность Феофана Прокоповича. В целом XVIII в. стал периодом формирования русской секулярной культуры и заложил последующие противоречия социально-политического и духовного развития России, в том числе в отечественной философии. Вместе с тем в этот период, наряду с «вольтерьянством», затем масонством и иными западными влияниями, сформировалась национальная традиция на основе гуманизма, научности, образованности (М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев). Образовались антропологические (А. Н. Радищев, А. И. Галич) и мистические (Паисий Величковский, Григорий Сковорода) учения.

Вышеуказанное представляет собой лишь фрагменты богатой по содержанию отечественной мысли.

После длительного пути становления и развития, окончательно оформившись в середине XIX в., русская философия прошла ряд этапов, основными из которых являются:

1. Славянофильство и западничество в русской общественной мысли XIX в. (будет рассмотрено в следующем разделе). Главные представители: А. С. Хомяков, И. И. Киреевский и П. Я. Чаадаев.

2. Материализм в русской философии середины XIX в. Связан с именами А. И. Герцена, Д. И. Писарева, Н. А. Добролюбова, Н. Г. Чернышевского и др., чьи мировоззрение, идеалы носили ярко выраженный революционно-демократический характер, и которые сформировали материалистическое направление в русской философии (под влиянием, прежде всего, материализма Фейербаха).

3. Русское почвенничество. Явилось прямым продолжением славянофильства в 60-80-е гг. XIX в. Представлено яркими именами Н. Н. Страхова, Н. Я. Данилевского, Ф. М. Достоевского. Почвенники утверждали уникальность каждого общества и его культуры, несводимость их к какому-то единому образцу (например, западно-европейскому). Европу они рассматривали как наследницу культуры Западной Римской империи, а Россию как наследницу культуры Византии, Восточной Римской империи. Призывали не забывать про русские «корни», «почву», т. е. отечественные историко-культурные традиции.

4. Русский консерватизм. Под консерватизмом здесь понимаются социально-философские теории, обосновывающие необходимость сохранения и поддержания исторически сложившихся форм государства, а также нравственных, религиозных, правовых и иных основ жизни общества. Идеологию русского консерватизма наиболее точно и емко сформулировал граф С. Г. Уваров: «Православие. Самодержавие. Народность». Наиболее известные представители – философ К. Н. Леонтьев (1831-1891) и публицист Михаил Катков (1818-1887), которые утверждали, что лишь самодержавие обеспечивает устойчивое развитие России и ее территориальную целостность, что монархическая самодержавная власть есть единственная и высшая форма государственной власти в России.

5. Философия «всеединства» В. С. Соловьева (1853-1900), русского религиозного философа. Под всеединством В. С. Соловьев понимает единство и согласованность всех частей Вселенной, точнее идеал единства, к которому стремится хаотичный и рассогласованный мир. Такой идеал воплощен в Боге как в абсолютном всеединстве, и его нужно воплотить в жизни людей. При этом осуществляет идеал всеединства сам человек, жизнь которого есть творчество, неуклонное движение к добру. В этом процессе творчества человек находит свое спасение, а все человечество, как собирательный человек, движимое творческими усилиями своих отдельных представителей, переходит в новое, высшее состояние и становится богочеловечеством.

6. Русская философия «серебряного века русской культуры» (первая четверть XX в. ) характеризовалась целой «россыпью» ярких имен: Н. А. Бердяев, Л. И. Шестов, Г. Г. Шпет, Г. П. Федотов, П. А. Флоренский, Г. В. Флоровский, Вяч. Иванов, Н. О. Лосский, С. Н. Булгаков, В. В. Розанов, С. Н. и Е. Н. Трубецкие, Д. С. Мережковский и др.

7. Русская религиозно-идеалистическая философия XIX-XX вв. (будет подробнее рассмотрена в последующих разделах). Главные представители: В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, В. Ф. Эрн, С. Н. Булгаков, С. Н. и Е. Н. Трубецкие и др.

8. Русский космизм (космическая философия) – оригинальное течение русской философской мысли конца XIX – начала ХХ веков. Представлено именами Н. Ф. Федорова, К. Э. Циолковского, П. А. Флоренского, В. И. Вернадского, Л. Чижевского и др. Это учение о космической природе человека, о неразрывном единстве человека и космоса, и возможностях человека по освоению космоса. Данное течение оказало значительное плодотворное воздействие на развитие естественных наук. И не случайно, что именно в нашей стране было начато освоение космоса.

9. Русский марксизм (будет рассмотрен в последующих разделах). Главные представители: Г. В. Плеханов и В. И. Ленин.

10. Философия русского зарубежья (представленная целой россыпью великих имен, в большинстве своем вышеперечисленным – Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков и многие другие, вынужденные покинуть Россию после революции 1917 г. ), в т. ч. представители оригинального геополитического течения под названием «русское евразийство» (П. Н. Савицкий, Л. П. Карсавин, Н. С. Трубецкой) и др.

Славянофильство и западничество – два основных течения отечественной философской и общественной мысли. Собственно с возникновением этих течений завершилось оформление национальной русской философии. Ключевое отличие: западничество в своей философии истории пыталось доказать преимущество западной ориентации в развитии России, славянофильство же отстаивало необходимость самостоятельного, самобытного с точки зрения культуры, пути развития страны.

Основателем славянофильства считается А. С. Хомяков. Представители: И. И. Киреевский, К. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин и др.

Основатель западнического течения – П. Я. Чаадаев. Представители:
Н. В. Станкевич, А. И. Герцен, В. Г. Белинский и др.

Славянофилы в своей историософии предостерегали от увлечения Западом по той причине, что существует несколько принципиальных различий между Европой и Россией. Во-первых, различие в философском мировоззрении. В частности западный взгляд на мир характеризуется крайним рационализмом в ущерб вере и христианскому откровению в познании. Во-вторых, различие в вере, в религиозном мировоззрении («истинное» православие и католицизм как «искаженное» христианство). В-третьих, различие в социальных формах жизни. Для России, в отличие от Запада, характерны коллективизм, общинность, взаимовыручка и взаимоподдержка.

Пытаясь ответить на вопрос о судьбах России и найти корни современной жизни в прошедшей истории, славянофилы обратились к «русской идее», имевшей хождение в общественной мысли того и предшествующего периодов. По мнению известного историка русской философии В. Зеньковского, идея «особой миссии русского народа» возникла в XVI в. в посланиях монаха Филофея: «Как раз в XVI веке впервые выдвигается учение «о святой Руси», об универсальном всемирном значении России. Именно отсюда (и только отсюда) надо выводить те учения о «всечеловеческом» призвании России, которые заполняют историософские построения первой половины XIX века (продолжаясь, впрочем, у отдельных мыслителей до наших дней»[5].

Основная идея, которую настойчиво проводит Филофей во всех своих посланиях, есть идея величия и богоизбранности России. «Внимай, Господа ради, - пишет Филофей, - яко все христианские царства снидошася в твое царство: по сем чаем царства, ему же несть конца... яко два Рима падоша, а третий стоит (то есть Москва), а четвертому не быти»[6].

Переняв «русскую идею» у Филофея, А. Хомяков, И. Киреевский и другие славянофилы религиозно-философски обосновали ее и «взяли на вооружение», положив в основание своих историософских славянофильских построений, выводящих исключительность России, ее мессианское предназначение в мире. По этому же пути, во многом, пошли их последователи в начале XX в. - С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев, В. Ф. Эрн, Е. Н. Трубецкой и другие.

Западник П. Я. Чаадаев, от взора которого не остались скрытыми еще формировавшиеся, предславянофильские настроения в интеллектуальной среде России начала XIX в., выступил резко против идеи русского мессианизма. Хотя он же, говоря об отечественной истории, писал в письме А. И. Тургеневу в 1835 году, что «мы пришли после других», имея в виду запоздалое развитие России, именно «для того, чтобы делать лучше их, чтобы не впадать в их ошибки, в их заблуждения и суеверия... Россия призвана к необъятному умственному делу: ее задача дать в свое время разрешение всем вопросам, возбуждающим споры в Европе»[7].

И все же, несмотря на это, он охарактеризовал мессианское «направление умов» как «причудливые фантазии о нашем предназначении в мире, о наших грядущих судьбах», «ретроспективной утопией».

Несмотря на чаадаевскую, и подобную ей, критику, «русская идея» получила довольно широкое распространение в русской общественной мысли. А с началом Крымской войны 1853-1856 гг. и особенно в годы Первой мировой войны мессианские настроения приобрели новое, еще более сильное, звучание.

Кроме того, славянофилы подвергли критике реформы Петра I, серьезно нарушившие самобытный путь развития России, ее общественный и государственный строй. Они также отрицали какие-либо революционные потрясения, отстаивая социальный мир на основе православной веры.

Философии славянофилов присущ отчетливый провиденциализм. Через призму религиозного отношения к действительности преломлялось у них решение всех теоретических и практических вопросов. Они были убеждены, что ход исторического процесса представляет собой постепенное осуществление истины христианства, а смысл истории заключается в построении общества правды и справедливости – «Царства Божьего на земле».

Западники, прежде всего П. Я. Чаадаев, также обеспокоенные тяжелым положением закрепощенного русского народа, пытались найти выход в ориентации на Европу. Обвинения в сторону католицизма отвергали, полагая, что в католицизме заложено некое объединяющее начало, сформировавшее европейский мир, науку, философию и культуру. Русскую изолированность считали неправильной. Как писал П. Я. Чаадаев, «невзирая на все незаконченное, порочное и преступное в европейском обществе, как оно сейчас сложилось, все же Царство Божие в известном смысле в нем действительно осуществлено, потому что общество это содержит в себе начало бесконечного прогресса и обладает, в зародыше и в элементах, всем необходимым для его окончательного водворения в будущем на земле»[8].

Правда, постепенно, под воздействием дискуссии между западниками и славянофилами, охватившей российское общество, Чаадаев частично изменил свою позицию в сторону славянофильства, заявив, что Россия, позднее других вступившая на историческую сцену оказывается в состоянии не только воспользоваться плодами культурных достижений просвещенных наций, но и обладает по сравнению с ними тем преимуществом, что располагает свободой выбора прогрессивных форм общественного жизнеустройства и отвержения неоптимальных и деструктивных форм.

Как и славянофилы, западники в своих взглядах на философию истории исходили из Бога, его промысла, осуществления его замысла (провиденциализм в философии). Нравственность, основанная на христианских ценностях – движущая сила исторического процесса.

Многие отечественные мыслители и общественные деятели (например, Ф. М. Достоевский, Ф. И. Тютчев, Ф. И. Глинка, Н. Я. Данилевский и др. ) поддерживали славянофилов, другие (особенно, революционные демократы) – западников.

Спор между славянофилами и западниками не завершен, он продолжается и поныне, например, отражается в позиции государственно-патриотических сил, с одной стороны, и либерально-демократических – с другой.

Конец XIX – начало XX в. в России характеризовался не только ростом революционных настроений, но и подъемом отечественной литературы, поэзии, философии – культурным ренессансом, «серебряным веком русской культуры». В рамках этого периода наблюдался религиозно-философский ренессанс, связанный с развитием оригинальной русской религиозно-идеалистической философии.

Этот период также именуется периодом формирования «нового религиозно-философского сознания», поскольку философы предприняли попытку реформы религии с точки зрения наполнения ее истинным христианским содержанием и вывода церкви из кризиса. С этой целью в 1902 г. вышел в свет сборник под названием «Проблемы идеализма» (авторы – С. Булгаков, Н. Бердяев, П. Струве, С Франк и др. ), в котором был поставлен вопрос о том, чтобы «возвратить человечеству утраченного им живого Бога»[9]. В 1909 г. вышел сборник «Вехи», посвященный состоянию русской интеллигенции и ее задачам по нравственному развитию российского общества.

Наиболее значимые представители религиозно-философского течения: Н. А. Бердяев, В. Ф. Эрн, С. Н. Булгаков, С. Н. и Е. Н. Трубецкие, С. Л. Франк, П. А. Флоренский, Г. В. Флоровский, Д. С. Мережковский и др.

В 1907 г. стали образовываться религиозно-философские общества: в Петербурге (Д. С. Мережковский, З. Гиппиус, Д. Философов, А. Карташев); в Москве (Н. А. Бердяев, В. Ф. Эрн, С. Н. Булгаков, С. Н. и Е. Н. Трубецкие, С. Л. Франк и др. ); а также в Киеве (В. Зеньковский, В. Экземплярский и др. ).

Если петербургские философы, отказавшиеся от участия в «Вехах», призывали к религиозной дискредитации абсолютизма и самого царя, то московские философы предлагали в деле формирования общественного сознания опираться на вековые русские религиозные традиции: 1) врожденную религиозность русской души; 2) нравственно-религиозную сущность исторического прогресса; 3) всемирно-историческую миссию христианства и русского народа.

Основным отличием петербургской и московской религиозно-философских школ было отношение к «русской идее». Московские философы были продолжателями славянофильских традиций, и соответственно, приверженцами идеи особого предназначения России в мире. Петербургские философы во главе с Д. Мережковским «русскую идею» отрицали, свои изыскания сводили во многом к мистике и литературному творчеству, и потому их взгляды не были столь популярными в философской среде.

Русскими мыслителями – представителями данного философского течения – был создан целый ряд оригинальных сочинений: Бердяев Н. А. «Смысл истории», «Русская идея», «Судьба России»; Е. Н. Трубецкой «Смысл жизни»; Булгаков С. Н. «Основные проблемы теории прогресса»; Зеньковский В. В. «История русской философии» в 2-х томах; и др.

Философские искания московской школы сводились, в основном, к следующему: 1) философское переосмысление православной религии, обращение ее на проблемы действительного бытия человека и общества; 2) развитие религиозно-идеалистических учений о Боге и сущности бытия; 3) поиски смысла жизни человека; поиски смысла истории; 4) судьба России, обоснование особого предназначения России в истории человечества; 5) развитие учения В. С. Соловьева о Богочеловечестве; 6) изменение сознания человека, пробуждение стать подлинным человеком – Богочеловеком, воплотившем в себе высшие качества Бога в земном человеке; 7) трансформация религиозно-философского сознания в соединение христианства и народа; 8) осуществление переустройства мира без насильственной ломки сложившихся социальных структур – путем совершенствования духовного мира человека, его гуманизации.

Источниками русской религиозно-идеалистической философии были многогранные проявления богатства мировой философской мысли, и прежде всего: идеи Платона, немецкой идеалистической философии, славянофильство, философия всеединства В. С. Соловьева, творчество многих западных философов и отечественных мыслителей XIX в.

Существенными чертами данного направления философской мысли был провиденциализм («Бог – начало и конец мировой эволюции, ее вездесущий центр и смысл»[10]), а также своеобразный русский романтизм – романтическая устремленность к религиозному будущему, которое представлялось более высокой ступенью состояния человечества, чем действительное. Критика существующей действительности сводилась к критике образа жизни людей, низкой духовности и нравственности.

Философские искания происходили в довольно замкнутой среде, оторванной от широкого социального революционного движения, охватившего тогда Россию. По мнению Н. А. Бердяева, образовалась «бездна между верхним утонченным культурным слоем, с его действительно одаренными личностями, и широкими народными и интеллигентскими слоями общества». Революция начала уничтожать этот культурный ренессанс и преследовать его творцов за непризнание идей революции.

Большинство представителей русской религиозно-идеалистической философии начала XX в. были вынуждены покинуть Отчизну и уехать за границу, в т. ч. на «красном пароходе», предоставленном Лениным в 1922 г. специально для их высылки.

Атмосфера русского духовного Ренессанса начала XX в. явила собой благодатную почву для плодотворных исследований самых разных направлений мировой философской мысли. Многие идеи русской философии «серебряного века» еще недостаточно осмыслены и не оценены по достоинству.

Николай Александрович Бердяев – выдающийся русский философ, представитель религиозного персонализма, экзистенциализма, философии истории. В юности был увлечен марксизмом, отбыл ссылку, но затем в марксизме разочаровался и перешел на позиции религиозной идеалистической философии.

Автор многих историософских произведений («Смысл истории», «Истоки и смысл русского коммунизма» и др. ), а также сочинений по философии личности и свободы («Философия свободы», «О назначении человека» и др. ).

Персонализм занимал в творчестве Н. А. Бердяева одно из центральных, главных мест, его внутреннюю основу.

Характерными чертами персоналистической философии Бердяева являлись следующие:

1) персоналистический характер его философии, в первую очередь проявился в том, что он – убежденный сторонник ценностей личности, индивидуума. «Личность не часть общества, напротив, общество – только часть или аспект личности. Личность – не часть космоса, напротив, космос – часть человеческой личности»;

2) свободе и творчеству человека философ отводил ключевую роль; считал, что единственный источник творчества – свобода.

3) персонализм Бердяева носил религиозный характер. Свобода угодна Богу, но в то же время она не от Бога. Существует «первичная», «несотворенная» свобода, над которой Бог не властен. Эта же свобода, нарушая «божественную иерархию бытия», порождает зло. Так философ объясняет наличие зла в мире. В результате он приходит выводу о существовании несотворенной свободы: «Свобода не создана Богом, но он сам рождается... из свободы и из этой же свободы, из Ничто, которое потенциально содержит в себе Все, от творит мир», поскольку «есть какой-то первоначальный исток, ключ бытия, из которого бьет вечный поток... в нем совершается акт Богорождения». В этом проявлялся дуализм в его метафизике: Бог и свобода;

4) основная проблема философии свободы Бердяева заключается в смысле существования человека, а отсюда – в смысле бытия в целом. Он исходит из того, что решить столь сложную проблему можно только антропоцентрическим методом, т. к. философия «познает бытие из человека и через человека» и, соответственно, смысл бытия обнаруживается в смысле существования самого человека. И призывает к осмысленному существованию, под которым понимает существование в истине, достигаемое человеком на путях спасения (бегства от мира) или творчества (активного переустройства мира нравственностью, верой, культурой, социальной политикой). В этом проявлялся экзистенциализм в его философии. По Бердяеву, «экзистенциальная философия понимает философию как познание человеческого существования и познание мира через человеческое существование»;

5) для обоснования своих философских построений Бердяев изучил и сопоставил многие мировые философские и религиозные учения и течения: древнегреческую и древнеиндийскую (Будда) философию, неоплатонизм, гностицизм, немецкую мистику (Якоб Беме), антропософию, теософию и др.

6) философ полагает, что свобода трагична, поскольку, если она составляет сущность человека, то, значит, выступает как обязанность, долг. Поэтому человек «порабощен» своей свободой. Свобода – «не легкость, а тяжесть», обязанность, долг, тяжкое бремя, которое лежит на человеке, потому что он несет ответственность, как за свои поступки, так и за происходящее в мире.

Первый русский марксист – Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918), последователь русского революционного демократизма и материализма, особенно взглядов Н. Г. Чернышевского. Осуществил перевод на русский язык «Манифеста Коммунистической партии» Маркса и Энгельса. В 1883 г. организовал в Швейцарии первую русскую марксистскую группу «Освобождение труда». После раскола в 1903 г. русской социал-демократии Плеханов стал идейным лидером меньшевизма. Основные произведения: «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», «О материалистическом понимании истории», «Очерки по истории материализма».

Плеханов разрабатывал проблемы истории философии, развивал марксистскую теорию познания, материалистическую диалектику, марксистскую идеологию и эстетику. Изучая общество, сформулировал умозаключение о применимости учения марксизма к условиям России.

Исследовал роль личности в истории, которой придавал большое значение, в частности в сочинении «К вопросу о роли личности в истории». Вместе с тем, подлинными творцами истории считал народные массы. А великие люди, благодаря своим способностям, должны служить великим общественным нуждам своего времени, являться начинателями великих свершений.

Критиковал народников, противопоставлявших «героев» (творцов истории) неразумной, неграмотной «толпе» (особенно в статье «Наши разногласия»).

Разделял марксистское материалистическое понимание истории, основанное на развитии экономических отношений. Полагал, что всеобщей и закономерной причиной исторического движения человечества является развитие производительных сил, которое вызывает, в конечном счете, изменения в общественных отношениях людей. Признавал историческую необходимость в движении народов, но вместе с тем допускал действие различных исторических случайностей, придающих событиям «индивидуальную физиономию».

Личностью мирового масштаба, осуществившей историческую попытку реализации на практике марксистских идей, является Владимир Ильич Ульянов-Ленин (1870-1924). Профессиональный революционер, политик, руководитель первого социалистического государства был также теоретиком марксизма. Основные марксистско-философские произведения Ленина: «Материализм и эмпириокритицизм», «Философские тетради», «Государство и революция», «О значении воинствующего материализма».

Развил марксистскую теорию познания, особенно его составную часть – теорию отражения. В познании придавал большое значение практике, которую считал критерием познания объективной истины, создал отдельное учение о практике как основе познания. Но практику считал не только абсолютной, но и относительной, поэтому ее нежелательно абсолютизировать. Сформулировал положение о единстве диалектики, логики и теории познания. Полагал, что материалистическая диалектика и есть теория познания. Ядром материалистической диалектики считал изучение и анализ конкретной ситуации.

Исследовал проблему материи и дал ей гносеологическое определение: «Материя есть объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания и отображаемая им». В изучении истины (каковой является в классической философии совпадение представлений человека и окружающей его действительности) выдвинул положение о субъективной стороне истины и ее объективном содержании. Выступал за союз философии и естествознания.

Развивал марксистские взгляды исторического материализма, философского учения об обществе. Внес свою лепту в учение о классах (дал определение классов), классовой борьбы, об общественно-экономической формации, о научном предвидении исторического развития, о революции, государстве, соотношении экономики и политики. Ленин – автор идеи создания социалистического общества в одной отдельно взятой стране.

Марксистско-ленинское учение имело большое распространение, особенно в социалистических странах, до конца XX в. и окончания существования СССР и мировой социалистической системы государств. Ныне ареал его популярности значительно сузился.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...