Внешняя среда деятельности предприятия
Предприятие - это открытая система, которая может существовать лишь при условии активного взаимодействия с окружающей (внешней) средой. Как показано на рисунке 2, внешняя среда, разделяется на две категории сущностей - микросреду и макросреду, из которых первая определяет целевое (рыночное) окружение предприятия, где осуществляется его миссия и добываются средства к существованию и развитию, вторая задает внешние условия (рамки), в пределах которых оно существует и стремится оптимизировать свою деятельность по экономическим критериям и критериям качества продуктов и услуг и привлекательности для пользователя. Рис. 2. Принципиальная схема взаимоотношения предприятия и внешней среды. Макросреда - экономические, правовые, политические, технологические, физические (или географические) условия деятельности На рис. 3 показана более детальная схема взаимодействия предприятия с микросредой, которая здесь подразделяется на рынки сбыта, поставок, кадров и финансов. Из них ключевым является категория рынков сбыта, т.к. именно на них через процессы маркетинга и продаж осуществляется присутствие на рынке и обмен продуктов на соответствующую денежную выручку от покупателей и в конечном счете определяется прибыль как основа существования и развития. Рис. 3. Обобщенная схема взаимодействия предприятия с внешней средой Справа внизу на рисунке показаны рынки поставок. Процесс материально - технического снабжения предприятия обеспечивает планирование закупок и закупки у поставщиков необходимых для производства продукции материалов и комплектующих, а также закупки необходимого оборудования и пр. Вверху слева показан финансовый рынок, на котором работает финансовая подсистема предприятия, обеспечивающая планирование и управление входящими финансовыми потоками (оплата отгруженной продукции, товаров, выполненных услуг) и исходящими потоками (выплаты за закупленные сырье, материалы, оборудование и пр.). В этих операциях принимают участие внешние финансовые организации (банки, инвесторы и пр.).
Вверху справа показан рынок кадров, на котором присутствует процесс управления кадрами и обеспечивает с помощью кадровых агентств и напрямую поиск и наем сотрудников нужной квалификации, а также увольнение сотрудников. В центре рисунка показаны основные процессы предприятия: производство, логистика, управление. Процесс производства обеспечивает изготовление продукции из материалов, поставляемых процессом логистики через процесс закупки. Процесс логистики также обеспечивает поставки процессу сбыта готовой продукции, получаемой из производства, для её реализации покупателям. Процесс управления обеспечивает учёт, контроль, планирование, управление всеми процессами предприятия по стоимостным критериям и критериям качества.
В структуре предприятия (рис. 4) можно выделять несколько основных составляющих.
Рис. 4. Организационная структура предприятия Технологическая структура - состав и взаимосвязи подразделений основного производства предприятия. Результатом деятельности основного производства является выпуск профильной для предприятия, т.е. доминирующей по удельному весу в общем объёме производства продукции.
Производственная структура - состав и взаимосвязи подразделений основного и вспомогательного производств предприятия. Результатом деятельности вспомогательного производства является выпуск продукции (оказание услуг) для подразделений основного производства, необходимых для полноценного функционирования последнего. Хозяйственная структура - состав и взаимосвязи подразделений основного, вспомогательного, а также непрофильных производств предприятия. Непрофильными производствами здесь и далее по тексту мы будем считать подсобные хозяйства и объекты социальной сферы, находящиеся на балансе предприятия, а также подразделения, утилизирующие отходы основного производства. Подсобные хозяйства предназначены для производства продукции (как правило, продовольствия) с целью удовлетворения потребностей членов трудового коллектива предприятия. Объекты социальной сферы предназначены для оказания услуг (как правило, жилищно-коммунальные, здравоохранение, образование и дошкольное воспитание, культура, отдых, спорт) членам трудового коллектива предприятия (пример 1). Структура управления - состав и взаимосвязи управленческих подразделений предприятия. Хозяйственная структура предприятия может считаться оптимальной в том случае, когда все подразделения предприятия дополняют основное производство и обеспечивают его функционирование, при этом все они работают с максимальной эффективностью с целью достижения конечного результата, каким может считаться выпуск конкурентоспособной рентабельной продукции. При этом следует иметь в виду, что чаще всего заготовительные цехи основного производства, вспомогательное производство не производят товарную продукцию, а работают в условиях внутренней кооперации. Поэтому критерии оценки их работы должны отличаться. На рис. 5 представлен пример структуры предприятия, содержащего основное, вспомогательное и непрофильные производства. Рис. 5. Пример хозяйственной структуры предприятия Рассмотрим несколько более подробно представленную на рис. 6 в несколько ином виде структуру предприятия. В качестве иллюстрации выбран пример структуры производственного предприятия, специализирующегося на производстве химических реагентов. Эта модель отражает современную терминологию по структуре предприятия на русском и английском языках.
Рис. 6. Базовая модель структуры предприятия Мы видим, что предприятие представляется состоящим из трех слоев: а) офисного слоя (дирекция предприятия), б) производственного слоя (производственные цеха), и в) складского слоя (склады), объединенных информационными связями (связи компьютерной сети). Компьютерная сеть объединяет компьютерные терминалы, установленные в подразделениях всех трех слоев и центральные компьютерные сервера, осуществляющие хранение и обработку информации (сервер базы данных), функции автоматизации управления (сервер приложений), функции внутренней и внешней связи (коммуникационный сервер). Серверы расположены в отделе информационных систем (information systems). В системе управления предприятием офисный слой осуществляет управленческие и вспомогательные бизнес-процессы и включает подразделения: - работа с клиентами (customer service),
- отдел кадров (human resources),
Производственный слой осуществляет основные и вспомогательные бизнес-процессы и включает подразделения: - конструкторский отдел (R&D),
Складской слой осуществляет основные и вспомогательные бизнес-процессы материальной логистики и включает подразделения: - секция приемки на хранение (receiving dock),
Основная деятельность выполняется в слоях (б), (в) - цеха и склады выполняют материальную часть деятельности, и частично в слое (а) - отделы продаж и закупок выполняют коммерческую деятельность. Кроме того, на схеме представлены вспомогательные подразделения: работа с клиентами, отдел кадров, административно - хозяйственный отдел, отдел информационных систем, конструкторское бюро, бухгалтерия.
Система управления представлена частично: плановым отделом, а также информационными каналами, связывающими все подразделения в единую сеть.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|