Структура управления предприятием
Организационная структура управления - это система управления, которая определяет состав, взаимодействие и подчиненность её элементов. В практике управления современными предприятиями в качестве рабочих документов используются древовидные диаграммы оргштатной структуры предприятия. Один из возможных вариантов такой оргструктуры для промышленного предприятия приведен на рис. 7. Рис. 7. Пример организационной структуры промышленного предприятия На диаграмме представлены должностные лица, структурные подразделения и отношения подчиненности между ними. В частности, совету директоров подчинен генеральный директор. Генеральному директору непосредственно подчиняются:
Такая оргструктура оформляется системой основных документов - положениями о структурных подразделениях и должностными инструкциями. Типовое “Положение о структурном подразделении” может включать следующие основные разделы:
Для упорядочения взаимоотношений на предприятии в должностных инструкциях (или контрактах руководителей), фиксируются, в частности: 1) идентификация (включая уровень подчиненности); 2) диапазоны ответственности; 3) полномочия; 4) “горизонтальные” взаимодействия; 5) ответственность; 6) квалификационные требования. Примеры 1 и 2 иллюстрируют понятия Диапазоны ответственности и Горизонтальные взаимодействия. Остальные термины интуитивно понятны, поэтому здесь не поясняются.
Пример 1: Диапазоны ответственности Коммерческого директора: 1. Организация продаж, поставок, покупок. 2. Ведение переговоров с покупателями и поставщиками. 3. Заключение договоров с покупателями и поставщиками. 4. Принятие решений по текущим вопросам коммерческой деятельности, по ценам, срокам и объёмам продаж, скидкам за увеличение объёмов продаж, выдаче продукции по платежным поручениям, приему продукции на реализацию и т.п. 5. Подготовка прогнозов и текущее планирование продаж, поставок и покупок по заказу отдела финансового планирования. 6. Исследование требований потребителей к качеству производимой продукции. 7. Разработка принципов и организация исследования рынков и конкурентов. 8. Организация сбора и анализа информации по покупателям и поставщикам. 9. Формирование требований к информационному обеспечению и организации хранения коммерческой информации. 10. Участие в ярмарках, выставках. 11. Организация регулярной отчётности о выполнении плана продаж, поставок и покупок. 12. Предложения по реорганизации структуры коммерческой службы. 13. Организация, координация и контроль деятельности подчиненных. 14. Отбор работников и оценка результатов деятельности подчиненных. Повышение их профессионального уровня. После того как диапазоны ответственности сформированы, прорабатываются “горизонтальные” взаимодействия в новой организационной структуре с целью повышения оперативности управления. “Горизонтальные” взаимодействия - это деловые отношения, в которые вступают между собой должностные лица для принятия решений по вопросам, относящимся к их диапазонам ответственности. “Горизонтальные” связи формируются между должностями разных структурных подразделений фирмы. Деловые отношения внутри одного структурного подразделения, а также отношения сотрудников со своими руководителями определяются отношениями подчиненности и регулируются правилами взаимодействия руководителя и сотрудника.
Пример 2: Матрица “горизонтальных” взаимодействий (основные вопросы):
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|