Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Идентификация бизнес-процессов




Деятельность предприятия описывается системой взаимосвязанных процессов. Как выделять бизнес-процессы и структурировать их?

Основываясь на цепочке создания ценности Портера, выделяют основные (первичные) бизнес-процессы, обеспечивающие создание потребительской ценности продукта, и поддерживающие (вспомогательные) бизнес-процессы, обеспечивающие функционирование бизнеса и сопровождающие создание продукта на всем протяжении его жизненного цикла.

Границами бизнес-процессов могут считаться границы звеньев цепочки добавления потребительской ценности продукта, т.е. места появления полуфабрикатов или конечных продуктов с фиксируемой накопленной от начала цепочки потребительской стоимостью.

Любой бизнес-процесс (и бизнес - операция) имеет вход, выход, преобразование и управление и ресурсы (механизмы).

  • Вход - материал или информация, которая используется или преобразуется бизнес-процессом для получения результата (выхода). Допускается, что бизнес-процесс может не иметь входа.
  • Преобразование и Управление - правила, технологии, процедуры или стандарты, которыми руководствуется бизнес-процесс.
  • Выход - материал или информация, которая производятся бизнес-процессом. Бизнес-процесс без результата не имеет смысла.
  • Ресурсы(механизмы) - персонал предприятия, оборудование, инструмент и т.д.

Управление влияет на бизнес-процесс, но не преобразуется им, ресурсы используются бизнес-процессом, но также не преобразуется им (не считая износа). Если бизнес-процессы (в основном вспомогательные), преобразуют управление или ресурсы, например, изменение технологии, подготовка кадров, ремонт оборудования, то эти технологии, кадры, оборудование будут входами и выходами соответствующих процессов, имеющих свое управление и свои ресурсы.

Главная идея заключается в том, что любой бизнес-процесс имеет потребителя внутреннего или внешнего. Опираясь на это определение, можно все действия внутри организации (компании) рассматривать либо как бизнес-процесс, либо как его часть.

Пример бизнес-процесса в металлургии - процесс переработки железной руды и других ресурсов в металлопродукцию по заказам от внешних потребителей, включающим требуемые номенклатуру продукции, качественные свойства, цены, объёмы и сроки поставки.

Почему акцент при управлении современным предприятием делается именно на рассмотрении бизнес-процессов?

Дело в том, что в теории и практике управления предприятиями произошли значительные изменения.

В настоящее время предприятие рассматривается не как совокупность отделов, а как совокупность бизнес-процессов. Обоснование такого перехода основывается на следующих соображениях:

• каждый процесс имеет потребителя, и сосредоточение на процессах предприятия способствует лучшему удовлетворению потребителей;

• создание ценности по отношению к конечной продукции сосредоточено в процессах, изображенных как системы действий преобразования ресурсов;

• определение границ рассматриваемого процесса, а также поставщиков и потребителей, позволит обеспечить лучшее взаимодействие и понимание требований, которые следует удовлетворить;

• при управлении целостным процессом, который проходит сквозь множество отделов, снижается риск автономных оптимизаций, не согласуемых между собой и с глобальными целями предприятия;

• при назначении владельцев процессов, ответственных за процесс в целом, удается избежать распыления ответственности;

• управление процессами позволяет лучше контролировать время выполнения работ и расход ресурсов.

Большинство из этих факторов основано на том, что каждый отдельный бизнес -процесс предприятия (например, «Процесс» на рис. 8) имеет свои источники входных объектов («Поставщик» на рис. 8) и стоки выходных объектов («Потребитель» на рис. 8), которые могут участвовать в других процессах.

Рис. 8. Поставщик - Процесс - Потребитель

Для случая «металлургического» бизнес-процесса в роли поставщиков могут выступать предприятия, поставляющие руду, уголь, металлический лом, другое сырье. В роли потребителей могут быть предприятия машиностроения, строительства, железнодорожного транспорта и других отраслей.

Вход и выход процесса представляют, соответственно, исходные сырье и ресурсы, и готовая металлопродукция.

Сам процесс обеспечивает целевые преобразования сырья и ресурсов в продукцию, а также участвует в других взаимодействиях с поставщиками и потребителями:

Поставщикам:

  • направляет заказы на поставку необходимых видов сырья и ресурсов с фиксацией требований к качеству поставляемых товаров и условий поставки;
  • по результатам осуществляемого контроля качества поставляемых товаров при их приемке может выставлять претензии с возможным возвратом некачественных товаров;
  • обеспечивает оплату поставщикам за полученные товары, а также получает компенсацию за некачественные поставки товарной продукции.

От потребителей:

  • получает заказы на поставку необходимых видов металлопродукции с фиксированными требованиями по качеству поставляемых товаров и условиям поставки;
  • по результатам осуществляемого контроля качества поставляемых товаров при их приемке потребителями может получать претензии с возможным возвратом некачественных товаров;
  • получает оплату от потребителей за поставляемые товары, а также обеспечивает компенсацию за некачественные поставки товарной продукции.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...