Идентификация бизнес-процессов
Деятельность предприятия описывается системой взаимосвязанных процессов. Как выделять бизнес-процессы и структурировать их? Основываясь на цепочке создания ценности Портера, выделяют основные (первичные) бизнес-процессы, обеспечивающие создание потребительской ценности продукта, и поддерживающие (вспомогательные) бизнес-процессы, обеспечивающие функционирование бизнеса и сопровождающие создание продукта на всем протяжении его жизненного цикла. Границами бизнес-процессов могут считаться границы звеньев цепочки добавления потребительской ценности продукта, т.е. места появления полуфабрикатов или конечных продуктов с фиксируемой накопленной от начала цепочки потребительской стоимостью. Любой бизнес-процесс (и бизнес - операция) имеет вход, выход, преобразование и управление и ресурсы (механизмы).
Управление влияет на бизнес-процесс, но не преобразуется им, ресурсы используются бизнес-процессом, но также не преобразуется им (не считая износа). Если бизнес-процессы (в основном вспомогательные), преобразуют управление или ресурсы, например, изменение технологии, подготовка кадров, ремонт оборудования, то эти технологии, кадры, оборудование будут входами и выходами соответствующих процессов, имеющих свое управление и свои ресурсы.
Главная идея заключается в том, что любой бизнес-процесс имеет потребителя внутреннего или внешнего. Опираясь на это определение, можно все действия внутри организации (компании) рассматривать либо как бизнес-процесс, либо как его часть. Пример бизнес-процесса в металлургии - процесс переработки железной руды и других ресурсов в металлопродукцию по заказам от внешних потребителей, включающим требуемые номенклатуру продукции, качественные свойства, цены, объёмы и сроки поставки. Почему акцент при управлении современным предприятием делается именно на рассмотрении бизнес-процессов? Дело в том, что в теории и практике управления предприятиями произошли значительные изменения. В настоящее время предприятие рассматривается не как совокупность отделов, а как совокупность бизнес-процессов. Обоснование такого перехода основывается на следующих соображениях: • каждый процесс имеет потребителя, и сосредоточение на процессах предприятия способствует лучшему удовлетворению потребителей; • создание ценности по отношению к конечной продукции сосредоточено в процессах, изображенных как системы действий преобразования ресурсов; • определение границ рассматриваемого процесса, а также поставщиков и потребителей, позволит обеспечить лучшее взаимодействие и понимание требований, которые следует удовлетворить; • при управлении целостным процессом, который проходит сквозь множество отделов, снижается риск автономных оптимизаций, не согласуемых между собой и с глобальными целями предприятия; • при назначении владельцев процессов, ответственных за процесс в целом, удается избежать распыления ответственности; • управление процессами позволяет лучше контролировать время выполнения работ и расход ресурсов.
Большинство из этих факторов основано на том, что каждый отдельный бизнес -процесс предприятия (например, «Процесс» на рис. 8) имеет свои источники входных объектов («Поставщик» на рис. 8) и стоки выходных объектов («Потребитель» на рис. 8), которые могут участвовать в других процессах. Рис. 8. Поставщик - Процесс - Потребитель Для случая «металлургического» бизнес-процесса в роли поставщиков могут выступать предприятия, поставляющие руду, уголь, металлический лом, другое сырье. В роли потребителей могут быть предприятия машиностроения, строительства, железнодорожного транспорта и других отраслей. Вход и выход процесса представляют, соответственно, исходные сырье и ресурсы, и готовая металлопродукция. Сам процесс обеспечивает целевые преобразования сырья и ресурсов в продукцию, а также участвует в других взаимодействиях с поставщиками и потребителями: Поставщикам:
От потребителей:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|