Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 22. Тренинг позитивных ассоциаций




Глава 22

ТРЕНИНГ ПОЗИТИВНЫХ АССОЦИАЦИЙ

Целью этого метода является фиксация на уровне сознания и подсознания ассоциаций психотерапевтического значения для того, чтобы первой реакцией мозга на предъявление негативных стимулов, столкновение с психотравмирующими факторами или воздействиями, провоцирующими нежелательное поведение, бы­ло включение положительной ассоциативной цепочки. Эта опе­режающая реакция создает основу для дальнейшего более ус­пешного управления эмоциями и поведением.

Эффективность тренинга позитивных ассоциаций повышает­ся при наличии предварительно сформированного убеждения па­циента в том, что психотравмирующие ситуации, негативно дей­ствующие личности, объекты, прогнозы и др. неблагоприятные факторы могут быть оценены, интерпретированы положительно. С этой целью предварительно осуществляется соответствующая когнитивная подготовка.

Для проведения тренинга позитивных ассоциаций первона­чально с помощью ассоциативного эксперимента выявляют вер­бальные и невербальные ассоциации, возникающие при предъяв­лении слов из области патогенной, тематики. Стремятся подверг­нуть ассоциированию как можно больший стимульный материал, прямо или косвенно связанный с состоянием пациента, на каждое предъявляемое слово получают несколько ассоциирующихся с ним слов и образов, выявляют ассоциативные оттенки и подроб­ности проблемных переживаний, концепций и установок.

Предъявление проблемно-значимых стимулов сочетают с нейтральными, «шумовыми». Для повышения достоверности возникающих ассоциаций от пациента требуют отвечать быстро, не задумываясь, при необходимости ассоциативный эксперимент сочетают с релаксацией или неглубоким гипнозом (при глубоком гипнозе ассоциации могут иметь внушенный характер).

Далее выстраивают ассоциативные контркомплексы (ком­плексы позитивных, контрастных ассоциаций) - наборы слов и образов, противоположных по своему значению как словам-стимулам из ряда патогенных, применявшихся ранее в ассоциа­тивном эксперименте, так и ассоциациям, связанным с ними.

Для повышения эффективности контрастных ассоциаций и расширения сферы лечебно-коррекционного влияния их усили­вают вторичным ассоциированием с дополнительными словами, понятиями и образами, несущими желательный эмоциональный эффект. Это проводят по схеме, представленной на рис. 5:

Рис. 5. Структура позитивных ассоциаций

Позитивные ассоциации и их патогенные стимулы записы-зают на отдельных карточках. Записывают также любые другие: < шумовые» стимульные слова. Эти карточки используют на сле­дующем этапе.

После этой предварительной работы по определению и при­ятию новых, позитивных ассоциаций и заполнению карточек 1ереходят к их фиксации. Пациент с помощью психотерапевта, шизких лиц или самостоятельно заучивает ассоциации полярно-о значения, используя карточки.

Далее проводят контрольные ассоциативные эксперименты -)ыбирают наугад карточки со стимульным материалом и, не за-(умываясь, как можно быстрее воспроизводят ассоциативные шды. Добиваются того, чтобы в ответ на предъявление патоген-[ых стимулов устойчиво возникали позитивные ассоциации.

Для более надежной фиксации ассоциативных контрком­плексов их выразительно изображают графически, составляют рифмы, экспрессивно вербализируют, накладывают на подходя­щую мелодию. Кроме этого их подкрепляют тождественными пантомимическими реакциями: позитивными (улыбкой, жестом принятия и т. п. ) или негативными (например, мимикой отвраще­ния, жестами отказа при состояниях зависимости и др. ).

После этапа заучивания больному периодически неожиданно предъявляют негативные стимулы (слова или образы), оценивая устойчивость фиксации позитивных ассоциаций.

Тренинг позитивных ассоциаций используется самостоя­тельно или в структуре других методов ФПРЛ (см. «Метод кон­трастных переживаний» и др. ).

Ассоциативный эксперимент применяется также для оценки динамики выздоровления, его повторяют в ходе лечения - изме­нение ассоциаций на проблемные стимулы в сторону извлечения позитивных вариантов является благоприятным признаком, сви­детельствующим об успешности психотерапии, и наоборот.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...