Тренинг психофизиологической толерантности и стрессоустойчивости (коррекция сензитивности)
Глава 23 ТРЕНИНГ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ (КОРРЕКЦИЯ СЕНЗИТИВНОСТИ) Низкая толерантность к психологическим стрессорам и психическим травмам - различные варианты психологической уязвимости и устойчивые стереотипы дезадаптивного поведения. Они являются основными причинами психогенных расстройств. Интолерантность такого рода связана со специфическими особенностями личности и ее истории. Жизнь в современном обществе изобилует негативными ситуациями, насыщена отрицательными эмоциями. В настоящее время практически невозможно найти место, в котором можно было бы избавиться от психологических перегрузок и психических травм. Развитие средств коммуникации и транспорта, миграция населения и рост его благосостояния сближают условия жизни в городе и сельской местности. Выравнивается и угроза для психического здоровья. В обоих случаях наблюдается тенденция к росту пограничных психических и аддиктивных расстройств - и тот и другой виды патологии являются индикаторами социально-психологического неблагополучия общества. В связи с этим задача формирования толерантности к психо-травмирующим факторам и повышения стрессоустойчивости является весьма актуальной - на ее решение и направлен тренинг психофизиологической толерантности и стрессоустойчивости, коррекции сензитивности. Методика включает в себя комплекс приемов, которые позволяют оказывать корректирующее влияние на основы эмоционально-поведенческих реакций, нейрофизиологические и глубинные личностные структуры, патогенетически связанные с риском нарушения процесса адаптации и являющиеся причинами интолерантности к психогенным факторам.
На диагностическом этапе, помимо стандартного набора исследований, уделяется внимание изучению элементов личностной организации, которые имеют отношение к психологической уязвимости, повышенной восприимчивости к негативным психологическим воздействиям. На этой основе осуществляют рациональную психотерапию и суггестивное воздействие, разъясняя, убеждая и внушая концепцию о ведущей роли интолерантности к стрессам в возникновении и сохранении патологических отклонений. До сведения пациента доводят, что целью метода является дестабилизация и устранение негативных когнитивно-поведенческих стереотипов, являющихся помехой для гармоничной жизни, и усвоение нового когнитивно-поведенческого стиля, повышающего уровень адаптированности к социальной среде. Разрабатывают индивидуальную схему повышения психологической толерантности и стрессоустойчивости. Из лечебно-коррекцион-ного арсенала методики формируют набор доступных, индивидуально приемлемых действий и операций, оказывающих как ней-рокоррекционное, так и личностно-реконструирующее действие. Затем в соответствии с разработанной схемой осуществляют последовательное поэтапное лечебно-коррекционное воздействие, которое проводят преимущественно в состоянии бодрствования пациента, при необходимости для ускорения усвоения лечебной информации используют гипнотерапию. Методика повышения психологической толерантности и стрессоустойчивости включает в себя семь этапов, при реализации которых применяются многообразные психотерапевтические приемы. Первый этап Для ускоренного формирования способности к произвольному контролю над психоэмоциональным состоянием и повышения психологической толерантности и стрессоустойчивости пациента обучают психической саморегуляции.
Вначале у всех занимающихся развивают способности к психосенсорной и ментальной саморегуляции. Это имеет как нейрофизиологический смысл - в виде реального повышения способностей к произвольному контролю над психосенсорной и ментальной сферами, так и скрытый, суггестивный, представляя собой метафору управления психоэмоциональным состоянием и первую ступень этой способности. Переживания человека являются сенсорно-зависимыми, с одной стороны, и когнитивно опосредованными, ментальными -с другой. Тренировка способностей к регуляции в пределах различных уровней психического является важным элементом повышения толерантности к стрессорам. Для этого в пределах каждой сенсорной системы проводят упражнения по ослаблению параметров сенсорно-определенных представлений, как положительных, приятных, так и отрицательных, неприятных. Все это позволяет одновременно уменьшать и психоэмоциональные эффекты восприятия. Для зрительной системы используется: представление ярких, крупных, близких, контрастных, цветных образов с уменьшением их яркости, размеров, расстояния до них, степени контраста и цветонасыщенности, а также «расфокусировка» - «всматривание» сквозь предметы и людей (представление прозрачности предметов или людей). Для слуховой системы: воспроизведение (реальное и по памяти) громких, быстрых, отчетливых звуков с уменьшением их громкости, скорости звучания и отчетливости. Для кинестетической системы: регуляция мышечного тонуса в диапазоне от напряжения тех или иных мышечных групп до релаксации. В тактильно-осязательной системе: вариации прикосновений, фиксаций, точечных воздействий от максимальных по интенсивности до минимальных. В ольфакторной и вкусовой системах используются соответствующие представления по памяти с их изменением от максимально воспроизводимых до устранения воспоминания. На уровне ментальности проводят обучение понижению степени отчетливости осознания мыслей - вытесняют, «гасят», «затуманивают» возникающие в сознании мысли и тренируют способность не задерживаться ни на одной из них, мгновенно пере- ходить к другой в виде «потока сознания», свободного, нефиксированного течения мыслей.
Все эти упражнения проводят до 30-40 раз в день. В дальнейшем, на 6 этапе они используются для изменения, вплоть до нейтрализации, степени негативного воздействия психотравмирую-щих факторов. При этом негативные влияния модифицируются в пределах каждой сенсорной системы изолированно или комплексно, в процессе контакта с отрицательными факторами или постфактум, вплоть до полного устранения отрицательной эмоции. Далее пациента обучают последовательному систематическому самоконтролю. Овладение им начинают с наиболее простых, не проблемных поведенческих актов (удовлетворение чувства голода, чистка зубов, выбор одежды соответственно ситуации и погодным условиям и т. п. ). Далее переходят к тренировке произвольного самовлияния при более сложных, но также не проблемных действиях и поступках, а в итоге используют натренированный стереотип последовательного систематического самоконтроля при взаимодействии с психотравмирующими факторами. Последнее отрабатывается уже на 6 этапе. Второй этап Степень психофизиологической и психологической уязвимости обратно пропорциональна степени толерантности к негативным психологическим воздействиям, поэтому развитие стрессоустойчивости включает в себя коррекцию различных уровней чувствительности. На втором этапе повышают адаптивные способности с помощью тренинга коррекции психофизиологической сензитивности. Это касается повышения порога чувствительности по отношению к соматовегетативным факторам, безвредным для здоровья состояниям физиологического дискомфорта, которые пациент постепенно обучается переносить. Тренинг имеет как очевидный, тренирующий соматовегетативную толерантность смысл, так и скрытый, являясь метафорой и предшествующей ступенью повышения психологической толерантности. Упражнения включают в себя адаптацию к различным негативным психофизиологическим состояниям, таким как: - дефицит ночного сна - уменьшение продолжительности ночного сна до безвредных пределов в ограниченные периоды времени, вплоть до эпизодов полного отказа от сна;
- вынужденные неудобные позы - удержание любых физиологически безопасных вариантов неудобных положений тела, туловища и конечностей (асан из системы йогов или их модификаций) продолжительностью от нескольких минут до максимально возможного времени; - холодовые и тепловые закаливающие процедуры (с учетом принципа постепенности) - общие и местные ванны, растирания, обертывания, контакты со снегом, льдом или с горячей водой и разогретыми предметами; - отказ от излюбленных видов пищи в течение определенного времени; - чувство голода - увеличение промежутков в приеме пищи до максимально возможных, а при наличии квалифицированного медицинского наблюдения и отсутствии противопоказаний - лечебное голодание оптимальной продолжительности; - допустимые варианты адаптации к боли - упражнения с акупрессурой, увеличивающиеся по продолжительности, с использованием сензитивных точек: Хэ-Гу, козелков ушных раковин, локтевых мыщелков («точек Бехтерева») и др.; - отрицательные тактильные ощущения - контакты, прикосновения к горячим предметам и жидкостям, колкому, острому (с обязательным исключением какого-либо риска и вреда), нанесение и втирание мази «Финалгон» на различные по площади участки кожи; - сосудистые реакции - адаптация к перепадам сосудистого тонуса с помощью приема таблеток никотиновой кислоты или ксантинола никотината в нарастающих дозах (никотиновая кислота, витамин РР - таблетки 0, 05 г в разовых дозах для детей -до 0, 025-0, 05 г, для взрослых - до 0, 15-0, 5 г, суточные дозы для детей - до 0, 15 г, для взрослых - до 1 г; ксантинола никотинат -таблетки 0, 15 г в разовых дозах для детей - 0, 03-0, 05 г, для взрослых - до 0, 15 г, суточные дозы для детей - до 0, 15 г, для взрослых - до 0, 9 г), таблетки дают при отсутствии противопоказаний с 200 мл воды; - отрицательные вкусовые ощущения - толерантность тренируется с помощью приема горечей, кислых фруктов (долек лимонов), ксантинола никотината, последний принимается в дозах от 1/4 до 1 табл. по 0, 15 для рассасывания в ротовой полости или беллал-гина аналогичным образом (при отсутствии противопоказаний); - отрицательные обонятельные ощущения - обоняние нашатырного спирта или других субъективно неприятных запахов. Третий этап На этом этапе для повышения потенциала стрессоустойчиво-сти переходят к личностно-ориентированным воздействиям. Первоначально используют способ актуализации ресурсов, направленный на использование естественных, уже имеющихся у пациента психологических или физических возможностей и резервов (см. метод «Актуализация ресурсов»). Эти «сильные стороны личности» могут быть как положительного, так и отрицательного, в т. ч. социально не одобряемого свойства. Последние по-новому интерпретируют и «канализируют» с целью повышения социальной конгруэнтности. Тренируют их «извлечение» и применение в соответствии с новым «адресным прикреплением».
Далее используют технику апробации психологических защит. Этот метод направлен на расширение арсенала защитных психологических реакций пациента и одновременно на устранение тенденции к использованию патологических вариантов этих реакций. При апробации защит, которая представляет собой ролевой тренинг и самостоятельные упражнения пациент, предварительно ознакомленный с особенностями различных вариантов психологической защиты, пробует «вживаться» в каждый из них поочередно и соответствующим образом адаптироваться к актуальным для себя проблемам. Первоначально ему не объясняют, каковы достоинства или недостатки каждого стиля поведения, вводя лишь в содержательную сторону защиты и объясняя как пользоваться конкретной технологией. Благодаря этому больной без оценочных помех в процессе апробации узнает себя (процесс идентификации) в той или иной модели психологической защиты. Четвертый этап Содержанием этого этапа является когнитивно-ценностная коррекция личности (см. «Когнитивно-ценностная гармонизация личности»), направленная на формирование у пациента мотивации к личностному росту и развитие черт гармоничной личности. Для этого с использованием суггестии его информируют о проявлениях психологической дисгармонии и гармонии в рамках когнитивно-аналитической концепции личности. Первоначально дают клинико-психологическую характеристику дезадаптивных когнитипов личности, для того чтобы пациент узнал себя в одном из них. Данную информацию преподносят в виде аверсионного внушения для переориентации пациента, отказа от дезадаптирующих установок и принятия позитивных моделей поведения, характерных для адаптивных когнитипов. Далее пациенту раскрывают клинико-психологическую характеристику адаптивных когнитипов. Это проводят в виде симпатического внушения, больного настраивают на принятие, интериоризацию концептуально-поведенческого алгоритма адаптивной личности, адаптивного стиля мышления. Пятый этап На этом этапе внимание направляют на повышение неспецифической психологической толерантности и стрессоустойчи-вости. Здесь проводят когнитивные воздействия, обсуждение оптимальных моделей поведения в ситуациях, несущих в себе потенциальную опасность психологического срыва. Обычно их ядром является переживание той или иной утраты. Это не включает в себя актуальные для пациента психотравмирующие («специфические») события, которые прорабатываются на 6 этапе. Наиболее типичны следующие ситуации: - ущемленное самолюбие, - кризис самооценки, - несовпадение желаемого и действительного, - материальный крах, - проблемы с близкими, - проблемы со здоровьем, - проблемы с внешностью, - возрастные изменения, - конфликт с начальством (учителями, родителями), - конфликт с сотрудниками (одноклассниками), - одиночество, - невостребованность и т. д. « Рассматривают все ракурсы и аспекты этих стрессогенных ситуаций. Составляется индивидуальная иерархическая шкала утрат. Пациент получает суггестивные тексты относительно каждого неспецифического типа психотравмы и заучивает их (вер-бально-суггестивное самопрограммирование). Далее осуществляют визуально-вербальное самопрограммирование поведения - многократное зрительное диссоциированное и ассоциированное представление возможных стрессов и вариантов позитивного реагирования на них на фоне проговари-вания заученных аутосуггестивных текстов и выполнения психо-регулирующих упражнений седативного характера. Качество усвоения информации проверяется при повторных сеансах. Может применяться также и другой, несколько более сложный вариант повышения неспецифической психологической толерантности и стрессоустойчивое™, включающий в себя следующие психологические операции: 1. Осознание и/или визуализация шкалы жизненных ценностей с представлением на вершине этой шкалы ценности психологической гармонии с пониманием всесторонней выгодности такого типа личностной организации. 2. Осознание и/или визуализация минимального достаточного объема жизненных благ. В соответствии с обсужденными ранее (п. 1) позициями пациент вновь выделяет и принимает минимум («позитивно-ценностный минимум миниморум»), который был бы достаточным для сохранения субъективного состояния психологического комфорта, «даже если бы весь остальной мир рухнул». 3. Позитивная интерпретация психотравмирующего фактора и позитивное прогнозирование. 4. «Девальвация стресса» - понижение до максимально возможного уровня ценности негативного воздействия, осознание и/или визуализация этого. 5. Параллельное проведение упражнений седативного характера (того или иного варианта психической саморегуляции) и психосенсорных манипуляций с ослаблением параметров представляемых образов. В завершение 5 этапа проводятся тематические ролевые тренинги («Тренинги утрат»), в процессе которых разыгрываются различные ситуации, обладающие психотравмирующим потенциалом, позволяющие пациенту приближенно к жизни реализовать отработанные ранее модели адаптивного поведения. Тематика этих тренингов соответствует приведенному выше списку стрессогенных ситуаций. Каждый вид утраты «взвешивается» в соответствии со шкалой утрат. Шестой этап На шестом этапе у пациента развивают специфическую психологическую толерантность по отношению к индивидуальному, характерному для данной личности спектру психотрав-мирующих ситуаций. При этом используются когнитивные воздействия и самовоздействия, среди которых ведущее значение имеет когнитивно-векторный способ. Он реализуется путем осуществления мыслительных операций по когнитивно-векторной схеме, отраженной на рис. 6. В качестве триггера позитивной модели поведения может быть выбран любой значимый стимул, настраивающий пациента на адаптивное реагирование, - какой-либо образ, слово или фраза, варианты мимики и жестов и т. п. Важной является предварительная проработка проблемных тем пациента по векторной схеме с коррекцией негативных тенденций и составлением аутосуггестивных текстов, представляющих собой алгоритмы когнитивной регуляции поведения. Рис. 6. Когнитивно-векторная схема регуляции психологических реакций Помимо этого на данном этапе используются когнитивно-сенсорные манипуляции и тематические ролевые тренинги, ориентированные здесь на индивидуальные, специфические проблемы пациента, включающие также отработку навыка когнитивно-векторной регуляции. Их при необходимости подкрепляют любыми другими методами психической саморегуляции. Седьмой этап На этом этапе проводится проверка результатов лечения в реальных психотравмирующих условиях с соблюдением принципа постепенности и предварительной подготовленности. Реальный контакт с негативными факторами осуществляется по иерархической схеме - от минимального «объема» взаимодействия до максимального. Перед этим и параллельно развитию ситуации пациент выполняет освоенные ранее упражнения. Методика повышения психологической толерантности и стрессоустойчивости проводится в виде психотерапевтического марафона или отдельных сеансов, индивидуально, в группе или с вовлечением семьи. Продолжительность сеансов не лимитируется, их должно быть столько, сколько нужно, среднее количество колеблется в пределах от 7 до 10. Динамическое наблюдение, поддерживающие сеансы и коррекция состояния с учетом индивидуальной необходимости повышают степень устойчивости достигнутых результатов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|