Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общий тренинг пластичности. Специальный тренинг пластичности




Общий тренинг пластичности

На этом этапе меняют стереотипы поведения в областях, не затрагивающих собственно патологию, охватывая максимально широкий диапазон поведенческих реакций, рекомендуя «изме­нить все, что можно изменить». При этом используют приемы абсурдизации, юмор, гротеск (см. «Метод психомоделирующего гротеска»), которые применяются в специальных вопросах-отве­тах и домашних заданиях.

Пациенту дают инструкцию высказывать утверждения и от­вечать на вопросы, отклоняясь от общепринятых схем, например, меняя порядок слов в предложении или голос (говорить шепотом, нараспев или слишком громко), или заведомо неправильно, аб­сурдно. Вопросы задает психотерапевт, а в домашних условиях -соответствующим образом подготовленные родители, другие члены семьи или пациент самому себе. Утверждения и вопросы могут касаться имени, возраста, пола, расовой принадлежности, рода занятий пациента, времени года, ситуации в стране, состава правительства и т. п.

Кроме этого тренируют «обратные действия»: использование левой руки вместо правой (у правшей) при употреблении пищи, чистке зубов, выполнении других действий, необычные варианты походки (боком, задом наперед, на цыпочках, с прыжками на од­ной ноге и т. п. ).

Изменяют привычную локализацию в пространстве кварти­ры, врачебного кабинета и других местах. Проводят доступные изменения интерьера в квартире и на рабочем месте пациента.

Модифицируют в допустимых пределах стиль самопрезента­ции - прическу, цвет волос, манеру одеваться и высказываться, мимико-пантомимический стереотип.

При алкогольной зависимости для сепарации от провоци­рующей среды, отказа от социально-зависимых ритуалов и сте­реотипов употребления алкоголя в условиях социального контак­та осваивают свободное выполнение действий, выделяющих па­циента среди других людей, но не связанных первоначально с алкоголизацией. Это может быть употребление пищи другой ру­кой или без столовых приборов, руками или из посуды, значи­тельно отличающейся от остальной и т. п. Освоение такого не-

стереотипного поведения оказывает косвенное суггестивное дей­ствие, формирующее стереотип независимого поведения и подго­тавливающее реакцию отказа от алкоголя в ситуации общения с лицами, употребляющими спиртные напитки.

Специальный тренинг пластичности

Следующей задачей, решаемой уже с помощью специального тренинга пластичности, является дестабилизация сложившегося представления о психотравмирующих объектах или субъектах -здесь используют разнообразные варианты интерпретации и субъек­тивной модификации этих факторов соответственно специализации различных когнитивных и сенсорных систем. Этому процессу, как правило, сопутствует психологическая десенсибилизация по отно­шению к психотравмирующим объектам. Важно придавать интер­претациям и модификациям ситуаций или других людей и объектов позитивный характер, контрастный по отношению к первоначаль­ному, негативному восприятию. Решающее значение имеет измене­ние глубоких дезадаптирующих концепций.

Нейтрализация ригидных шаблонов патологического реаги­рования облегчается при использовании метода контрастных пе­реживаний, комплекс приемов которого имеет целью обесцени­вание патологических переживаний пациента через параллельное включение и переживание дополнительных альтернативных, от­влекающих, позитивных или негативных мыслей, образных пред­ставлений, ощущений и эмоций.

При этом разрабатывают противоположные вербально-логические и семантические модификации-интерпретации. Они касаются нового построения фраз, имеющих отношение к заболе­ванию пациента, «смены ярлыков» - использования новых тер­минов и формулировок, переименования психотравмирующих объектов и ситуаций.

Негативные вербальные образования, укреплявшие ранее пато­логическую симптоматику, заменяют позитивными, например, при фобиях может использоваться интерпретация: «Как хорошо, что есть то, что так сильно пугает меня, - это позволяет мне полнее оценить другие моменты жизни - минуты покоя или радости». Для того что­бы альтернативные построения действовали желательным образом,

пациент должен в них верить - это обеспечивается предшествующей когнитивно-рациональной подготовкой. Могут быть использованы уменьшительные или юмористические переименования и неологиз­мы (см. «Метод психомоделирующего гротеска»). С момента пере­именования стараются использовать только новые названия и фор­мулировки, несущие в себе позитивный эмоциональный заряд.

Значительным психокоррекционным потенциалом, умень­шающим проявления психологической резистентности и ригид­ности обладает тренинг позитивных ассоциаций. Целью этого метода является вытеснение стереотипа отрицательного ассоции­рования и фиксация на уровне сознания и подсознания ассоциа­ций психотерапевтического значения.

Визуальные модификации представляют собой нестандарт­ные визуализации - зрительное воображение психотравмирую­щих ситуаций и объектов с какими-либо дополнениями или ис­ключениями, новыми ракурсами, уменьшением размеров или цветовой насыщенности, воображаемого расстояния до них и т. п. Весьма эффективно использование визуального гротеска, не­обычных, в т. ч. абсурдных видоизменений образов (см. «Метод психомоделирующего гротеска»).

Визуально-праксические модификации включают в себя не­обычные графические, аппликационные, объемные (лепка из пла­стилина и др. ) и иные изображения психотравмирующих ситуа­ций или объектов. При этом также можно использовать стиль аб-сурдизации и гротеска в привнесении дополнений в проблемное изображение или динамическое, постепенное изменение разме­ров изображения - увеличение или уменьшение.

В последних случаях изменение негативно-стереотипных реак­ций происходит за счет многократного рисования от макрорисун­ков к микрорисункам или наоборот. Для этого используется заранее подготовленная бумага соответствующего формата. Уменьшение размеров содержит в себе косвенную суггестию уменьшения зна­чения изображаемого, постепенное увеличение «дозы» адаптирует к «психоаллергену» и нейтрализует отрицательные реакции.

Целесообразно использовать также модификации написания наименования психотравмирующего объекта или отрицательных эмоциональных состояний. Так, многократное написание слов

«М Е Т р о » и «С Т Р а х » с уменьшением букв от первых к по­следним суггестивно-образно уменьшает и степень отрицательных переживаний, связанных с высотой (К. Бессер-Зигмунд, 1997).

Стереотип общей негативной эмоциональной настроенности, депрессивные тенденции изменяют с помощью метода кумуля­ции радости. Эффективным является сочетание кумуляции радо­сти с методом позитивным символическим опосредованием, по­зволяющим увеличивать объем позитивных мыслей и эмоций, осуществлять их расширение, распространение на возможно бо­лее широкий класс явлений и проводить опосредованное само­внушение избавления от стереотипа нездоровых реакций.

Важным методом, обеспечивающим устойчивость достигну­тых положительных эффектов, является нейтрализация патоген­ных триггеров негативного поведения.

Кроме этого для преодоления психологической и психотера­певтической ригидности используются ролевые тренинги, отра­жающие идею перемен, фиксирующие новые модели мышления и поведения. Сценарии таких тренингов могут реалистически от­ражать проблемные ситуации или модифицируются с помощью психомоделирующего гротеска через создание нестереотипных, неожиданных, иногда комических для пациента ситуаций, кото­рые вызывают взрыв радости, удивления и повышают психоло­гическую пластичность.

Конкретные варианты разрыва стереотипов зависят от воз­раста, интеллектуального уровня и степени развития чувства юмора у пациента, важно, чтобы они были безопасны и приемле­мы с морально-этических позиций.

Для коррекции психотерапевтической резистентности и лич­ностной ригидности проводится индивидуально необходимое количество сеансов, критерием успеха здесь являются позитив­ные перемены в поведении пациента. Основная часть рассмот­ренных манипуляций проводится ежедневно от 10 до 20 раз в су­тки, полученные навыки далее самостоятельно используются па­циентами для улучшения социальной адаптации, в т. ч. перед пси-хотравмирующими ситуациями и при непосредственном нахожде­нии в них.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...