Общий тренинг пластичности. Специальный тренинг пластичности
Общий тренинг пластичности На этом этапе меняют стереотипы поведения в областях, не затрагивающих собственно патологию, охватывая максимально широкий диапазон поведенческих реакций, рекомендуя «изменить все, что можно изменить». При этом используют приемы абсурдизации, юмор, гротеск (см. «Метод психомоделирующего гротеска»), которые применяются в специальных вопросах-ответах и домашних заданиях. Пациенту дают инструкцию высказывать утверждения и отвечать на вопросы, отклоняясь от общепринятых схем, например, меняя порядок слов в предложении или голос (говорить шепотом, нараспев или слишком громко), или заведомо неправильно, абсурдно. Вопросы задает психотерапевт, а в домашних условиях -соответствующим образом подготовленные родители, другие члены семьи или пациент самому себе. Утверждения и вопросы могут касаться имени, возраста, пола, расовой принадлежности, рода занятий пациента, времени года, ситуации в стране, состава правительства и т. п. Кроме этого тренируют «обратные действия»: использование левой руки вместо правой (у правшей) при употреблении пищи, чистке зубов, выполнении других действий, необычные варианты походки (боком, задом наперед, на цыпочках, с прыжками на одной ноге и т. п. ). Изменяют привычную локализацию в пространстве квартиры, врачебного кабинета и других местах. Проводят доступные изменения интерьера в квартире и на рабочем месте пациента. Модифицируют в допустимых пределах стиль самопрезентации - прическу, цвет волос, манеру одеваться и высказываться, мимико-пантомимический стереотип. При алкогольной зависимости для сепарации от провоцирующей среды, отказа от социально-зависимых ритуалов и стереотипов употребления алкоголя в условиях социального контакта осваивают свободное выполнение действий, выделяющих пациента среди других людей, но не связанных первоначально с алкоголизацией. Это может быть употребление пищи другой рукой или без столовых приборов, руками или из посуды, значительно отличающейся от остальной и т. п. Освоение такого не-
стереотипного поведения оказывает косвенное суггестивное действие, формирующее стереотип независимого поведения и подготавливающее реакцию отказа от алкоголя в ситуации общения с лицами, употребляющими спиртные напитки. Специальный тренинг пластичности Следующей задачей, решаемой уже с помощью специального тренинга пластичности, является дестабилизация сложившегося представления о психотравмирующих объектах или субъектах -здесь используют разнообразные варианты интерпретации и субъективной модификации этих факторов соответственно специализации различных когнитивных и сенсорных систем. Этому процессу, как правило, сопутствует психологическая десенсибилизация по отношению к психотравмирующим объектам. Важно придавать интерпретациям и модификациям ситуаций или других людей и объектов позитивный характер, контрастный по отношению к первоначальному, негативному восприятию. Решающее значение имеет изменение глубоких дезадаптирующих концепций. Нейтрализация ригидных шаблонов патологического реагирования облегчается при использовании метода контрастных переживаний, комплекс приемов которого имеет целью обесценивание патологических переживаний пациента через параллельное включение и переживание дополнительных альтернативных, отвлекающих, позитивных или негативных мыслей, образных представлений, ощущений и эмоций. При этом разрабатывают противоположные вербально-логические и семантические модификации-интерпретации. Они касаются нового построения фраз, имеющих отношение к заболеванию пациента, «смены ярлыков» - использования новых терминов и формулировок, переименования психотравмирующих объектов и ситуаций.
Негативные вербальные образования, укреплявшие ранее патологическую симптоматику, заменяют позитивными, например, при фобиях может использоваться интерпретация: «Как хорошо, что есть то, что так сильно пугает меня, - это позволяет мне полнее оценить другие моменты жизни - минуты покоя или радости». Для того чтобы альтернативные построения действовали желательным образом, пациент должен в них верить - это обеспечивается предшествующей когнитивно-рациональной подготовкой. Могут быть использованы уменьшительные или юмористические переименования и неологизмы (см. «Метод психомоделирующего гротеска»). С момента переименования стараются использовать только новые названия и формулировки, несущие в себе позитивный эмоциональный заряд. Значительным психокоррекционным потенциалом, уменьшающим проявления психологической резистентности и ригидности обладает тренинг позитивных ассоциаций. Целью этого метода является вытеснение стереотипа отрицательного ассоциирования и фиксация на уровне сознания и подсознания ассоциаций психотерапевтического значения. Визуальные модификации представляют собой нестандартные визуализации - зрительное воображение психотравмирующих ситуаций и объектов с какими-либо дополнениями или исключениями, новыми ракурсами, уменьшением размеров или цветовой насыщенности, воображаемого расстояния до них и т. п. Весьма эффективно использование визуального гротеска, необычных, в т. ч. абсурдных видоизменений образов (см. «Метод психомоделирующего гротеска»). Визуально-праксические модификации включают в себя необычные графические, аппликационные, объемные (лепка из пластилина и др. ) и иные изображения психотравмирующих ситуаций или объектов. При этом также можно использовать стиль аб-сурдизации и гротеска в привнесении дополнений в проблемное изображение или динамическое, постепенное изменение размеров изображения - увеличение или уменьшение.
В последних случаях изменение негативно-стереотипных реакций происходит за счет многократного рисования от макрорисунков к микрорисункам или наоборот. Для этого используется заранее подготовленная бумага соответствующего формата. Уменьшение размеров содержит в себе косвенную суггестию уменьшения значения изображаемого, постепенное увеличение «дозы» адаптирует к «психоаллергену» и нейтрализует отрицательные реакции. Целесообразно использовать также модификации написания наименования психотравмирующего объекта или отрицательных эмоциональных состояний. Так, многократное написание слов «М Е Т р о » и «С Т Р а х » с уменьшением букв от первых к последним суггестивно-образно уменьшает и степень отрицательных переживаний, связанных с высотой (К. Бессер-Зигмунд, 1997). Стереотип общей негативной эмоциональной настроенности, депрессивные тенденции изменяют с помощью метода кумуляции радости. Эффективным является сочетание кумуляции радости с методом позитивным символическим опосредованием, позволяющим увеличивать объем позитивных мыслей и эмоций, осуществлять их расширение, распространение на возможно более широкий класс явлений и проводить опосредованное самовнушение избавления от стереотипа нездоровых реакций. Важным методом, обеспечивающим устойчивость достигнутых положительных эффектов, является нейтрализация патогенных триггеров негативного поведения. Кроме этого для преодоления психологической и психотерапевтической ригидности используются ролевые тренинги, отражающие идею перемен, фиксирующие новые модели мышления и поведения. Сценарии таких тренингов могут реалистически отражать проблемные ситуации или модифицируются с помощью психомоделирующего гротеска через создание нестереотипных, неожиданных, иногда комических для пациента ситуаций, которые вызывают взрыв радости, удивления и повышают психологическую пластичность. Конкретные варианты разрыва стереотипов зависят от возраста, интеллектуального уровня и степени развития чувства юмора у пациента, важно, чтобы они были безопасны и приемлемы с морально-этических позиций. Для коррекции психотерапевтической резистентности и личностной ригидности проводится индивидуально необходимое количество сеансов, критерием успеха здесь являются позитивные перемены в поведении пациента. Основная часть рассмотренных манипуляций проводится ежедневно от 10 до 20 раз в сутки, полученные навыки далее самостоятельно используются пациентами для улучшения социальной адаптации, в т. ч. перед пси-хотравмирующими ситуациями и при непосредственном нахождении в них.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|