Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Работа с нагревательными приборами.




ГИДРОХИМИЯ

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

По выполнению лабораторных работ

Для студентов направления 6.090201

«Водные биоресурсы и аквакультура»

Дневной и заочной форм обучения

 

Керчь, 2009

 

Авторы: Ерж Б.В., к.х.н., доцент кафедры «Технологии и химии морепродуктов» Керченского Государственного Морского Технологического Университета

Головач Г.И., ст. преподаватель кафедры «Технологии и химии морепродуктов» Керченского Государственного Морского Технологического Университета

Андрейкина Н.И., к.х.н., доцент кафедры «Технологии и химии морепродуктов» Керченского Государственного Морского Технологического Университета

 

 

Рецензент: Губанова А.Г., к.т.н., зав.кафедрой «Технологии и химии морепродуктов» Керченского Государственного Морского Технологического Университета

 

Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании кафедры ТХМ КГМТУ,

протокол № 10 от 2.07.2009г.

 

Методические указания рассмотрены и рекомендованы к утверждению на заседании методической комиссии ТФ КГМТУ,

протокол № 1 от 22.09.2009г.

 

Методические указания утверждены на заседании Методического совета КГМТУ,

протокол № 1 от 15.10.2009г.

 

 

© Керченский Государственный Морской Технологический Университет

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В течение двух-трех последних десятилетий химический анализ природных вод претерпевал весьма существенные изменения, обусловленные как общим развитием естественных наук, так и быстрым расширением и усложнением задач, выдвигаемых практикой. Эти задачи в свою очередь определялись новыми знаниями о свойствах и возможных областях использования водных биоресурсов.

В настоящее время происходит интенсивное освоение и использование биологических ресурсов Мирового океана, изучаются новые районы и объекты промысла. Решаются вопросы преобразования и комплексного использования внутренних водоемов страны. Первостепенную важность приобретает охрана природных вод от загрязнения отходами человеческой деятельности. Решение всех этих вопросов требует глубоких гидрохимических исследований.

Цель настоящих методических указаний – оказание помощи студентам специальности «Водные биоресурсы» в овладении навыками грамотного выполнения гидрохимического анализа, первичной обработке полученных результатов и их графическому оформлению.

Данный практикум содержит подробное описание лабораторных работ, контрольные вопросы по каждой из них, перечень необходимого оборудования, химической посуды, список литературы, в которой рассматриваемые вопросы изложены более подробно. Практикум может быть полезен студентам не только при изучении курса «Гидрохимия», но и в дальнейшей практической деятельности.

 

Лабораторная работа № 1.

Методы и техника лабораторного анализа воды

 

Цель работы. Изучить технику безопасности при работе в химических лабораториях, методы химического анализа воды, технику лабораторного анализа, порядок заполнения бланков для записи результатов и характер отчетности по всем гидрохимическим лабораторным работам.

Принадлежности. Тетрадь. Лабораторный практикум по гидрохимии.

 

Требования техники безопасности при работе в химических лабораториях

 

Общие требования.

1. При работе в гидрохимической лаборатории необходимо соблюдать максимальную осторожность. Неаккуратность, небрежность, невнимательность, недостаточное знакомство с приборами и свойствами веществ, с которыми ведется работа, могут привести к несчастному случаю.

2. В помещениях необходимо поддерживать чистоту, на рабочих столах и возле работающих не должно быть ничего лишнего.

3. Химические реакции необходимо выполнять только с такими количествами и концентрациями веществ, в такой посуде, приборах и при таких условиях, которые указаны в соответствующих руководствах.

4. Беря вещество, следует внимательно читать этикетку и при малейшем сомнении выявить у лаборанта или преподавателя квалификацию вещества или осуществлять проверку его. Запрещается оставлять вещество в посуде без этикеток и подписей.

5. Совершенно недопустимо пробовать химические реактивы на вкус.

6. Уходя из лаборатории, нельзя оставлять включенными нагревательные приборы, горящие горелки, открытые газовые краны.

7. Нельзя работать при плохой или неисправной вентиляции в лаборатории или в вытяжном шкафу. При перерыве в действии вентиляции все работы в вытяжных шкафах, связанные с выделением вредных веществ, газов и паров, следует немедленно прекращать.

8. Необходимо следить за чистотой рук и мыть их каждый раз, когда на них попадает какое-либо вещество. Нельзя вытирать руки и посуду одним и тем же полотенцем, особенно при работе с вредными веществами.

 

Обращение со стеклом.

1. Химическая посуда, в основном тонкостенная и хрупкая, требует бережного обращения, так как при небрежном отношении к посуде возможны различные травмы. Химическую посуду следует держать в руках осторожно, не сжимая сильно пальцами. При мытье посуды ершами нужно быть осторожным, чтобы не пробить дно или стенки сосуда.

2. В случае небольшого пореза стеклом следует удалить осколки стекла, смыть кровь вокруг раны ватным тампоном, смоченным раствором перманганата калия, смазать йодом и завязать бинтом. При небольших порезах ранку покрывают клеем БФ-6. При глубоких артериальных ранах после удаления стекла нужно крепко перевязав руку выше пореза жгутом, удалить кровь вокруг раны, наложить несколько слоев стерильной марли, затем толстый слой гигроскопической ваты и обратиться к врачу.

Обращение с реактивами.

1. Очень большое значение имеет знание свойств химических соединений, с которыми гидрохимику приходится иметь дело. При работе с реактивами и растворами всегда следует помнить, что наполнение пипеток растворами кислот, щелочей и других веществ выполняют только при помощи груши или применяют пипетки с шаром.

2. Всю работу с вредными и ядовитыми веществами необходимо проводить только под тягой.

3. При работе с жидкими кислотами нужно помнить, что они могут быть причи­ной тяжелых, плохо заживающих химических ожогов. При переливании и разбавле­нии больших количеств дымящихся кислот (соляная, азотная) нужно надевать респи­ратор либо обвязывать нос и рот марлевой повязкой, смоченной раствором соды. Пе­реливание малых количеств кислоты следует выполнять только в вытяжном шкафу.

 

При ожоге щелочами пораженное место следует обмыть сначала большим ко­личеством воды, а затем 2%-ным раствором уксусной кислоты.

При разбавлении кислот необходимо лить кислоту в воду, не наоборот.

При попадании сильных кислот (азотная, соляная, серная) на тело облитое место следует обмыть сначала большим количеством воды, а затем 5%-нътм раствором питьевой соды (гидрокарбоната натрия).

 

4. При растворении щелочи в воде происходит сильное разогревание раствора, поэтому щелочи следует растворять в фарфоровой посуде.

5. При попадании в рот щелочного раствора иодида калия полость рта промыва­
ют сначала водой, затем 2%-ным раствором борной кислоты до исчезновения мыль­ного вкуса во рту и снова водой. Затем полость рта смазывают пищевым жиром.

6. Если в полость рта попал раствор нитрата серебра необходимо промыть рот
большим количеством хлорида натрия.

 

Работа с нагревательными приборами.

1. Все нагревательные приборы необ­ходимо устанавливать на теплоизоляционной подставке

2. Нельзя брать горячую посуду голыми руками. Обычно нагретые предметы бе­рут щипцами, колбодержателями, жгутом из полотенца или бумаги.

3. Необходимо внимательно следить за работой нагревательных приборов и не
оставлять их без присмотра.

4. При ожогах первой степени (покраснении колеи) обожженное место следует
погрузить в раствор перманганата калия или наложить вату, смоченную этим раствором, при этом концентрация раствора перманганата калия должна быть тем больше, чем сильнее ожог.

При ожогах второй степени (появление пупырей) обожженное место обрабаты­вают раствором перманганата калия или 5%-ным раствором танина.

При ожогах третьей степени (разрушении тканей) рану покрывают стерильной повязкой и обращаются к врачу.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...