Девиантное и делинквентное поведение 3 глава
Популярная культура не обязательно является культурой общедоступной; ее разнообразие отражает возрастные, половые и классовые различия в аудитории. Социологические исследования молодежной культуры в частности говорят о том, что существует определенное множества субкультур, основанных на специфических массовых, региональных и половых различиях. Культура функционирует в общественных взаимосвязях на различных уровнях в определенных конкретных формах. Для отражения этой конкретной формы бытия культуры в социологии используется понятие субкультуры. Субкультура — это набор символов, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, отличающих то или иное сообщество или какую-либо социальную группу. Каждое сообщество создает свою субкультуру. Субкультура не отрицает господствующей культуры, но в то же время она имеет свои специфические отличия. Эти отличия связаны с особенностями жизнедеятельности тех или иных сообществ. В современном обществе существует значительное многообразие таких субкультур, однако в социологии это понятие находит наиболее частое применение в исследованиях молодежных культур и девиантности. Например, считается, что делинквентные, или преступные, субкультуры имеют своей задачей решение проблем принадлежащих к ним людей, видящих в принадлежности к субкультуре некоторую компенсацию своей «неудачи» в большом обществе. Молодежные культуры, часто рассматриваемые как девиантные, развиваются на основе своеобразных стилей в одежде и музыке, которые отличают их от прочих членов общества. Некоторые исследователи рассматривают практику субкультур как выражение оппозиции господствующей культуре.
Социология Понятие субкультуры связано с двумя основными аналитическими проблемами. (1) Остается неопределенным, что является основными факторами развития субкультур. Некоторые исследователи полагают, что новейшие субкультурные феномены фактически представляют собой уклонение рабочего класса от требований культуры класса господствующего. (2) Понятие субкультуры предполагает существование ярко выраженной господствующей культуры, однако сегодняшняя культурная фрагментация делает проблематичным выделение такой по определению обобщенной культуры. Можно выделить западные, восточные, национальные, конфессиональные, профессиональные субкультуры, субкультуры организаций, социальных групп и т. д. Термин «национальная культура» применяется для определения символов, верований, ценностей, норм и образцов поведения, которые характеризуют человеческое сообщество в той или иной стране, государстве. В государстве, однородном в лингвистическом и этническом отношении, может быть одна национальная культура. Однако в большинстве стран земного шара имеется несколько различных национальных культур. Другой важнейшей формой является конфессиональная субкультура. Конфессиональная куль--тура складывается на основе общности вероисповедания, принадлежности к той или иной церкви. На базе этой общности формируется общность символов, ценностей, идеалов и образцов поведения. Например, можно говорить о христианской, мусульманской, буддийской культурах в целом. Отдельные ветви, направления в мировых религиях создают свои субкультуры: например, православную, католическую, протестантскую. Опять-таки, в этих субкультурах возможны свои субкультуры. Профессиональная субкультура образуется на основе общих символов, ценностей, норм и образцов поведения, разделяемых той или иной профессиональной группой. Она тесно связана с содержанием работы и ролью, которую в обществе играют ее представители.
Глава III. Культура Молодежная субкультура Молодые люди входят во «взрослую» жизнь, испытывая на себе все сложности существующего социального миропорядка. При этом молодежь испытывает двоякое воздействие: своей собственной природы и воли и силу действующих внешних обстоятельств. Как реакция на испытания, выпадающие на ее долю, — стремление создать некую «оборонительную зону» с молодежными стандартами, где бы можно было свободно себя чувствовать и совершать поступки, пользоваться максимумом понимания и идентифицироваться с себе подобными. Именно на такой основе возникает молодежная субкультура как совокупность определенных представлений о себе и окружающем мире, чувств и стандартов поведения. Существование молодежной субкультуры — одна из закономерностей становления и развития подрастающих поколений. Этот стандарт (субкультура) может привести к непредсказуемым, с точки зрения общепринятых норм, неординарным действиям молодых людей. В условиях нарастания общественных перемен молодежная субкультура имеет тенденцию к перерастанию в альтернативную культуру. Возникает молодежное групповое сознание, специфическое для индустриально развитых стран конца XX в. Молодежная субкультура есть одно из средств социальной адаптации. Она выступает в форме своеобразного буфера между общепринятыми ценностями, традиционными образцами духовного потребления, этическими, сексуальными стереотипами поведения и элементами «сопротивления» по отношению к окружающему, доминирующей системе молодежной культуры. Реализация молодежной субкультуры происходит в многочисленных группах молодых людей, образующихся вокруг той или иной доминанты по вопросам культуры, политики, быта и т. д. Различные молодежные группы превращаются как бы в самостоятельно функционирующие подобщества, которые имеют свои особые нормы, политические конфигурации. Нормы, различные модификации доминантных Социология идей и ценностей становятся для молодежи более важными, чем нормы и мнения взрослых. Авторы теории субкультуры молодежи — основного направления британской социологии молодежи, утверждают, что фундаментальную роль в социально-политическом созревании молодежи играет стратификационная принадлежность1. Социологи Бирмингемского Центра современных исследований пришли к выводу, что различные виды молодежных субкультур обязаны своим происхождением наличию классовых признаков, воспроизводятся и поддерживаются взаимодействием классовых культур. Субкультурное поведение молодежи является не чем и-ным, как формой классового сопротивления. С этой точки зрения молодежная субкультура не может рассматриваться как способ приспособления, пассивного принятия существующего порядка. Она оказывается формой протеста против власти. На этой основе возникает противоречие между государственными институтами, как носителями господствующих буржуазных ценностей, и субъектами девиантного субкультурного стиля, утверждающего свои нормы, ценности, собственные образцы поведения.
Авторы концепции «Сопротивление посредством ритуалов» считают, что «... субкультуры не являются исключительно идеологическими конструктами. Они завоевывают пространство для молодых людей: культурное пространство в институтах и непосредственном окружении, реальное время для развития и отдыха, физическое пространство на улицах. Они служат для разметки и освоения «территории в местах жительства и фокусируются вокруг основных событий социальной интеракции, таких как уикенды, дискотеки, вечерние вылазки «в центр», события типа «просто — стою — ничего — не делаю», будничных вечеров...»2. Если учесть, что правящий класс контролирует «гражданские институты», организует «частную жизнь», формирует обыденное сознание, то субкультурные 1 Суртаев В. Я. Социология молодежного досуга. СПб., 1998. 2 Resistance through rituals: Youth subcultures in post-war Britain. Ed. Глава III. Культура стили молодежи, бросая вызов доминирующим идеям, в некотором смысле несут угрозу существующему строю. В своей теории «постюности» К. Кенстоун и Й. Цин-некер (ФРГ) присоединяют к традиционным фазам развития молодых поколений: детство — юность — зрелость стадию постюность. Согласно К.Кенстоуну, на фазе постюности молодые люди соответствуют многим психологическим критериям развития, но не соответствуют социальным, поскольку они еще не интегрированы в институциональную структуру общества. Это стадия экспериментирования, когда молодые люди освобождены от социальной и материальной ответственности и могут развивать свои способности, пробовать возможности и намечать свои жизненные перспективы.
Подтверждая эту мысль, Й. Циннекер пишет: «Мы сегодня являемся историческими свидетелями того, как современная система возрастного членения, возникшая при индустриальном капитализме, конституируется вновь. Средняя или нормальная биография расчленяется, классическая фаза юности обретает социальную «надстройку». Между юностью и взрослостью возникает новая, общественно регулируемая возрастная ступень. Это означает, что все большее число молодых людей в качестве учащихся не выходят из юности взрослыми, а переходят в последующую фазу молодости. Они самостоятельны в социальном, моральном, интеллектуальном, политическом, эротически-сексуальном, короче говоря, в социокультурном плане, но не стоят экономически на своих ногах, не адаптированы политически, как это предусматривает историческая модель жизни поколений. Жизнь в качестве постмолодежи определяет третье десятилетие жизни»1. Ведущим направлением общественных изменений в развитых капиталистических странах в последние десятилетия является переход от индустриального общества интенсивного труда к обществу потребительского обслуживания (сервиса). 1 Zinnecker J. Jugendliche Subkulturen: Ansichten einer kunftigen Jugendforschung// Ztschr. fur Padagogik, 1981. Jg. 27. S. 100 Социология Конечно, социально-экономические сдвиги затрагивают основы жизни всех возрастных групп, но получают специфическое выражение именно в молодежной субкультуре. И рассмотрение этого факта касается всех сторон жизни: характера труда, растущего рынка потребления и услуг, нового типа принуждения к производительному труду, конкуренции труда, свободы как смыслообразующей линии в биографии молодой личности, политической системы общества и многого другого. Ведь молодежь в своей повседневной жизни переживает социально-экономические и политические потрясения более остро, чем старшие поколения. Так, именно она живо и болезненно реагирует на явное обесценивание своей рабочей силы (наблюдаемое в последнее десятилетие), воспринимая его как судьбу своего поколения. Происходящее экономическое обесценивание этой фазы человеческой жизни превращается в свою противоположность: вызывает одновременно психосоциальное и социокультурное повышение значимости состояния юности.
Признание молодости в качестве ценности исторически следует за переоценкой «детства» как несомненного блага после того, когда детский труд потерял еще в XIX в. свою экономическую эффективность. Фаза юности не ощущает на себе, как прежде, жесткий социальный контроль. Изменение парадигмы контроля заметно на примере ослабления традиционного воздействия социальной среды на сознание и поведение молодежи. Исторический «выигрыш» обретают сейчас педагогические и образовательные направления социализации молодежи (школы, институты, «продленка», «непрерывное» образование), с одной стороны, и средства информации, коммуникации — с другой стороны. Семья получает посредническую роль контролирующей инстанции, удерживающей в равновесии весы убытков и прибыли. Жизненная фаза юности узнается по статусному продвижению. Эти пассажи (продвижения) институционально инсценируются и контролируются. Ведь каждый институт имеет свои правила «прохождения», свой «пассаж». Глава III. Культура Институциональный контроль в отношении молодежи проявляется именно в контроле над «статусным движением», поэтому институты являются частью механизма осуществления господства над молодежью. Причем баланс власти между институтами и их объектом — молодежью исключительно динамичен, меняется от поколения к поколению и даже в пределах одного поколения. Противостояние молодых вынуждает институты идти на компромиссы. Так что молодежь задает некоторую «аранжировку» и способ «самоутверждения» институтов. Последние, собственно, представляют официальный инструмент закрепления форм социальной жизни различных поколений молодежи. Период жизни молодых людей, в течение которого они являются членами субкультур, начинается в старших классах и продолжается, как правило, до создания семьи. Это период сильных эмоций, выбора смысла жизни, неустроенности начальной стадии трудовой деятельности. Принадлежность к субкультуре определяется ее социальным смыслом, набором отношений, стилем. Основным элементом стиля является поведение. Стиль выражает приверженность специфической субкультуре. Английский социолог М. Брейк, отмечая, что в современной Великобритании имеют место все более или менее заметные образцы молодежных субкультур, предлагает следующую их классификацию: «Нормальная» молодежь — подавляющее большинство молодых людей достигает статуса зрелости вне субкультуры. Делинквентная молодежь. Делинквентные субкультуры обычно связаны со средой рабочего класса и имеют дело с такими поступками, за которые взрослый нес бы уголовную ответственность. Культурные бунтари. Члены этих групп являются скорее поклонниками талантов, чем артистами. Принадлежат к среднему классу, имеют высшее образование. Политически активная молодежь. Спектр политических занятий данной группы является достаточно широким1. ' Brake M. Comparative youth cultures: the sociology of youth culture a. youth subcultures in Americs, Britain a. Canada. — L. etc. — Routledge a. Kegan Paul, 1985. S. 228. Социология Особенность российской молодежной субкультуры определяется, с одной стороны, своей неповторимостью реформирования общества. С другой стороны, ярко выражена тенденция безудержного копирования Запада во всех сферах жизни, нежелание всмотреться в психологию российского народа, его исторические черты, в то, что характерно для русского склада характера. А ведь в западных странах сформировался особый тип личности, о котором А. А. Зиновьев, определяя его как за-падоид, пишет: «...реальный западоид есть внутренне упрощенное, рационализированное существо, обладающее средними умственными способностями и контролируемой эмоциональностью, ведущее упорядоченный образ жизни, заботящееся о своем здоровье и комфорте, добросовестно и хорошо работающее, практичное, расчетливое, смолоду думающее об обеспеченной старости, идеологически стандартизованное, но считающее себя при этом существом высшего порядка по отношению к прочему (незападному) человечеству»1. Современное обновление нашего общества определяющим образом влияет на молодежную субкультуру. Ранее молодежь приспосабливалась к существующей адаптивно-дисциплинарной модели социализации, сообразуясь с принципами и методами воспитательного процесса, в котором была отработана система поощрений и наказаний. Эта система слабо воспитывала в человеке способность думать, не принимать как догму готовое мнение, самостоятельность, ответственность, больше формировала приспособленчество; чувство собственного достоинства и своей значимости заменялись простым послушанием. Осуществлялась, если так можно выразиться, принудительная социальность2. С началом реформирования общества, распространением плюрализма и прокламирования политических свобод возник специфический феномен «свободного» поведения молодых людей. Делинквентность, т. е. появление лиц с социально-отклоняющимся «свободным» поведени- 1 Зиновьев А. А. Запад. Феномен западнизма. М., 1995. С. 355. 1 См.: Харитонов Е. М. Человек в мире государственной власти современной России. М., 1996. С. 40 151 Глава III. Культура ем, стала явлением вполне «нормальным». Оно определяется в большей мере не симптомами психологической ненормальности, а отражением реального плюрализма мнений. Аккультурация и культурный конфликт Значение межкультурных контактов в изменении культуры изучалось уже в 1850-х гг. Социальная антропология позднее уделяла особое внимание влиянию культуры белых на культуру индейцев и негров. Такое явление было названо аккультурацией. Аккультурация — это процесс взаимовлияния культур, в котором одна социальная система воспринимает свойства какой-либо другой социальной системы. Согласно Альфреду Креберу (1948), аккультурация заключает в себе те изменения, которые обусловлены влиянием одной культуры на другую, в результате чего формируется некая «одинаковость» обеих культур. На Практике аккультурация означает медленную ассимиляцию культуры меньшинства главной или господствующей культурой. Для четкого различения понятий следует отметить то, что, по мнению исследователей, аккультурация является только одной стороной изменения культуры, а ассимиляция — иногда одной фазой, но чаще всего результатом аккультурации. Исследователи подчеркивают, что в процессе аккультурации межкультурные различия как на индивидуальном, так и на групповом уровнях уменьшаются, создавая при этом предпосылки для ассимиляции. Далее, необходимо отличать аккультурацию от диффузии, которая касается лишь элементов и частей культуры, тогда как аккультурация относится к культурам в целом. В отличие от диффузии аккультурация является всеобъемлющим процессом. Результатом аккультурации как процесса может быть восприятие новых культурных элементов, полная ассимиляция или, наоборот, отвержение новых влияний и вслед- Социология ствие этого защита и идеализация собственной национальной культуры. Культурный конфликт. Термин «аномия», обозначающий нарушение единства культуры в связи с отсутствием ясно сформулированных социальных норм, был впервые введен Э. Дюркгеймом еще в 90-е гг. прошлого столетия. В то время аномия была вызвана ослаблением влияния религии и политики и повышением роли торгово-промышленных кругов. Эти перемены повлекли за собой распад системы нравственных ценностей, которая в прошлом отличалась устойчивостью. С тех пор обществоведы неоднократно отмечали, что рост преступности, увеличение числа разводов и неразборчивость в сексуальных связях происходили в результате нарушения единства культуры, особенно в связи с неустойчивостью религиозных и семейных ценностей. Проявлением культурного конфликта являются также различные нативистические и мессианские движения, вызванные господством чуждой культуры в первобытных обществах, которые подверглись колонизации со стороны европейских народов. Все эти движения ожидают спасения от возвращения национальных ценностей и обычаев и отказа от всего чуждого. Динамика социокультурных изменений Культурная динамика описывает изменения или модификацию черт культуры во времени и пространстве. Что служит основой изменения культуры и каковы механизмы такого изменения? Ими являются открытия и изобретения. Открытие снабжает человечество новыми знаниями, которые соединяются с известными знаниями и порождают новые элементы. Изобретение — это создание новых элементов культуры. Они подразделяются на материальные и духовные. Открытие и изобретение являются разновидностями инноваций. Это создание или признание новых элемен- Глава III. Культура тов в культуре. Инновации зависят от накопленных знаний, которые заново интерпретируются, оцениваются и применяются на практике. Художник, как и ученый, творит в одиночестве, но под влиянием усвоенных им элементов культуры. Идеи и готовые произведения сначала распространяются в микросреде: «закрытые» просмотры, публикации малыми тиражами и т. п. Определенная часть элементов культуры черпается из микросреды «полуслучайным» образом средствами массовой коммуникации (такими как радио, телевидение, массовая печать, кино и т. д.), которые руководствуются присущими им внутренним запросами и критериями доступности для массовой аудитории. Через некоторое время отобранные произведения распространяются среди широкого круга средствами массового тиражирования. Практически эта широкая публика приемлет не все, а часть распространяемых произведений; получившие популярность произведения на более или менее равных основаниях оседают в памяти общества и образуют массовую культуру. Однако и сам творец-художник живет в этом «массовом обществе». Он читает газеты, смотрит телевизор, ходит в кино и при этом собирает тот самый материал, который в дальнейшем входит в состав его личного культурного багажа. На этой основе он создает свои новые произведения, и так продолжается цикл культуры. Происходит круговорот элементов культуры — морфем и семантем, которые можно назвать культуремами, или фрагментами культуры. Скорость обращения цикла и его структуру можно точно определить в количественных терминах, исследуя эти процессы для различных конкретных случаев, например для области зрительных искусств. Культурный лаг. Уильям Огборн (1922) ввел понятие культурного лага (запаздывания). Огборн выделял в культуре два аспекта — материальный и нематериальный. Материальная культура включает изготовленные товары, фабрики, жилые дома, автомобили, короче, все материальные предметы, а также изобретения и технологические новшества. Нематериальная культура, которую Огборн назвал адаптивной, включает социальные институты, например, семью, церковь, школу, системы ценностей (законы, религии, обычаи, нравы и представления) и поли-
155 Глава III. Культура тические институты (правительства, лобби, политические клубы). Главная идея Огборна: адаптивная культура обычно изменяется медленнее, чем материальная. Культурное запаздывание наблюдается, когда перемены в материальной жизни общества опережают трансформацию нематериальной культуры (обычаи, убеждения, философские системы, законы и формы правления). Как считает Огборн, это приводит к постоянному несоответствию между развитием материальной и нематериальной культуры, и в результате возникает множество нерешенных социальных проблем. I Теории культурно-исторических типов В них делается акцент на цикличность и многолинёй-ность развития общества и культуры, вычленяются определенные типы социальной и культурной систем, подчеркивается их своеобразие, а в некоторых случаях и выдвигается идея замкнутости, локальности культур и цивилизаций. Теория культурно-исторических типов сформировалась как антитеза линейной европоцентристской теории общественного развития, согласно которой все историческое развитие осуществляется в рамках единой и неделимой цивилизации и представляет собой однонаправленный, закономерный процесс прогрессивного развития, перехода от низших ступеней к высшим. Моделью исторического развития в этой концепции выступало развитие Западной Европы, которая якобы после длительного периода становления и борьбы достигла наконец своего предназначения — мирового господства. Линейная, европоцентристская концепция исторического развития не давала удовлетворительного объяснения развития Востока, России и других регионов, находившихся в стороне от прогрессирующей западноевропейской цивилизации. Теория культурно-исторических типов пытается дать на эти вопросы удовлетворительный ответ. Основоположником теории культурно-исторических типов является русский социолог Н. Я. Данилевский Социология (1822—1885). В книге «Россия и Европа» он представлял человеческую историю разделенной на отдельные и обширные единицы, «историко-культурные типы», или цивилизации. Западная, или, иными словами, германо-романская цивилизация — лишь одна из многих, процветавших в истории. Он видел ошибку историков в том, что они рассматривали современный им Запад в качестве высшей, кульминационной стадии и конструировали линейную хронологию эпох (древняя — средневековая — современная) как приближающуюся к этой своей кульминации. В реальности общей хронологии для различных цивилизаций не существует: нет единого события, которое могло бы разумно разделить судьбу всего человечества на периоды, которое означало бы одно и то же для всех и было бы одинаково важным для всего мира. Ни одна цивилизация не является лучшей или более совершенной, каждая имеет свою внутреннюю логику развития и проходит различные стадии в только ей свойственной последовательности: «Каждая цивилизация возникает, развивает собственную морфологическую форму, собственные ценности, обогащая тем самым общую сокровищницу человеческих культурных достижений, и затем уходит, не получая продолжения в своей специфической и сущностной форме». Историю творят люди, но их исторические роли различны. Соответственно существуют три типа исторических действующих лиц (агентов): (1) позитивные действующие лица истории, т. е. те общества (племена, люди), которые создали великие цивилизации (отдельные историко-культурные типы) — египетскую, ассиро-вавилонскую, китайскую, индийскую, персидскую, еврейскую, греческую, римскую, арабскую и германо-романскую (европейскую); (2) негативные действующие лица истории, которые играли деструктивную роль и способствовали окончательному крушению разлагавшихся, приходивших в упадок цивилизаций (например, гунны, монголы, тюрки); (3) с другой стороны, есть люди и племена, у которых отсутствует творческое начало. Они представляют лишь «этнографический материал», используемый творческими обществами для построения собственных цивилизаций. Иногда после распада великих цивилизаций со- 157 Глава III. Культура ставляющие их племена возвращаются на уровень «этнографического материала» — пассивной, распыленной популяции. Цивилизации проявляют свою творческую сущность лишь в избранных областях, т. е. они концентрируются на каких-то индивидуальных, характерных только для них областях и темах: для греческой цивилизации — красота, для семитской — религия, для римской — закон и администрация, для китайской — практика и польза, для индийской — воображение, фантазия и мистицизм, для германо-романской — наука и технология. Существует типичный цикл развития, наблюдаемый в судьбе каждой великой цивилизации. Первый период, иногда весьма продолжительный, — это период возникновения и кристаллизации, когда цивилизация зарождается, принимает различные форму и образ, утверждает свою культурную и политическую автономность и общий язык. Затем наступает фаза процветания, когда цивилизация полностью развивается и раскрывается ее творческий потенциал. Этот период обычно относительно короток (Данилевский оценивал его в 400—600 лет) и заканчивается, когда запас творческих сил исчерпывается. Недостаток творческих сил, застой и постепенный распад цивилизации означает конечную фазу цикла. Как полагал Данилевский, европейская (германо-романская) цивилизация вошла в фазу вырождения, что выразилось в нескольких симптомах: растущем цинизме, секуляризации, ослаблении инновационного потенциала, ненасытной жажде власти и доминирования над миром. В будущем предстоит расцвет русско-славянской цивилизации. Таков финал несколько этноцентричной историософии Данилевского.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|