Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Девиантное и делинквентное поведение 5 глава




Согласно Парсонсу, действие есть поведение, направ­ляемое смыслами, которые деятели придают предметам и людям. Деятели имеют цели и выбирают соответствующие средства. Порядок действия ограничивается ситуацией и определяется символами и ценностями. При этом наибо­лее важной категорией оказывается взаимодействие, то есть действие, ориентированное на других деятелей. При постоянном характере взаимодействия между двумя сто­ронами возникают взаимные ожидания. Каждой стороне приходится приводить как свои ожидания, так и свое по­ведение в соответствие с поведением и ожиданиями дру­гой стороны. По мере того как ожидания становятся ста­бильными в отношении определенного поведения, они


Социология



превращаются в нормы, управляющие взаимодействием. Следование нормам не только делает действие более эф­фективным, оно также приносит деятелям внутреннее удовлетворение, поскольку, как считает Парсонс, деятели «испытывают потребность» в одобрении со стороны дру­гих. Эти нормы являются основой социального порядка, институционализованного в обществе и интернализован-ного в индивиде.

Социальное взаимодействие

В повседневной жизни мы то и дело совершаем мно­жество элементарных актов социального взаимодействия, даже не подозревая о том. Встречаясь, мы здороваемся за руку и говорим приветствие, входя в автобус, пропускаем вперед женщин, детей и пожилых людей. Все это — акты социального взаимодействия. Оно складывается из от­дельных социальных действий.

В социологии принят специальный термин, обознача­ющий социальное взаимодействие, — интеракция.

Очевидно, что, совершая социальные действия, каждая личность испытывает на себе действия других. Происхо­дит обмен действиями, или социальное взаимодействие.

Под социальным взаимодействием понимается система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой дей­ствия одного субъекта являются одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов. Это означает, что каждое социальное действие вызывается пред­шествующим социальным действием и одновременно яв­ляется причиной последующих действий. Таким образом, социальные действия — это звенья в неразрывной цепи, на­зываемой взаимодействием. Общаясь с друзьями, коллега­ми, родственниками, человек постоянно осуществляет со­циальные взаимодействия, которые еще разнообразнее по формам проявления, чем социальные действия.


173 Глава TV. Социальное взаимодействие и социальная культура

Большую роль в осуществлении взаимодействий игра­ет система взаимных ожиданий, предъявляемых индиви­дами и социальными группами друг к другу перед совер­шением социальных действий. Такие ожидания могут носить эпизодический и неопределенный характер в слу­чае кратковременного взаимодействия, скажем, при единственном свидании, случайной и неповторяющейся встрече, но могут быть и устойчивыми при часто повторя­ющемся или ролевом взаимодействии.

Взаимодействуя, люди вступают в социальные отноше­ния, ведут себя как обладатели социальных статусов, как представители социальных групп общества.

Существуют два основных уровня социологического исследования социального взаимодействия: микроуровень и макроуровень. Взаимодействие людей друг с другом — в парах, в малых группах или межличностная интерак­ция — изучаются на микроуровне.

Макроуровень социального взаимодействия включает крупные общественные структуры, основные институты общества: религию, семью, экономику.

Социальная жизнь возникает и развивается ввиду на­личия зависимости между людьми, что создает предпосыл­ки взаимодействия людей друг с другом. Люди вступают во взаимодействие, так как зависят друг от друга.

Социальный статус

В современном обществе индивид играет большое ко­личество различных ролей. Социологически индивид оп­ределяется изучением ролей и позиций, существующих в обществе. Вы можете сконструировать «модель» Ивана, Петра или Виктора, зная, что Иван — мужчина, шофер такси, сторонник компартии и завсегдатай кафе. Индивид «X» определяется игрой ролей, соответствующих его со­циальной позиции. Такую игру ролей, обеспечивающую социальные связи между субъектами общественных отно-


Социология



шении, называют «статусом», или распределением членов общества по позициям.

Социальный статус — определенная позиция в социаль­ной структуре группы или общества, связанная с дру­гими позициями через систему прав и обязанностей.

Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Он — муж­чина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редколлегии, православ­ный и т. д. Один человек может занимать два противопо­ложных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери — сын. Совокуп­ность всех статусов, занимаемых одним человеком, называ­ется статусным набором (это понятие ввел в науку аме­риканский социолог Роберт Мертон).

В статусном наборе можно выделить главный статус — наиболее характерный для данного человека статус, с ко­торым его идентифицируют (отождествляют) другие люди или с которым он сам себя идентифицирует. Для мужчин главным чаще всего является статус, связанный с основ­ным местом работы (директор банка, юрист, рабочий), а для женщин — с местом жительства (домохозяйка).

Различают также социальный и личный статусы. Соци­альный статус положение человека в обществе, кото­рое он занимает как представитель большой социальной группы (профессии, класса, национальности, пола, возра­ста, религии). Личным статусом называют положение индивида в малой группе, зависящей от того, как его оце­нивают и воспринимают члены этой группы (знакомые, родные) в соответствии с его личными качествами.

Разновидностями социального статуса выступают при­писываемый (предписанный) и достигаемый статусы.

Приписываемым называется статус, в котором человек рожден (прирожденный статус), но который позже обяза­тельно признан таковым обществом или группой. К нему относятся пол, национальность, раса. Негр — прирожден­ный статус в том смысле, что изменить цвет кожи и свя­занные с ним физиологические особенности организма невозможно.


175 Глава IV. Социальное взаимодействие и социальная культура

Социальная позиция, которая закрепляется через ин­дивидуальный выбор и конкуренцию, определяется как достигаемый статус. Статус профессора, директора заво­да, чемпиона, президента — достигаемый статус.

Если каждая личность имеет некоторое количество приписанных статусов, которые назначаются ей в группе или обществе без учета ее индивидуальных способностей или предпочтений, то достигаемые статусы закрепляются с учетом способностей данной личности, ее исполнитель­ности и, возможно, в результате везения.

«Принцесса — это приписанный статус. Девочка с ко­ролевской наследственностью может не ударять палец о палец, а ее будущее все равно это будущее принцессы. Она рождена принцессой, и будет ли она хорошенькой или уродливой, высокой или низкой, умной или глупой, она останется принцессой. Достигаемые статусы, напротив, не даются от рождения, они могут приобретаться только лич­ностями, наиболее подходящими для этого. Быть мужчи­ной — приписываемый статус, зависящий от рождения, но быть мужем — достигаемый статус, который не вытекает автоматически из факта рождения мужчины, а зависит от мужского поведения в будущем. Негр — это приписанный статус, но полицейский — достигаемый статус. Никто не может быть рожден полицейским. Становление достига­емого статуса осуществляется через собственный талант выбор или активность каждого индивида» (М. Янг).

В примитивных, т. е. традиционных, обществах стату­сы чаще всего являются приписываемыми и занятие кем-то определенного социального положения зависит от рож­дения. Мужчина, например, с рождения готовится быть охотником, рыболовом или воином. В современных ин­дустриальных обществах имеется большая свобода в заня­тии личностью того или иного положения. Это во многом объясняется тем, что для ее успешного функционирова­ния нужна весьма значительная мобильность трудовых ресурсов, и потому происходит четко выраженная ориен­тация в основном на личностные качества индивидов, на изменение статусов в соответствии с их усилиями. Конт­роль общества за справедливостью при определении ста-


Социология



тусов дает выигрыш в гибкости той социальной системе, которая предоставляет возможность занимать значимое положение людям, проявляющим для этого наибольший талант. Приписываемые и достигаемые статусы принципиально различны, но, несмотря на это, они могут взаимодействовать и перекрещиваться. Например, мужчине значительно легче достичь статуса президента или премьер-министра, чем жен­щине. То же, правда в меньшей степени, можно сказать о возможностях достижения высоких статусов сыном крупного руководителя, с одной стороны, и сыном крестьянина — с другой. Основное социальное положение в обществе (со­циально-классовый статус) является частично предписан­ным (т. е. отражает статусы родителей) и частично дости­гаемым с помощью способностей и устремлений самого индивида.

Приписываемый, достигаемый, смешанный, соци­альный, личный статусы, а также профессиональные, эко­номические, политические, демографические, религиоз­ные и кровно-родственные относятся к разновидности основных статусов. Кроме них существует огромное мно­жество эпизодических, неосновных статусов. Таковы стату­сы пешехода, прохожего, пациента, свидетеля, участника демонстрации, забастовки или толпы, читателя, слушате­ля, телезрителя и т. д.

Ни в какой момент времени ни один человек не суще­ствует вне статуса или статусов. Если он покидает одну ячейку, то обязательно оказывается в другой. Вовсе не обя­зательно, что в данный момент времени у одного челове­ка только один статус. Как раз наоборот, их очень много, и гораздо больше, чем мы подозреваем.

За каждым статусом — постоянным или временным, основным или неосновным — стоит большая социальная группа либо социальная категория. Православные, консер­ваторы, инженеры, мужчины (основные статусы) образу­ют реальные группы. Все квартиросъемщики, пациенты, пешеходы, стоящие в очереди на получение жилья (нео­сновные статусы) образуют номинальные группы, или ста­тистические категории. Как правило, носители неоснов-


177 Глава TV. Социальное взаимодействие и социальная культура

ных статусов никак не согласуют поведение друг с другом и не взаимодействуют. Они — типичный объект статистики.

В обществе существует иерархия статусов и социальных групп, где одни ценятся и уважаются больше других.

Место в таком незримой иерархии называется рангом. Говорят о высоком, среднем или низком рангах. Иерархия может существовать между группами в рамках одного об­щества (и тогда она называется межгрупповой) и между индивидами в рамках одной группы (внутригрупповая). И здесь место человека выражают тем же термином «ранг». Несовпадение статусов описывает противоречие в меж­групповой и внутригрупповой иерархиях. Оно возникает при двух обстоятельствах:

>■ когда индивид занимает в одной группе высокий ранг, а во второй низкий;

>■ когда права и обязанности одного статуса противо­речат или мешают выполнению прав и обязаннос­тей другого.

Высокооплачиваемый менеджер, скорее всего, будет обладателем также высокого семейного ранга — как чело­век, обеспечивающий материальный достаток семьи. Но отсюда автоматически не следует, что у него будут высо­кие ранги в других группах — среди друзей, родственни­ков, сослуживцев или любителей футбола.

Статусы главным образом определяют содержание и ха­рактер социальных отношений. Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим ста­тусом. Бедные презирают богатых, а богатые с пренебре­жением относятся к бедным.

Политические, религиозные, демографические, кров­нородственные, экономические, профессиональные ста­тусы человека определяют интенсивность, продолжитель­ность, направленность и содержание социальных отношений людей.



 


179 Глава IV. Социальное взаимодействие и социальная культура

образование в современной России. Социальная роль «А» находится в отношениях с другими социальными ролями: учениками — «В», дирекцией — «С», другими учителя­ми — «D», родителями учеников — «Е».

Каковы отношения между ролью «А» и другими роля­ми — «В», «С», «D» и «Е», образующими ансамбль ролей? Роли «В», «С», «D» и «Е» постоянно «ожидают» чего-то от роли «А». Ученики предъявляют учителю те или иные тре­бования, и последний стремится соответствовать им. Дру­гие учителя ожидают от своего коллеги определенного поведения, и он должен «вести себя как надо». Дирекция и родители также надеются, что учитель не обманет их ожиданий.

Известно, что некоторые учителя не пытаются отвечать возлагаемым на них ожиданиям и получают злобное удо­вольствие от поступков, противоположных тем, какие поправились бы ученикам, от нарушения административ­ных норм и от «медвежьего» поведения по отношению к своим коллегам и к родителям учеников. Но эти «откло­нения» не перечеркивают саму схему «ожиданий», а, на­оборот, косвенно подтверждают ее.

Ученики ожидают, что учитель даст им необходимые знания, но при этом не будет сильно докучать. Учитель надеется, что ученики постараются понять его объяснения и хорошо сдадут экзамены в конце учебного года, в резуль­тате чего все увидят, что он — хороший педагог. Можно провести такой же анализ, исходя из ситуации учеников: это «симметричные отношения» между двумя связанны­ми ролями.

Необходимо понять, как воспринимают учителя его ученики, другие учителя, родители и, наконец, люди во­обще. Изучить и «объективно» определить роль и соотно­шение ролей не означает изучить лишь конкретные слу­чаи. Это очень важно для социологического анализа: реальность, которую общество предлагает своим членам, исполняющим определенные роли, различна для непос­редственных участников событий и для наблюдающих со стороны.


Социология



Роль учителя подразумевает некоторые социальные привычки и может быть «объективно» описана; причем отдельные черты в этом описании предусмотрены регла­ментом. Когда будущий учитель выбирает свою профес­сию, он принимает правила игры. Учитель может и не соблюдать эту модель норм, установленных обществом с помощью регламентации, но в таком случае он рискует получить некоторые неудобства. Социальная роль предпи­сывает учителю респектабельность, однако реальный учи­тель бывает плохо одет и не всегда ведет себя соответ­ственно своей роли. Описание «среднего» учителя — результат анализа отдельных учителей и вычисления сред­него значения. «Средний» учитель отличается от «типич­ного», т. е. от идеального архетипа учителя, имеющегося в обществе. Реальные учителя не совпадают ни со «сред­ним», ни с «типичным» учителем.

Чтобы получить идеальный портрет учителя, можно опросить всех учителей и согласовать их мнения. Дирек­ция составит другой портрет, школьники — третий, роди­тели — четвертый. Известно, что ученики не любят пере­труждаться, хотят учиться без проблем и легко сдавать экзамены. Дирекция требует от учителей соответствовать ожиданиям учеников, чтобы была дисциплина и ученики работали. Ожидания дирекции несколько отличаются от ожиданий учеников, но приближаются к ожиданиям ро­дителей. С другой стороны, дирекция надеется на помощь учителя в административной деятельности. Учителя ожи­дают, что их коллега будет приятен в компании; это не очень обременительно, но четко обозначено. Ожидания окружающих различны и зависят от стереотипа учителя, который каждый себе создает. Стереотип варьируется в за­висимости от того, кто его создал.

Позиции и роли существуют сами но себе, без связи с конкретными индивидами. Рассмотрим пример. В течение какого-то времени на университетской кафедре нет про­фессора, должность остается вакантной, студенты не мо­гут изучать курсы, которые ведет отсутствующий профес­сор, но в схематическом анализе общества отсутствие профессора не имеет никакого значения для существова-


181 Глава IV. Социальное взаимодействие и социальная культура

ния или несуществования данной роли, ибо роль установ­лена обществом и учреждением — кафедра и должность существуют вне зависимости от конкретного индивида, за­нимающего эту должность.

Одну и ту же роль могут играть сразу несколько инди­видов; в то же время любой человек всегда играет много ролей. Например, учитель «X» (не роль, а индивид «X») заполняет другие позиции и роли вне школы. В своей се­мье он — отец, и его роль главы семейства (мужа и отца) строго определена обществом. Он может быть ревностным профсоюзным деятелем и секретарем профсоюзной ячей­ки. Может быть страстным любителем музыки, посещаю­щим воскресные концерты или «Музыкальные вечера» по вторникам, и общество присвоит ему роль меломана.

«X» играет в данном обществе большое число ролей, формирующих многочисленные вспомогательные роли. Он может наполнить их своей активностью. Здесь заклю­чена одна из кардинальных сложностей теории ролей — знать, когда можно определить одну роль независимо от другой, а когда роли практически совпадают, объединяясь в конце концов в одну роль.

Теперь рассмотрим конфликт между ожиданиями раз­личных ролей. Ученик хочет не слишком усердствовать, в то время как дирекция требует, чтобы он просвещался. Следовательно, учитель должен не только учить, но и раз­влекать учеников. Учитель, которому удалось найти под­ход к ученикам, рискует войти в конфликт с другими учи­телями, не сумевшими наладить отношения с учениками. Разрешить конфликт ожиданий — задача каждого инди­вида, который добивается успеха как функции своей лич­ности и других своих ролей.

С точки зрения макросоциологии роли появляются и исчезают, образуя динамику ролей. Схема не становится менее динамичной от того, что ожидаются конфликты. Во множестве ролей отношения между «А» и «В» могут стать в некоторый момент очень важными, а отношения между «А» и «С» — менее важными: в результате определение роли «А» изменится. Схема вносит фактор неравновесия и возможности динамизма. Кроме того, мы показали, что


Социология



в определенные моменты жизни индивида роли оказыва­ются связанными и образуют игру ролей; причем компо­зиция игр может меняться от одной группы к другой и от одного момента к другому.

В индивидуальной истории личности определенное ко­личество ролей регулярно следует друг за другом, образуя последовательность ролей, более или менее зафиксиро­ванную обществом, понимающим альтернативы и изменя­ющимся во времени. Здесь надо различать предписанную и достигаемую позиции.

Типология позиций и ролей

Социальные роли представляют собой совокупность требований, которые общество предъявляет индивидам, занимающим определенные социальные позиции. Соци­альные позиции задаются общественной структурой. Ту или иную позицию можно выбрать, приобрести или даже завоевать. Играя роль мужчины или женщины, вы зани­маете позицию, в которой ничего нельзя изменить. Это не ваш выбор и не ваши усилия. Профессиональные роли, напротив, приобретаются, особенно в нашем обществе. Это не означает, что индивид абсолютно свободен в вы­боре профессии; тем не менее в одном случае роль вам дается, в другом она выбирается вами, то ли в условиях полной свободы, то ли исходя из условий, в которых вы находитесь. Естественно, существуют промежуточные ста­дии; роль сына, например, вполне определена, но рано или поздно можно убежать от роли сына, «убив» социаль­но или психологически своего отца.

Роль крестьянина, по крайней мере па первый взгляд, кажется вполне предписанной, поскольку только дети крестьян становятся крестьянами. Вы рождены крестья­нином, и роль вам назначена; однако вы имеете возмож­ность выбрать другую профессию, выучившись, например, на инженера и поступив работать на завод. Но тем не ме­нее профессиональная роль крестьянина рассматривает­ся как роль предписанная, в то время как профессиональ-


183 Глава IV. Социальное взаимодействие и социальная культура

ные роли являются ролями достигаемыми. Таким образом, есть роли, которые можно приобрести, а есть и такие, от которых можно отказаться.

Это динамическое различие позволяет понять эволю­цию карьеры, отношения между социальными стратифи-кациями и различные профессиональные роли. Посколь­ку вы занимаете позицию мужчины или женщины, рожденных в буржуазном или рабочем классе, вы можете более или менее легко играть некоторое количество ролей. Взаимодействие различных ролей происходит таким об­разом, что ребенок из семьи рабочих имеет тенденцию стать членом рабочего класса, если он хочет пойти по сто­пам своих родителей; определяя себя по отношению к своему учителю, он играет роль хорошего ученика, зани­мающего такое социальное положение, которое выведет его из рабочего класса.

Таким образом, существуют роли предписанные и до­стигаемые: они очень близки и могут перетекать из одной в другую. Изучая данное общество, можно составить «ка­рьерные схемы» ролей, представляющие собой функцию возможности перехода, более или менее легкого, от одной роли к другой. Анализ «социальных карьер» очень пока­зателен при изучении общества как арены для карьеры политика или профессионала. Имеются также отклоняю­щиеся от нормы карьеры, вора или наркомана.

Как мы уже говорили, один и тот же индивид может совмещать много ролей, находящихся в конфликте. Какая из них является для него наиболее естественной? Между профессиональной ролью и ролью отца семейства суще­ствуют иерархические отношения: если заболел ребенок и отец вынужден выбирать, остаться дома или все-таки пойти на работу, возникает конфликт ролей. В данном случае, как правило, побеждает профессиональная роль. Для матери такой конфликт значительно опасней, так как два различных критерия (материнский и профессиональ­ный долг) неоднозначно оцениваются обществом, которое не дает четкого преимущества ни одному, ни другому.

Иерархию различных ролей часто бывает трудно уста­новить. Возникает вопрос: кто имеет право определять


Социология



роли и функцией каких норм и ценностей они являются? В случае крестьянина, который одновременно играет роли руководителя, производства и воспитателя своих детей эту проблему решить относительно несложно. В массовом индустриальном обществе подобные случаи встречаются редко, а коалиции ролей — более мягкие. Крупный руко­водитель в промышленности, как правило, имеет некото­рое влияние на жизнь своего города, особенно в сфере политики. Однако такая коалиция лишь изредка бывает полной.

Можно выделить два типа ролей или, вернее, два ас­пекта одной роли: независимый и зависимый. Некоторые роли, например семейные, невозможны без взаимодей­ствия с другими ролями. Роль отца можно изучать только с точки зрения сына или дочери. Независимые роли под­разумевают, что рядом с ними находятся точно определен­ные контрроли. Так, рядом с ролью писателя можно пред­ставить себе роль читателя, но в большинстве случаев эта роль только слегка определена: писатель существует и без читателей, в то время как отца без сына представить себе невозможно. Или другой пример: издатель газеты адресу­ется к своим читателям; но роль покупателя газеты будет иметь смысл лишь в том случае, если покупатели газеты образуют представительную группу, т. е. создадут некото­рую организацию.

Взаимодействие отца и сына, хорошо или плохо испол­няющих свои роли, можно проанализировать в терминах взаимного влияния. Между судьей и обвиняемым также устанавливаются различные отношения: судья говорит обвиняемому, что он хорошо или плохо сыграл свою роль коммерсанта, если речь идет, например, об экономичес­ком правонарушении, но обвиняемый не прислушивает­ся к мнению судьи. Подобные роли влекут за собой меха­низмы контроля и власти, которыми поддерживаются определенные социальные роли и привычки. Назначение ролей, служащих для внешних выражений (священник, поэт, журналист), состоит в обмене идеями или эмоцио­нальным опытом, в действиях над символами общества.


185 Глава IV. Социальное взаимодействие и социальная культура

Во всех случаях соотношения между ролями существенно асимметричны. Имеются также служебные роли, проявля­ющиеся сугубо экономически, в которых обмен гораздо менее симметричен, чем это кажется.

Социальные роли попытался систематизиривать Тол-котт Парсонс. Он считал, что любая роль может быть опи­сана с помощью пяти основных характеристик:

1. Эмоциональность. Некоторые роли (например, ме­
дицинской сестры, врача или полицейского) требу­
ют эмоциональной сдержанности в ситуациях,
обычно сопровождающихся бурным проявлением
чувств (речь идет о болезни, страдании, смерти). От
членов семьи и друзей ожидается менее сдержанное
выражение чувств.

2. Способ получения. Некоторые роли обусловлены
предписанными статусами — например, ребенка,
юноши или взрослого гражданина; они определяют­
ся возрастом человека, исполняющего роль. Другие
роли завоевываются; когда мы говорим о профессоре,
мы имеем в виду такую роль, которая достигается не
автоматически, а в результате усилий личности.

3. Масштаб. Некоторые роли ограничены строго опре­
деленными аспектами взаимодействия людей. На­
пример, роли врача и пациента ограничены вопро­
сами, которые непосредственно относятся к
здоровью пациента.- Между маленьким ребенком и
его матерью или отцом устанавливаются отношения
более широкого плана; каждого из родителей вол­
нуют многие стороны жизни малыша.

4. Формализация. Некоторые роли предусматривают
взаимодействие с людьми в соответствии с установ­
ленными правилами. Например, библиотекарь обя­
зан выдать книги на определенный срок и потребо­
вать штраф за каждый просроченный день с тех, кто
задерживает книги. При исполнении других ролей
допускается особое обращение с теми, с кем у вас


Социология



сложились личные отношения. Например, мы не ожидаем, что брат или сестра заплатят нам за ока­занную им услугу, хотя мы могли бы взять плату у незнакомого человека.

5. Мотивация. Разные роли обусловлены различными мотивами. Ожидается, скажем, что предприимчи­вый человек поглощен собственными интересами — его поступки определяются стремлением получить максимальную прибыль. Но предполагается, что священник трудится главным образом ради обще­ственного блага, а не личной выгоды. Как считает Парсонс, любая роль включает некоторое сочетание этих характеристик.

В некоторых обществах социальных ролей много, в других, напротив, мало. В традиционном обществе, на­пример в деревне, главные роли — это роли отца семьи, матери семьи, детей, мальчиков и девочек, мужчин и жен­щин. Профессиональные роли не отличаются от семей­ных, поскольку отец семьи одновременно является главой сельскохозяйственного предприятия, мать также занима­ется сельским хозяйством, а ребенок изучает дело рядом со своим отцом. Соответственно, отец одновременно яв­ляется руководителем предприятия и учителем, а сын — сыном, работником и учеником. И эти три роли, которые в теории можно разделить, в действительности не делят­ся, поскольку постоянно совпадают. Конечно, могут суще­ствовать и другие роли. Отец семейства может быть пев­чим в церкви, или членом муниципального совета, или великолепным охотником. Но на самом деле в традици­онном обществе ролей немного.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...