Девиантное и делинквентное поведение 5 глава
Согласно Парсонсу, действие есть поведение, направляемое смыслами, которые деятели придают предметам и людям. Деятели имеют цели и выбирают соответствующие средства. Порядок действия ограничивается ситуацией и определяется символами и ценностями. При этом наиболее важной категорией оказывается взаимодействие, то есть действие, ориентированное на других деятелей. При постоянном характере взаимодействия между двумя сторонами возникают взаимные ожидания. Каждой стороне приходится приводить как свои ожидания, так и свое поведение в соответствие с поведением и ожиданиями другой стороны. По мере того как ожидания становятся стабильными в отношении определенного поведения, они Социология превращаются в нормы, управляющие взаимодействием. Следование нормам не только делает действие более эффективным, оно также приносит деятелям внутреннее удовлетворение, поскольку, как считает Парсонс, деятели «испытывают потребность» в одобрении со стороны других. Эти нормы являются основой социального порядка, институционализованного в обществе и интернализован-ного в индивиде. Социальное взаимодействие В повседневной жизни мы то и дело совершаем множество элементарных актов социального взаимодействия, даже не подозревая о том. Встречаясь, мы здороваемся за руку и говорим приветствие, входя в автобус, пропускаем вперед женщин, детей и пожилых людей. Все это — акты социального взаимодействия. Оно складывается из отдельных социальных действий. В социологии принят специальный термин, обозначающий социальное взаимодействие, — интеракция. Очевидно, что, совершая социальные действия, каждая личность испытывает на себе действия других. Происходит обмен действиями, или социальное взаимодействие.
Под социальным взаимодействием понимается система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой действия одного субъекта являются одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов. Это означает, что каждое социальное действие вызывается предшествующим социальным действием и одновременно является причиной последующих действий. Таким образом, социальные действия — это звенья в неразрывной цепи, называемой взаимодействием. Общаясь с друзьями, коллегами, родственниками, человек постоянно осуществляет социальные взаимодействия, которые еще разнообразнее по формам проявления, чем социальные действия. 173 Глава TV. Социальное взаимодействие и социальная культура Большую роль в осуществлении взаимодействий играет система взаимных ожиданий, предъявляемых индивидами и социальными группами друг к другу перед совершением социальных действий. Такие ожидания могут носить эпизодический и неопределенный характер в случае кратковременного взаимодействия, скажем, при единственном свидании, случайной и неповторяющейся встрече, но могут быть и устойчивыми при часто повторяющемся или ролевом взаимодействии. Взаимодействуя, люди вступают в социальные отношения, ведут себя как обладатели социальных статусов, как представители социальных групп общества. Существуют два основных уровня социологического исследования социального взаимодействия: микроуровень и макроуровень. Взаимодействие людей друг с другом — в парах, в малых группах или межличностная интеракция — изучаются на микроуровне. Макроуровень социального взаимодействия включает крупные общественные структуры, основные институты общества: религию, семью, экономику.
Социальная жизнь возникает и развивается ввиду наличия зависимости между людьми, что создает предпосылки взаимодействия людей друг с другом. Люди вступают во взаимодействие, так как зависят друг от друга. Социальный статус В современном обществе индивид играет большое количество различных ролей. Социологически индивид определяется изучением ролей и позиций, существующих в обществе. Вы можете сконструировать «модель» Ивана, Петра или Виктора, зная, что Иван — мужчина, шофер такси, сторонник компартии и завсегдатай кафе. Индивид «X» определяется игрой ролей, соответствующих его социальной позиции. Такую игру ролей, обеспечивающую социальные связи между субъектами общественных отно- Социология шении, называют «статусом», или распределением членов общества по позициям. Социальный статус — определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Он — мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т. д. Один человек может занимать два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери — сын. Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором (это понятие ввел в науку американский социолог Роберт Мертон). В статусном наборе можно выделить главный статус — наиболее характерный для данного человека статус, с которым его идентифицируют (отождествляют) другие люди или с которым он сам себя идентифицирует. Для мужчин главным чаще всего является статус, связанный с основным местом работы (директор банка, юрист, рабочий), а для женщин — с местом жительства (домохозяйка). Различают также социальный и личный статусы. Социальный статус — положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (профессии, класса, национальности, пола, возраста, религии). Личным статусом называют положение индивида в малой группе, зависящей от того, как его оценивают и воспринимают члены этой группы (знакомые, родные) в соответствии с его личными качествами.
Разновидностями социального статуса выступают приписываемый (предписанный) и достигаемый статусы. Приписываемым называется статус, в котором человек рожден (прирожденный статус), но который позже обязательно признан таковым обществом или группой. К нему относятся пол, национальность, раса. Негр — прирожденный статус в том смысле, что изменить цвет кожи и связанные с ним физиологические особенности организма невозможно. 175 Глава IV. Социальное взаимодействие и социальная культура Социальная позиция, которая закрепляется через индивидуальный выбор и конкуренцию, определяется как достигаемый статус. Статус профессора, директора завода, чемпиона, президента — достигаемый статус. Если каждая личность имеет некоторое количество приписанных статусов, которые назначаются ей в группе или обществе без учета ее индивидуальных способностей или предпочтений, то достигаемые статусы закрепляются с учетом способностей данной личности, ее исполнительности и, возможно, в результате везения. «Принцесса — это приписанный статус. Девочка с королевской наследственностью может не ударять палец о палец, а ее будущее все равно это будущее принцессы. Она рождена принцессой, и будет ли она хорошенькой или уродливой, высокой или низкой, умной или глупой, она останется принцессой. Достигаемые статусы, напротив, не даются от рождения, они могут приобретаться только личностями, наиболее подходящими для этого. Быть мужчиной — приписываемый статус, зависящий от рождения, но быть мужем — достигаемый статус, который не вытекает автоматически из факта рождения мужчины, а зависит от мужского поведения в будущем. Негр — это приписанный статус, но полицейский — достигаемый статус. Никто не может быть рожден полицейским. Становление достигаемого статуса осуществляется через собственный талант выбор или активность каждого индивида» (М. Янг). В примитивных, т. е. традиционных, обществах статусы чаще всего являются приписываемыми и занятие кем-то определенного социального положения зависит от рождения. Мужчина, например, с рождения готовится быть охотником, рыболовом или воином. В современных индустриальных обществах имеется большая свобода в занятии личностью того или иного положения. Это во многом объясняется тем, что для ее успешного функционирования нужна весьма значительная мобильность трудовых ресурсов, и потому происходит четко выраженная ориентация в основном на личностные качества индивидов, на изменение статусов в соответствии с их усилиями. Контроль общества за справедливостью при определении ста-
Социология тусов дает выигрыш в гибкости той социальной системе, которая предоставляет возможность занимать значимое положение людям, проявляющим для этого наибольший талант. Приписываемые и достигаемые статусы принципиально различны, но, несмотря на это, они могут взаимодействовать и перекрещиваться. Например, мужчине значительно легче достичь статуса президента или премьер-министра, чем женщине. То же, правда в меньшей степени, можно сказать о возможностях достижения высоких статусов сыном крупного руководителя, с одной стороны, и сыном крестьянина — с другой. Основное социальное положение в обществе (социально-классовый статус) является частично предписанным (т. е. отражает статусы родителей) и частично достигаемым с помощью способностей и устремлений самого индивида. Приписываемый, достигаемый, смешанный, социальный, личный статусы, а также профессиональные, экономические, политические, демографические, религиозные и кровно-родственные относятся к разновидности основных статусов. Кроме них существует огромное множество эпизодических, неосновных статусов. Таковы статусы пешехода, прохожего, пациента, свидетеля, участника демонстрации, забастовки или толпы, читателя, слушателя, телезрителя и т. д. Ни в какой момент времени ни один человек не существует вне статуса или статусов. Если он покидает одну ячейку, то обязательно оказывается в другой. Вовсе не обязательно, что в данный момент времени у одного человека только один статус. Как раз наоборот, их очень много, и гораздо больше, чем мы подозреваем. За каждым статусом — постоянным или временным, основным или неосновным — стоит большая социальная группа либо социальная категория. Православные, консерваторы, инженеры, мужчины (основные статусы) образуют реальные группы. Все квартиросъемщики, пациенты, пешеходы, стоящие в очереди на получение жилья (неосновные статусы) образуют номинальные группы, или статистические категории. Как правило, носители неоснов-
177 Глава TV. Социальное взаимодействие и социальная культура ных статусов никак не согласуют поведение друг с другом и не взаимодействуют. Они — типичный объект статистики. В обществе существует иерархия статусов и социальных групп, где одни ценятся и уважаются больше других. Место в таком незримой иерархии называется рангом. Говорят о высоком, среднем или низком рангах. Иерархия может существовать между группами в рамках одного общества (и тогда она называется межгрупповой) и между индивидами в рамках одной группы (внутригрупповая). И здесь место человека выражают тем же термином «ранг». Несовпадение статусов описывает противоречие в межгрупповой и внутригрупповой иерархиях. Оно возникает при двух обстоятельствах: >■ когда индивид занимает в одной группе высокий ранг, а во второй низкий; >■ когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого. Высокооплачиваемый менеджер, скорее всего, будет обладателем также высокого семейного ранга — как человек, обеспечивающий материальный достаток семьи. Но отсюда автоматически не следует, что у него будут высокие ранги в других группах — среди друзей, родственников, сослуживцев или любителей футбола. Статусы главным образом определяют содержание и характер социальных отношений. Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом. Бедные презирают богатых, а богатые с пренебрежением относятся к бедным. Политические, религиозные, демографические, кровнородственные, экономические, профессиональные статусы человека определяют интенсивность, продолжительность, направленность и содержание социальных отношений людей.
179 Глава IV. Социальное взаимодействие и социальная культура образование в современной России. Социальная роль «А» находится в отношениях с другими социальными ролями: учениками — «В», дирекцией — «С», другими учителями — «D», родителями учеников — «Е». Каковы отношения между ролью «А» и другими ролями — «В», «С», «D» и «Е», образующими ансамбль ролей? Роли «В», «С», «D» и «Е» постоянно «ожидают» чего-то от роли «А». Ученики предъявляют учителю те или иные требования, и последний стремится соответствовать им. Другие учителя ожидают от своего коллеги определенного поведения, и он должен «вести себя как надо». Дирекция и родители также надеются, что учитель не обманет их ожиданий. Известно, что некоторые учителя не пытаются отвечать возлагаемым на них ожиданиям и получают злобное удовольствие от поступков, противоположных тем, какие поправились бы ученикам, от нарушения административных норм и от «медвежьего» поведения по отношению к своим коллегам и к родителям учеников. Но эти «отклонения» не перечеркивают саму схему «ожиданий», а, наоборот, косвенно подтверждают ее. Ученики ожидают, что учитель даст им необходимые знания, но при этом не будет сильно докучать. Учитель надеется, что ученики постараются понять его объяснения и хорошо сдадут экзамены в конце учебного года, в результате чего все увидят, что он — хороший педагог. Можно провести такой же анализ, исходя из ситуации учеников: это «симметричные отношения» между двумя связанными ролями. Необходимо понять, как воспринимают учителя его ученики, другие учителя, родители и, наконец, люди вообще. Изучить и «объективно» определить роль и соотношение ролей не означает изучить лишь конкретные случаи. Это очень важно для социологического анализа: реальность, которую общество предлагает своим членам, исполняющим определенные роли, различна для непосредственных участников событий и для наблюдающих со стороны. Социология Роль учителя подразумевает некоторые социальные привычки и может быть «объективно» описана; причем отдельные черты в этом описании предусмотрены регламентом. Когда будущий учитель выбирает свою профессию, он принимает правила игры. Учитель может и не соблюдать эту модель норм, установленных обществом с помощью регламентации, но в таком случае он рискует получить некоторые неудобства. Социальная роль предписывает учителю респектабельность, однако реальный учитель бывает плохо одет и не всегда ведет себя соответственно своей роли. Описание «среднего» учителя — результат анализа отдельных учителей и вычисления среднего значения. «Средний» учитель отличается от «типичного», т. е. от идеального архетипа учителя, имеющегося в обществе. Реальные учителя не совпадают ни со «средним», ни с «типичным» учителем. Чтобы получить идеальный портрет учителя, можно опросить всех учителей и согласовать их мнения. Дирекция составит другой портрет, школьники — третий, родители — четвертый. Известно, что ученики не любят перетруждаться, хотят учиться без проблем и легко сдавать экзамены. Дирекция требует от учителей соответствовать ожиданиям учеников, чтобы была дисциплина и ученики работали. Ожидания дирекции несколько отличаются от ожиданий учеников, но приближаются к ожиданиям родителей. С другой стороны, дирекция надеется на помощь учителя в административной деятельности. Учителя ожидают, что их коллега будет приятен в компании; это не очень обременительно, но четко обозначено. Ожидания окружающих различны и зависят от стереотипа учителя, который каждый себе создает. Стереотип варьируется в зависимости от того, кто его создал. Позиции и роли существуют сами но себе, без связи с конкретными индивидами. Рассмотрим пример. В течение какого-то времени на университетской кафедре нет профессора, должность остается вакантной, студенты не могут изучать курсы, которые ведет отсутствующий профессор, но в схематическом анализе общества отсутствие профессора не имеет никакого значения для существова- 181 Глава IV. Социальное взаимодействие и социальная культура ния или несуществования данной роли, ибо роль установлена обществом и учреждением — кафедра и должность существуют вне зависимости от конкретного индивида, занимающего эту должность. Одну и ту же роль могут играть сразу несколько индивидов; в то же время любой человек всегда играет много ролей. Например, учитель «X» (не роль, а индивид «X») заполняет другие позиции и роли вне школы. В своей семье он — отец, и его роль главы семейства (мужа и отца) строго определена обществом. Он может быть ревностным профсоюзным деятелем и секретарем профсоюзной ячейки. Может быть страстным любителем музыки, посещающим воскресные концерты или «Музыкальные вечера» по вторникам, и общество присвоит ему роль меломана. «X» играет в данном обществе большое число ролей, формирующих многочисленные вспомогательные роли. Он может наполнить их своей активностью. Здесь заключена одна из кардинальных сложностей теории ролей — знать, когда можно определить одну роль независимо от другой, а когда роли практически совпадают, объединяясь в конце концов в одну роль. Теперь рассмотрим конфликт между ожиданиями различных ролей. Ученик хочет не слишком усердствовать, в то время как дирекция требует, чтобы он просвещался. Следовательно, учитель должен не только учить, но и развлекать учеников. Учитель, которому удалось найти подход к ученикам, рискует войти в конфликт с другими учителями, не сумевшими наладить отношения с учениками. Разрешить конфликт ожиданий — задача каждого индивида, который добивается успеха как функции своей личности и других своих ролей. С точки зрения макросоциологии роли появляются и исчезают, образуя динамику ролей. Схема не становится менее динамичной от того, что ожидаются конфликты. Во множестве ролей отношения между «А» и «В» могут стать в некоторый момент очень важными, а отношения между «А» и «С» — менее важными: в результате определение роли «А» изменится. Схема вносит фактор неравновесия и возможности динамизма. Кроме того, мы показали, что Социология в определенные моменты жизни индивида роли оказываются связанными и образуют игру ролей; причем композиция игр может меняться от одной группы к другой и от одного момента к другому. В индивидуальной истории личности определенное количество ролей регулярно следует друг за другом, образуя последовательность ролей, более или менее зафиксированную обществом, понимающим альтернативы и изменяющимся во времени. Здесь надо различать предписанную и достигаемую позиции. Типология позиций и ролей Социальные роли представляют собой совокупность требований, которые общество предъявляет индивидам, занимающим определенные социальные позиции. Социальные позиции задаются общественной структурой. Ту или иную позицию можно выбрать, приобрести или даже завоевать. Играя роль мужчины или женщины, вы занимаете позицию, в которой ничего нельзя изменить. Это не ваш выбор и не ваши усилия. Профессиональные роли, напротив, приобретаются, особенно в нашем обществе. Это не означает, что индивид абсолютно свободен в выборе профессии; тем не менее в одном случае роль вам дается, в другом она выбирается вами, то ли в условиях полной свободы, то ли исходя из условий, в которых вы находитесь. Естественно, существуют промежуточные стадии; роль сына, например, вполне определена, но рано или поздно можно убежать от роли сына, «убив» социально или психологически своего отца. Роль крестьянина, по крайней мере па первый взгляд, кажется вполне предписанной, поскольку только дети крестьян становятся крестьянами. Вы рождены крестьянином, и роль вам назначена; однако вы имеете возможность выбрать другую профессию, выучившись, например, на инженера и поступив работать на завод. Но тем не менее профессиональная роль крестьянина рассматривается как роль предписанная, в то время как профессиональ- 183 Глава IV. Социальное взаимодействие и социальная культура ные роли являются ролями достигаемыми. Таким образом, есть роли, которые можно приобрести, а есть и такие, от которых можно отказаться. Это динамическое различие позволяет понять эволюцию карьеры, отношения между социальными стратифи-кациями и различные профессиональные роли. Поскольку вы занимаете позицию мужчины или женщины, рожденных в буржуазном или рабочем классе, вы можете более или менее легко играть некоторое количество ролей. Взаимодействие различных ролей происходит таким образом, что ребенок из семьи рабочих имеет тенденцию стать членом рабочего класса, если он хочет пойти по стопам своих родителей; определяя себя по отношению к своему учителю, он играет роль хорошего ученика, занимающего такое социальное положение, которое выведет его из рабочего класса. Таким образом, существуют роли предписанные и достигаемые: они очень близки и могут перетекать из одной в другую. Изучая данное общество, можно составить «карьерные схемы» ролей, представляющие собой функцию возможности перехода, более или менее легкого, от одной роли к другой. Анализ «социальных карьер» очень показателен при изучении общества как арены для карьеры политика или профессионала. Имеются также отклоняющиеся от нормы карьеры, вора или наркомана. Как мы уже говорили, один и тот же индивид может совмещать много ролей, находящихся в конфликте. Какая из них является для него наиболее естественной? Между профессиональной ролью и ролью отца семейства существуют иерархические отношения: если заболел ребенок и отец вынужден выбирать, остаться дома или все-таки пойти на работу, возникает конфликт ролей. В данном случае, как правило, побеждает профессиональная роль. Для матери такой конфликт значительно опасней, так как два различных критерия (материнский и профессиональный долг) неоднозначно оцениваются обществом, которое не дает четкого преимущества ни одному, ни другому. Иерархию различных ролей часто бывает трудно установить. Возникает вопрос: кто имеет право определять Социология роли и функцией каких норм и ценностей они являются? В случае крестьянина, который одновременно играет роли руководителя, производства и воспитателя своих детей эту проблему решить относительно несложно. В массовом индустриальном обществе подобные случаи встречаются редко, а коалиции ролей — более мягкие. Крупный руководитель в промышленности, как правило, имеет некоторое влияние на жизнь своего города, особенно в сфере политики. Однако такая коалиция лишь изредка бывает полной. Можно выделить два типа ролей или, вернее, два аспекта одной роли: независимый и зависимый. Некоторые роли, например семейные, невозможны без взаимодействия с другими ролями. Роль отца можно изучать только с точки зрения сына или дочери. Независимые роли подразумевают, что рядом с ними находятся точно определенные контрроли. Так, рядом с ролью писателя можно представить себе роль читателя, но в большинстве случаев эта роль только слегка определена: писатель существует и без читателей, в то время как отца без сына представить себе невозможно. Или другой пример: издатель газеты адресуется к своим читателям; но роль покупателя газеты будет иметь смысл лишь в том случае, если покупатели газеты образуют представительную группу, т. е. создадут некоторую организацию. Взаимодействие отца и сына, хорошо или плохо исполняющих свои роли, можно проанализировать в терминах взаимного влияния. Между судьей и обвиняемым также устанавливаются различные отношения: судья говорит обвиняемому, что он хорошо или плохо сыграл свою роль коммерсанта, если речь идет, например, об экономическом правонарушении, но обвиняемый не прислушивается к мнению судьи. Подобные роли влекут за собой механизмы контроля и власти, которыми поддерживаются определенные социальные роли и привычки. Назначение ролей, служащих для внешних выражений (священник, поэт, журналист), состоит в обмене идеями или эмоциональным опытом, в действиях над символами общества. 185 Глава IV. Социальное взаимодействие и социальная культура Во всех случаях соотношения между ролями существенно асимметричны. Имеются также служебные роли, проявляющиеся сугубо экономически, в которых обмен гораздо менее симметричен, чем это кажется. Социальные роли попытался систематизиривать Тол-котт Парсонс. Он считал, что любая роль может быть описана с помощью пяти основных характеристик: 1. Эмоциональность. Некоторые роли (например, ме 2. Способ получения. Некоторые роли обусловлены 3. Масштаб. Некоторые роли ограничены строго опре 4. Формализация. Некоторые роли предусматривают Социология сложились личные отношения. Например, мы не ожидаем, что брат или сестра заплатят нам за оказанную им услугу, хотя мы могли бы взять плату у незнакомого человека. 5. Мотивация. Разные роли обусловлены различными мотивами. Ожидается, скажем, что предприимчивый человек поглощен собственными интересами — его поступки определяются стремлением получить максимальную прибыль. Но предполагается, что священник трудится главным образом ради общественного блага, а не личной выгоды. Как считает Парсонс, любая роль включает некоторое сочетание этих характеристик. В некоторых обществах социальных ролей много, в других, напротив, мало. В традиционном обществе, например в деревне, главные роли — это роли отца семьи, матери семьи, детей, мальчиков и девочек, мужчин и женщин. Профессиональные роли не отличаются от семейных, поскольку отец семьи одновременно является главой сельскохозяйственного предприятия, мать также занимается сельским хозяйством, а ребенок изучает дело рядом со своим отцом. Соответственно, отец одновременно является руководителем предприятия и учителем, а сын — сыном, работником и учеником. И эти три роли, которые в теории можно разделить, в действительности не делятся, поскольку постоянно совпадают. Конечно, могут существовать и другие роли. Отец семейства может быть певчим в церкви, или членом муниципального совета, или великолепным охотником. Но на самом деле в традиционном обществе ролей немного.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|