Великий кризис и его влияние на развитие международных отношений. Расстановка сил на мировой арене в 1930-е гг.
Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. положил начало новому этапу в развитии международных отношений. Этот этап характеризовался острыми межгосударственными конфликтами, образованием очагов военной опасности, крушением Вср- сальско-Вашингтонской системы. Всего за десять лет был пройден путь от «эры пацифизма» до Второй мировой войны. Стать стремительное нарастание негативных тенденций в международной жизни определялось тремя важнейшими факторами. Сокрушительный удар по международному порядку, созданному в Версале и Вашингтоне, нанес Великий кризис. Прежде всего это проявилось в сфере финансово-экономической. Падение промышленного производства (в развитых капиталистических странах в среднем на 44%), сокращение мирового товарооборота (на 61%). полное расстройство финансовой системы — все это привело к резкому обострению борьбы за рынки сбыта и сферы приложения капитала, к торговым, таможенным и валютным войнам. Такова была «материальная» основа перехода к открытым межгосударственным столкновениям и в области военно-политической. Другим не менее значимым международным последствием кризиса стало укрепление позиций праворадикальных организаций и движений, приход к власти в ряде капиталистических государств фашистских и милитаристских группировок. Играя на экономических трудностях и усилении социальной напряженности. эти группировки развернули широкую и весьма успешную националистическую пропаганду, выдвигая лозунги экспансии в качестве главного условия стабилизации внутриполитической обстановки и процветания страны. Дав мощный импульс политике агрессии и ужесточению борьбы за новый передел мира. Великий кризис стал тем исходным рубежом, с которого начался отсчет времени до Второй мировой воины.
Развиже международных отношений в предвоенное десятилетие и решающей степени зависело от расстановки си.1 и внешнеполитических действий великих держав. К середине 1930-х п. сложились три центра мировой политики; блок агрессивных государств (Германия, Италия. Япония), коалиция западных демократий (Англия, Франция, США) и Советский Союз. Каждый из этих центров имел свои стратегические и тактические цели на международной арене, применял соответствующие методы для их достижения. Так называемые «ревизионистские» державы выступали за коренной пересмотр послевоенной организации мира, юридически оформленной на Парижской и Вашингтонской конференциях-Проигравшая войну «униженная и оскорбленная» Германия и считавшие себя «побежденными среди победителей» Италия и Япония в тридцатые годы стремились не к каким-то частным уступкам со стороны ведущих западных держав, а к полной ликвидации Версальско-Вашингтонской договорной системы. Но и это не являлось самоцелью. Конечным результатом их внешнеполитических усилий провозглашалось создание «нового международного порядка», установление мировой (Германия) и региональной (Италия и Япония) гегемонии, подчинение и порабощение других стран и народов. В качестве идеологического обоснования экспансионистского курса выдвигались расовые, социал-дарвинистские и геополитические теории и концепции: о «превосходстве арийцев и арийского политического гения», о «естественном отборе» и «выживании наиболее приспособленных» рас и наций, о необходимости завоевания «жизненного пространства», о «воссоздании Великой Римской империи», об «эмансипации и со-процветании азиатских народов» под руководством Японии. Подобные теоретические установки и их практическая реализация привносили в систему международных отношений качественно новый элемент: внешнеполитические устремления нацистской Германии, фашистской Италии и милитаристской Японии представляли собой угрозу не только для соперничавших с ними великих держав, но и для всей мировой цивилизации.
Стратегическим целям, декларированным правительственными кругами государств агрессивного блока, соответствовали и существенные изменения в тактике. Если в 1920-е гг. планы ревизии Версальско-Вашингтонских постановчений осуществлялись средствами дипломатии при умелой игре на противоречиях между западными державами, то с 1931 г. дипломатические методы стали сочетаться с масштабными военными акциями, открытым применением вооруженной силы. Необходимо отметить и еше одну чрезвычайно важную особенность политики государств «фашистского триумвирата» — активное использование в своих интересах «советского фактора», антикоммунистических настроений правящей элиты Запада. Будучи непримиримыми противниками большевизма, руководящие деятели Германии. Японии и Италии постоянно подчеркивали, что их страны являются надежным оплотом о борьбе с «красной опасностью», побуждая тем самым западные правительства идти навстречу своим все возраставшим экспансионистским требованиям. Что касается внутриблоковых взаимоотношений, то они вряд ди могут быть названы идиллическими. Между державами, образовавшими агрессивный союз, существовали серьезные противоречия, перераставшие порой в острые столкновения (например. итало-германский конфликт из-за Австрии 1934г.). Однако преобладающей тенденцией было стремление к единению, что объяснялось общностью идеологических и стратегических установок, необходимостью заручиться поддержкой сильного союзника в период перехода к военным акциям. Согласованность в действиях стран-агрессоров делала угрозу массированного наступления фашизма и новой мировой войны еще более реальной. Другой крупнейший центр международной политики был представлен документально не оформленной, но фактически существовавшей коалицией западных демократий- Логика развития межгосударственных отношений подсказывала, что именно эта коалиция должна была жестко противостоять «ревизионистским» державам, так как в нее входили главные гаранты Версальско-Вашингтонской системы. Однако вопреки всем логическим построениям правительственные круги Англии. Франции и США избрали курс. направленный на «умиротворение» агрессоров, который объективно содействовал разрушению послевоенного международного порядка, ими же созданного. Политика «умиротворения» берет свое начало в 1920-е гг.. когда Великобритания, Соединенные Штаты и (в меньшей степени» Франция шли на серьезные уступки Германии и активно содействовали восстановлению ее экономического потенциала. Стратегический замысел состоял в том, чтобы интегрировать Веймарскую республику в сообщество западных государств и осуществлять контроль над ее внешнеполитическим курсом, превратить Германию в мощный и устойчивый противовес Советскому Союзу и локализовать германский реваншизм на восточном направлении- В тридцатые годы в политике держав-«умиротворительнии» произошли по крайней мере два качественных изменения. Во-первых, под давлением «ревизионистских» государств западные демократии добровольно отказались от своего главного требования 1920-х гг. — сохранить | незыблемыми основы Версальско-Вашингтонской договорной системы. Иными словами, они перешли от частичном ее модернизации к поэтапной сдаче своих принципиальных позиций, зафиксированных в Парижских и Вашингтонских соглашениях. Во-вторых. уступчивость Запала перешли ту грань, которая отделяла сдерживание от поощрения агрессии. Поскольку речь шла о фашизме и его борьбе за мировое господство, политику «умиротво- Л рения» нельзя охарактеризовать иначе, как политику недально- 1 видную и ущербную.
Каковы же были обоснования этого курса и чем объяснялась приверженность к нему правительств западных держав? Несомненно, что определенную роль в его формировании сыграли пацифистские настроения общественности, стремление избежать новой кровопролитной пойны, ««упрочить мир и международную безопасность», Однако гораздо более значимой причиной подобных «миротворческих» действий являлось желание использовать умиротворяемые державы в борьбе с «коммунистической угрозой». Причем в отличие от предшествовавшего периода правительственные круги Запада рассматривали Германию и Японию уже не просто в качестве статичного противовеса Советскому Союзу, а как готовую к схватке с большевизмом агрессивную вооруженную силу. Сочувствие и дипломатическое содействие в реализации антисоветских планов государств-агрессоров представляли собой важнейшую, но не единственную характерную особенность избранного Запалом внешнеполитического курса. Другой его составляющей стали попытки направить «коммунистическую экспансию» против германского фашизма и японского милитаризма, которые также (и вполне справедливо) воспринимались как серьезная опасность для стран «демократии и свободы». Таким образом, суть политики «умиротворения» сводилась к тому, чтобы стравить тоталитарные режимы, дождаться, пока они обескровят друг друга, выступить в роли непререкаемого арбитра и тем самым не только обеспечить свою собственную безопасность, но и укрепить свое главенствующее положение на мировой арене. Как элегантно отмечал французский историк Ж.-Б. Дю-розель, основополагающей идеей, овладевшей умами западных политиков, была «мечта о чудесном возникновении благословенной войны между нацистами и Советами». Еще ярче и доходчивее определил содержание проводимой им политики «главный умиротворитель» Европы премьер-министр Великобритании Н. Чемберлен; «Для нас, разумеется, стало бы наилучшим исходом, если бы эти бешеные псы — Гитлер и Сталин — сцепились и разорвали друг друга». Изначальный стратегический просчет"западных миротворцев» 1930-х гг. состоял в явной недооценке глобальной угрозы фашизма. Поэтому объективно политика «умиротворения» способствовала усилению блока агрессивных государств и ослаблению международных позиций западных демократий.
Дополнительным фактором, значительно снижавшим степень реального воздействия Англии, Франции и США на экспансионистски настроенных оппонентов, были глубокие противоречия в рамках самой «демократической коалиции* (например, англо-лмериканские разногласия на Дальнем Востоке). Искусно играя на этих противоречиях, страны фашистского блока получали возможность с меньшими издержками, а зачастую и беспрепятственно осуществлять свои внешнеполитические цели. Особая важность «советской проблемы"» в международных отношениях тридцатых голов превращала СССР в один из самых влиятельных центров мировой политики. Партийно-государственное руководство Советского Союза придерживалось внешнеполитической концепции, в которой сочетались идейно-классовые и геостратегические установки. В первую группу входили такие положения, как традиционные лозунги пролетарского интернационализма, опоры на социальную поддержку международного рабочего класса, коммунистического движения и «угнетаемых народов Востока»: изображение капиталистического окружения «сплошь враждебным» по отношению к «первому в мире социалистическому государству», а фашизма — «одной из разновидностей империализма и не более того»; твердое следование ленинскому указанию о превращении будущей империалистической войны в войну гражданскую и о «расширении оазиса социализма за счет умножения числа советских республик". Наиболее резкой критике в современной исторической литературе подвергается сталинский вывод об отсутствии принципиального отличия между фашистскими государствами и буржуазными демократиями. Действительно, положение о том. что Советскому Союзу противостояли «два одинаково реакционных блока», неправомерно принижало угрозу фашизма, которую он представлял для всей мировой цивилизации. Тем не менее в качестве объяснения (а не оправдания) этого вывода следует отметить, что и политику «умиротворения» западных держав никак нельзя назвать «прогрессивной». Обе стороны — советское руководство и правительственные круги Запада — недооценивали фашистскую опасность. Обе стороны стремились использовать агрессивные государства во взаимном противостоянии. Обе стороны ставили знак равенства:
первая — между фашизмом и демократиями, вторая — между фашистской и коммунистической угрозой. Все это свидетельствовало о том, что Советский Союз в 1930-е гг. действовал в рус-тс общепринятых великими державами «правил игры». Иначе говоря, несмотря на устрашающие революционные декларации, приоритетная роль во внешнеполитической доктрине СССР отводилась геостратегическим расчетам и соображениям реальной политики. Главным из них было стремление обеспечить собственную безопасность и укрепить международные позиции Советского Союза за счет использования «межимпериалистических противоречий». И.В.Сталин и другие советские руководители, называя эти противоречия «непримиримыми и антагонистическими», подчеркивали, что они «гораздо сильнее противоречий межформа-ционных» и потому именно они «чреваты новой мировой войной». Предполагалось, что империалистическая война приведет к истощению всех капиталистических держав, к обострению социальной борьбы и в результате (новое обращение к идейно-классовым мотивам) Советский Союз получит возможность "выполнить свой интернациональный долг», содействуя победе мировой социалистической революции. Еше в 1925 г., выступая на Пленуме ЦК ВКП(б), И,В. Сталин четко и недвусмысленно определил важнейшую стратегическую задачу внешней политики СССР: «Наше знамя остается по-старому знаменем мира. Но если война начнется. то нам не придется сидеть сложа руки. нам придется выступить, но выступить последними». Сочетание классовых и геостратегических установок, как это ни противоречиво звучит, обусловило и антифашистский курс Советского Союза в первой половине 1930-х гг., и его сближение с фашистской Германией в конце предвоенного десятилетия. И в том, и в другом случае проявилась возросшая роль СССР как крупной самостоятельной силы в международной политике. Таким образом, различные стратегические цели. преследуемые великими державами, разделили их на три политических центра. В этом трехстороннем соперничестве и должны были решаться судьбы мира, Первостепенное значение для развития международной обстановки имела не только расстановка, но и соотношение сил между ведущими державами, сравнительные характеристики их экономического и военно-промышленного потенциала. Великий кризис и последующее восстановление экономики, которое проходило в капиталистических странах крайне неравномерно, привнесли существенные изменения в силовую структуру межгосударственных отношений. В сравнении с предвоенным 1913г. уровень промышленного производства Франции составил в 1938 г. 115%, Англии — 117, Соединенных Штатов — 142. Германии ~ 150. Италии — 200, Японии — 571. Советского Союза — 254%. Удельный вес в мировом производстве промышленных товаров определялся следующими-сказателями: Франция — 6,0% (и 1913г. — 8.4), Англия — 10.0;3.6), США - 26,5 (30.0), Германия — П.8 (11.8). Италия — 3.0 3.5). Япония — 4,5 (1,3). СССР — 5.6% (Российская империя в ч13г. — 3.6). Приведенные иифры позволяют прийти к слезую- _ им кратким заключениям. Во-первых, и противостоянии западных демократий и «реви- эионистскйх» держан баланс сил склонялся в сторону последних. - ушсственно опережая С1юих соперников ц темпах экономичес- -,ого роста, агрессивные государства последовательно и иелеуст- ^мленно создавали материальную базу глобальной вооруженной -хватки за новый передел мира. Здесь уместно отметить, что льви- -ая доля их бюджетов (от 40 ло 60%) направлялась на военные ^жды. Вместе с тем было бы чрезмерным упрощением говорить - полном превосходстве стран фашистского блока- Англия. Франтя и США сохраняли свои стратегические преимущества в сырьевых ресурсах, уровне развития промышленности (42.54- мирово промышленного производства против 19,3 у Германии. Ита-.ж и Японии), колониальных владениях (66,8% обшей территории --.поний против 8,7). Названные преимущества свидетельствова- -ц о том, что западные державы обладали достаточной мошью -;я обуздания агрессии (при непременном условии перехода к -.чийтельным действиям и отказе от политики «умиротворения»^ однако, с другой стороны, ликвидация этих «привилегий» и яв- члась важнейшей целью фашистской экспансии и установления нового порядка», при котором господствующее положение в мире -няли бы, по выражению Б. Муссолини, не «одряхлевшие, а мо- олые возрождающиеся нации». Во-вторых, в предвоенный период значительно укрепились ежлународные экономические позиции Советского Союза. Ус- -ешное претворение и жизнь планов социалистической индуст- -цализации позволило СССР удвоить свой промышленный по- "енциал. К 1940 г. страна Советов вышла на 2-е место в мире по -.новому объему производства и на 4-е — по выпуску готовой редукций после США, Германии и Англии (соответствуюшнс -сказатели: 245, 114, 90 и 63 млрд. долл.). С 1935 г- стал осушеств- чться переход к кадровой системе комплектования Красной Ар- 'ии. численность которой за пять лет возросла в 3 раза. Вместе с -ем в социально-экономическом и политическом развитии СССР "появились и крайне негативные тенденции: установление тоталитарной сталинской диктатуры, массовые репрессии, крупные -гюсчеты в управлении промышленностью, оборонным производством и особенно сельским хозяйством. Все это подрывало -лторитет советского государства, отрицательно сказывалось на -го международном положении. Однако очевидные достижения в строительстве социалистической экономики, решении социальна проблем, усилении военного могущества способствовали сохранс нию за Советским Союзом статуса влиятельного мирового центра. роль которого и предвоенное десятилетие все более возрастала. Вышеперечисленные изменения в характере, расстановке н соотношении сил во многом предопределили ход международны\ событий в 1930-е гг. Определенное влияния на развитие международных отношений в этот период оказывали общественные организации и движения, выступавшие за сохранение мира. обеспечение европейской безопасности, против угрозы фашизма. Вопросы усиления «борьбы за единство рабочего класса против фашистской агрессии и империалистической войны» обсуждались на VII Конгрессе Коммунистического Интернационала, проходившем в июле-августе 1935 г. в Москве. Был выработан принципиально новый стратегический курс Коминтерна, что нашло свое отражение в его решениях о создании единого и народного антифашистского фронта, о мерах по предотвращению мировой войны, о самостоятельности национальных компартий и др. Особое значение, как теоретическое, так и практическое, имели установки Конгресса, связанные с оценкой международного положения и определением задач коммунистического движения. В докладе генерального секретаря Исполкома Коминтерна Г.Димитрова проводилась четкая разграничительная линия между фашистскими и демократическими государствами: в качестве важнейшей перед коммунистами ставилась задача «блокироваться со всеми антифашистскими силами, в том числе и с силами буржуазной демократии»; утверждалось, что война против фашизма, независимо от того, кто ее будет вести, по своему характеру станет войной справедливой. Пожалуй, впервые в своей истории Коммунистический Интернационал принял программу, отличавшуюся реалистичностью подходов и доказательностью выводов. Однако эта программа (и прежде всего ее центральное положение о единстве антифашистских действий) так и не была полностью реализована, что объяснялось целым рядом причин: традиционными противоречиями и взаимной подозрительностью, существовавшими между социал-демократами и коммунистами; негативным отношением демократической общественности Запала к сталинской диктатуре; широкомасштабной антикоммунистической пропагандой; изменениями во внешней политике СССР в конце 1930-х гг. Наиболее значимое международное последствие раскола левых сил состояло в том, что они не смогли приостановить наступление фашизма, стать серьезной преградой на пути фашистской агрессии. Столь же ограниченную роль в международной жизни тридцатых годов играло пацифистское движение, хотя в это время и были предприняты попытки придать ему более четкие организационные формы. В мае 1932г. известные французские писатели ^ Барбюс и Р. Роллин выступили с воззванием о проведении Всемирного антивоенного конгресса, который состоялся в Амстердаме в августе того же года. Амстердамский конгресс принял Манифест и избрал Международный комитет борьбы против но-:'ой мировой войны. В 1933 г. в Париже в зале Плейель собрался Европейский антифашистский рабочий конгресс, на котором был;оздан Антифашистский центральный комитет. Вскоре два коми--ета объединились, образовав единый руководящий орган так называемого амстердамо-плейельского движения. Самый представительный пацифистский форум — Конгресс мира — был созван в сентябре 1936 г. в Брюсселе. На нем присутствовали 4.5 тыс. делегатов из 35 государств. Брюссельский конгресс разработал Программу под названием *Мнр в опасности. Мы должны его.пасти». Эта Программа состояла из четырех пунктов: нерушимость мирных договоров, сокращение вооружений, укрепление Лиги наций, коллективная безопасность в Европе. Однако несмотря на известные успехи в организационном оформлении и пропа-'андистской деятельности, пацифистское движение 1930-х гг. не превратилось, да и не могло превратиться в действенный фактор мировой политики. Отсутствие массовой социальной базы. разногласия по вопросам практического осуществления программных установок, пестрота партийно-политических воззрений и пристрастий, преобладание морально-нравственного осуждения агрессии над реальными шагами по ее предотвращению — все это обусловило весьма скромное место пацифизма в системе международных отношений предвоенного десятилетия. Таковы были главные силовые компоненты и основные тенденции международного развития в критический период от Великого кризиса до Второй мировой войны.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|