Проблемы международной безопасности и разоружения в годы мирового экономического кризиса
Международная обстановка, сложившаяся в период кризиса. отличалась сложным переплетением разнообразных проблем: политических и финансово-экономических, европейских и дальневосточных. унаследованных от «эры пацифизма» и принципиально новых. Другая особенность состояла в том. что компромиссное решение этих проблем было чрезвычайно затруднено по причине обострения межгосударственных противоречий и фактического отказа правительственных кругов ряда стран от пацифистской политики. Более того, намечался отход от уже наиденных в 1920-е гг. компромиссов. В условиях всеобщего экономического коллапса, вызванного кризисом, крайнюю степень напряженности приобрели торгово-финансовые отношения капиталистических стран. Наиболее острыми и конфликтными оказались вопросы, касавшиеся военных долгов, таможенных тарифов и валютных операций. Летом 1931 г, президент США Г. Гувер, сославшись на критическую финансовую ситуацию в мире. предложил ввести годичный мораторий на выплату репараций и международных государственных долгой. Правительства европейских стран — должников Соединенных Штатов — с готовностью поддержали это предложение, после чего путем несложных логических построений пришли к выводу: если можно не возвращать долги один год, зачем уплачивать их вообще. На Лозаннской конференции 1932 г., окончательно отменившей германские репарационные платежи, европейцы потребовали от Соединенных Штатов аннулировать все долговые обязательства времен мировой войны (к этому времени вместе с процентами они составляли более 22млрд.долл; на долю Англии приходилось 11.1. Франции — 5.Х. Италии — 2.4 млрд). Главный аргумент заключался в том. что своевременное погашение военных долгов зависело от бесперебойной выплаты Германией репараций европейским должникам США. Следовательно. за отменой одних платежей должно последовать упразднение и других. Вашингтонская администрация признала доводы своих бывших союзников «злонамеренными», а американская пресса — «большевистскими», напомнив тем самым, как поступило с задолженностью Российской империи советское правительство. Г, Гувер выступил с сакраментальным заявлением о том. что необходимо выполнять финансовые обязательства при любых обстоятельствах и что никакой связи между германскими репарациями (которые США никогда не получали) и военными долгами (которые они надеялись вернуть) не существует. Президентская декларация не произвела на Европу никакого впечатления. В 1932-1933 гг. Англия, а вслед за ней еще 19 государств Старого Света прекратили долговые выплаты США. Верность своему долгу (в прямом и переносном смысле этого слова) сохранила лишь Финляндия, обязавшаяся уплатить 9 млн. долл., что составляло 0.05% общеевропейской задолженности.
В Вашингтоне негодовали и одновременно готовились к мощному контрулару. Его нанес новый президент США Ф.Д. Рузвельт. В 1930-1933 гг. между Америкой и Европой шла настоящая торговая-^яна. За этот период таможенные тарифы по обе стороны Ат- - этического океана возросли на 30-40%. Ситуация усугублялась - ч. что великие державы и малые европейские страны отменили стой стандарт своих валют. В результате инфляция приобрела - опирующий характер, тарифная политика ужесточалась, а кон- *.:• рентная борьба за рынки еще более усилилась. Поэтому вопросы стабилизации национальных валют и торговых тарифов превратились в наиважнейшие проблемы международных финансо~ ^-экономических отношений. Именно эти вопросы и стали вентральной темой обсуждения на Всемирной экономической конференции, открывшейся в Лондоне в июне 1933г. В работе «.онференции приняли участие делегации 54 стран. Ее главной
-елью был поиск путей совместного и согласованного выхода из кризиса. Понятно, что успех или неудача Лондонского форума во многом зависели от позиции Соединенных Штатов, остававшихся ведущей промышленной и финансовой державой мира. В этот •судьбоносный» момент администрация США и провела свою •акцию возмездия» в отношении бывших должников. 3 июля 1935 г Ф.Д. Рузвельт заявил, что не намерен идти на уступки европейским государствам по валютным и тарифным вопросам. Тем самым американский президент «торпедировал» работу конференции, которая вскоре была закрыта, так и не приняв каких-либо значимых решений. Приведенные примеры показывают, насколько острыми в этот период стали межгосударственные противоречия в сфере экономики и финансов. Что касается политических и военных проблем. то они вызывали еще больший накал страстей- На европейском континенте, как и в 1920-е гг.. центральное место занимал германский вопрос. Воспользовавшись занятостью западных держав кризисной ситуацией, правительственные круги Веймарской республики активизировали свою политики направленную на ревизию Версальского договора. При этом они действовали последовательно и поэтапно, добиваясь отмены репарационных статей (достижение полной финансово-экономической самостоятельности), затем военных ограничений (создание материальной базы длн реваншистских акций» и. наконец. территориально-политических постановлений (окончательная ликвидация послевоенного международного порядка и -возрождение Великой Германии»). Эту внешнеполитическую программу с большим усердием и даже с известным дабеганием вперед стало претворять в жизнь правительство Г. Брюнинга. пришедшее к власти весной 1930г. Самого Генриха Брюнинга пресса называла «красивым и изящным канцлером-*, а не менее изящного поста Франции в Берлине А. Франсуа-Понсэ — «диким шовинистом прибегающим к приемам иезуитов». В отличие от великого немецкого политика *эры пацифизма» Г. Штреземана Брюнинг. плохо разбиравшийся в дипломатических хитросплетениях, применял методы прямого давления с элементами шантажа и демонстративного неподчинения Версальским распоряжениям. Ответная реакция западных демократий носила двойственный характер: с одной стороны, отпор наиболее грубым нарушениям Парижских соглашений, но. с другой стороны, все более явственное отступление к политике «умиротворения».
Первую пробную наступательную операцию на дипломатическом фронте Германия провел;) весной 1931 г.. заключив с Австрией соглашение о создании двустороннего таможенного союза. По своей сути это была попытка осуществить так называемый «холодный аншлюс», т.е. подчинить экономику Австрийской республики без силовою захвата ее территории. Вызывающую акцию Германии осудили Англия. Франция. Италия и ряд других европейских государств, выступивших с официальными протестами. По инициативе французского правительства вопрос был передан на рассмотрение Гаагского Международного Суда, который в сентябре 1931 г. аннулировал германо-австрийское соглашение как несовместимое с Версальским и Сен-Жерменским договорами. Германия потерпела поражение, но поражение, скорее всего ею запланированное. Угроза аншлюса должна была подвигнуть и подвигла Запад на новые «миротворческие» уступки. Осенью 1931 г. с «миссией мира» в Берлин прибыл премьер-министр Франции П.Лаваль (первое со времен Берлинского конгресса 1878 г. посещение главой французского правительства германской столицы). Переговоры, проходившие пол флагом «франко-германского сближения», не дали никаких конкретных результатов. Причиной тому стала жесткая позиция Г. Брюнинга, который в ответ на предложения «дружбы и сотрудничества» потребовал предоставления Германии займа в 1 млрд. марок в качестве материальной основы возможного «сближения». Прагматизм канцлера, отказавшегося обсуждать с французским премьером вопросы улучшения двусторонних отношений в рамках Версальской системы, свидетельствовал о том. что германское правительство было намерено и впредь следовать своему «ревизионистскому» курсу и оказывать все более мошное давление на «умиротворителей». Через несколько месяцев наступательная тактика Германии принесла ей первый крупный успех. Как уже говорилось выше, в июне 1932 г. на конференции в Лозанне Веймарская республика была освобождена от выплаты репараций. Перед открытием и в ходе работы конференции новый премьер-министр Франции Э. Эррио в обмен на
отмену репарационных платежей пытался добиться со стороны Германии «политической компенсации» — «обязательства не по-дымять вопроса о дальнейшем пересмотре Версальского договора н течение 15-20 лет». Однако германская делегация наотрез отказалась рассматривать французское предложение, а представители Англии и США «умиротворенно-» ее в этом поддержали. Тпким образом, среди великих западных держав лишь Франция демонстрировала. пусть робко и непоследовательно, свою готовность противостоять новым «ревизионистским» требованиям Германии. \ они не заставили себя ждать. В начале 1930-х гг. высокопоставленные немецкие политики во главе с Г. Брюнингом неоднократно заявляли о необходимости «ловооружения» Германии, т.е. об упразднении военных постановлений Версаля. Для достижения поставленной цели германская дипломатия использовала трибуну конференции по разоружению. Всемирная конференция по сокращению и ограничению вооружений, созванная по решению Лиги наций, стала одним из самых крупных событий в международной жизни предвоенного десятилетия. Она открылась 2 февраля 1932 г. в Женеве. Ее председателем был избран известный дипломат, бывший министр иностранных дел Англии А. Гендерсон. В работе форума приняли участие представители 63 государств. Программы по разоружению и сохранению мира. представленные великими державами, во многом повторяли те предложения, с которыми они выступили на заседаниях Подготовительной комиссии. Лейтмотивом этих программ являлось стремление обеспечить не всеобщую, а свою собственную безопасность за счет ограничения военной мощи потенциальных противников. Однако на самой конференции были выдвинуты и принципиально новые идеи и концепции. Проект Французской республики, изложенный в «плане А. Тардье» и в так называемом «конструктивном плане Э. Эррио-Ж. По.чь-Бонкура» (названы по именам скоротечно сменявших друг друга премьер-министров), предусматривал создание под эгидой Лиги наций организации европейских государств, связанных между собой пактами о взаимопомощи. Для предотвращения и подавления агрессии эта организация должна была располагать вооруженными силами, боевое оснащение которы\ превосходило бы национальные армии. В новой миротворческой программе Франции сочетались идеи знаменитой «триады Эррио» и пансв-ропейского проекта А. Бриана. Если не принимать во внимание проникновенную пацифистскую фразеологию, то стратегический замысел французского правительства становился прозрачным:
добиться консолидации европейских стран формально под началомЛиги наций, а фактически под руководством Франции. Поэтому большинство делегаций во главе с представителями Англии отвергли французский план как «нереальный». В программе Великобритании центральное место занимало треСх»вание сокращения сухопутных сил до максимального уровня в 200 тыс. человек и полного запрещения подводного флота. Французская пресса в этой связи справедливо отмечала: «На Женевской конференции Англия выдвинула грандиозный план разоружения Франции». И действительно, о случае его реализации Французская республика должна была сократить свою армию в 5 раз и лишиться самой мощной в мире эскадры подвоаных лодок. Большой общественный резонанс вызвала вторая часть британского проекта — «план премьер-министра Дж. Р. Макдо-нальда». В нем излагалась концепция «качественного разоружения», разработанная в 1920-е гг. английским военным теоретиком Б.Лиддел-Гартом. Суть этой концепции заключалась в том, что объектом сдерживания и ограничения вооружений становились не все, а лишь наступательные виды оружия, которые могли быть использованы для агрессивных войн. «План Г. Гувера», с которым выступили Соединенные Штаты, по своему содержанию был очень близок к разоруженческой программе Англии. Делегация США выдвинула предложение «увеличить сравнительные силы обороны путем уменьшения силы нападения». Американский вариант «качественного разоружения» предполагал ликвидацию танков, тяжелых артиллерийских орудий. бомбардировочной авиации и химических боеприпасов. Предусматривалось общее сокращение мировых вооружений на 30%. включая надводный военно-морской флот (что, конечно же, встретило решительное возражение Великобритании). Следует отметить. что англо-американская концепция «качественного разоружения» являлась крупным вкладом в военную теорию и могла стать реальной основой для принятия конструктивных решений. Как и ожидалось, самую радикальную программу «всеобщего и полного разоружения» огласила делегация Советского Союза. Повторилась история Подготовительной комиссии: конференция отклонила сначала первый, а затем и второй проект СССР о «пропорционально-прогрессивном сокращении вооружений», Оба были охарактеризованы как «фантастические» и «оторванные от международных реалий». В ответ в советской прессе резко усилилась пропагандистская кампания, направленная на разоблачение «женевских миротворцев» и «доживающего последние дни буржуазного пацифизма». В угаре беспощадной критики «женевского фарса» (отметим в скобках, отчасти справедливой советская дипломатия допустила явный просчет, категорически сказавшись признать принципы «качественного разоружения». Другой впечатляющей инициативой СССР стал проект Декларации об определении нападающей стороны. Особая жачимость этой инициативы была обусловлена тем. что в основополагаю-лих международных документах, включая Устав Лиги наций, отсутствовала четкая и юридически доказательная формула, которая не позволяла бы оправдывать агрессию мирными устремлениями. К тому же в условиях усиливавшейся напряженности в межгосударственных отношениях такое определение становилось и весьма актуальным. 6 февраля 1933г. на пленарном заседании Женевской конференции советская делегация предложила считать агрессором любое государство, которое 1) объявит войну другому государству; 2} вторгнется на его территорию без объявления войны; 3) осуществит нападение на иностранные суда или самолеты; 4) установит блокаду побережья; 5) будет поддерживать банды, действующие на территории другого государства, и не примет вопреки его требованиям меры по пресечению подобной деятельности. В советском определении нападающей стороны были указаны не только акты. которые должны рассматриваться как агрессивные, но и перечислялись 16 известных в международной практике вымышленных поводов для оправдания агрессии. Впоследствии даже самые последовательные противники большевистского режима на Западе признавали, что предложенный СССР проект Декларации мог бы стать исходной базой для переговоров о создании системы коллективной безопасности. Однако и эта советская идея была благополучно похоронена: документ одобрили, но в качестве приложения к Международному лого-вору о сокращении и ограничении вооружений, который так и не удалось принять. В июле 1933г. во время работы Всемирной экономической конференции в Лондоне Советский Союз частично компенсировал свои неудачи на Женевском форуме, подписав с десятью странами Восточной Европы и Азии конвенции об определении агрессора. В истории дипломатии Лондонские конвенции расцениваются как важный элемент в противостоянии агрессивным силам. Острые споры, возникшие при обсуждении советских проектов, сразу же утихли, как только Женевская конференция приступила к рассмотрению «-плана Г. Брюнинга». Его содержание сводилось к краткой, но емкой формуле: либо все великие державы разоружаются до уровня Германии, либо Германия получает право на довооружение и военный паритет. В отличие от аналогичных предложений, выдвинутых на Подготовительной комиссии, это было уже не «прошение на нысочайшее имя», а ультиматум. которую он назвал «Басней о разоружении»: «Однажды все звери • зоологическом салу решили разоружиться и организовали конференцию. которая должна была это осуществить. Открывая конференцию, носорог заявил, что употребление зубов — варварство; рога же, являющиеся в основном оборонительным оружием, конечно, должны быть разрешены. Буйвол, олень, дикобраз заявили. что они будут голосовать вместе с носорогом. Но лев и тигр заняли иную позицию, зашитая зубы и даже когти, служащие почетным оружием с незапамятных времен. Льва и тигра поддержали пантера, леопард, пума и племя ма-тых кошек. Затем слово взял медведь. Он предложил, чтобы ни зубы. ни рога никогда более не использовались в драке ни одним зверем; совершенно достаточно, если зиерям будет позволено в случае ссоры хорошенько сжать друг друга в объятиях. Кто может возражать против этого? Это так по-братски; это будет великим шагом на пути к миру. Однако всех других зверей очень задело предложение медведя, а индюшка даже впала в панику. Дискуссия стала такой накаленной, и все звери, споря относительно мирных намерений, которые свели их вместе, настолько сосредоточились на мыслях о рогах, зубах и зажимах, что стали поглядывать друг на друга с крайним озлоблением. К счастью, служители сумели успокоить их и развели по клеткам». Всемирный форум не оправдал возлагавшихся на него надежд, что объяснялось возросшей конфликтностью в международных отношениях, наращиванием военного потенциала «ревизионистскими» государствами, противоречиями великих держав в решении проблем безопасности и разоружения. Главная же причина обреченности переговоров об ограничении вооружений состояла в том, что они проходили тогда, когда уже закончилась «эра пацифизма» и началась вооруженная борьба за новый передел мира. Ярким доказательством тому стала агрессия Японии на Дальнем Востоке. Образование очага войны на Дальнем Востоке. Дальневосточный узел международных противоречим В начале 1930-х гг. в развитии послевоенных международных отношений произошли качественные изменения, связанные с переходом от дипломатической к силовой ревизии Версальско-Вашингтонской системы. Первый шаг в этом направлении сделала Япония. Главным объектом агрессии стал Северо-Восточный Китай. Идеологические обоснования экспансии (паназиатская доктрина) и стратегические планы ее осуществления («Меморандум генерала Г, Танаки») были разработаны в 1920-е гг, В 1931 г. Япония приступила к их практической реализации- Выбор времени и места масштабной вооруженной якции нельзя назвать случайным, Он был обусловлен факторами как внутриполитического, так и международною характера. Мировой кризис нанес сокрушительный удар по экономике Японии и усилил экспансионистские тенденции в ее внешней политике. Взаимосвязь между этими двумя последствиями кризиса очевидна. Экономические потрясения в Стране Восходящего Солнца были столь чпачительными потому, что Япония в отличие от других капиталистических государств в огромной степени зависела от внешнего рынка (37% производимой продукции вывозилось за границу) и фактически полностью — от поставок основных видов сырья. Резкое сокращение мирового товарооборота, торговые и тарифные войны — все это приводило к обострению не только финансово-экономической, но и внутриполитической ситуации в стране. Стремительно возрастало влияние милитаристских группировок, предлагавших «перспективный» и сравнительно легкий выход из создавшегося положения — экспансию. Армия превращалась в самодовлеющую силу. которая вышла из-под контроля правительства, а затем и подчинила себе гражданские властные структуры. Политическая власть трансформировалась в государственную систему авторитарно-милитаристского типа. В соответствии с известными стратегическими установками первоочередной целью военных действий являлся захват Маньчжурии (историческое название Северо-Восточного Китая, сохранившееся с XVII в. — со времен существования государства маньчжуров). И это также имело свое объяснение. Во-первых, несмотря на небольшую по китайским меркам численность населения (37 млн. человек). Маньчжурия представляла собой экономически наиболее развитый район Китая. Здесь были сконцентрированы основные отрасли добывающей промышленности. 70% железных дорог и около 40% внешнеторгового оборота Китая. К концу 1920-х гг. Япония, расширяя свои концессионные права, сосредоточила под своим контролем практически все экономические ресурсы Южной Маньчжурии. Во-вторых, эта территория рассматривалась как удобный плацдарм для дальнейшего продвижения во внутренние районы Китая. И, наконец, в-третьих, традиционно Маньчжурия считалась сферой влияния Российской империи. а затем СССР (северная часть) и Японии (южная часть). Интересы западных держав оценивались как малозначительные. Такая расстановка сил давала возможность японским правительственным кругам изображать свою агрессию «антибольшевистским походом» и тем самым рассчитыв-пь если не на благоприятное, то на снисходительное отношение к ней *цивилизованны\ государств» Запада. Определенные и. как показали последующие события, вполне оправданные надежды возлагались на использование в своих целях англо-американских противоречий на Дальнем Востоке. Поскольку правительство Р. Вакапуки-К. Сидэхары. по мнению японских милитаристов, проводило «чрезмерно осторожную» политику, инициативу в развязывании военных действий взяли на себя офицеры Квантунской армии, расквартированной на арендованной китайской территории Гуандун (по-японски — Кван-тун). Поводом к началу боевых операций послужил так называемый «мукденский инцидент». В ночь с 1У на 19сентя6ря 1931 г- согласно официальной японской версии, на принадлежавшей Японии Южно-Маньчжурской железной дороге китайцы совершили «диверсионный акт*, взорвав рельсы недалеко от города Мукдена (Шэньяна). На место взрыва были приглашены британский военный атташе и корреспонденты, которым показали трупы двух убитых китайских солдат, готовивших диверсию. Англичанин отметил, что он видел много странностей со стороны маньчжурского командования, но не верит, чтобы оно направило для подготовки взрыва пехотинцев, а не саперов. Через несколько часов вновь приглашенным журналистам и ошарашенному английскому атташе продемонстрировали тела тех же солдат, но уже переодетых в саперную форму. Впоследствии, когда комиссия Лиги нянин проводила расследование японо-китайского конфликта, ее уведомили, что через 20 минут после «взрыва» по поврежденному участку железной дороги проследовал экспресс. Был вызван -очевидец» — японский лейтенант Кавамото. который доходчиво объяснил иностранным экспертам, что взорвали один рельс и поезд покачнулся, но затем, устояв, поехал дальше. Каким бы смехотворным ни казался «мукденский инцидент», но ровно через час после «диверсии» Квантунская армия приступила к широкомасштабным боевым лействиям- Необъявленная война Японии в Северо-Восточном Китае продолжалась всего лишь 3.5 месяца. Уже в первую неделю японцы заняли все крупные города и стратегические пункты Южной Маньчжурии. В середине октября был установлен контроль над большей частью североманьчжурской территории, включая города Харбин и Цииикар — центры советского влияния в Китае- В начале января 1932 г. японские войска захватили город Цзиньчжоу на советски-китайской границе. Это означало, что вся Маньчжурия — как Южная, так и Северная — перешла пол поенное управление Японии. Успех японского «блиц-крига» объяснялся двумя главными причинами. Во-первых. 100-тысячное войско маньчжурского правителя маршала Чжан Сюэляна не оказало никакого серьезного сопротивления 14-тысячной Квантунской армии. Такая «тактика» была согласована с центральным Нанкинским правительством Чан Кайши, который считал Японию менее опасным врагом, чем КПК. Как раз в это время Гоминьдан готовил «4-и карательный поход» против коммунистов и созданных ими «советских районов». В борьбе с Японией предполагалось использовать исключительно политико-дипломатические методы, опираясь на поддержку Запада и Лиги наций. Во-еторых. японская агрессия в Китае разворачивалась при полном попустительстве западных демократий, надеявшихся, что она приведет к военному столкновению Японии с Советским Союзом. Ситуация коренным образом изменилась, когда воодушевленные своими победами японцы стали расширять сферу экспансии и 29 января 1932 г. атаковали Шанхай — крупнейший порт и тор-гово-финансовый центр Китая. В этом городе были сосредоточены важнейшие экономические интересы западных держав. Поэтому они без промедления предприняли дипломатические и военные меры для пресечения агрессии. Не дожидаясь ответа на решительные протесты, направленные японскому правительству, США, Англия и Франция сконцентрировали свои азиатские эскадры в районе Шанхая, американцы перебросили в порт 31-ю пехотную дивизию, активизировала боевые действия против японцев китайская 19-я армия- Все это заставило Японию отступить и к лету 1932 г. статус-кво был восстановлен. Несмотря на кажущуюся незначительность, «Шанхайский кризис» занял особое место в истории международных отношений 1930-х гг. Он показал, что западные демократии обладали достаточными возможностями для эффективной борьбы с агрессивными силами, если возникала непосредственная угроза их интересам. Тем временем Япония, завершив операции по захвату Маньчжурии, приступила к планомерному «обживанию» региона, превращая его в свою полуколонию (за 2 года японцы построили здесь более 1000 км стратегических железных дорог. 40 аэродромов, около 100 промышленных предприятий). Япония превращалась в континентальную державу. Стремясь облагородить открыто империалистические действия, японская пропаганда изображала их как «меры по оказанию помощи маньчжурскому народу в реализации --о права на самоопределение». В доказательство этих «благород- -•^\ устремлений» 9 марта 1932г. было провозглашено образование независимого государства Маньчжоу-Го (в переводе с китай-;кого «Маньчжурская империя»). Главой нового государства стая -зергнутый революцией 1911-1912 гг. последний император из -1инской династии М. Генри Пу И. 15 сентября 1932 г. Япония пер- ои (что вполне объяснимо) признала Маньчжоу-Го. подписав с Пу И соглашение о «продлении пребывания японских войск для зашиты его (не Пу И, а Маньчжоу-Го) безопасности». Такова была хооника событий, которые привели к возникно- -енпю очага войны на Дальнем Востоке. В реакции западных держав на эти события выделялись ава -^иболее значимых момента, существенно ограничивавших про-"иполействие агрессии: политика, направленная на •умиротворс- чие» Японии, и серьезные разногласия в решении дальневосточных проблем. Соединенные Штаты официально осудили нападение Японии на Северо-Восточный Китай, 7 января 1932г. государственный секретарь Г.Л.Стимсон направил японскому и китайскому правительствам ноты. основные положения которых позднее получили известность как «доктрина непризнания», или "доктрина Стимсона». Согласно этой доктрине США отказывались признавать любые территориальные и политические изменения, противоречащие принципам «открытых дверей» и «равных возможностей», договорным правам Соединенных Штатов или их граждан в Китае- Несмотря на жесткий тон посланий, их значение не следует преувеличивать. Администрация США не шла дальше юридического непризнания последствий японской агрессии и не предлагала никаких ответных мер. Более того, «доктрина Стимсона» не внесла сколь-либо значимых изменений в американскую политику «умиротворения». Показательно, что в том же 1932 г. президент Г. Гувер заявил: «Если бы Япония откровенно провозгласила главной целью споих действий стремление восстановить порядок в Китае и не допустить его большевизации, то Соединенные Штаты не могли бы выставить серьезных возражений». Великобритания, придерживаясь выработанного в 1920-е гг. курса, продолжала лавировать между США и Японией, между политикой «открытых дверей» и политикой «сфер влияния». Однако в условиях японской экспансии тактика лавирования была уже равнозначна прямому поощрению агрессора. Британское правительство критически отнеслось к американской «доктрине непризнания». Министр иностранных дел Англии Дж. Саймон в ряде своих выступлений заявлял, что «Япония лучше, чем кто-либо соблюдает в Маньчжурии принцип "открытых дверей" и поэтому Великобритания будет применять по отношению к ней исключительно дружелюбно-примирительные методы». Прояпонские высказывания главы Форин оффиса удивляли даже самих японцев. На одном из заседаний Совета Лиги наций после очередной декларации Дж. Саймона представитель Японии Ё. Маиуока отметил: ^Британский министр иностранных дел сумел за полчаса выразить несколькими фразами все то, что я пытался изложить на своем плохом английском языке в течение последних 10 дней». Близкую к английской позицию занимало и правительство Франции. Особые симпатии агрессия Японии в Северо-Восточном Китае вызывала у французских военных. Начальник генерального штаба армии генерал М. Вейган охарактеризовал ее как *по-пытку укрепить устои цивилизации на Востоке в борьбе против большевизма». Таким образом, споры между западными державами шли не о том, как противодействовать японской экспансии, а о том, какой из вариантов политики «умиротворения» является наиболее приемлемым. В решении дальневосточной проблемы большие надежды возлагались на Лигу наций. 21 сентября 1931 г. китайское правительство обратилось в международную организацию с официальной жалобой на агрессивные действия Японии. Совет Лиги наций в сентябре, октябре и декабре того же года принял три резолюции почти идентичного содержания, призывавшие прекратить вооруженные столкновения и отвести войска с занятых территорий. В этих постановлениях японская агрессия осуждалась лишь косвенно, ответственность за возникновение очага военной опасности разделилась поровну. Если первая резолюция была одобрена единогласно, против второй голосовал лишь один японский представитель, то третья оказалась настолько «нейтральной», что за нее отказался голосовать и китайский делегат. Единственным позитивным моментом в декабрьской резолюции стала статья о создании Исследовательской комиссии под руководством британского дипломата лорда В.Р. Литтона. Комиссии Литтона поручалось изучить положение дел на месте и дать рекомендации Лиги наций для принятия ею окончательного решения. В октябре 1932 г. комиссия представила свой доклад. В целом в нем содержалась реалистическая опенка ситуации в Северо-Восточном Китае: констатировалось, что Япония соиершила агрессию, нарушив Устав Лиги наций, договор «девяти держав*> и пакт Бриана-Келлога: подчеркивалось, что Маньчжурия является неотъемлемой составной частью Китайской республики, хотя Япония и имеет здесь «особые интересы»; государствам — членам Лиги наций рекомендовалось не признавать Маньчжоу-Го; предлагалось созвать международную конференцию для определения статуса маньчжурской территории (либо возвращение Китаю, либо ее интернационализация». Глава японской делегации Мацуока (по совместительству работавший директором Южно-Маньчжурской железной дороги) категорически отверг все иынолы и предложения международных экспертов, заявив, что проблема Маньчжурии — это «дело жизни и смерти для его страны». «Доклад Л иттона» (после его доработки в специально созданной Комиссии 19-ти) лег в основу резолюции, принятой Чрезвычайной сессией Ассамблеи Лиги наций 24 февраля 1933 г. Несмотря на жесткие формулировки, значение этого документа, выдержанного в духе «доктрины непризнания» США, умалялось тем. что в нем отсутствовали какие-либо упоминания о применении санкций против Японии как «страны-агрессора». Тем не менее японское правительство в знак протеста против такого решения 27 марта 1933 г. объявило о своем выходе из Лиги наиий- Тем самым оно «уведомило» мировую общественность, что будет продолжать свою экспансионистскую политику на Дальнем Востоке. «Миротворческий» подход западных держав и Лиги наций, отказавшихся от решнгельных мер по пресечению агрессии, содействовал не ослаблению, а усилению напряженности в дальневосточном регионе. Не дождавшись реальной помощи от Запада. правительство Чан Кайши в целях предотвращения «большой воины» с Японией вступило с ней в переговоры. В мае 1933 г- в городе Тангу близ Пекина было подписано «соглашение о перемирии», по которому Японии добилась от Нанкина не только признания де-факто «поэтических изменений-» в Маньчжурии, но и создания контролируемой японской администрацией зоны на севере провинции Хубэй. «Соглашение в Тангу» следует оценить не только как беспрецеденгные и мировой практике уступки одного государства другому, но и как своего рода «жертвоприношение» агрессору, что подталкивало его на новые захватнические акции. Тогда же весной 1933 г. Кпантунскан армия вторглась в провинцию Жэхэ. т.е. вступила во Внутренний Китай — сферу влияния западных держав- О том. что Япония не остановится на достигнутом и что ее конечной целью является подчинение всей Восточной Азии, свидетельствовали так называемые «декларация А-мо» и «доктрина Хироты». В апреле 1934 г. в связи с появлением информации об «оказании технической помощи Китаю со стороны Лиги наций и о поставках ему военных материалов западными фирмами» заведующий отделом печати японского министерства иностранных дел Н. Амо выступил с заявлением. В нем декларировалось. что японское правительство не может безразлично относиться к активности западных государств в Китае, так как несет «особую ответственность,»а поддержание мира в азиатском регионе» и не позволит, чтобы «Китай обращался за помо-шью к каким-либо другим державам, кроме Японии». Через несколько дней с разъяснением правительственной позиции к международной общественности обратился министр иностранных дел К- Хирота. Повторив основные положения «декларации Амо», он добавил, что Япония будет решительно противостоять намерениям Запада использовать Китай в «своих эгоистических целях». Последовали энергичный протест США и вялые представления Англии и Франции, Политика «умиротворения» в очередной раз продемонстрировала свою несостоятельность в сдерживании агрессии. Образование очага войны на Дальнем Востоке непосредственно затрагивало интересы безопасности Советского Союза, Присутствие японских войск в Северной Маньчжурии (что, к слову сказать, являлось грубейшим нарушением Портсмутского договора 1905г.) создавало реальную угрозу вторжения на территорию СССР, имевшего с Северо-Восточным Китаем самую протяженную сухопутную границу в 3.5 тыс. км. Именно в это время в правительственных кругах Японии стали разрабатываться планы нападения на Сов
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|