Классификация ошибок оперативного персонала
Рассмотрим теперь один из наиболее сложных и пока еще окончательно не решенных вопросов анализа ошибок операторов сложных систем — классификацию. Первой проблемой является определение признаков (критериев) классификации ошибок. Предлагается разделять ошибки по: ■ профессиональной группе персонала, к которой относится работник, совершивший ошибку, — механики (слесари), электрики, специалисты по автоматике, инженерно-технический ■ месту совершения ошибки — пультовая, местные щиты; ■ виду производственного процесса, во время которого была совершена ошибка — производство, техническое обслуживание, испытания и др.; ■ типу (характеру) выполняемой при этом работы — подготовка, исполнение, контроль, отчет; ■ типу психического процесса, в котором была допущена ошибка, — обнаружение, интерпретация, действия, коммуникация; ■ характеру ошибки — пропуск, путаница, позднее (раннее) совершение действия, неподходящее действие; ■ скорости наступления последствий — немедленно, с задержкой. Остановимся более подробно на некоторых из перечисленных признаков. Один из основателей исследований в области надежности персонала технологических объектов Дж. Рабидо предлагал классифицировать ошибки в соответствии с психическими процессами, в которых они возникают: ошибки восприятия (обнаружения, идентификации, интерпретации); мышления (рассуждения и принятия решения); моторики; коммуникации (передачи команд). Первые три названных типа ошибок присутствуют также в классификации, выполненной по аналогичному принципу В. В. Зверковым (на основании анализа ошибок операторов АЭС с ВВЭР-440). В соответствии с ней выделяются следующие типы ошибок:
■ информационные, обусловленные недостатками представления информации, недостоверностью показаний приборов, отсутствием данных; ■ аналитические, возникающие в процессе оперативного мышления, в интуитивных действиях и в условиях недостатка опыта и знаний; ■ психомоторные (сенсомоторные), связанные с отсутствием навыков у человека-оператора, незнанием места расположения ключей, кнопок и т. д. Перечисленные психические процессы образуют основу многофазных моделей деятельности, конструкция которых также чрезвычайно удобна для классификации ошибок. Так, С. А. Чач-ко разработана трехуровневая классификация ошибок операторов. Первый (семантический) уровень составляют четыре фазы решения оператором задач управления: наблюдение, диагностика, планирование, исполнение. На втором выполнена типизация ошибочных действий для каждой фазы. На третьем (синтактическом) перечисляется конкретное содержание ошибочных действий каждого типа. Следует отметить, что помимо фаз деятельности к первому уровню в качестве автономного вида деятельности относится еще и взаимодействие оператора с автоматикой. Учитывая, что нижний уровень классификации содержит описание 70 ошибочных действий, рассмотрим содержание только двух верхних уровней: ■ наблюдение — формирование неадекватного набора оценок, формирование неадекватных норм, неадекватное решение о режиме; ■ диагностика — выбор неправильной глубины анализа, формирование неадекватного набора основных причин, некорректная декомпозиция, неправильное привлечение признаков, не ■ планирование — неверное целеобразование, некорректное формирование планов, выбор неправильной глубины планирования, некорректное назначение средств контроля исполнения планов;
■ исполнение; ■ взаимодействие с автоматикой — с авторегуляторами, устройствами автоматического ввода резерва, защитами, информационными устройствами. Фазы деятельности и психические процессы хорошо характеризуют сущность и происхождение ошибок, однако ничего не говорят о внешнем проявлении этих ошибок и о том, в чем они состоят. Наиболее наглядно можно наблюдать проявление ошибок в моторной деятельности. Еще в 1960-е гг. американский инженерный психолог Д. Мейстер выделил четыре категории ошибок, допускаемых операторами при манипулировании органами управления: ■ выполнение не того действия, которое требуется; ■ выполнение действия, когда этого не требуется; ■ нарушение последовательности в выполнении действия; ■ неправильное выполнение требуемого действия. Несколько позже А. Суэйн к этим категориям добавил еще одну — выполнение действия несвоевременно или не за заданное время. Сам же Суэйн предлагал разделять ошибки на две категории: ошибки пропуска и ошибки в выполнении (в выборе, в последовательности действий, во времени, качественные). Подобный подход использован и в других работах, где разделяются ошибки не обнаружения (пропуск сигнала) и ложной тревоги (реакция при отсутствии сигнала). По существу, в похожих классификациях рассматриваются с той или иной степенью детализации три вида ошибочных действий (или бездействий) оператора: 1) оператор выполнил что-то не то; 2) не так; 3) не вовремя. Такая классификация была подтверждена и развита отечественными авторами. В. Ф. Венда [22] выделяет пять видов ошибок: ■ невыполнение (пропуск) необходимого действия; ■ выполнение постороннего (лишнего) действия; ■ нарушение последовательности действия; ■ неточное выполнение необходимого действия; ■ запаздывание в выполнении действия. Чуть подробнее разделяются ошибки при проведении вероятностного аналргза безопасности отечественных АС (в части анализа надежности персонала). А. А. Деревянкин рассматривает следующие виды ошибок операторов АС при выполнении предписанных алгоритмов: ■ ошибки пропуска, при которых не выполняются требуемые в соответствии с алгоритмом операции;
■ ошибки включения, при которых выполняются операции, не требуемые соответствующим алгоритмом; ■ ошибки следования, при которых требуемые в соответствии с алгоритмом операции выполняются, но не в той последовательности, которая требуется (если это существенно); ■ ошибки замещения, при которых вместо требуемых в соответствии с алгоритмом операций выполняются другие, имеющие признаки, аналогичные требуемым (например, вместо главного циркуляционного насоса (ГЦН) на первой петле отключается ГЦН на второй); ■ ошибки выполнения (качества), при которых требуемые в соответствии с алгоритмом операции выполняются, но результат их выполнения не отвечает некоторым критериям качества (например, неполное открытие арматуры); ■ошибки своевременности, при которых требуемые в соответствии с алгоритмом операции выполняются либо преждевременно, либо с опозданием. Принципа «не то, не так и не вовремя» придерживается и А. И. Губинский [26], однако в его классификации ошибок (напомним, что ошибка по терминологии обобщенного структурного метода называется функциональным отказом, являющимся частным видом отказа оператора) присутствует еще один вид ошибочных действий — неверное целеобразование: ■ функционально-алгоритмический отказ — нарушение логико-временной последовательности операций, предписанной алгоритмом; ■ функционально-параметрический отказ — недостаточная точность выполнения операций; ■ функционально-временной отказ — несвоевременное выполнение функции; ■ функционально-целевой отказ — неправильный выбор цели. На ошибки, связанные с неправильным выбором цели опера торами АС, указывает также Д. Норман, выделяющий всего две категории ошибок: заблуждения — ошибки при формировании намерения и промахи — ошибки при реализации намерения. Необходимо особо отметить классификацию, предложенную Б. Ф. Ломовым. Внешне почти ничем не отличающаяся от классификации Мейстера, она, тем не менее, указывает на еще один важный признак различия ошибок — структурный уровень деятельности, на котором они совершаются. Согласно ей выделяются следующие виды ошибок:
■ невыполнение части поставленной задачи или какой-либо из операций технологического процесса; ■ выполнение ненужной задачи или какой-либо операции; ■ выполнение задачи или какой-либо из операций в неправильной последовательности; ■ неправильное выполнение задачи или какой-либо из операций. Были попытки объединить три рассмотренных выше признака классификации ошибок (по типу психического процесса, по виду (характеру) ошибочного действия и по уровню деятельности). Основываясь на иерархии процессов в деятельности оператора, Что касается ошибок идентификации (выполнил «не то»), то их можно разделить на три группы: ■ пропуск — элемент деятельности не идентифицирован, хотя это было необходимо; ■ избыток — элемент деятельности идентифицирован при отсутствии необходимости; ■ заблуждение — идентифицирован не тот элемент деятельности, который был необходим. Учитывая, что ошибки могут совершаться на трех структурных уровнях деятельности — на уровне задач (неправильная идентификация или ошибочное решение задачи); операций (неправильный выбор или ошибочное исполнение операции); действий (неправильный выбор или ошибочное совершение действия) — всего выделяется 12 типов ошибок. Отметим два важных свойства данной иерархии ошибок: ■ ненаследование ошибки сверху вниз (тот факт, что задача поставлена неверно, не означает, что оператор ее неправильно решит, совершив при этом ошибки в выборе и исполнении требуемых дляее решения действий и операций); ■ наследование ошибки снизу вверх (ошибка, совершенная и не исправленная при исполнении действия или операции, может повлиять на правильность решения или идентификации всей Как показано в табл. 14.5, одну из основных групп причин ошибочных действий составляют личные качества, подготовленность и мотивация человека-оператора. В некоторых ситуациях эти факторы способны сыграть фатальную роль и сделать ошибку неизбежной и как бы «запланированной» для определенных категорий людей. Классификация ошибок с точки зрения доминирования в них одного из этих трех факторов предложена В. Н. Абрамовой, которая выделяет:
■ ошибки-промахи — нечаянные пропуски, невнимательность, замешательство; ■ ошибки-путаницы — незнание, неумение выполнить или выполнение не той инструкции; ■ ошибки-уловки — осознанные действия вопреки инструкции («упрощение» или «рационализация» задачи, игнорирование техники безопасности). Позже эта классификация была развита и выделено пять источников (психологических сфер) возникновения ошибок: ■ на психофизиологическом уровне — оператор не заметил/не увидел/не услышал сигнал или ему показалось, что сигнал был; запаздывание ответа; неработоспособность в момент опасности; ■ на уровне психологии мышления/памяти — привычка к стереотипным ситуациям/действиям помешала предпринять адекватные действия в новой ситуации; слабые профессиональные навыки; ■ на уровне психологии мотивации/отношения — отсутствие интереса к работе, низкая оценка значимости работы, нежелание рисковать жизнью; формальное отношение к своей работе;
■ на уровне психологии личности — отсутствие воли; нежелание действовать разумно в минуту опасности; некоммуникабельность; эмоциональная неустойчивость; отсутствие самоконтроля; ■ на социально-психологическом уровне — мнимые моральные ценности; нежелание работать в команде; ярко выраженная конфликтность; неспособность руководить людьми.
Интересной в этом же плане является описанная С. А. Чачко характерологическая классификация операторов, совершающих ошибки, так называемых «эррористов» (от англ. error — «ошибка»). При этом отмечаются следующие условные типы операторов: рассеянный, фаталист, легкомысленный, тугодум, нерешительный. Другая типология операторов, предложенная Е. А. Милеряном, отражает пять типов поведения: напряженное, трусливое, тормозное, агрессивно-бесконтрольное и прогрессивное поведение. Одним из распространенных признаков классификации ошибок служит их важность и потенциальная опасность для эффективности и безопасности функционирования АС. Еще Б. Ф. Ломов отмечал, что нельзя однозначно отождествлять ошибку человека с надежностью его работы, так как необходимо знать степень влияния этой ошибки, прежде чем определить связь ее с надежностью работы. В связи с этим он предлагал выделять следующие градации степени влияния ошибки на работу системы: отсутствие влияния, потенциальное влияние, незначительное влияние, значительное влияние. В своем обзоре ошибок операторов атомных станций М. Розен разделял ошибки, совершаемые до начала аварии, инициирующие аварийную ситуацию, при аварийном управлении установкой. Наиболее полной классификацией ошибочных действий по типу последствий для безопасности АС можно считать разделение, принятое в практике вероятностных анализов безопасности и рассматривающее четыре группы ошибок персонала. Это ошибки в процессе: ■ нормальной эксплуатации (включая техническое обслуживание систем) АС, приводящие к исходным событиям аварий; ■ нормальной эксплуатации АС при проведении технического обслуживания систем, важных для безопасности, приводящие их в неработоспособное состояние; ■ протекания аварии, приводящие к возникновению конечных состояний АС с нарушением безопасности; ■ нормальной эксплуатации и протекания аварии на АС, приводящие к зависимым отказам систем, важных для безопасности (отметим, что в качестве дополнительного признака в указан В заключение перечислим основные выводы, вытекающие из рассмотренных в настоящей главе вопросов надежности оператора. Идеальный надежный оператор — это пунктуальный, дисциплинированный и ответственный специалист, способный, с одной стороны, четко и точно выполнить инструкцию в предусмотренных для этого случаях, и, с другой — обладающий достаточными знаниями, опытом и волевыми качествами, чтобы хладнокровно найти выход из экстремальных непредвиденных ситуаций. Ошибки операторов атомных станций — не столь частое явление (благодаря своей «исключительности» ядерная энергетика в этом смысле относительно благополучная отрасль), однако их цена может оказаться очень высокой. Основная доля ошибок приходится на штатные, порой мало чем примечательные режимы. Далеко не всегда причина этих ошибок кроется в человеке — часты случаи, когда неизбежность ошибок предопределена тем, как организована деятельность оператора. Однако статистика констатирует лишь очень обобщенные черты ошибок, мало что давая для ответа на вопрос: как предупредить ошибки? Чтобы ответить на него, в каждом конкретном случае необходим индивидуальный глубокий анализ ошибки и обстоятельств, в которых она была совершена. Каждая из приведенных выше классификаций может по-своему, с разных точек зрения помочь разобраться в причинах этих ошибок и найти способ их устранения. Однако нельзя рассчитывать на существование универсального метода избавления от ошибок. Устраняя причины одних ошибок, мы через некоторое время неизбежно столкнемся с другими, пока еще неизвестными (а возможно, и сами создадим их). Лишь регулярный обзор и анализ текущего состояния дел, происходящий в каждой конкретной сложной системе, может помочь выявить их до того, как их значимость станет критичной.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Расскажите о трех разнородных видах систем, составляющих сложные системы. 2. Дайте определение понятия «человек — машинная система». 3. Раскройте ключевые моменты, характеризующие СЧМ. 4. Какие вы знаете СЧМ по виду конечной цели, определяющей поведение системы? 5. Перечислите основные категории операторов. 6. Что вы понимаете под «человеко-машинным интерфейсом»? 7. Каковы достоинства и недостатки оператора и автоматики при управлении сложными системами? 8. Как, на ваш взгляд, должны быть распределены функции между человеком и автоматикой в процессе управления? 9. Что такое «базовая и прагматическая надежность» человека? 10. Есть ли разница в терминах: надежность человека, надежность работы человека, надежность функционирования? Если есть, то в чем? 11. Какими показателями характеризуется надежность оператора? 12. Дайте определения понятий «отказ» и «ошибка оператора». 13. Какова относительная частота ошибок оператора в сложных системах? 14. К каким последствиям могут привести ошибки операторов при управлении сложными системами? 15. Расскажите о причинах ошибок операторов. 16. По каким признакам классифицируются ошибки операторов сложных систем? 17. Расскажите об ошибочных действиях операторов при наблюдении, диагностике, планировании, исполнении и взаимодействии с автоматикой. 18. Как классифицируются ошибки идентификации оператора? 19. Что такое «идеальный надежный оператор»? 20. Какие вы знаете методы повышения надежности оперативного персонала сложных систем?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|