Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятия отказа и ошибки оператора




Очевидно, что смысл, вкладываемый в понятие надежности, напрямую зависит от того, что мы понимаем под отказом человека (иначе говоря, в чем состоит событие, наступления которого не должен допустить надежный оператор).

Определения человеческого отказа многочисленны и порой противоречивы.

Одно из первых определений отказа, близкое по смыслу к ана­логичному понятию в технике, было сформулировано В. Д. Небылицыным следующим образом:

■ в узком смысле отказом нужно считать прекращение работы вследствие развития органического или функционального, обратимого или необратимого процесса в сенсорной, моторной или церебральной сферах субъекта (сон, потеря сознания, «чер­ная пелена», психические расстройства, непереносимое боле­вое ощущение, смерть);

■ в широком — это действие, которое ведет к ухудшению эффек­тивности рабочего процесса.

Обратим внимание, что в данном определении имеются две трактовки отказа — потеря работоспособности человеком и ухуд­шение работы системы.

Позже они легли в основу других определений:

■ отказ следует рассматривать как полную или частичную поте­рю работоспособности, в результате которой человек переста­ет удовлетворять хотя бы одному из требований, установлен­ных для данного вида деятельности;

■ если оператор допустил выход системы из нормального режи­ма в зону ненормальной работы, принято считать, что произо­шел отказ оператора.

Опираясь на такое понимание отказа, рядом авторов была сформулирована концепция ошибки как особого вида кратковременного отказа, не связанного с потерей работоспособности и/или ухудшением работы системы. Отказ человека квалифицируется как событие, проявляющееся в действии (или бездействии) оператора, влекущем за собой отклонение выходных параметров системы за установленные ограничения, которые он не предотвратил, или как событие, проявившееся в выходе за допустимые пределы характеристик жизнедеятельности оператора. Ошибки оператора — все его неправильные действия, которые не влекли за собой отказ системы, а если и влекли, то были своевременно исправлены или парированы самим же оператором.

А. И. Губинскому принадлежит наиболее развернутое определение, классифицирующее отказы человека-оператора и ошибку как вид отказа: отказ эргатического элемента — событие, заключающееся в потере работоспособности (структурный или S-отказ) или неправильном функционировании при условии сохранения работоспособности (функциональный или F-отказ, ошибка).

Различаются временные и окончательные структурные отказы:

■ временные (отказы дееспособности) — психофизиологический отказ 1-го рода (утомление); психофизиологический отказ 2-го рода (заболевание, травма); временный эргатический отказ (выключение освещения, задымленность, стресс и др.); временный мотивационный отказ (страх, нежелание);

■ окончательные (отказы работоспособности) — окончательный отказ трудоспособности (потеря трудоспособности); окончательный биологический отказ (смерть); окончательный мотивационный отказ.

Понятие временного и окончательного отказов присутствует также в предложенной А. Фридманом классификации отказов с позиций теории метрологической надежности. В ней автор разделяет отказы в результате ранения или смерти и отказы в результате усталости и заболевания (так называемый дрейф параметров).

К другим определениям, в которых ошибка рассматривается как разновидность отказа, относятся:

■ отказ человека-оператора — невыполнение человеком-оператором предписанных действий или снижение качества их выполнения за пределы, необходимые для достижения цели деятельности;

■ошибка человека-оператора — вид отказа человека-оператора, не связанный с прекращением деятельности (ГОСТ [23]);

■ошибка — кратковременный отказ, причина которого самоустранима;

■ ошибка оператора — кратковременный (биологический) отказ.

Характерным для таких отказов является то, что они не связа­ны с какими-либо изменениями в организме оператора. При вы­полнении очередного действия отказ такого вида может уже не иметь места.

Наряду с системным рассмотрением ошибки как частного вида отказа, нередко встречаются определения, опирающиеся на содер­жательную интерпретацию ошибок (в частности, на новое поня­тие «ошибочное действие»). К ним относятся:

■ ошибка оператора — это любое конкретное действие человека в процессе его деятельности, которое выходит за некоторые допустимые границы, т. е. превышает допуск, границы кото­рого определены режимами работы системы;

■ неадекватное восприятие информации, неверные решения, неточные команды или неправильные действия персонала, инициирующие события, ведущие к отклонениям от режима нормальной эксплуатации, определяются как ошибки челове­ка. Факт неправильного воздействия на процесс эксплуатации определяется как ошибочное действие человека;

■ ошибка — результат ошибочного действия, т. е. не дости­гающего цели; ошибочное действие — такое, которое не адек­ватно объективным, социально заданным целям управления.
В то же время оно адекватно субъективной цели человека и в этом смысле должно рассматриваться как закономерное (В. Ф. Венда).

С. А. Чачко, опираясь на понятие «норма деятельности», оп­ределяет ошибку как кратковременное непроизвольное отклоне­ние от нормы деятельности или однократное неправильное фор­мирование нормы.

В эргономической практике существуют два взаимодополняю­щих подхода к проблеме анализа надежности и снижению оши­бок персонала. Первый состоит в изучении ошибок, накоплении их статистики, описании и детальном анализе с целью выявления необходимых изменений в системе, человеко-машинном интерфей­се, эксплуатационной и нормативной документации или в подго­товке операторов. Второй имеет противоположную направленность и основан на системном анализе операторской деятельности с це­лью выявления и предупреждения возможностей возникновения ошибок.

 

14.4.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...