Понятия отказа и ошибки оператора
Очевидно, что смысл, вкладываемый в понятие надежности, напрямую зависит от того, что мы понимаем под отказом человека (иначе говоря, в чем состоит событие, наступления которого не должен допустить надежный оператор). Определения человеческого отказа многочисленны и порой противоречивы. Одно из первых определений отказа, близкое по смыслу к аналогичному понятию в технике, было сформулировано В. Д. Небылицыным следующим образом: ■ в узком смысле отказом нужно считать прекращение работы вследствие развития органического или функционального, обратимого или необратимого процесса в сенсорной, моторной или церебральной сферах субъекта (сон, потеря сознания, «черная пелена», психические расстройства, непереносимое болевое ощущение, смерть); ■ в широком — это действие, которое ведет к ухудшению эффективности рабочего процесса. Обратим внимание, что в данном определении имеются две трактовки отказа — потеря работоспособности человеком и ухудшение работы системы. Позже они легли в основу других определений: ■ отказ следует рассматривать как полную или частичную потерю работоспособности, в результате которой человек перестает удовлетворять хотя бы одному из требований, установленных для данного вида деятельности; ■ если оператор допустил выход системы из нормального режима в зону ненормальной работы, принято считать, что произошел отказ оператора. Опираясь на такое понимание отказа, рядом авторов была сформулирована концепция ошибки как особого вида кратковременного отказа, не связанного с потерей работоспособности и/или ухудшением работы системы. Отказ человека квалифицируется как событие, проявляющееся в действии (или бездействии) оператора, влекущем за собой отклонение выходных параметров системы за установленные ограничения, которые он не предотвратил, или как событие, проявившееся в выходе за допустимые пределы характеристик жизнедеятельности оператора. Ошибки оператора — все его неправильные действия, которые не влекли за собой отказ системы, а если и влекли, то были своевременно исправлены или парированы самим же оператором.
А. И. Губинскому принадлежит наиболее развернутое определение, классифицирующее отказы человека-оператора и ошибку как вид отказа: отказ эргатического элемента — событие, заключающееся в потере работоспособности (структурный или S-отказ) или неправильном функционировании при условии сохранения работоспособности (функциональный или F-отказ, ошибка). Различаются временные и окончательные структурные отказы: ■ временные (отказы дееспособности) — психофизиологический отказ 1-го рода (утомление); психофизиологический отказ 2-го рода (заболевание, травма); временный эргатический отказ (выключение освещения, задымленность, стресс и др.); временный мотивационный отказ (страх, нежелание); ■ окончательные (отказы работоспособности) — окончательный отказ трудоспособности (потеря трудоспособности); окончательный биологический отказ (смерть); окончательный мотивационный отказ. Понятие временного и окончательного отказов присутствует также в предложенной А. Фридманом классификации отказов с позиций теории метрологической надежности. В ней автор разделяет отказы в результате ранения или смерти и отказы в результате усталости и заболевания (так называемый дрейф параметров). К другим определениям, в которых ошибка рассматривается как разновидность отказа, относятся: ■ отказ человека-оператора — невыполнение человеком-оператором предписанных действий или снижение качества их выполнения за пределы, необходимые для достижения цели деятельности;
■ошибка человека-оператора — вид отказа человека-оператора, не связанный с прекращением деятельности (ГОСТ [23]); ■ошибка — кратковременный отказ, причина которого самоустранима; ■ ошибка оператора — кратковременный (биологический) отказ. Характерным для таких отказов является то, что они не связаны с какими-либо изменениями в организме оператора. При выполнении очередного действия отказ такого вида может уже не иметь места. Наряду с системным рассмотрением ошибки как частного вида отказа, нередко встречаются определения, опирающиеся на содержательную интерпретацию ошибок (в частности, на новое понятие «ошибочное действие»). К ним относятся: ■ ошибка оператора — это любое конкретное действие человека в процессе его деятельности, которое выходит за некоторые допустимые границы, т. е. превышает допуск, границы которого определены режимами работы системы; ■ неадекватное восприятие информации, неверные решения, неточные команды или неправильные действия персонала, инициирующие события, ведущие к отклонениям от режима нормальной эксплуатации, определяются как ошибки человека. Факт неправильного воздействия на процесс эксплуатации определяется как ошибочное действие человека; ■ ошибка — результат ошибочного действия, т. е. не достигающего цели; ошибочное действие — такое, которое не адекватно объективным, социально заданным целям управления. С. А. Чачко, опираясь на понятие «норма деятельности», определяет ошибку как кратковременное непроизвольное отклонение от нормы деятельности или однократное неправильное формирование нормы. В эргономической практике существуют два взаимодополняющих подхода к проблеме анализа надежности и снижению ошибок персонала. Первый состоит в изучении ошибок, накоплении их статистики, описании и детальном анализе с целью выявления необходимых изменений в системе, человеко-машинном интерфейсе, эксплуатационной и нормативной документации или в подготовке операторов. Второй имеет противоположную направленность и основан на системном анализе операторской деятельности с целью выявления и предупреждения возможностей возникновения ошибок.
14.4.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|