Статистика ошибок оперативного персонала
С целью получить общее представление о характере ошибочных действий персонала сложных систем попытаемся, используя существующую мировую статистику ошибок на примере оперативного персонала АС, ответить на следующие вопросы: ■ какова относительная частота ошибок операторов на АС и к чему они приводят; ■ в каких ситуациях совершаются и в чем состоят; ■ каковы их основные причины. В ядерной энергетике (как и во многих других отраслях) процент аварий по вине персонала достаточно велик. Примерно половина аварийных ситуаций на АС, в том числе и самых серьезных, прямо или косвенно связана с ошибками человека-оператора. По разным оценкам по вине оператора произошло от 15 до 40% всех аварий и от 20 до 80% всех нарушений в работе АС (столь широкий диапазон оценок обусловлен различными методиками сбора данных и разноречивой интерпретацией самого понятия «ошибка»). В табл.14.4 приведены некоторые статистические данные об ошибках персонала АС, взятые из различных литературных источников. На первый взгляд очевидно, что эта информация носит фрагментарный и довольно противоречивый характер, а следовательно, не может служить надежной основой для выводов о каких-либо тенденциях изменения влияния человеческого фактора. Для получения значимой информации необходимо унифицировать и систематизировать сбор данных об ошибках и их причинах. Это по силам лишь организациям, функционирующим на наднациональном и надкорпоративном уровне, таким как МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии), в котором подобная программа действует в рамках миссии ASSET (Analysis of Safety Significant Events Team — «группа анализа событий, важных для безопасности») в течение последних десятилетий.
Не все ошибки, допускаемые персоналом, приводят к последствиям, да и сами последствия ошибок существенно зависят от режима работы АС. Так, только 70% ошибок человека на японских АС повлияли на изменение мощности (54% приводили к остановке реактора, 15% — к снижению мощности). Как правило, в этих случаях результатом ошибок становятся экономические потери, которые несет станция и эксплуатирующая организация. Однако хорошо известны и другие ошибки, приведшие к серьезным авариям (на АЭС США — Davis Besse (1985), Crystal River-III (1991), Salem-I (1994)) и даже к катастрофическим последствиям (АЭС Three Mile Island-II в США (1979) и Чернобыльская АЭС-IV в СССР (1986)). В последнее время особенно отмечается, что последствия ошибочных действий персонала могут проявиться не сразу. По данным EdF (Electricite de France), в более чем 600 инцидентах, происшедших по вине персонала, немедленное наступление последствий ошибок наблюдалось лишь в половине случаев; другая половина инцидентов произошла с задержкой относительно момента совершения ошибки. Примерно в половине из 83% случаев на АЭС Германии, когда последствия ошибок проявились с задержкой, величина этой задержки составляет от 15 мин до нескольких часов, в трети случаев — превышает 8 ч. С. А. Чачко, рассматривая латентный период последствий ошибок, выделяет три фазы движения от ошибки к аварии. Анализ инцидентов, имевших место в течение 15 лет (до 1987 г.) на АЭС в Финляндии, показал, что 60% ошибок совершается персоналом в процессе эксплуатации АС (производства электроэнергии), 22% — при пусках и остановках оборудования, 18% — во время перегрузки ядерного топлива и в период ремонтов оборудования. Учитывая, что соответствующие временные отрезки соотносятся как 90: 3: 7, вывод таков: для операторов наиболее опасны и сложны режимы пуска и остановки. Более детальное рассмотрение ситуаций, при которых были совершены ошибки, приведено на рис. 14.5 а; основой этой диаграммы стали данные о 199 ошибках на АЭС «Ловиза» в Финляндии (1982-1989), собранные в результате анкетирования.
Несмотря на некоторые различия в классификации разными авторами обстоятельств совершения ошибок, можно с высокой степенью уверенности утверждать, что наибольшее количество ошибок совершается операторами АС в процессе производства электроэнергии на номинальных уровнях мощности блока (в 4 из 5 рассмотренных соотношений этот режим занимает первое место); на втором — испытания и опробования оборудования; далее следуют пуско-остановочные режимы; и наконец — ремонтные работы и перегрузка топлива. Учитывая приведенное выше временное соотношение, необходимо еще раз подчеркнуть, что наиболее вероятными являются операторские ошибки в процессе пуска/остановки оборудования и энергоблока в целом. Сама по себе констатация существующей статистики ошибок может лишь заострить проблему человеческого фактора, однако мало что дает для ее решения. Чтобы предупредить ошибки персонала и снизить их число, необходимо прежде всего идентифицировать и тщательно проанализировать причины их возникновения. Этому вопросу многие исследователи уделяют особое внимание. Анализ выявил следующие шесть основных причин ошибок операторов АС: отсутствие процедуры (последовательность: включение, переключение, отключение и т. д.), нечеткое взаимодействие, недостаточная тренированность, плохой человеко-машинный интерфейс, неадекватная рабочая среда, отсутствие мотивации. Они вызваны сложностью задачи, плохой организацией рабочего места и работы в целом, процедурами (содержание, форма, несоблюдение), личными качествами (профессиональная подготовка, тренированность). Три из вышеперечисленных проблем были определены как основные причины ошибок персонала швейцарских АЭС с 1986 ПО 1992 г. Их относительные веса: процедуры — 45%, организация работы — 45%, коммуникация — 10%. Соотношение основных причин ошибочных действий оперативного персонала на финской АЭС «Ловиза» с 1982 по 1989 г. показано на диаграмме рис. 14.5а; на японских и американских АЭС за период с 1970 по 1985 г. — на рис. 14. Ъб (по данным конференции МАГАТЭ «Человеко-машинное взаимодействие в ядерной энергетике» в Токио, 15-19 февраля 1988 г.).
На этой же конференции в качестве основных причин возникновения проблем с безопасностью реакторов на ряде АС (по результатам анализа более 450 инцидентов в 24 странах) были названы: ■ недостаточная квалификация персонала — недостаточные знания, неподходящие личные качества, отсутствие мотивации, неадекватная тренировка (20%); ■ неадекватная поддержка персонала — неадекватные процедуры, средства и системы управления, несовершенная эргономика (40%); ■неадекватное управление персоналом — плохая организация работы, сложность задач, низкая культура безопасности (40%). Подобные же причины ошибочных действий персонала на российских АЭС: ■ неудовлетворительная подготовка или недостаточная квалификация персонала; ■ неудовлетворительные условия работы (микроклимат, шум, освещение и др.) и недостатки компоновки рабочих мест; ■ неудовлетворительное техническое оснащение и организация рабочих мест (отмечается также, что весьма значимой причиной являются неблагоприятные психологические качества человека). Более подробная классификация факторов, создающих почву для ошибок: ■ потребностно-мотивационные факторы — безответственность, небрежность, низкая мотивированность в труде; ■ профессиональные знания — отсутствие необходимых знаний (профессиональная неподготовленность); ■ профессиональное поведение — отсутствие умений использовать знания в конкретных ситуациях (профессиональная не тренированность, неподготовленность к работе в критических ■ технико-технологические факторы — низкие эргономические характеристики, плохая организация рабочего места и условий труда, производственные опасности и вредности; ■ социально-психологические факторы — неоптимальный режим труда и отдыха, морально-психологический климат, социально-политическая ситуация. В последнее время значительное внимание уделяется взаимодействию операторов смены как одному из наиболее существенных источников ошибочных действий. В 35% случаев неадекватных действий операторов одной из причин были ошибки, допущенные в процессе коммуникации. Наибольшая вина в совершении этих ошибок лежит на отправителе сообщения, представившем его в неприемлемой для получателя форме.
Для удобства перечисленные в различных источниках основные причины ошибочных действий персонала АС сведены в табл. 14.5, число граф которой соответствует числу литературных источников, проанализированных в [20]. Из таблицы видно, что наиболее значимыми источниками ошибочных действий персонала АС являются некорректные процедуры, неадекватный человеко-машинный интерфейс и неэффективная тренировка. Таблица 14.5
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|