Основные понятия и определения надежности оперативного персонала
Нет необходимости доказывать, что надежность оперативного персонала (наряду с надежностью техники) является одним из важнейших процессуальных свойств, влияющих на качество, эффективность и безопасность работы сложной системы. Каким должен быть надежный оператор? Что следует понимать под надежностью человека? Традиционно надежный оператор пунктуально исполняет предписанный алгоритм деятельности. Это означает, что во всех потенциально возможных ситуациях у человека должны быть четкие алгоритмы работы. Но почему бы в этом случае не заменить человека более надежной и неприхотливой машиной? Если мы все-таки оставляем человека, то это автоматически означает, что допускаем наличие ситуаций, не описанных в инструкциях или описанных в них неверно, сознательно полагая, что в критических случаях оператор все-таки поведет себя незапланированно. В чем же тогда состоит надежность оператора? Надежный оператор может пунктуально, шаг за шагом выполнить инструкцию, нигде не ошибившись, и при этом не достичь поставленной цели (то ли инструкция была несовершенной, то ли что-то нужно было сделать чуть-чуть лучше, быстрее или качественнее, чем требует инструкция). Считать ли такого оператора надежным? Творчески мыслящий оператор может, нарушив инструкцию, проявить изобретательность в сложной ситуации и оптимизировать устаревшую, порой неверную процедуру (формально такие действия квалифицируются как ошибки). Считать ли такого оператора ненадежным? Два оператора примерно одинаково действуют, выполняя одну и ту же процедуру, однако первый достигает «блестящего» результата, а второй — «так себе». Следует ли различать степень надежности этих операторов?
Очевидно, следует различать способности человека действовать качественно, безотказно, эффективно и оптимально. Рассмотрим некоторые из определений этих понятий. Одной из первых отечественных фундаментальных работ по проблеме надежности оператора является статья В. Д. Небылицына (1964), в которой автор определяет надежность работы человека-оператора как способность к сохранению требуемых рабочих качеств в условиях возможного усложнения обстановки, или, короче, как «сохраняемость», устойчивость оптимальных рабочих параметров индивида. Фактически, в этом определении свойство надежности отождествляется с гомеостазом, т. е. нечувствительностью состояния системы к внешним возмущающим воздействиям. Позднее этот же автор уточняет данное определение, вводя понятие оперативной надежности человека, базирующееся на основных свойствах нервной системы и выражающееся в способности индивида к устойчивому сохранению оптимальных рабочих параметров (работоспособности, помехоустойчивости и др.) в течение заданных промежутков времени и при возможных усложнениях обстановки. Позже надежность человека была разделена на базовую и прагматическую. Если базовая надежность рассматривается как потенциальная способность организма человека к надежной работе, то в условиях реальной деятельности проявляется прагматическая надежность, которая выражается вероятностью выполнения оператором требуемого алгоритма действий, либо принятия оптимального (или хотя бы приемлемого) решения. Однако более точно понятие прагматической надежности было введено А. И. Губинским (1971) и определено как способность (свойство) в принципе (независимо от качества) достигать поставленной цели. Толкование надежности как способности достигать цель положено в основу известных определений, сформулированных в классических работах 1960-х гг.:
■ Б. Ф. Ломовым. Надежность работы человека определяется как вероятность того, что работа или поставленная задача будет выполнена успешно персоналом на любой заданной стадии работы системы в течение заданного времени; ■ Д. Мейстером. Надежность человека — это вероятность, что работа или задача будет успешно выполнена персоналом на любом требуемом уровне работы системы в течение требуемого промежутка времени; ■ А. Суэйном и X. Гутманом. Надежность человека — это вероятность того, что оператор правильно выполнит некоторые обусловленные системой действия за определенный период времени (если время — ограничивающий фактор) и не произведет никаких по Наряду с прагматической трактовкой сегодня весьма распространенным является понимание надежности как процессуального свойства, имея в виду способность человека безотказно работать, что характерно для классической теории надежности технических систем. Именно такое определение дается и «эргономическим» ГОСТ [23], в котором под надежностью человека-оператора понимается свойство человека-оператора, характеризующее его способность безотказно выполнять действия в течение определенного интервала времени при заданных условиях. Подобным же образом А. И. Губинский в [26] определяет понятие надежности функционирования как способность сохранять устойчивость запланированного процесса функционирования, заключающуюся в отсутствии вынужденных прекращений процесса (срывов) и неправильного его исполнения по отношению к запланированному (ошибочных действий). В приведенных определениях явно читаются два подхода к интерпретации надежности оператора: 1) процессуальный, когда под надежностью понимается некоторое свойство, проявляемое человеком в процессе деятельности, и не указывается, какой результат был в итоге достигнут; 2) результативный (прагматический), когда под надежностью понимается свойство человека достигать результат независимо от того, как складывался процесс деятельности. В процессуальном смысле надежность понимается как способность человека сохранять требуемые рабочие качества и устойчивость оптимальных рабочих параметров (работоспособности, помехоустойчивости), безотказно выполнять деятельность, сохранять устойчивость запланированного процесса функционирования, заключающуюся в отсутствии срывов и ошибочных действий.
С прагматической точки зрения надежность рассматривается как способность достичь поставленной цели, успешно выполнить работу (задание) или назначенную задачу, реализовать в полном объеме возложенные функции и некоторые обусловленные системой действия, принять оптимальное (или хотя бы приемлемое) решение, не нанести ущерба системе. Важнейшим аспектом, характеризующим надежность, являются условия, в которых протекает деятельность оператора. Одно дело, когда надежным называют оператора, не ошибающегося в обычной спокойной обстановке, другое — когда он справился с задачей в экстремальной ситуации. Именно это подчеркивается в ряде определений, отмечающих, что надежность как свойство человека проявляется на любом требуемом уровне функционирования системы, при определенных условиях работы и при возможном усложнении обстановки. Другим важным обстоятельством, присутствующим в большинстве определений, является время, выступающее в качестве ограничивающего фактора (выполнение задания должно завершиться своевременно — такое требование к надежной работе присутствует в «прагматических» определениях) и в качестве условия (устойчивость работы должна сохраняться в течение заданного времени — такова надежность в «процессуальных» определениях). Наиболее стройная иерархия понятий, характеризующих деятельность, была выстроена А. И. Губинским [26], рассматривающим наряду с надежностью еще и эффективность и качество функционирования. Эффективность — свойство достигать конечной цели (т.е. получать продукт труда с заданным качеством в заданных условиях) и обусловленные достижением цели результаты или эффект от них. В зависимости от задач исследования СЧМ предлагается различать несколько градаций эффективности:
■ прагматическую (результативность) — степень достижения поставленной цели; ■ специфическую (техническую, военную и т. д.) — определенный эффект, получаемый благодаря достижению цели системой; ■ экономическую — достижение определенного соотношения «материальный доход — материальные затраты»; ■ социальную — достижение определенного соотношения «социальные результаты — социальный ущерб». Качество функционирования — совокупное свойство, определяемое характеристиками процесса функционирования, ведущего к достижению конечной цели в заданных условиях. Иными словами, надежность и качество функционирования — это процессуальные свойства, отражающие тот факт, что оператор действовал безотказно (надежно, бесперебойно) и хорошо (качественно, оптимально), а эффективность — это результирующее свойство, свидетельствующее, что оператор достиг цели и работал не зря (эффективно). Количественная оценка указанных свойств выполняется с помощью показателей эффективности, качества и надежности. Для СЧМ в целом основными показателями эффективности и надежности считаются вероятности: ■ достижения поставленной цели в виде однократного (много кратного) получения запланированного результата; ■ безотказного, безошибочного и своевременного выполнения задачи системой. Надежность оператора характеризуется показателями: ■ безотказности — вероятность безотказной работы в течение определенного отрезка времени, процент выполненных (не сорванных отказами) заданий, вероятность появления отказа в результате совершения ошибки, интенсивность и частота отказов в заданный момент времени, среднее время работы до первого отказа, среднее время работы между двумя отказами (наработка на отказ), общее число отказов за данный промежуток времени; ■ безошибочности — вероятность безошибочной работы в течение определенного отрезка времени, общее число ошибок за данный промежуток времени, вероятность ошибки как отношение количества совершенных ошибок к числу возможных ошибок; ■ своевременности — вероятность своевременного выполнения работы, т. е. фактическое время выполнения функции меньше предельно допустимого (оценка своевременности опирается на ■ готовности — коэффициент готовности оператора (вероятность включения оператора в работу в нужный момент времени); ■ восстанавливаемости — вероятность исправления допущенной ошибки, среднее время восстановления.
Для оценивания показателей надежности применяется широкая номенклатура методов — от вероятностных, использующих деревья событий, до экспертных, основанных на эвристических суждениях. Кроме того, авторами ряда работ (в основном зарубежных) были предложены эмпирические кривые, позволяющие судить о характере зависимости надежности от внешних факторов, влияющих на операторскую деятельность (см. рис. 14.3), а именно: ■ зависимость вероятности совершения ошибки от времени, от пущенного на решение задачи (рис. 14.3 а); ■ зависимость вероятности совершения ошибки от типа поведения, на котором решается задача (предложена Дж. Расмуссеном, рис. 14.3 б); ■ зависимость надежности (в относительных единицах) от коэффициента загруженности оператора (коэффициент загрузки — отношение суммарного времени активной работы к общей продолжительности смены) (рис. 14.З в); ■ зависимость надежности (в относительных единицах) от степени неожиданности задачи для оператора. Здесь предложены четыре градации неожиданности задач: 1 — постоянно ожидаемые (нормальное функционирование); 2 — ожидаемые (проектные исходные события); 3 — наименее ожидаемые (непроектные исходные события); 4 — полностью неожиданные (редкие, уникальные аварии) (рис. 14.З г).
Более подробные справочные данные приведены в руководстве по анализу надежности персонала АС, используемом американской комиссией по ядерному регулированию. На рис. 14.4 показаны некоторые из этих зависимостей: ■ зависимость вероятности совершения ошибки при воспроизведении по памяти устной инструкции (без ее записи) от длины этой инструкции (рис. 14.4 а); ■ значения поправочного коэффициента, на который нужно умножать вероятность совершения ошибки, чтобы учесть влияние стресса разной силы (авторы отмечают, что в условиях пре ■ зависимость вероятности неверной идентификации близких по времени аномальных событий от времени, прошедшего с момента их возникновения (близкими по времени или «наложенными» событиями считаются ситуации, в которых сигнал о следующем аномальном событии приходит в то время, когда персонал БЩУ все еще активно занят диагностированием и/или планированием ответных действий для преодоления последствий предыдущего события) (рис. 14.4 в); ■ зависимость вероятности ошибки оператора от числа поступающих к нему близких по времени сигналов, требующих избирательной реакции на каждый сигнал в отдельности, т. е. конкурирующих по отношению к его вниманию (вероятность ошибки здесь трактуется как вероятность того, что оператор не выполнит корректирующие действия, запланированные в ответ на любой случайно выбранный сигнал) (рис. 14.4 г). 14.3.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|