Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Функции государства: понятие, классификация.




Функции государства – это основные направления деятельности государства по решению основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития, и представляют собой средство реали­зации этих задач. Содержание таких задач определяется различны­ми внутренними и внешними факторами.

Назначение государства, его роль в жизни общества выражает­ся в его функциях. Функция в теории государства и права означа­ет направление, предмет деятельности того или иного политико-правового института, содержание этой деятельности, ее обеспечение. Основные направления деятельности законодательной, испол­нительной и судебной власти в правовом государстве имеют общую природу. Их первостепенной целью является обеспечение гармо­ничной жизнедеятельности общества. Необходимость решения об­щих дел ставит перед государством определенные задачи, набор и содержание которых различны в доиндустриальном, индустриаль­ном и постиндустриальном обществах.

Государственные функции характеризуются некоторыми общи­ми чертами.

1) Содержание каждой функции государства складывается из совокупности однородных аспектов государственной деятельности. Сходные стороны государственной деятельности объединяются в одну функцию исходя из специфики и характера тех общественных отношений, на которые они воздействуют.

2) В отличие от функций государственных органов (финансо­вых, прокуратуры и др.), специально предназначенных для опре­деленной деятельности, функции государства охватывают его дея­тельность в целом.

3) Функции государства носят комплексный, собирательный характер. В них воплощается сосредоточение усилий государства на решающих, жизненно важных направлениях его внутренней или внешней деятельности.

4) Функции государства необходимо также отличать от видов государственной деятельности (расследование уголовных дел, та­моженный контроль), которые могут осуществляться либо специально уполномоченными на то органами, либо структурными подразделениями различных органов государства.

5) Функции государства нельзя отождествлять с формами и ме­тодами их реализации.

Виды функций государства.

Классификация функций государства имеет своей непосредст­венной целью создание условий для их более глубокого и разносто­роннего изучения и более эффективного применения. Она дает воз­можность вырабатывать практические рекомендации по совершен­ствованию основных направлений деятельности государства не вообще, а дифференцированно, то есть применительно к их отдель­ным видам, группам или даже к отдельно взятым функциям.

В юридической теории, а отчасти и в практике существует мно­жество оснований (критериев) классификации функций государства. Нельзя выделить какой-то один, наиболее правильный критерий, так как они используются с разными целями и не могут друг друга заменять. Например, такой критерий, как «время действия», не может заменить критерий «сфера деятельности», ибо между со­бой они вообще мало связаны. Отсюда следует и то, что одна и та же функция может присутствовать в различных классификациях.

В научных и практических целях функции государства класси­фицируются по разным критериям.

1. По сферам общественной жизни функции государства могут быть разделены на политические, экономические, социальные, ду­ховные (идеологические).

2. По способу осуществления функций они бывают регулятив­ные, т.е. упорядочивающие общественные отношения посредством закрепления существующих общественных связей; охранительные или правоохранительные, ориентированные на установление мер юридической защиты и порядка их возложения и исполнения.

3. По продолжительности действия функции государства делят­ся на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития госу­дарства) и временные (прекращают свое действие с решением опре­деленной задачи, как правило, имеющие чрезвычайный характер, например, ликвидация стихийных действий).

4. По территориальному масштабу: в федеративном государст­ве – это функции, осуществляемые на территории федерации в це­лом или территориях ее субъектов; в унитарном государстве – это функции, осуществляемые на территории единого государства; в конфедерации – это координирующие функции всего сообщества (союза) государств и функций, которые реализуются на террито­рии каждого из участников этого союза государств.

5. По принципу разделения вла­стей функции подразделяются на: законодательные (правотворческие), управленческие, судебные и информационные. Авторы, проводящие такую классификацию, поясняют, что особенность данной классификации прежде всего в том, что «она отражает механизм реализации государственной вла­сти», и каждая из названных функций осуществляется, как прави­ло, не одним, а совокупностью государственных органов, принадлежащих к определенной ветви власти – законодательной, исполнительной или судебной.

Следует обратить особое внимание на информационную функ­цию, которая характеризует деятельность четвертой «власти» - средств массовой информации. Эта функция имеет свое собственное содержание, способы и структуру, свое обеспечение. Ее специ­фика заключается в особых способах ее воздействия на общество – целенаправленная информированность населения, а подчас и мани­пулирование общественным сознанием.

6. По степени социальной значимости и важности в общественной жизни функции делятся на основные и неосновные. Данная классификация функций на основные и неосновные объективно необходима для их дифференцированного, а следовательно, для их глубокого и разностороннего познания.

Основные функции – это наиболее общие, важнейшие направ­ления деятельности государства по осуществлению коренных стра­тегических задач и целей, стоящих перед ним в определенный исто­рический период.

Этим функциям государства присущ ряд общих черт:

1) в них наиболее выпукло проявляется классовая и общечелове­ческая сущность государства, его социальное назначение;

2) в отличие от многочисленных государственных функций, осуществляемых, как правило, специально уполномочен­ными органами (например, здравоохранение, социальное обеспече­ние, финансовая деятельность, и т.д.), основные функции относятся к деятель­ности государства в целом, выполняются, хотя и в разной мере, все­ми или многими звеньями государственного аппарата;

3) с точки зрения своего содержания и структуры ос­новная функция носит комплексный, собирательный характер, тре­бует системного анализа, она воплощает сосредоточение усилий государства на одном из решающих, генеральных направлений его внутренней или внешней деятельности.

Сообразно с этим основные функции государства охватывают, группируют по наиболее важным направлениям государственного воздействия на общественные отношения множество других его функций, именуемых неосновными функциями. Последние, будучи структурными составными частями основных функций, представ­ляют собой направления деятельности государства по выполнению его задач в конкретной, более узкой сфере общественной жизни.

Необходимо помнить, что термин «неосновные функции» ус­ловный. Его употребление правомерно лишь постольку, поскольку помогает выделить из множества различных государственных функций более широкие по объему и общие по содержанию основ­ные функции государства.

7. По сферам политической направленности функции государ­ства подразделяются на внутренние, представляющие его деятель­ность внутри страны, определяющие его роль в жизни данного об­щества, и внешние — деятельность за ее пределами, в которой про­является роль государства во взаимоотношениях с другими государствами и международными организациями.

Классификация внутренних функций проводится по сферам деятельности государства.

1. Экономическая функция государства выражается в выра­ботке и координации государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме.

2. Функция финансового контроля выступает одним из видов государственного контроля образования, распределения и исполь­зования всех ресурсов финансовой системы страны. В эту систему включаются не только государственные финансы, но и рынок цен­ных бумаг, валютные ценности и др. Эффективный финансовый контроль позволяет государству на­капливать определенные средства с целью их дальнейшего исполь­зования в интересах общества.

3. Функция налогообложения – самостоятельная основная функция современного Российского государства, ибо налог все больше становится главным регулятором при применении новой системы управления в условиях рыночной экономики. В настоящее время создана целая система государственных органов, призван­ных эту функцию осуществлять (например, налоговые инспекции и др.), принято специальное законодательство (Налоговый кодекс РФ и др. нормативные акты в сфере налогового законодательства).

4. Социальная функция государства призвана обеспечить со­циальную защищенность личности, нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного уча­стия в производстве благ.

5. Духовная функция государства. Большое значение в совре­менном обществе имеет такая функция государства, как поддержка развития культуры, науки и образования. В содержание данной функции входят государственная поддержка развития науки, ее ин­теграции в рыночные условия, финансирование фундаментальных исследований. Государство также осуществляет функции поддерж­ки культуры (литература, искусство, музыка), финансирует сохра­нение историко-культурных памятников.

6. Экологическая функция государства – жизненно важная деятельность любого государства, мирового сообщества в целом. Земля как объект совместного проживания требует к себе наи­более рационального и нравственно чуткого отношения.

7. Политическая функция государства. Характеризуя эту функцию, уместно отметить, что все функции государства носят по­литический характер, однако в сфере политических отношений дей­ствует целая система политических институтов, учреждений, госу­дарственных и иных органов, через которые осуществляется непо­средственное воздействие государственной власти, в том числе обеспечение народовластия.

Содержание дан­ной функции составляют:

- реализация волеизъявления народа в форме законодательст­ва (правотворчества);

- обеспечение государственного суверенитета, определение правового положения конкретных территорий и управление ими;

- официальное представительство общества, т.е. будучи носи­телем политической власти, государство представляет собой юри­дическую личность, субъект права;

- защита конституционного строя, которая реализуется как специальными органами (Конституционным судом), так и непо­средственно народом путем осуществления права на сопротивление любой попытке насильственного изменения или устранения существующего конституционного строя.

8. Функция охраны правопорядка – это деятельность государ­ства, направленная на обеспечение точного и полного осуществле­ния его законных предписаний всеми участниками общественных отношений, а также контроль исполнения правовых норм.

9. Переход к демократическому государству возводит в разряд приоритетных функцию защиты прав и свобод личности, обеспе­чение законности и правопорядка. Обеспечение прав человека и гражданина – главный критерий демократического государства. Права человека составляют основу политики в отношениях с други­ми государствами и со всем мировым сообществом.

Внешние функции представляют собой основные направления деятельности государства на международной арене.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...