Характеристика публицистического стиля речи
Публицистический стиль — исторически сложившаяся функциональная разновидность литературного языка, обслуживающая широкую сферу общественных отношений: политических, экономических, нравственно-этических, культурных, религиозных и др. Этот стиль широко используется в общественно-политической литературе, периодической печати (газеты, журналы), радио- и телепередачах, документальном кино, в публичных выступлениях (речь на митинге, выступление на собрании, торжественном мероприятии, в зале суда и др.). Наибольшее распространение в рамках публицистического стиля получила его газетная разновидность, поэтому в лингвистической литературе его нередко называют газетно-публицистическим. Цель публицистического текста — оказать желаемое воздействие на разум и чувства читателя, слушателя, настроить его определенным образом. Исследователи выделяют две основные функции публицистического стиля: · информативную (сообщение, передача новой информации); · воздействующую (оказание убеждающего влияния на адресата, агитация, пропаганда). Информация в газетных публикациях, на радио и телевидении специфична: она отличается актуальностью, разнообразием, разносторонностью. Её отбор и расположение направлены на формирование мировоззрения читателя (или слушателя), общественного мнения и общественного сознания. Следовательно, всем публицистическим произведениям свойственна функция воздействия: все сообщаемые факты получают определённое толкование и оценку, сопровождаются соответствующими комментариями и выводами. Для публицистического стиля характерны такие черты, как · экспрессивность, · выразительность, · оценочность,
· призывность (побудительность), · доступность, · рекламность, · документально-фактологическая точность, · полемичность. Как видно, стилевая структура публицистической речи достаточно сложна, что обусловлено неоднородностью информации, лежащей в основе газетных сообщений, разнообразием задач, решаемых средствами массовой коммуникации, спецификой условий общения и т.п. Основными жанрами письменной публицистической речи являются: · статьи, · различные виды заметок и информационных сообщений, · очерк, · репортаж, · интервью, · фельетон, · эссе, · памфлет, · записки (например, путевые) и т.д. Статья – научное, публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале или газете. Заметка – краткое сообщение в печати. Очерк – небольшое произведение, краткое описание жизненных фактов. Репортаж – Сообщение о местных событиях дня в периодическую печать, информация. Интервью – предназначенная для печати беседа журналиста в каким-нибудь общественным деятелем. Фельетон – газетная статья на злободневную тему, использующая приёмы литературно-художественного изложения, особенно приёмы сатиры. Эссе – жанр философской, литературно-критической, публицистической и художественной литературы сочинение небольшого объёма по какому-либо частному вопросу, написанное в свободной, индивидуально-авторской манере изложения. Памфлет – злободневная острая сатирическая статья, брошюра, обычно политического характера, направленная против кого- чего-нибудь. Важнейшие жанры устной публицистической речи: · выступления на митингах, собраниях, в государственных структурах, · беседы политических комментаторов, · прямой репортаж с места событий, · интервью, которое берётся непосредственно в момент теле- или радиопередач. Письменная и устная формы высказываний в публицистическом стиле нередко сближаются, тесно взаимодействуют в процессе коммуникации, оказывают друг на друга определенное влияние. Так, теле- и радиопередачи информационного характера, как правило, представляют собой устное воспроизведение заранее написанного текста.
Лингвисты описывают основные признаки публицистического стиля. К ним относятся: Лексика: 1. Употребление стандартных, клишированных средств языка (играть роль, рынок ценных бумаг, непредсказуемые последствия, курс реформ, работники прилавка и др.). Использование стереотипных речевых формул облегчает процесс коммуникации. Как подчеркивает крупный специалист в области литературного языка В.В. Виноградов, «большинство людей говорит и пишет с помощью готовых формул, клише». 2. Активное использование экспрессивных, выразительных, эмоциональных речевых средств, создание тропов и стилистических фигур, применение логико-композиционных форм и приемов (заголовки, чередование повествования, описания и рассуждения, введение разных типов чужой речи и т. д.). 3. Широкое разнообразие употребляемой лексики и фразеологии. В публицистическом стиле часто встречается · общественно-политическая лексика (администрация, правительство, депутаты, кандидаты, избиратели, власть и др.), · заимствованные слова (президент, презентация, рейтинг, спонсор, клип, брифинг, саммит, коррупция, маркетинг, вице-премьер и др.). Значительную часть составляют общелитературные слова и различные термины (экономические, политические, философские военные, спортивные, литературы и искусства и т.д.), которые в определенном контексте переосмысливаются и получают публицистическую окраску (мобилизация резервов, накладка, оснастка, финишная прямая, дан старт, агония, зажим и др.). 4. Совмещение слов, относимых, с одной стороны, к высокой, книжной лексике (отчизна, родина, патриотизм, претворять, гражданственность, свершения, созидание, помыслы и др.), с другой — к разговорной, сниженной, просторечной, даже жаргонной лексике, (баксы, беспредел, кайф, тусовка, кинуть, отстегивать, замочить, за бугром, крутой, разборка и др.). Морфология: 1. Для публицистического стиля характерно употребление единственного числа существительного в значении множественного: русский человек всегда отличался своей понятливостью и выносливостью; это оказалось разорительным для британского налогоплательщика и под.
2. Частной особенностью публицистического стиля является употребление несчитаемых существительных в форме множественного числа: разговоры, свободы, настроения, поиски и др. В некоторых жанрах публицистики употребляются существительные во множественном числе в особом значении. Например, существительное власти употребляется в значении «совокупность лиц, облечённых высшими полномочиями» (городские власти), свободы – со значением конкретизации (политические свободы). 3. К числу особенностей публицистического стиля можно отнести и частотность императивных форм глагола. Они являются стилеобразующей чертой в воззваниях, призывах: Люди планеты, вставайте, смело идите вперёд!; Дорогие читатели! Ваши предложения, пожелания и задания направляйте в редакцию. Повелительное наклонение глагола используется и как средство активизации внимания собеседника: посмотрите, давайте подумаем и др. Синтаксис: 1. Широкое использование приёмов поэтического синтаксиса (антитеза, инверсия, единоначалие, параллелизм конструкций). Например, инверсивный порядок слов: Новые формы хозяйствования предложили архангельские предприниматели совместно с руководством управления исправительно-трудовых учреждений. Исключения составляли предприятия добывающей промышленности; После прекращения военных действий в иракской столице обстановка постепенно нормализуется; Воюет армия с природой (из газет). 2. Разнообразие конструкций с однородными членами (повтор, градация, использование в ряду однородных членов усилительных местоимений, частиц, наречий). Например, повторы: Побеждают те, кто идёт вперёд, к расцвету и изобилию, побеждают те, кто ясно видит будущий день истории; побеждает «давление жизни» (А.Н. Толстой). 3. Использование конструкций, активирующих внимание, мысль и воображение читателей (риторические вопросы, восклицания, цепь назывных предложений). Например, риторические вопросы: В эту решительную минуту – выдюжит ли русская рука? (Л. Леонов); Много ли надо, чтобы увидеть небо в алмазах? (С. Кондрашов), восклицательные предложения: Что вы делаете! Ведь вы плодите убийц! Ведь вот перед вами классический образец вашего собственного чудовищного рукоделья! (С. Кондрашов).
Названные средства позволяют реализовать функцию воздействия в публицистическом стиле. Для реализации информационной функции используются средства, свойственные в той или иной степени научному и официально-деловому стилю: специальная лексика из разных областей знания, официально-деловая и научная терминология, крылатые слова и выражения; прецедентные высказывания, имена собственные, аббревиатуры, сложносокращённые слова; пассивные конструкции, отымённые предлоги (в деле, в области, в отношении) и союзы (ввиду того что), глагольно-именные устойчивые сочетания с ослабленным значением глагола (вести переговоры) и т.п.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|