Назначение коммуникативных качеств речи
Речь – это последовательность языковых знаков (прежде всего слов), организованная по правилам языка и в соответствии с потребностями выражаемой информации. Такую последовательность создает говорящий (пишущий), такую последовательность воспринимает и расшифровывает, т.е. так или иначе понимает слушатель или читатель. В общем случае задача заключается в том, чтобы в сознании слушателя (читателя) возникла такая же информация, что и в сознании говорящего (пишущего). Правда, это случай идеальный и практически едва ли достижимый. Реально между информацией выраженной и информацией воспринятой устанавливается большее или меньшее сходство. Чем больше это сходство, тем полнее и лучше оказываются осуществлены коммуникативные задачи. Более полному осуществлению коммуникативных задач служат коммуникативные качества речи. Совокупность и система этих качеств образует речевую культуру общества и отдельного человека. К коммуникативным качествам речи относятся: 1. правильность речи, 2. точность речи, 3. логичность речи, 4. богатство речи, 5. уместность речи, 6. чистота речи, 7. выразительность речи.
Точность речи Точностьречи – это соответствие речи мыслям говорящего или пишущего. Точность – одно из главных достоинств речи. Еще Аристотель писал: «Если речь неясна, она не достигает цели». Чаще всего точность речи связывается с точностью словоупотребления, с правильным использованием многозначных слов, омонимов, синонимов, антонимов, фразеологизмов, пословиц и поговорок, а также терминов. При отборе лексических средств надо учитывать следующие факторы: - значение слова, - многозначность слова, - сочетаемость с другими словами,
- эмоционально-экспрессивную окраску, - стилистическую характеристику, грамматическую оформленность (особенности окончаний, суффиксов, приставок).
Лексическое значение слова – это результат отражения в нашем сознании наиболее существенных признаков предметов, явлений или отношений. Эти признаки ассоциируются с определенным звуковым комплексом. При своем образовании слово всегда однозначно. Потом в процессе исторического развития у него могут появиться и другие значения. Способность лексических единиц иметь несколько значений называется многозначностью, или полисемией (от греч. poly – много, semanticos – означающий). Однозначностью обладают имена собственные (напр. Иван, Петров, Владивосток, Мытищи), недавно возникшие слова (пицца, лавсан), слова с узко предметным значением (бинокль, троллейбус, чемодан), термины (местоимение, гастрит). Среди значений, присущих многозначным словам, одно воспринимается как основное, а другие как производные от этого главного, исходного значения. Например: Одеть: 1. Покрыть кого-нибудь одеждой, покрывалом (Одеть ребенка в пальто; Одеть одеялом) /осн. значение/. 2. Снабдить одеждой (Одеть со вкусом, модно кого-нибудь) /произв. значение/. Нарост: 1. То, что наросло, наслоилось на чем-нибудь (Ледяной нарост; нарост грязи) /осн. значение/. 2. Разросшийся участок на поверхности чего-нибудь /обычно о растениях/ (Нарост на стволе дерева) /произв. значение/.
Полисемия свидетельствует о широких возможностях словаря. Новые смысловые оттенки придают языку гибкость, живость, выразительность. Художники слова находят в многозначности средства для создания каламбура, в основе которого лежит переосмысление разных значений слова. Примерами могут служить следующие фразы Эмиля Кроткого: Труднее всего провести время; Дети – цветы жизни, не давайте им, однако, распускаться.
Пример из «Горя от ума» А. С. Грибоедова: Чацкий: … Но Скалозуб? Вот загляденье: за армию стоит горой, и прямизною стана, лицом и голосом герой … Софья: Не моего романа. Однако многозначность слов может иногда стать причиной недоразумений, если собеседники понимают одно и то же по-разному. Многозначность слов дает повод к неправильному истолкованию следующих фраз: 1) На костре – все жители села; 2) На площади перед университетом вы увидите разбитые цветники. Это дело рук наших студентов; 3) Загибайте хвост к выходу /в магазине/; 4) Пойдемте вешаться /в санатории/. В этих фразах возникла двусмысленность. Полисемичные слова нельзя путать с омонимами – словами, одинаковыми или близкими по звучанию, но разными по лексическому значению. Омонимы появились в результате распада былой многозначности (худой – тощий, худой – плохой; благодаря – деепричастие и предлог) или в результате случайного звукового совпадения (брак – супружество /рус./, брак – недоделка /нем./). Омонимы бывают полными и частичными. Полные омонимы – слова, которые обнаруживают сходство в звучании и написании во всех своих формах: кран водопроводный – кран подъемный, такса – небольшая охотничья собака и такса – норма оплаты чего-нибудь. Частичные омонимы совпадают не во всех формах, поэтому внутри них выделяется несколько разрядов; 1) омофоны (фонетические омонимы), которые обнаруживают сходство в звучании, но различаются на письме: туш – марш и тушь – жидкость для письма, грипп – болезнь и гриб – растение, Орел – город и орел – птица. 2) омографы – слова, одинаковые на письме, но различные по своему произношению: замок – замок, полки- полки, атлас – атлас, треска – треска, козлы – козлы, вести – вести (разные части речи), дорога – дорога. 3) омоформы – слова, совпадающие по звучанию и написанию в одной или нескольких своих формах и обычно принадлежащие к разным частям речи: бей – глагол, бей – существительное /восточный владыка/; течь – глагол и существительное; простой – несложный /прилаг./ и простой – перерыв в работе /существительное/. В русской речи недопустимо, чтобы из-за употребления омонимов тоже возникла двусмысленность: Нарисуйте лу к (луг или лук?); Издали закон об упразднении транспортных судов (суд или судно?); Способные студенты переводятся (на другой курс или исчезают, их становится все меньше?).
На точность речи влияет смешение паронимов. Паронимы – это слова, близкие по звучанию и написанию, но разные по значению (от греч. para – рядом и onyma – имя): пенсионер – пансионер, абонент – абонемент, парламентер – парламентарий, авантюрин (кварц) – авантюрист, экскаватор – эскалатор, контакт – контракт. Одной из системных группировок русского языка являются также синонимы. Синонимы – это слова, одинаковые или близкие по своему значению, но различные по звучанию. Они бывают абсолютными и частичными. Абсолютные синонимы – это синонимы-дублеты, в которых наблюдается полное равенство лексических значений: бегемот – гиппопотам, рынок – базар, туберкулез – чахотка, экспорт – вывоз, импорт – ввоз. Лексические значения частичных синонимов имеют лишь сходство: дом – хата – изба – дворец. Частичные синонимы делятся на виды: 1) понятийные – передают оттенки одного и того же понятия: философ – мыслитель, гореть – пылать, быстрый (шаг) – стремительный; 2) стилистические – называют один и тот же предмет действительности, но передают различное отношение к нему (нейтральное, позитивное, негативное) и характеризуются разной сферой употребления (слова общеупотребительные, книжные и разговорные или просторечные): смерть – кончина, глаза – очи – зенки; 3) индивидуально-авторские, которые становятся синонимами только в определенном словесном окружении (контексте). Эти синонимы называют еще контекстуальными: ворона – шляпа – ротозей, гнездо – нора – берлога – дом.
Синонимы делают наш язык красочнее, разнообразнее, помогают избежать повторения одних и тех же слов. Например, понятие о большом количестве чего-либо можно передать словами: много (яблок), тьма (книг), пропасть (работы), прорва (дел), туча (комаров), рой (мыслей), океан (улыбок), море (флагов), лес (труб). Чтобы наша речь была культурной, необходимо тщательно и точно подбирать слово, которое вы хотите использовать, например:
1) В деревне Воронцовка студенты возвели коровник (надо: построили); 2) Любовь Семеновна хорошо обладала собой (надо: владела). Следующая системная группировка русского языка – антонимы. Антонимы – слова, противоположные по своему значению и разные по звучанию. Учитывая сферу использования антонимов, ученые делят их на две группы: общие языковые (действительно противоположные по значения: белый – черный, далеко – близко) и индивидуально-авторские (контекстуальные: белые – красные /на гражданской войне/). По способу образования антонимы бывают однокорневыми (приятель – неприятель, смертный – бессмертный) и разнокорневыми (высоко – низко, правда – ложь). Точное использование антонимов придает речи яркость, изысканность. Антонимы часто используются как особый стилистический прием оценки разных предметов и явлений. Самой распространенной стилистической фигурой является антитеза, основанная на сравнении двух противоположных явлений или признаков: 1) Дома новы, но предрассудки стары (А. Грибоедов); 2) Ученый водит, а неуч сзади ходит (посл.); 3) Они сошлись. Волна и камень,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|