Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные разновидности и жанры научного стиля речи




Адресатами произведений научного стиля преимущественно являются специалисты – читатели (слушатели), подготовленные к восприятию научной информации.

В научном стиле выделяют следующие разновидности (подстили):

· собственно научный,

· научно-информативный,

· научно-справочный,

· научно-учебный,

· научно-популярный.

 

Каждый подстиль имеет свои особенности структурной организации текста и использования языковых единиц разных уровней.

Кроме того, научный стиль имеет разновидности в зависимости от цикла наук: физико-математические, технические, биологические, медицинские, экономические, сельскохозяйственные и др.

На крайних «полюсах» находятся физико-математическая и общественно-политическая разновидности научного стиля.

Важнейший компонент физико-математической разновидности – система наиболее отвлеченных средств выражения – математическая символика (или математический язык), отражающая высшую степень абстрагированности научных понятий. С этим компонентом связаны две особенности:

1) математическая символика является интернациональной, тем самым в какой-то степени сближает физико-математические разновидности научных стилей разных языков;

2) математическая символика требует строгости и объективности всех остальных средств этой разновидности.

Иной оказывается общественно-политическая разновидность. Ее элементы не обладают такой степенью абстрагированности. Ей не чужды субъективные и эмоциональные элементы (например, в исторических, литературоведческих работах).

В жанровом отношении научный стиль довольно разнообразен. Здесь можно выделить статью, монографию, учебник, рецензию, отзыв, аннотацию, научный комментарий текста, лекцию, доклад, тезисы и др.

Монография – научное исследование (книга) посвящённое одному вопросу, теме.

Статья – научное сочинение небольшого размера в сборнике или журнале.

Тезисы – кратко сформулированные основные положения доклада, сообщения, лекции и т.п.

Доклад – публичное сообщение, представляющее собой развёрнутое изложение на определённую тему.

Реферат – краткое изложение книги, статьи и т.п., включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с ней и определения целесообразности обращения к ней, а также доклад с таким изложением.

Аннотация – краткая характеристика статьи, книги т.д. с точки зрения ее назначения, содержания, формы и других особенностей.

Словарь – собрание слов (обычно в алфавитном порядке), устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или переводом на другой язык.

Справочник – издание, содержащее краткие сведения по какому-либо вопросу, предмету, области знаний, расположенные в порядке, удобном для их быстрого отыскания; не предназначено для сплошного чтения.

Лекция – устное изложение учебного предмета или какой-нибудь темы, а также запись этого изложения.

Очерк – небольшое произведение, краткое описание жизненных фактов.

Методическое пособие – 1. приложение к учебнику или составная часть учебно-методического комплекса, предназначенная для учителей, с указаниями и рекомендациями по организации учебного процесса;

2. небольшая книжка, брошюра, обычно для судентов, с кратким описанием какого-либо задания, работы и указаниями по их выполнению.

Рецензия – критический отзыв о каком-нибудь сочинении, книге, спектакле, фильме.

Отзыв – мнение о ком- чём-нибудь, оценка кого- чего-нибудь.

Патент – документ, свидетельствующий о праве изобретателя на его изобретение, о его приоритете.

 

Специфика использования единиц разных языковых уровней

В научном стиле речи

Отличительные признаки научного стиля с наибольшей полнотой проявляются в собственно научном подстиле.

Лексика. 1. Выбор слова и его употребление определяется общим для всего стиля требованием точности. Научный стиль очень последователен в этом отношении: он резко сужает состав лексики общего языка, не только налагая запрет на нелитературную лексику (жаргонную, просторечную, диалектную), но и не допуская литературные слова, если они имеют эмоциональную окраску. Слово, входя в научный обиход, окраску теряет, наполняясь другим содержанием.

2. Важнейшим компонентом лексики являются термины, т.е. слова, которые служат точным обозначением определенного понятия какой-либо специальной области науки (например: полимеризация, альдегиды, реагенты – химия). В развитых языках около 90% лексики представлено научными терминами. Однако в каждой узкой отрасли науки и техники количество специальных терминов не превышает 10-15%.

3. Другим важным компонентом лексики собственно научного подстиля является общенаучная лексика (например: число, система, функция, значение, элемент, процесс, структура, свойство и др.). Одной из особенностей употребления общенаучных слов является их многократное повторение в научных текстах. Повторение одних и тех же слов в узком контексте в художественной речи считается дефектом, а в научной речи – это закономерность, стилевая примета.

4. Своеобразие стиля научных работ состоит в использовании в них абстрактной лексики (например: творчество, самосознание, осмысление, интенсивность, движение, направление и др.).

5. Научный стиль имеет свою фразеологию, куда относятся составные термины (например: грудная жаба, солнечное сплетение, щитовидная железа).

6. В стилистическом плане лексика собственно научного подстиля однородна – это нейтральные и книжные (но не высокие) слова. Но даже в этом случае использование слов литературного языка избирательно. Особенно это заметно у многозначных слов: из всего набора значений, которым обладает такое слово, научный стиль пользуется обычно одним (редко – двумя-тремя). Например, глагол являться имеет пять значений, а в научном стиле используется только одно: «связка, соединяющая подлежащее со сказуемым».

7. В то же время научный стиль постоянно испытывает потребность в новых единицах для обозначения вновь рождающихся понятий, поэтому процессы словотворчества идут очень активно. Широко используются приставки анти- (антитела), би- (биполярный), квази- (квазиколичественный), сверх- (сверхпрочный); суффиксы –ист (импрессионист), -ость (нефтегазоносность), -изм (мистицизм), -от (долгота), -м (морфема), -ит (амазонит), -ниj-э (клонирование); словосложение (с использованием специальных символов – Fe-ядро).

Морфология. 1. Яркая отличительная черта собственно научного подстиля – преобладание имени существительного. В научном тексте в среднем существительных употребляется почти в четыре раза больше, чем глаголов, так как главное – обозначить явление. Это сказывается и при выборе формы сказуемого: вместо глагола используется глагольно-именная конструкция, состоящая из однокоренного с глаголом существительного и другого глагола, имеющего ослабленное лексическое значение: вместо испытываются новые станки употребляется проводятся испытания новых станков, вместо растетпроисходит рост культуры и т.п.

2. Абстрактное значение существительные проявляют в специфическом использовании форм числа: у вещественных существительных появляется форма множественного числа (В Санкт-Петербурге в 1991 году 37% сточных вод было отведено без очистки), а у конкретных существительных форма единственного числа используется для обозначения типа (класса) предметов (Если принять в качестве феноиндикаторов начала и окончания лета зацветание шиповника и начало пожелтения березы, то…).

3. Высокая частотность существительных влечет за собой появление большого количества предлогов и предложных сочетаний, причем таких, которые в разговорной речи употребляются редко (в течение, в продолжение, путем, методом, в результате, в связи, в процессе, на основе и др.).

4. Отвлеченность научного стиля находит свое выражение и в кратких формах прилагательных, которые способны выражать постоянный, вневременной признак (аналогичен, характерен и т.д.).

5. Употребление глаголов в собственно научном подстиле также имеет свои особенности. Круг личных форм глаголов сужен: совсем не употребляются формы 2 лица единственного и множественного числа (это касается и соответствующих местоимений ты, вы). Редко употребляется форма 1 лица единственного числа, значительно чаще – 1 лица множественного числа, но не в основном значении – указание на несколько лиц («я и другие»). Чаще всего эта форма (и соответствующее местоимение мы) имеет значение собственно авторское (собственно авторское мы). Например: Далее мы (= я) будем говорить об уравнениях…

Кроме того, 1 лицо множественного числа может иметь совместное значение (автор вместе с читателем, слушателем), связанное с привлечением оппонентов к ходу доказательств.

Форма 1 лица множественного числа служит объективности научного сообщения. Введением множественного числа вместо единственного, мы вместо я, автор как бы устраняет из полученной информации элемент субъективный, личностный. Этому в еще большей мере способствует опущение местоимения.

6. Так как наука говорит о «вечных» истинах, то противопоставление настоящего времени прошедшему и будущему практически исчезает. На это явно указывает возможность безболезненной замены одной формы времени другой. (Например: Сжатие звезды продолжается до момента, пока гравитационные силы не уравновесятся давлением газа и излучения внутри зарождающейся звезды.Сжатие звезды будет продолжаться до момента, пока гравитационные силы не уравновесятся давлением газа и излучения внутри зарождающейся звезды.)

Синтаксис. Фраза отличается грамматической и смысловой полнотой и высокой логико-информативной насыщенностью. Следует отметить

1. тенденцию к сложным построениям. Преобладает союзная, чаще подчинительная, связь между частями сложного предложения. Бессоюзные сложные предложения употребляются преимущественно при перечислении, классификации.

2. Среди простых предложений широко распространена конструкция с большим количеством зависимых, последовательно нанизываемых существительных в форме родительного падежа. Каждый следующий член при этом уточняет предыдущий, а смысл всего словосочетания становится понятен только благодаря последнему элементу в цепочке.

3. Концентрация информации достигается также введением в простые предложения обособленных оборотов (причастных, деепричастных); однородных рядов; вводных и вставных конструкций; уточняющих членов предложения.

Черты научного стиля, которые были определены в качестве основных, могут проявляться с большей или меньшей степенью строгости. Это зависит от многих причин: от жанра, от предмета рассмотрения, от адресата. В зависимости от того, как автор определяет для себя возможности и потребности своего собеседника, он может использовать одну из разновидностей научного стиля: собственно научный, научно-популярный, научно-учебный подстиль.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...