Банковское регулирование и надзор
Банковское регулирование — это совокупность законодательных норм, регулятивных требований и стандартов, разработанных законодательным и надзорным органами, банковским сообществом, самими банками в целях обеспечения стабильности банковской системы в целом и отдельного банка. Банковское регулирование подразделяется на государственное и саморегулирование. Государственное регулирование включает принятие соответствующих законов, касающихся банков, а также установление уполномоченным государством органом регулятивных требований, отражающих наиболее существенные стороны функционирования кредитных институтов. Таким органом, осуществляющим банковское регулирование, может быть как центральный банк, так и другой орган, например, Министерство финансов РФ. В РФ органом банковского регулирования является Банк России. Наряду с государственным регулированием постоянно развивается саморегулирование. Оно осуществляется самими банками и их объединениями посредством принятия внутрибанковских стандартов, правил и кодексов. На уровне кредитных институтов регулирование охватывает разнообразные стороны деятельности: − проведение операций и сделок; − разработку правил и стандартов по управлению рисками; − организацию внутреннего контроля и т.д. Банковский надзор — это разновидность банковского государственного регулирования, включающего совокупность мер по мониторингу состояния банковской системы в целом и отдельных кредитных институтов; оперативному выявлению и устранению проблем в банковском секторе: разработке предложений, направленных на повышение эффективности банковского регулирования. Банковский надзор представляет собой систему, которая охватывает субъекты надзора, сферу (предмет), методы, механизм, правовую основу.
В качестве субъектов надзора выступают две стороны: 1) орган, осуществляющий надзор; 2) поднадзорная кредитная организация. Поднадзорными кредитными институтами считаются все банковские и небанковские национальные кредитные организации, а также иностранные банки, осуществляющие операции в данной стране. В настоящее время субъектами банковского надзора стали и банковские группы. Объектом надзора в современных условиях являются: − процессы вступления (выхода) кредитных организаций в банковскую среду, т.е. процессы организационно-правового формирования банковской системы; − текущая деятельность и управление ею; − состояние учета и отчетности кредитных организаций. Цель надзора заключается в том, чтобы ограничить степень рисков, которые необоснованно принимают на себя банки, не предопределяя решения руководства банка. Объектом текущего надзора является также достоверность и прозрачность отчетности, составляемой на основе последовательной учетной политики. Данное направление надзора обусловлено важностью качества отчетности для достоверной информации надзорного органа и участников рынка о финансовом состоянии банка и прибыльности проводимых им операций. Методы надзора определяют специфику контактного и бесконтактного надзора, т.е. надзора, опирающегося на изучение состояния соответствующего кредитного института непосредственно на месте, и надзора, осуществляемого методом внешнего наблюдения. Использование первого метода лежит в основе контактного надзора, использование второго — в основе дистанционного надзора. Условиями реализации этих методов являются: − наличие у надзорного органа права и инструментов сбора, оценки и анализа отчетности и статистической информации, поступающей от банков;
− наличие у надзорного органа инструментов независимой оценки надзорной информации путем проверки на местах или с помощью внешних аудиторов; − разработка надзорным органом и доведение до банков пруденциальных норм и требований, наличие полномочий придавать своим решениям обязательный характер; − хорошее представление органами банковского надзора сути банковской деятельности. С точки зрения направлений надзорной деятельности следует выделить: − лицензирование и государственную регистрацию банковской деятельности; − дистанционный надзор; − контактный надзор. С точки зрения содержания надзорной деятельности выделяются следующие направления: − разработка методологических документов, определяющих требования к кредитным институтам для их лицензирования; − пруденциальные нормы и требования к кредитным институтам; − основания для отзыва лицензии; − программы аналитических и институциональных проверок; − аналитическая работа по изучению представляемой банками отчетности, а также материалов инспекционных и аудиторских проверок, оценки перспектив финансовой устойчивости кредитных институтов; − контрольная работа, охватывающая оценку достоверности представляемой банком отчетности, его финансового состояния и качества управления; − оценочная работа, проводимая на основе аналитических и контрольных процедур и имеющая результатом классификацию банков по степени проблемности; − организация дифференцированных отношений с каждым банком: предоставление права на получение от центрального банка (если он является надзорным органом) определенных кредитов или введение режима предписаний и ограничений, обусловленного выявленными недостатками в деятельности кредитной организации. Основные направления банковского надзора и его инструменты 1. Лицензирование и государственная регистрация − Требования к кредитным организациям для получения лицензий и государственной регистрации − Виды лицензий − Требования к порядку представления кредитными организациями документов в надзорный орган и порядок их рассмотрения
− Основания для отказа в выдаче лицензии или ее отзыва 2. Дистанционный надзор − Пруденциальные нормы и требования к кредитным организациям − Методы и методики анализа отчетности и другой информации о кредитной организации − Методы и методики оценки деятельности кредитной организации и классификация их по степени проблемности − Система предупредительных и принудительных мер воздействия на кредитные организации, нарушающие пруденциальные нормы и требования 3. Инспектирование − Программа инспектирования − Методы и методики комплексных и тематических проверок банков − Рекомендации по составлению сводного заключения по результатам проверки − Процедуры рассмотрения результатов проверки и принятия соответствующих решений
Правовая основа банковского надзора охватывает, прежде всего, законодательные акты, определяющие субъекты и сферу надзора, функции и права органов, осуществляющих надзор. Правовую основу механизма и инструментов надзора составляют нормативные документы надзорных органов.
Банковская система России Под банковской системой понимают совокупность кредитных институтов внутри страны с внутренними взаимосвязями между ними. Современная банковская система России создана в результате реформирования государственной кредитной системы, сложившейся в период централизованной плановой экономики. Банки в РФ создаются и действуют на основании Федерального закона от 07.06.1995 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (в редакции от 21.03.2002 г.), в котором дано определение кредитных организаций и банков, перечислены виды банковских операций и сделок, установлен порядок создания, ликвидации и регулирования деятельности кредитных организаций и тому подобное. В действующем законодательстве закреплены основные принципы организации банковской системы России, к числу которых относятся следующие: – принцип двухуровневой структуры банковской системы (четкое законодательного разделения функций центрального банка и всех остальных банков. Центральный банк РФ как верхний уровень банковской системы выполняет функции денежно-кредитного регулирования, банковского надзора и управления системой платежей и расчетов в стране. Коммерческие банки осуществляют посредничество в расчетах, кредитовании и инвестировании, но не принимают участия в разработке и реализации денежно-кредитной политики, а ориентируются в своей работе на установленные Банком России параметры денежной массы, ставок процента, темпов инфляции и тому подобное.);
– принцип универсальности банков (все действующие на территории РФ банки обладают универсальными функциональными возможностями, имеют право осуществлять все предусмотренные законодательством и банковскими лицензиями операции краткосрочные коммерческие и долгосрочные инвестиционные. В законодательстве не отражена специализация банков по видам их операций). Банк – кредитная организация, которая имеет исключительное право в совокупности осуществлять следующие банковские операции: – привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; – размещение этих средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности; – открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Небанковская кредитная организация – кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные законом. При этом определено, что допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций должен устанавливать Банк России. Пользуясь предоставленными ему полномочиями, в настоящее время Банк России выделил три типа небанковских кредитных организаций: – расчетные небанковские кредитные организации; – небанковские кредитные организации инкассации; – небанковские депозитно-кредитные организации.
Банковское законодательство условно делят на три уровня: 1 Законы, регулирующие деятельность только кредитных организаций («О Центральном банке РФ», «О банках и банковской деятельности», «О страховании вкладов физических лиц в РФ» и так далее), данные законы определяют порядок лицензирования и контроля деятельности банков НКО, круг дозволенных и недозволенных операций, порядок взаимоотношений коммерческих банков с ЦБРФ. 2 Законы, регулирующие деятельность параллельно действующих институтов и затрагивающих банковскую деятельность («О несостоятельности, банкротстве», «О валютном регулировании и валютном контроле», «О бирже», «Об ипотеке», «О лизинге» и так далее). К данной группе можно отнести законы, регулирующие деятельность финансово-промышленных компаний, инвестиционных фондов и так далее.
3 Законы всеобщего действия (Конституция РФ, Кодексы). Положения данных законов имеют основополагающее для банка значение, определяют идеологию его деятельности, место кредитных институтов в народном хозяйстве. Характерные черты банковского сектора российской экономики: 1. Достаточно большое число кредитных институтов. 2. Концентрация активов у крупнейших банков.(на 50 крупнейших по активам банков приходится -76.5%, доля Сбербанка РФ в совокупных активах составляет 26,2%). 3. Неравномерность территориального распределения субъектов банковского рынка. (44% действующих кредитных институтов находится в Москве. Очень мало банков работает в сельской местности и в дальних районах, их обслуживанием занимаются лишь филиалы Сбербанка РФ. 4. Внедрение на банковский рынок небанковских кредитных организаций.(Инвестиционные институты, страховые компании, расчетно-клиринговые организации – играют заметную роль в предоставлении финансовых услуг физ. и юрид-м лицам. Причинами этого являются достаточно высокая прибыльность банковской деятельности, а также невысокий уровень обслуживания клиентов(в осуществ-и расчетов, операций по ц.б., оказании трастовых услуг). 5. Локальный характер банковских рынков. (банковский рынок страны разбит на множество относительно обособленных локальных рынков, они не имеют филиальной сети в «чужих» регионах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|