Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Банковское регулирование и надзор




Банковское регулирование — это совокупность законодательных норм, регулятивных требований и стандартов, разработанных законодательным и надзорным органами, банковским сообществом, самими банками в целях обеспечения стабильности банковской системы в целом и отдельного банка.

Банковское регулирование подразделяется на государственное и саморегулирование.

Государственное регулирование включает принятие соответствующих законов, касающихся банков, а также установление уполномоченным государством органом регулятивных требований, отражающих наиболее существенные стороны функционирования кредитных институтов.

Таким органом, осуществляющим банковское регулирование, может быть как центральный банк, так и другой орган, например, Министерство финансов РФ. В РФ органом банковского регулирования является Банк России.

Наряду с государственным регулированием постоянно развивается саморегулирование. Оно осуществляется самими банками и их объединениями посредством принятия внутрибанковских стандартов, правил и кодексов.

На уровне кредитных институтов регулирование охватывает разнообразные стороны деятельности:

− проведение операций и сделок;

− разработку правил и стандартов по управлению рисками;

− организацию внутреннего контроля и т.д.

Банковский надзор — это разновидность банковского государственного регулирования, включающего совокупность мер по мониторингу состояния банковской системы в целом и отдельных кредитных институтов; оперативному выявлению и устранению проблем в банковском секторе: разработке предложений, направленных на повышение эффективности банковского регулирования. Банковский надзор представляет собой систему, которая охватывает субъекты надзора, сферу (предмет), методы, механизм, правовую основу.

В качестве субъектов надзора выступают две стороны:

1) орган, осуществляющий надзор;

2) поднадзорная кредитная организация.

Поднадзорными кредитными институтами считаются все банковские и небанковские национальные кредитные организации, а также иностранные банки, осуществляющие операции в данной стране.

В настоящее время субъектами банковского надзора стали и банковские группы.

Объектом надзора в современных условиях являются:

− процессы вступления (выхода) кредитных организаций в банковскую среду, т.е. процессы организационно-правового формирования банковской системы;

− текущая деятельность и управление ею;

− состояние учета и отчетности кредитных организаций.

Цель надзора заключается в том, чтобы ограничить степень рисков, которые необоснованно принимают на себя банки, не предопределяя решения руководства банка.

Объектом текущего надзора является также достоверность и прозрачность отчетности, составляемой на основе последовательной учетной политики. Данное направление надзора обусловлено важностью качества отчетности для достоверной информации надзорного органа и участников рынка о финансовом состоянии банка и прибыльности проводимых им операций.

Методы надзора определяют специфику контактного и бесконтактного надзора, т.е. надзора, опирающегося на изучение состояния соответствующего кредитного института непосредственно на месте, и надзора, осуществляемого методом внешнего наблюдения.

Использование первого метода лежит в основе контактного надзора, использование второго — в основе дистанционного надзора.

Условиями реализации этих методов являются:

− наличие у надзорного органа права и инструментов сбора, оценки и анализа отчетности и статистической информации, поступающей от банков;

− наличие у надзорного органа инструментов независимой оценки надзорной информации путем проверки на местах или с помощью внешних аудиторов;

− разработка надзорным органом и доведение до банков пруденциальных норм и требований, наличие полномочий придавать своим решениям обязательный характер;

− хорошее представление органами банковского надзора сути банковской деятельности.

С точки зрения направлений надзорной деятельности следует выделить:

− лицензирование и государственную регистрацию банковской деятельности;

− дистанционный надзор;

− контактный надзор.

С точки зрения содержания надзорной деятельности выделяются следующие направления:

− разработка методологических документов, определяющих требования к кредитным институтам для их лицензирования;

− пруденциальные нормы и требования к кредитным институтам;

− основания для отзыва лицензии;

− программы аналитических и институциональных проверок;

− аналитическая работа по изучению представляемой банками отчетности, а также материалов инспекционных и аудиторских проверок, оценки перспектив финансовой устойчивости кредитных институтов;

− контрольная работа, охватывающая оценку достоверности представляемой банком отчетности, его финансового состояния и качества управления;

− оценочная работа, проводимая на основе аналитических и контрольных процедур и имеющая результатом классификацию банков по степени проблемности;

− организация дифференцированных отношений с каждым банком: предоставление права на получение от центрального банка (если он является надзорным органом) определенных кредитов или введение режима предписаний и ограничений, обусловленного выявленными недостатками в деятельности кредитной организации.

Основные направления банковского надзора и его инструменты

1. Лицензирование и государственная регистрация

− Требования к кредитным организациям для получения лицензий и государственной регистрации

− Виды лицензий

− Требования к порядку представления кредитными организациями документов в надзорный орган и порядок их рассмотрения

− Основания для отказа в выдаче лицензии или ее отзыва

2. Дистанционный надзор

− Пруденциальные нормы и требования к кредитным организациям

− Методы и методики анализа отчетности и другой информации о кредитной организации

− Методы и методики оценки деятельности кредитной организации и классификация их по степени проблемности

− Система предупредительных и принудительных мер воздействия на кредитные организации, нарушающие пруденциальные нормы и требования

3. Инспектирование

− Программа инспектирования

− Методы и методики комплексных и тематических проверок банков

− Рекомендации по составлению сводного заключения по результатам проверки

− Процедуры рассмотрения результатов проверки и принятия соответствующих решений

 

Правовая основа банковского надзора охватывает, прежде всего, законодательные акты, определяющие субъекты и сферу надзора, функции и права органов, осуществляющих надзор.

Правовую основу механизма и инструментов надзора составляют нормативные документы надзорных органов.

 

Банковская система России

Под банковской системой понимают совокупность кредитных институтов внутри страны с внутренними взаимосвязями между ними.

Современная банковская система России создана в результате реформирования государственной кредитной системы, сложившейся в период централизованной плановой экономики. Банки в РФ создаются и действуют на основании Федерального закона от 07.06.1995 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (в редакции от 21.03.2002 г.), в котором дано определение кредитных организаций и банков, перечислены виды банковских операций и сделок, установлен порядок создания, ликвидации и регулирования деятельности кредитных организаций и тому подобное. В действующем законодательстве закреплены основные принципы организации банковской системы России, к числу которых относятся следующие:

– принцип двухуровневой структуры банковской системы (четкое законодательного разделения функций центрального банка и всех остальных банков. Центральный банк РФ как верхний уровень банковской системы выполняет функции денежно-кредитного регулирования, банковского надзора и управления системой платежей и расчетов в стране. Коммерческие банки осуществляют посредничество в расчетах, кредитовании и инвестировании, но не принимают участия в разработке и реализации денежно-кредитной политики, а ориентируются в своей работе на установленные Банком России параметры денежной массы, ставок процента, темпов инфляции и тому подобное.);

– принцип универсальности банков (все действующие на территории РФ банки обладают универсальными функциональными возможностями, имеют право осуществлять все предусмотренные законодательством и банковскими лицензиями операции краткосрочные коммерческие и долгосрочные инвестиционные. В законодательстве не отражена специализация банков по видам их операций).

Банк – кредитная организация, которая имеет исключительное право в совокупности осуществлять следующие банковские операции:

– привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;

– размещение этих средств от своего имени и за свой счет на условиях воз­вратности, платности и срочности;

– открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Небанковская кредитная организация – кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные законом. При этом определено, что допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций должен устанавливать Банк России. Пользуясь предоставленными ему полномочиями, в настоящее время Банк России выделил три типа небанковских кредитных организаций:

– расчетные небанковские кредитные организации;

– небанковские кредитные организации инкассации;

– небанковские депозитно-кредитные организации.

Банковское законодательство условно делят на три уровня:

1 Законы, регулирующие деятельность только кредитных организаций («О Центральном банке РФ», «О банках и банковской деятельности», «О страховании вкладов физических лиц в РФ» и так далее), данные законы определяют порядок лицензирования и контроля деятельности банков НКО, круг дозволенных и недозволенных операций, порядок взаимоотношений коммерческих банков с ЦБРФ.

2 Законы, регулирующие деятельность параллельно действующих институтов и затрагивающих банковскую деятельность («О несостоятельности, банкротстве», «О валютном регулировании и валютном контроле», «О бирже», «Об ипотеке», «О лизинге» и так далее). К данной группе можно отнести законы, регулирующие деятельность финансово-промышленных компаний, инвестиционных фондов и так далее.

3 Законы всеобщего действия (Конституция РФ, Кодексы). Положения данных законов имеют основополагающее для банка значение, определяют идеологию его деятельности, место кредитных институтов в народном хозяйстве.

Характерные черты банковского сектора российской экономики:

1. Достаточно большое число кредитных институтов.

2. Концентрация активов у крупнейших банков.(на 50 крупнейших по активам банков приходится -76.5%, доля Сбербанка РФ в совокупных активах составляет 26,2%).

3. Неравномерность территориального распределения субъектов банковского рынка. (44% действующих кредитных институтов находится в Москве. Очень мало банков работает в сельской местности и в дальних районах, их обслуживанием занимаются лишь филиалы Сбербанка РФ.

4. Внедрение на банковский рынок небанковских кредитных организаций.(Инвестиционные институты, страховые компании, расчетно-клиринговые организации – играют заметную роль в предоставлении финансовых услуг физ. и юрид-м лицам. Причинами этого являются достаточно высокая прибыльность банковской деятельности, а также невысокий уровень обслуживания клиентов(в осуществ-и расчетов, операций по ц.б., оказании трастовых услуг).

5. Локальный характер банковских рынков. (банковский рынок страны разбит на множество относительно обособленных локальных рынков, они не имеют филиальной сети в «чужих» регионах.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...