Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Зачем нужна варнашрама, если есть юкта-вайрагйа?




 

Отрывок из лекции Бхактивидйапурна Свами, прочитанной в Майапуре в 2010 году.

 

 

Принцип варнашрамы – это отношения. Это конструкция, основанная на законах Кришны, посредством естественной формы расы в духовном мире, которая утверждает естественные правила и ограничения человеческих взаимодействий в материальном мире. Человеческие взаимодействия должны быть прогрессивными, отличными от того, что мы имеем среди животных. Человеческие взаимоотношения означают, что вы хотите возвыситься. Поэтому существуют правила варнашрамы, благодаря которым мы можем должным образом прогрессировать. Это всё. Смысл в том, чтобы занять свою обусловленную природу в деятельности, приводящей к прогрессу. Если же вы находитесь на трансцендентном уровне, ваша природа будет использоваться в духовной деятельности. Это то, что вы станете делать духовными чувствами, духовным телом, духовным умом – занимать их духовной деятельностью в отношениях с Кришной. Но на материальном уровне, поскольку мы забыли о духовных отношениях и не знаем что правильно, а что нет, отношения устанавливаются через правила и ограничения варнашрамы. Мы взаимодействуем с окружающими таким образом, чтобы занять наши естественные склонности ради высших целей. Итак, все эти правила варнашрамы нужны для того, чтобы мы знали, как себя правильно вести в человеческом обществе. Какова культура Враджа? – Человеческая. И если вы хотите попасть во Врадж, там есть естественная культура, которой они следуют. Но они следует этой культуре спонтанно и Кришна там в центре. Но форма этой культуры та же. Они используют её, но это не основная доминирующая среда там. Основное – бхакти. На Вайкунтхе они очень строго следуют правилам варнашрамы, тогда как во Вриндаване они следуют им не так строго. Но тем не менее это основа. Не так, что во Врадже строгость следования меньше из-за того, что есть так называемая альтернатива в форме современной западной культуры. Видите ли, есть разница между шестью Госвами, живущими под деревом, отказывающимися от варнашрамы и нами. Имеется в виду, что они следовали варнашраме, но оставили её. Но когда кто-то, кто никогда не следовал этой системе и даже придя в контакт с ней, не хочет следовать ей, а затем ещё утверждает, что духовность в том, чтобы НЕ следовать ей, ссылаясь на Госвами… Это нормально, если ваши эмоции вдохновляют вас следовать Госвами, но тогда не надо считать своё отречение на одном уровне с их отречением. Вы не отреклись ни от чего. Потому, что чтобы отречься от чего-то, вам нужно вначале иметь это. Я могу сидеть здесь и заявлять: «я отрекаюсь от всех денег Билл Гейтса!

Миллиарды долларов – и мне нет до них дела!». В этом вся разница. Кто-то присоединяющийся с грузом современной культуры, никогда не следовав ведической культуре, от чего он отрекается? Ни от чего. Если человек понимает важность её и хочет следовать ей, но его ситуация не позволяет это делать, тогда нет проблем, но если человек не следует потому что ему не нравится следовать, а нравится следовать своей собственной западной культуре – в этом нет ничего особенного или достойного похвалы. Другими словами они могут быть правы философски, но они не добьются ничего такой философией.

 

Нужно научиться делать различия между индийской культурой и вечной ведической культурой. Не нужно думать, что носить сари, бинди или дхоти – индуизм. Это вечные правила. Если вы не можете различать, тогда лучше займитесь изучением. Не болтайте. Предположим, что кто-то является опытным плотником. Он не будет комментировать или советовать, как ремонтировать машины. И по аналогии, даже если кто-то является современным академическим учёным, имеющим много возможностей для изучения, если ведическая культура не ваша сфера – не комментируйте о ней. Если вы не были воспитаны в ней и обучены ей – не комментируйте о ней! Если вы не провели какое-то время в Индии, не жили с индийцами – у вас нет права комментировать индийскую культуру. Потому что вы не сможете объяснить разницу между тем, что является ведическим, а что является современными индийским. Другими словами ведическая культура, которая была подогнана под современный вкус. И вы не квалифицированы говорить на эту тему. Говорите на те темы, в которых вы действительно разбираетесь. Если вы профессор в квантовой физике вы не будете комментировать музыку, профессор музыки должен


 

комментировать музыку. Это просто общее правило, но часто преданные не следуют ему. Они считают себя обязанными влезать в области, которые не являются их специализацией. Почему мы заговорили об этом, потому что варнашрама – это естественные человеческие отношения в этом мире, которые отражают культуру и практику совершенных жителей духовного мира.

Другими словами, варнашрама – культура, которой человек следует, чтобы стать совершенными подобно жителям духовного мира. В чистейшей форме варнашрамы мы имеем дело с нашей духовной природой, не с обусловленной природой. В духовном мире дайва-варнашрама применима к нашей духовной природе, тогда как здесь дайва-варнашрама применима к нашей обусловленной природе. И это то, почему есть некоторые аспекты варнашрамы, которые мы может оставить в определённый момент. Человек, находящийся на уровне бавы не обязан следовать варнашраме здесь в этом мире, поскольку он следует ей в духовном мире. Или вы думаете, что попав во Врадж вы скажете «меня не интересует варнашрама»? Нанда Баба – царь, какое нам дело до этого?! Понимаете о чём я говорю?

 

Итак, мы должны чётко понять, что варнашрама – система, предназначенная для того, чтобы поднять вас с обусловленного уровня на трансцендентный уровень. Разница в том, что в духовном мире они следуют варнашраме, естественным образом занимая свои чувства, а мы занимаем чувства, следуя правилам. Варнашрама – духовная культура, на стадии практики.

 

Вопрос: «Кто-то ответит, это всё здорово, но мы просто воспеваем Харе Кришна, которое содержит всё».

 

Махарадж отвечает на повышенных тонах. Повторение Харе Кришна содержит всё, но человек, который говорит эти слова, женат? Или человек, говорящий это живёт в люльке, в доме своей матери? Они говорят «мы повторяем Харе Кришна» - идите и сидите под деревом! Нам не нужна политкорректность, нам не нужна бюрократия – сидите под деревом и делайте так, как делали Госвами и управляйте всем движением оттуда! Потому что ваш «единственный» интерес – духовная жизнь, вам плевать на политкорректность! Вам плевать на современную дипломатию! И вас только интересует преданное служение. Всё, что у вас есть это повторение Харе Кришна. Если это так, то вы честны, говоря «мы только повторяем Харе Кришна». Если это не так, то я заявляю – они обманывают. Они просто используют философию для своих менеджерских и экономических целей. Всё! У вас есть только повторение Харе Кришна, тогда как насчёт принятия прасада? Почему вы едите? Почему вы моетесь после туалета? Ришабхадев не мылся! Обусловленная душа во всей полноте своей обусловленной славы заявляет, что у неё есть только Харе Кришна, а затем погружается в размышления о безграничных потребностях своей обусловленной природы. Мы только повторяем Харе Кришны, но носим ли мы случайную одежду? Если мы только повторяем Харе Кришна, значит, будем бегать в каупинах или голыми? Что носит Харидас Тхакур? Он ТОЛЬКО воспевает Харе Кришна. Ему ничего не надо. Приходит проститука, садится рядом с ним, но он просто продолжает воспевать и она очищается. И мы должны понять, что это и есть «мы просто воспеваем Харе Кришна». Это правда, мы просто воспеваем, но что это значит для нас, как для обусловленных душ? Воспевание – наше главное занятие. Это самая главная мантра и самый главный процесс, но поскольку мы не удовлетворены этим, ПОЭТОМУ существуют другие процессы. Если вы просто повторяете Харе Кришна, вам не надо чистить зубы! Не надо бриться, расчёсывать волосы, ничего не надо делать. Но сторонники идеи «мы просто повторяем Харе Кришна» следуют этому? Нет, они встают утром, принимают омовение, бреются… Почему? Потому что шастра говорит это делать? НЕТ! Потому что млеччхи и йаваны делают это, и если они не будут это делать, их жёны не будут довольны ими. Он бреется, потому что жене не нравится, когда он касается её своим щетинистым лицом. Не потому что это шастра! И только тот, кто принимает шастру во всей полноте может сказать «мы только повторяем Харе Кришна», потому что тогда они смогут поддерживать правильный баланс и видеть, что шастра говорит только об этом. Ману говорит, что высшей обязанностью брахмана является повторение джапы. Там говорится, что если он делает это, тогда все другие обязанности считаются выполненными. Я не слышу, чтобы они говорили это. Я даже не вижу, чтобы они практиковали это. Только воспеваем Харе Кришна и идём трясти ящиком для пожертвований. Если мы «только воспеваем», то мы сидим и воспеваем. Откуда берётся необходимость сбора денег? Это экономика. Откуда это пришло? О,


 

нам нужно есть! НЕТ! Харидас Тхакур только воспевает. Если принесут чего-нибудь - он ест, не принесут – он не ест. Таково «просто воспеваем Харе Кришна».

 

Вопрос: «нам говорят, что мы воспеваем Харе Кришна и общаемся с преданными».

 

Как общаться с преданными? Что бы вы дали преданному в качестве еды? Как вы будете раздавать эту пищу? В каком окружении вы будете предлагать ему пищу? Или преданный приходит и говорит «у меня такая-то проблема» (гухйам акхйати приччхати) – и на следующий день все узнают об этом по интернету? Это гухйам акхйати приччхати? Итак, я не вижу того, о чём говорят эти люди. Где это? Я могу поехать в любой храм в мире и ни в одном месте не найти должным образом приготовленного прасада, потому что они не знают как готовить. Также я не смогу найти ни одной правильной раздачи прасада, и не увидеть нигде правильной атмосферы, в которой должен раздаваться прасад. Ничего. Какой культуре они следуют? Той естественной культуре, в которой они родились. Но весь смысл в том, что мы учимся в этой человеческой форме жизни тому, что является человеческим. Вы рождаетесь животным, но в процессе обучения становитесь человеком. И мы видим, что все сражения происходят вокруг того, что мы не хотим следовать ведической культуре, а просто повторяем Харе Кришна. Никто не спорит о западной культуре. Почему? Потому что они пришли из среды млеччх и по- прежнему следуют культуре млеччхов. Млеччхи, или мясоеды противостоят ведическим принципам, технически это называется культура йаванов. Йаваны – те, кто против ведической культуры. Млеччха – мясоед. Обычно йаваны все мясоеды, так что в каком-то смысле это синонимы, но вы можете быть млеччхой, но настроены благоприятно. Итак, я не вижу, чтобы они выбрасывали современную культуру, нет, мы практичны – йукта-вайрагйа. Но если это йукта- вайрагйа, мы также можем использовать ведические принципы. Современная культура не в меньшей степени неактуальна чем ведическая. И что такое современная культура? Любая мода в современном мире меняется через сколько месяцев? Как правило, каждые шесть месяцев, но если вы находитесь в определённой узкой группе, мода может меняться каждую неделю. Так что по сути, что бы кто ни делал в современном мире, это становится неактуальным по определению. Современное, означает то, что происходит прямо сейчас. Если вы делаете то, что было важно вчера – вы неактуальны сегодня. Вы несовременны. Технически говоря, вы не можете быть современным. Итак, всё это очень противоречиво. Они непоследовательны.

Ведическое – вечное. Оно всегда применимо и всё что вам нужно это просто получить мозги, чтобы применить это. Если вы не можете применить ведические принципы, просто скажите, «я не могу применить их», но не говорите, раздуваясь от гордости, что это никак нельзя использовать. Особенно, если вы никогда не пытались это сделать. Прабхупада хотел, чтобы каждый преданный провёл один год в Индии, чтобы получить необходимый опыт. У Прабхупады была сотня храмов по всему миру. Он проводил шесть месяцев в Индии и шесть месяцев по миру. О чём это говорит? Когда они приехали в Индию, и не было ещё храмов, они останавливались в домах культурных людей. Прабхупада говорил ученикам, что они должны учиться у этих культурных людей культуре. Когда к движению присоединился Субхаг Махарадж, а он был выходцем из очень аристократичной бенгальской семьи, Прабхупада сказал ему: «не забывай того, чему тебя научили твои родители. Просто добавь сознание Кришны». Очень отличается от того, что говорят эти люди – просто выкиньте все это. Но когда они всё выбрасывают, что остаётся? Их собственный среднестатистический американский образ жизни. Это всё, что остаётся. Хотя, некоторые из них принадлежат к высшему классу американского общества, а некоторые принадлежат к низшим классам американского общества. Но по существу, это усреднённый американский образ жизни. О, это йукта-вайрагйа, это практично, бла-бла, бла-бла… Потому что у них нет достаточно мозгов, чтобы понять ведическое. Это выше их головы. Но они так горды, что не могут признать это. Ведическая культура настолько утончённая. Почему Кришна следует ей? Почему Он устанавливает её – йада йада хи дхармасйа… Он приходит установить ЧТО? Ведическую культуру. И если они не могут видеть ведическую культуру - пусть оденут очки! Тот, кто знает ведическую культуру, может видеть её каждый день в Индии. Но эти люди не могут видеть её в принципе. Как, например, Макс Мюллер, он не сунул даже носа в Индию, и все эти академические учёные следуют ему – слепцы за слепцом падают в канаву. Мы не говорим, что они тупые, мы говорим, что они слепые. Мы не знали о ведической культуре до того, как к нам приехал Прабхупада. И сейчас мы её собираемся


 

выкинуть? Мы великие парамахамсы? Прабхупада обучал нас ТОЛЬКО ведической культуре. Почему они носили дхоти на 26/2 Авеню? Кто представил бритые головы, шикхи, кантхималы, брахманские шнуры? Кто представил всё это? И сейчас эти люди выкинут всё это? КТО ОНИ!? Что они о себе возомнили?! Они считают возможным взять и выкинуть то, что сделал Прабхупада, просто потому, что не могут понять, как это применить из-за своей глупости, незнанию, недостатка в практике садханы и дисциплинированности? И они говорят, что имеют право выкинуть ведическую культуру? Чушь! Бессмыслица! У них есть свой вкус, свой комфорт – замечательно! Но если вы ведёте себя как рядовой обыватель, вы не имеете права заявлять, что вы – ачарья, духовный лидер. Так много преданных живут вне храмов своим

«естественным» образом жизни, которым они жили бы в любом случае, даже если бы не стали преданными. Они могли бы быть вегетарианцами, пытались бы жить каким-то альтернативным образом жизни, использовали альтернативную медицину, они бы занимались какой-то медитацией, какой-то садхане, они бы читали какие-то духовные книги. Они бы всё это делали по-любому. И сейчас они будут давать свои комментарии о вечных принципах сознания Кришны? Они не могут следовать им, но это не означает, что другие тоже не смогут. Им не нравится следовать, но это не означает, что другим тоже не нравится. Хотите жить так – замечательно! Но почему они мешают тем, кто пытается?


 

 

 

Приложение 5

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...