и коммуникативная эффективность рекламы
⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Исследования эффективности РК, как правило, относят к тактическому контролю РД. Большинство авторов различают экономическую, психологическую и коммуникативную эффективность рекламных мероприятий. Экономическая эффективность рекламы определяется по степени ее воздействия на развитие товарооборота. Сравнивают также затраты на рекламу и ту прибыль, которую получил рекламодатель вследствие увеличения товарооборота под воздействием рекламы. Сложность состоит в том, что не всегда РК может оказать непосредственное влияние на сбыт, например имиджевая РК. Кроме того, подчас, бывает трудно отделить рекламное влияние от каких-либо других воздействий. Так, например, можно предположить, что при проведении общенациональной РК уровень продаж кондиционеров будет выше в том регионе, в котором температура поднимется до 35 С, по сравнению с регионом, где столбик термометра не поднимется выше 25 С. Таких факторов, оказывающих влияние на сбыт, существует множество. И все же экономическую эффективность некоторых РК можно рассчитать довольно точно. Приведем методику расчета экономической эффективности [14, с. 334-335].
Исходными данными являются оперативная информация и бухгалтерская отчетность. где Тд - дополнительный товарооборот под воздействием рекламы в рублях, Тс - среднедневной товарооборот до рекламного периода в рублях, П - прирост среднедневного товарооборота за рекламный и послерекламный период в процентах, Д - количество дней учета товарооборота в рекламный и послерекламный период. Экономический эффект РК определяется также по соотношению между прибылью от дополнительного товарооборота, полученного под воздействием рекламы, и расходами на нее:
где Э - экономический эффект рекламирования в рублях, Та -дополнительный товарооборот под воздействием рекламы (см. предыдущую формулу) в рублях, Нт - торговая надбавка за товар в % к цене реализации, Up - расходы на рекламу в рублях, Uд -дополнительный расходы по приросту товарооборота в рублях. Эффективность затрат на рекламу характеризует также ее рентабельность: где Р - рентабельность рекламируемого товара в %, П - прибыль, полученная от рекламирования товара в рублях, U - затраты на рекламу данного товара в рублях. Одной из разновидностей эффективности рекламы является так называемая психологическая эффективность. При изучении психологической эффективности рекламы оценивается степень влияния рекламы на психологические процессы представителей целевой аудитории рекламы, адекватность выбора различных средств воздействия рекламы. Психологическую эффективность рекламы исследуют, используя методы наблюдения, эксперимента, опроса, семантического дифференциала, фокус-группы и т.д. Преимущества метода наблюдения заключаются в том, что реклама исследуется в естественных условиях, а потребитель рекламы не знает о том, что является объектом наблюдения. Таким образом можно, например, изучить степень привлечения внимания витрины, наружной рекламы: где В — степень привлечения внимания прохожих, О — число людей, обративших внимание на рекламу в течение определенного периода, П — общее число людей, которые прошли мимо рекламы (витрины, щита) за определенный период [13, с. 336]. Наблюдения могут проводится и с помощью технических средств. Так, измерения телевизионной аудитории -аудиометрию, или пиплметрию — проводят с помощью специальных приборов, устанавливаемых в квартирах и домах телезрителей. Эти приборы позволяют наблюдать за тем, кто, сколько, когда смотрел телевизор, собирать данные о рейтингах каналов и телепродукции.
Недостатком этого метода является то, что с его помощью можно изучать только уже готовую и размещенную рекламу. Метод опроса получил широкое распространение в рекламной практике. Опрос можно проводить в устной или письменной форме, по почте, по телефону, через средства массовой информации, разместив анкету в газете, журнале, теле- или радиорекламе, а также при личном контакте с респондентом. Разновидностью личного интервью является так называемое глубинное интервью, в ходе которого используется не стандартный опросник, а метод свободной беседы с информантом, направляемой специалистом в нужное русло. Опрос является хорошим средством получения информации в тех случаях, когда удается соблюсти ряд условий — правильность выборки по качественным и количественным показателям, корректность выбранного инструментария (анкета, интервью, телефонный опрос). Особое искусство — составление анкеты. Это должен делать специалист, так как на результаты анкетирования влияют многие факторы — порядок вопросов, их формулировка, язык, стиль. Повышению уровня мотивации участия в опросе способствуют подарки, купоны со скидками, участие в розыгрыше и т.д. Важно, чтобы цель исследования соответствовала методу. Так, вряд ли можно выяснить с помощью опроса скрытую мотивацию покупок товаров личного пользования. А вот канал поступления информации о новом товаре и степень влияния рекламы, размещенной в том или ином средстве распространения, с помощью опроса можно определить. Вот вопросы анкеты, ответы на которые можно получить, к примеру, на месте продажи товара: как вы узнали о новом товаре — от знакомых, из объявления по радио, в газете, в магазине? В психологическом плане реклама изучается с начала XX в. В процессе планирования, организации и изготовления рекламы не стоит пренебрегать теми выводами, которые сделали ученые в ходе многочисленных исследований. Эти выводы нужно знать и определенным образом к ним относиться, помня о том, что, во-первых, это, как правило, результаты зарубежных исследований, во-вторых, социальные и психологические характеристики потребителей меняются со временем, и выводы исследований могут оказаться устаревшими. И все же некоторые результаты исследований с помощью такого метода, как эксперимент, не теряют актуальности и по сегодняшний день. Полезно знать, что количество повторов рекламных объявлений имеет гораздо большее значение для психологического воздействия, чем их величина. Психологи У. Дж. Скотт и Г. Мюнстерберг еще в начале XX в. экспериментально доказали, что эффект психологического воздействия РК определяется не площадью рекламного объявления, а соотношением оптимальной площади и количества публикаций. У. Дж. Скотт доказывал также, что рекламные объявления для мужчин эффективнее делать по У4 страницы и размещать не менее четырех раз, а объявления для женщин лучше макетировать размером У8 страницы и размещать не менее восьми раз [26, с. 176]. Большую роль при производстве рекламы играют понятия «фигуры и фона». Если в ходе РК удается представить товар как фигуру на фоне рекламы других конкурентов, то такую РК можно считать эффективной с точки зрения психологического воздействия. Укажем и на элементарные требования, которым должна соответствовать реклама с точки зрения психологов, — простота и быстрота восприятия информации, удобочитаемость (выбор шрифта, соотношение между размерами букв по горизонтали и вертикали, пробелами между буквами) и т.п. Интересны результаты экспериментов по изучению восприятия женщинами витрин. Оказалось, что большее количество людей останавливались у витрин с большим количеством товаров; но время рассматривания товаров в среднем было
больше у той витрины, где товаров было немного; число обращений оказалось выше по поводу товаров, представленных в витрине, где их также было немного. Однако среди проданных товаров чаще встречались вещи, которые были представлены на витрине с большим количеством вещей. В исследовании начала XX в. ученым В. Блюменфельдом было доказано, что предметы, находящиеся в средней вертикальной части, замечаются прохожими в два раза чаще, чем лежащие сбоку. Вещи, лежащие внизу, замечаются в десять раз больше, чем те, которые находятся в верхней части витрины.
Широкую известность получили эксперименты Д. Старча. Он установил, что информация (в эксперименте Д. Старча - бессмысленные слоги) в У2 полосы, размещенная в ее верхней части, воспроизводится 54 % испытуемых, в нижней части - 15 %. Если же размер информации У4 полосы, ее лучше размещать в верхней правой четверти, У9 полосы -в верхней левой четверти. Д. Старч также установил, что объявление, помещенное на первой и последней страницах, привлекает внимание в 100% случаев, а на второй и предпоследней - в 50% случаев [26, с. 190-192]. Американский психолог А. Адам доказывал, что правая сторона замечается в большей степени, чем левая. Немецкий ученый В. Меде опубликовал экспериментальную работу, в которой показал, что наибольшее внимание читателя привлекает объявление в рекламной газете, если оно напечатано в правом верхнем углу. Можно предположить, что эти результаты могут варьироваться в зависимости от типа и вида издания. Печатному СМИ неплохо бы прежде, чем устанавливать расценки на размещение рекламы, провести подобного рода исследования и использовать его результаты в процессе взаимодействия с рекламодателем. При исследовании психологической эффективности рек ламы часто используется методика психологического эксперимента — как на этапе предтестирования при выборе наиболее эффективного варианта рекламного ролика, так и на этапе посттестирования при исследовании эффективности уже размещенной рекламы. Следующие эксперименты, проведенные Психологическим Агентством Рекламных Исследований (ПАРИ), позволяют ответить на некоторые практические вопросы. Опишем эксперимент, направленный на выяснение того, какой из приемов телевизионной рекламы является более эффективным - прямое обращение к зрителю или диалог рекламных персонажей друг с другом. Исследователем О. Н. Поповой была сконструирована батарея роликов, основанных на монологах, обращенных к зрителю, и на диалогах персонажей (по пять роликов для каждой ситуации). Были выбраны ролики, напрямую не связанные с актуальными потребностями зрителей. Двум группам испытуемых по 30 человек предлагались стимульные материалы первой и второй категории. Оценка роликов проводилась по методике семантического дифференциала. Полученное распределение свидетельствует о том, что реклама, основанная на прямом обращении к зрителю, может оцениваться намного ниже, чаще отторгается зрителем [26, с. 121]. Следующий эксперимент был направлен на выявление того, какое из средств психологического воздействия — эффект ореола или механизм идентификации — является более эффективным. Трем группам испытуемых предъявлялись плакаты с рекламой мебельного салона. Первой группе был предложен плакат с изображением модного дивана; второй — плакат с изображением молодой симпатичной девушки, неудобно сидящей на этом диване; а третьей — плакат с изображением пожилой малосимпатичной индианки, лежащей на этом диване в удобной расслабленной позе. Испытуемые оценивали плакаты по методу семантического дифференциала. Эксперимент показал, что эффект ореола (девушка на диване) заставил испытуемых высоко оценить рекламу, а идентификации (испытуемые представляли себя на месте индианки) — рекламируемый товар.
Методика следующего эксперимента может быть использована при оценке ощущений, возникающих у потребителей при употреблении пищевых продуктов, напитков, духов, их места по отношению к конкурентам, а также влияния рекламы, упаковки, бренда, этикетки на восприятие того или иного товара. В ходе эксперимента испытуемым предлагают оценить напиток методом парных сравнений. В результате выяснилось, что при сравнении напитков вслепую исследуемый напиток оказался на четвертом месте. При проведении эксперимента открытым методом (испытуемые знали марки напитков, видели их этикетки) исследуемый напиток оказался на шестом месте. Следующая методика способна решить конкретную задачу — определить наиболее эффективный тип рекламного объявления для конкретного издания. Хорошо известно, что рекомендации, содержащиеся во многих пособиях по рекламе о том, «каким должно быть рекламное объявление», носят общий характер и не всегда работают на практике. Эксперимент, проведенный ПАРИ совместно с газетой «Экстра М», показал, что для данного издания с данным форматом в данный период (1996 г.) наиболее эффективны с точки зрения восприятия, внимания, памяти рекламные объявления с графикой, занимающие примерно У4— V8 рекламного модуля, окруженные пустым белым незаполненным полем. Следующая методика использовалась в ходе РК для ее коррекции. На психологическую экспертизу были представлены три телевизионных рекламных ролика, которые являлись составными элементами большой РК йогурта «Чудо» компании «Вимм-Билль-Данн». Первый ролик под условным название «Фрукты» был ориентирован на создание особого эмоционального впечатления у зрителей. Он содержал минимум информации. Сюжет был предельно прост: в белоснежное молоко падают свежие сочные фрукты. Растворяясь в молоке, они превращаются в йогурт. Второй ролик под условным названием «Объяснение» предлагал зрителю некую «обучающую» информацию, объясняющую преимущества и особенности хранения «живых» йогуртов. Третий ролик под условным названием «Персонажи» также был ориентирован на эмоции зрителей, но при этом в качестве приема воздействия в нем использовался психологический механизм идентификации. В полноформатном варианте ролика демонстрировались 23 персонажа, которые слизывали йогурт с крышки стаканчика. Использование метода семантического дифференциала и сравнение с «идеальным» образом позволило сделать определенные выводы. Ролик «Фрукты» был рекомендован к показу, ролик «Объяснение» был направлен на доработку, так как в нем обнаружилось несколько существенных психологических ошибок и технических неточностей, а ролик «Персонажи» после нескольких показов был снят с экрана и заменен другим. Практически во всех описанных экспериментах используется метод семантического дифференциала Ч. Осгуда и его многочисленные модификации. Этот метод позволяет получить более точную информацию по сравнению с методами опроса, анкетирования в такой тонкой сфере, как психические процессы в рекламе. Представителей целевой аудитории (репрезентативную выборку) просят оценить на первом этапе «идеальную» рекламу, на втором - реальную. Для оценки предлагается заполнить специальную таблицу, состоящую из антонимов, пользуясь шкалой. В разновидностях этого метода используются шкалы, состоящие из разного количества элементов. Сравнение идеального графика и графика реального объекта исследования позволяет делать выводы об эффективности рекламы. Большое значение в исследовании психологических процессов в рекламе имеют инструментальные методы исследования. Так, эффективно и объективно исследование рекламы с помощью прибора тахистоскопа, а также прибора NAC, напоминающего шлем для виртуальных игр. Использование этих приборов в практике работы рекламных и исследовательских организаций на региональном рынке — это будущее, будем надеяться, что ближайшее. Опишем еще один вид эффективности рекламы — коммуникативную эффективность. Как правило, объектом исследования коммуникативной эффективности рекламы является рекламный текст. Изучение коммуникативной эффективности рекламы имеет значение и на этапе разработки рекламных продуктов при тестировании их различных вариантов — образов, текстов, названий, заголовков, слоганов, и в ходе проведения РК для ее коррекции, и в процессе оценки результатов РК. По мнению Ю. К. Пироговой, чтобы корректно оценить эффективность созданной рекламы, необходимо четко проводить границу между коммерческим успехом и коммуникативной эффективностью информационной деятельности фирмы [15, с. 225]. Исследование коммуникативной эффективности рекламы позволяет найти ответы на вопросы, почему одну рекламу замечают быстрее в общем информационном потоке, почему одно рекламное сообщение легче и проще понять, чем другое, почему одно рекламное сообщение прочитывают (прослушивают) до конца, а другое пропускают, почему одно рекламное сообщение запоминается лучше, чем другое, почему одна рекламная информация вызывает доверие, а другая нет, почему одна реклама улучшает отношение к фирме, товарам а другая не меняет его или даже ухудшает, почему одна реклама способна вызвать действие потребителя, а другая — нет. На все эти вопросы Ю. К. Пирогова предлагает получить ответы, изучая критерии коммуникативной эффективности рекламы — распознаваемость, запоминаемость рекламного сообщения, его притягательную и агитационную силу. Основные методы коммуникативной эффективности рекламы — опрос и эксперимент. Исследования любого рода — это достаточно затратное мероприятие, требующее привлечения специалистов в этой области. Результаты некорректно проведенного исследования могут ввести в заблуждение, привести к ошибкам в планировании и организации РК. Исследовательскую деятельность, как и РД, планируют заранее. Напомним, что один из разделов рекламного плана — это план исследований, используемых в ходе РК. План исследовательских мероприятий, как правило, состоит из следующих разделов: 1. Описание результатов предшествующих исследований. 2. Цели предстоящих исследований. 3. Описание объектов исследований.
3. Описание стратегии исследований. 4. Разработка концепции и описание методов и методологии исследований. 5. Этапы исследований. 6. Описание ресурсов и кадров, необходимых для проведения исследования. 7. Инструменты исследования (анкеты, технические приспособления и т.д.). 8. Смета исследований. 9. Календарный график исследований. Документ, завершающий исследования — это подробный отчет с выводами и рекомендациями по проведению РК, ее корректировке или обобщениями по уже проведенной РК и рекомендациями на будущее. Контрольные вопросы и задания 1. Какие особенности имеет контроль в сфере РД? Пере 2. Опишите особенности планирования и организации контроля в РА. 3. Классифицируйте исследования, проводимые в рамках РК, по целям и задачам. 4. Перечислите методы и методики исследований. Опишите инструментарий исследований. 5. Составьте план исследования экономической эффективности рекламной кампаний по продвижению нового продукта на региональном рынке. Разработайте инструментарий исследования экономической эффективности РК. 6. Составьте план исследования психологической эффективности рекламных материалов (на примере исследования телевизионной рекламы). 7. Опишите особенности планирования и организации исследований в рамках различных РК. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ 1. Реклама как особый вид деятельности. 2. Участники РД, их характеристика и функции. 3. Рекламный менеджмент и его функции. 4. Особенности организации РД рекламодателем. Классификация рекламодателей. 5. Структура РД рекламодателя. Функции рекламодателя в сфере РД. 6. Характеристика крупных зарубежных и отечественных рекламодателей (по выбору). 7. Централизованная и децентрализованная структура организации РД рекламодателем. 8. Внутрифирменное РА: преимущества и недостатки. 9. Организация РД мелкими рекламодателями.
10. РА как важная составляющая РД. Роль РА в РД. 11. Характеристика РА (по выбору). 12. Функции РА. Сильные и слабые стороны РА. 13. Типы РА. Агентства полного цикла (универсальные РА). Специализированные РА и их виды. Региональные РА. 14. Структура РА. Виды работ, выполняемые РА. 15. Схема управления рекламным агентством. Философия РА. 16. Особенности рекламных служб СМИ. Преимущества и недостатки рекламных служб СМИ. 17. Организация рекламной службы печатными СМИ. 18. Рекламные службы телеканалов и радиостанций. 19. Стадии взаимоотношений в системе «рекламодатель - РА». 20. Методы поиска рекламодателем РА. 21. Параметры оценки рекламодателем РА. 22. Тактика поведения агентства с заказчиком. Приемы привлечения рекламным агентством рекламодателя. 23. Контрактные отношения. Особенности договорных отношений в системе «рекламодатель — РА». 24. Функции менеджера по рекламе в системе отношений «рекламодатель — РА». 25. Сведения о рекламодателе, необходимые РА для выполнения заказа. 26. Технологическая цепочка разработки рекламы в РА и роль рекламодателя в этом процессе. 27. Формы и способы оплаты работы РА рекламодателем. 28. Документы для проведения переговоров с заказчиком. 29. Этапы работы с клиентом и их документальное сопровождение. 30. Производственная документация рекламной фирмы. 31. Типология РК. 32. Варианты построения РК. 33. Этапы РК. 34. План РК: функции, структура. 35. Анализ маркетинговой ситуации как этап организации РК. 36. Определение целей рекламы как этап РК. 37. Определение целевой аудитории как этап РК.
38. Определение творческой рекламной стратегии как этап РК. 39. Определение размера рекламного бюджета. Разработка рекламного бюджета. 40. Выбор средств распространения рекламы и график проведения РК. 41. Разработка рекламных продуктов. Предтестирование. 42. Изготовление и размещение рекламных продуктов. 42. Медиапланирование как составляющая организации и планирования РД. 43. Цели и задачи медиапланирования. 45.Исходные данные для медиапланирования. Медиабриф. 46.Этапы медиапланирования.
47. Основные медиахарактеристики. 48. Оптимизация медиапланирования. 49. Основные документы медиапланирования: медиа-обсчет, расчет бюджета РК и график размещения рекламы. 50. Понятия, уровни и виды контроля РД. Особенности контроля в сфере РД. Цели контроля. 51. Тактический и стратегический контроль рекламы. 52. Объекты контроля в сфере РД. Внешний и внутренний контроль. 53. Особенности планирования и организации контроля в РА. 54. Исследования как форма тактического контроля РД. 55. Классификация исследований, проводимых в рамках РК, по целям и задачам. 56. Объекты исследований в рекламе. 57. Первичные и вторичные данные исследований. Качественные и количественные исследования рекламы. 58. Этапы проведения РК и исследования. 59. Методы и методики исследований. Инструментарий исследований. 60. Исследования эффективности РК. 61. Экономическая эффективность РК. 62. Психологическая эффективность РК. 63. Коммуникативная эффективность РК. 64. Планирование исследований в рамках РК.
Литература 1. Батра Р., Майерс Д., Аакер Д. Рекламный менеджмент. 5-е изд. М.; СПб., 2000. 784 с. 2. Бове К., Арене У. Современная реклама. Тольятти, 1995. 661 с. 3. Голъман И. А. Рекламное планирование. Рекламные 1996. 320 с. 4. Гудков Л., Дубин Б., Зоркая Н., Бочарова О., Левин-сон А., Лернер А. Общественный договор. Социологическое исследование. М., 2001. 264 с. 5. Евстафьев В. А., Яссонов В. Н. Введение в медиап-ланирование. М., 1998. 70 с. 6. Катернюк А. В. Современные рекламные технологии: коммерческая реклама: Учебное пособие. Ростов н/ Д, 2001. 320 с. 7. Креатив. 2001. № 1. 8. Курилина А., Курнатовская А. Рабочая тетрадь специалиста по продажам рекламных возможностей СМИ. М., 2001. 75 с. 9. Ланг Д. Как действуют рекламные агентства? // www.tvmedia.kz/adv/a01.php.
10. Лебедев-Любимов А. Психология рекламы. СПб., 2002. 368 с. 11. Материалы II межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы российской рекламы: теория и практика». Ростов н/Д, 2001. 12. Назайкин А. Н. РД газет и журналов: Практическое пособие. М., 2002. 205 с. 13. Назайкин А.Н. Эффективная продажа рекламы. Технология получения заказа на покупку рекламных площадей, эфира, пространства: Практическое пособие. 2-е изд. М., 2000. 200 с.
14. Николаева Т. Основы медиапланирования // Маркетолог. 2000. № 4. С. 8-13. 15. Панкратов Ф., Баженов Ю., Серегина Т., Шаху-рин В. Рекламная деятельность: Учебник для студентов высших учебных заведений. 2-е изд. М., 2000. 364 с. 16. По материалам Интернета. 17. Практический маркетинг. 2001. № 48, 49, 52. С. 35, 37, 43. 18. Рекламный текст: семиотика и лингвистика. М., 2000. 270 с. 19. Рекламодатель. 2001. № 1. 20. Ромат Е. В. Реклама. 5-е изд. СПб., 2002. 544 с. 21. Семенов БД. Рекламный менеджмент: учебное пособие. 2-е изд. М., 2001. 272 с. 22. Сэндидж Ч., Фрайбургер В., Ротцолл К. Реклама: теория и практика. М., 1989. 630 с. 23. ТВ парк. 2002. № 40. С. 68-69. 24. Уэллс У., БернетДж., Мориарти С. Реклама: принципы и практика. СПб., 1999. 736 с. 25. Щепакин М. Б., Петровский В. Н., Капитонов А. П., Фролов И. Технологии производства в рекламе. М., 2002. 265 с. 26. Щепилова Г. Г., Щепилов К. В., Краснюк В. М. Введение в рекламоведение. М., 2002. 302 с. Рекомендуемая литература Балабанов А. В. Занимательное медиапланирование. М., 2001. 104 с. Бороноева Т. А. Современный рекламный менеджмент. М., 2002. 141 с. Голъман И. А. Рекламное планирование. Рекламные технологии. Организация РД. М., 1996. 320 с. Делл Д., Линда Т. Учебник по рекламе. Минск, 1996. 320 с. Засорина Т. Н. Основы медиапланирования: методическое пособие. Ростов н/Д, 1998. 25 с. Картер Г. Эффективная реклама. Путеводитель для малого бизнеса. М., 1998. 244 с. Крылов И. В. Теория и практика рекламы в России. М.,1996. 183 с. Лепешко Р. Н. Анализ эффективности рекламы. 2-е изд. Киев, 2001. 112 с. Лэвидж Р., Стейнер Г. Модель прогнозирующих показателей эффективности рекламы // Классика маркетинга / Сост. Энис Б. М., Кокс К. Т., М.; СПб., 2001. Музыкант В. Л. Теория и практика современной рекламы. Ч. 1. Монография. М., 1998. 400 с. Назайкин А. Н. Эффективная продажа рекламы. Технология получения заказа на покупку рекламных площадей, эфира, пространства: Практическое пособие. 2-е изд. М., 2000. 200 с. Райе Э., Траут Д. Позиционирование: битва за узнаваемость. СПб., 2001. 256 с. Рекламная политика в бизнесе / http:// www. ref erat. nno v. ru/docs/uprav. html. Рожков И. Международное рекламное дело. М., 1994. 175 с. Росситер Дж. Р., Перси Л. Реклама и продвижение товаров. СПб., 2000. 656 с. Смирнов Э. А. Управление качеством рекламы. М., 2001. 263 с. Спиридонова И. Организация рекламной кампании / http://www.marketingspb.ru/read/m5/index.html. Старобинский Э. Самоучитель по рекламе. 5-е изд., пер. и доп. М., 1999. 352 с. Уткин Э., Кочеткова А. Рекламное дело. М., 1998. 272 с. Федотова Л. Н. Социология рекламной деятельности: Учебник. М., 2002. 272 с. Федъко Н. Г., Федько В. П. Маркетинговые коммуникации. Ростов н/Д, 2002. 384 с. Феофанов О. Реклама: новые технологии в России. СПб., 2000. 384 с. Четвертой П. Теория и практика современного маркетинга: Полный набор стратегий, инструментов и техник. М., 2002. 608 с. Щепакин М. Б., Петровский В. П., Капитонов А. Н. Технологии производства в рекламе. М., 2002. 265 с. Щепилова Г. Г., Щепилов К. В., Краснюк В. М. Введение в рекламоведение. М., 2002. 302 с. Приложение ПРИМЕР РАЗРАБОТКИ РЕКЛАМНОЙ КАМПАНИИ ДЛЯ СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ «N» Анализ текущей ситуации Основными конкурентами являются страховые компании, лидирующие по приросту взносов автострахования. Это крупнейшие универсальные компании, такие как Ингосстрах, РОСНО, Ресо-Гарантия, Альфа-страхование и др., второстепенными конкурентами являются страховщики, специализирующиеся на автомобильном страховании (Народный резерв). Приложение
Анализ рекламной активности конкурентов в январе-феврале по различным видам СМИ подготовлен на основе данных мониторинговой компании RPRG (пресса, радио, наружная реклама). Ни одна страховая компания не использует весь комплекс СМИ в своих РК. Традиционные рекламные носители - пресса и наружная реклама. РК проводят все лидеры рынка. Следовательно, наилучшая перспектива планируемой рекламной кампании — использование всех видов СМИ, что позволит обеспечить максимальный охват. Цели маркетинга логически вытекают из анализа ситуации, маркетинга прогнозов и тенденций, расстановки приоритетов и задают следующие критерии: - создание имиджа надежной компании; -общее увеличение объема страховой премии добровольного страхования до уровня, близкого к среднему значению основных конкурентов; - увеличение темпа роста объема страховой премии автострахования. Постановка целей маркетинга зависит от размера денежных средств, которыми располагает организация для вложения в маркетинг. Чтобы достичь поставленных целей, необходимо разработать стратегию маркетинга, которая будет определять цели рекламы. Стратегия зависит не только от целей маркетинга, но и от того, на какой именно рынок будет направлена деятельность. Следовательно, первым шагом является выбор целевого рынка. В данном случае их три: - потенциальные клиенты (корпоративные и частные —страховые агенты; —федеральные страховые компании. Второй шаг — позиционирование компании. Огромный спектр и существующий потенциал традиционных видов страхования, повышение уровня доверия к страховым компаниям позволяют занять сходную позицию с конкурентами и постараться добиться доверия их клиентов. Компания должна позиционировать себя через дифференцирование цена/качество и по сегментированию рынка. То есть основные рекламные усилия должны быть направлены на завоевание самого перспективного сегмента страхового рынка - автомобильного. При этом различным целевым рынкам предлагаются различные услуги: страховые услуги, продажа страховых услуг, жизнеспособность компании, имидж крупной страховой компании; различными средствами продвижения: реклама прямая и косвенная; реклама, стимулирование продаж; реклама, изучение рынка. Планируется рекламировать не часто приобретаемую услугу, поэтому необходимо продолжительное время проведения РК. Следовательно, должно происходить изменение целей рекламы во время кампании. Вначале наибольшие усилия должны быть направлены на создание осведомленности о компании и формирование ее имиджа. Затем внимание должно быть сосредоточено на создании интереса к услугам и желании приобретать эти услуги. Следующий этап - стимулировать приобретение услуг. Рекламная стратегия составляется из следующих элементов рекламы: - целевые аудитории; - концепция товара; - рекламное сообщение; - средства распространения информации. Целевая аудитория - это конкретные люди, которым предполагается адресовать рекламу. В плане маркетинга выявлено три целевых рынка. В рекламном плане целевые аудитории формируются на базе целевых рынков: Автовладельцы По данным маркетингового исследования компании Gallup Media Russia, в Москве в 35 % семей имеются личные автомобили. Поскольку автовладельцами являются в основном мужчины, следует рассмотреть распределение их по возрастам: Ядро группы составляют мужчины 25—54 лет. Однако из таблицы видно, что имеет смысл расширить группу до 60 лет. Автовладельцы любых категорий имеют мотивации для страхования, поэтому разделять группу по доходам не имеет смысла. Таким образом, первая целевая аудитория — мужчины 25—60 лет. Страховые агенты По данным Media & Marketindex:
Что касается распределения работающих по полу, то среди женщин это 53,2 %, среди мужчин — 46,8 % от общего числа работающих в сфере страхования. Анализ данных позволяет сформировать вторую категорию целевых аудиторий: основная — мужчины 25—60 лет, вторичная — женщины 25—50 лет. 3. Региональные страховые компании По данным Media & Marketindex: Стратегические решения принимаются руководителями, влияют на принятие решений специалисты. Таким образом, третья категория целевых аудиторий: основная — мужчины 25—54 лет, вторичная — женщины 25—50 лет. Целевые аудитории трех целевых рынков пересекаются, в целях оптимизации бюджета возможно проведение единой РК для всех целевых групп. Объединенные целевые группы: основная — мужчины 25—60, дополнительная — 25—50 лет. Концепция продукта — совокупность полезных качеств, представленных с точки зрения потребителя. При разработке концепции необходимо учитывать степень и род вовлеченности потенциальных клиентов в принятие решения. Страхование — тот вид «товара», который требует наибольшей степени участия и очень рационального подхода при принятии решения. Иными словами, принятие решения и выбор конкретной страховой компании происходят не спонтанно, а после изучения рынка. Учитывая маркетинговые, рекламные задачи и степень вовлеченности рекламы в принятие решения, концепцию товара, можно выделить следующие определяющие факторы: — позиционирование: надежность, профессионализм; — соотношение цена/качество: то же качество услуг по меньшей цене; — полный спектр страховых услуг: все известные виды страхования в одной компании. Рекламное сообщение необходимо создавать с учетом выработанной концепции и возможностей каждого СМИ. В рамках брифа творческая концепция рекламного сообщения не разрабатывалась.
Далее из базы данных специализированного исследования прессы и радио National Readership Survey компании Gallup Media Russia проводился выбор среди специализированных тематических изданий на основании следующих медиахарактеристик: Rating (Cover) и Affinity Index. Отобранные по этим характеристикам издания оценивались по показателям: —Basic Cost — базовая стоимость размещения рекламы; —Discount — процент скидки, предоставленный изданием; —Cost Per Rating Point (CPP) — цена информирования 1% целевой аудитории данным рекламным носителем (рассчитывается как отношение реальной стоимости размещения к рейтингу этого рекламного носителя по целевой аудитории). Сопоставление медиа и стоимостных характеристик определило следующий выбор: —автомобильные издания: «Автомир», «Авторевю», «За рулем»; —общественно-политические: «Итоги», «Деньги», «Эксперт»; —ТВ-гид: «ТВ-парк». Расчет медиаплана, скидки и позиционирование рекламных модулей основаны на согласованных с изданиями условиях. Период начала РК в прессе обусловлен сроками предварительной подачи материалов в издания. Выбор радиостанций проводился на основании данных специализированного исследования прессы и радио National Readership Survey компании Gallup Media Russia по характеристикам: —Cover (охват радиостанции) — доля радиослушателей из целевой аудитории, слушавших данную радиостанцию хотя бы 15 минут в неделю (в тысячах человек); —Daily Reach/Weekly Reach (ежедневный/еженедельный охват) — доля разных людей из целевой аудитории, хотя бы один раз за день/за неделю слушавш
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|