Новые национальные задачи в области сохранения биоразнообразия в Российской Федерации формулируются и формируются в рамках подготовки пересмотреннойНациональной стратегии и плана действий по сохранению биоразнообразия (НСПДСБ).
Новые национальные задачи, разрабатываются в виде национальных целей на основе глобальных задач, принятых в Айти в рамках Стратегического плана в области сохранения и устойчивого использования биоразнообразия на 2011-2020 годы. Вместе с тем, эти задачи (цели) формулируются с учетом национальных приоритетов и возможностей их дальнейшей реализации, а также результатов выполнения действующей Национальной стратегии сохранения биоразнообразия России (2001 г.), принятых новых государственных стратегий, программ и планов действий и изменений законодательства, связанных с сохранением и устойчивым использованием биоразнообразия.
В таблице 11 представлен предварительный вариант национальных целевых задач. При этом, таких национальных целей может быть не одна, а более, по сравнению с глобальной задачей, но в окончательном виде они будут сформулированы при завершении подготовки новой НСПДСБ. Кроме того, для достижения результативности той или иной национальной цели, разрабатываются соответствующие индикаторы, которые позволят количественно измерить их выполнение.
| Глобальные задачиАйти
| Национальные цели
|
| Задача 1
К 2020 году, но не позднее этого срока, люди осведомлены о стоимостной ценности биоразнообразия и о мерах, которые они могут принимать для его сохранения и устойчивого использования.
| Цель 1
К 2020 году люди знают, что сохранение биоразнообразия является залогом их здоровья и социально-экономического благополучия. Цель 2
К 2020 году люди предпринимают конкретные меры по сохранению биоразнообразия.
|
| Задача 2
К 2020 году, но не позднее этого срока, стоимостная ценность биоразнообразия включена в национальные и местные стратегии развития и сокращения бедности и в процессы планирования и включается в соответствующих случаях в системы национального учета и счетов.
| К 2020 году ценность биоразнообразия включена в национальные и региональные стратегии и в процессы планирования социально-экономического развития
|
| Задача 3
К 2020 году, но не позднее этого срока, стимулы, включая субсидии, наносящие вред биоразнообразию, устранены, поэтапно отменены или изменены в целях сведения к минимуму или предотвращения негативного воздействия, и разрабатываются и используются положительные стимулы к сохранению и устойчивому использованию биоразнообразия в соответствии и согласии с Конвенцией и другими соответствующими международными обязательствами и с учетом национальных социально-экономических условий.
| К 2020 году определены и устранены субсидии, наносящие вред биоразнообразию, в том числе - неэффективные субсидии на ископаемое топливо; подготовлены и утверждены дорожные карты по их устранению; подготовлены и согласованы предложения по внедрению положительных стимулов к сохранению и устойчивому использованию биоразнообразия.
|
| Задача 4
К 2020 году, но не позднее этого срока, правительства, деловые круги и субъекты деятельности на всех уровнях приняли меры или внедрили планы в целях достижения устойчивости производства и потребления и не допускают, чтобы последствия использования природных ресурсов нарушали экологическую устойчивость.
| К 2020 году Государственная Программа по лесному хозяйству (и/или преемственная ей) пересмотрена с целью адаптации ее активностей, показателей и индикаторов реализации для достижения устойчивости лесопользования.
Секторальные политики и политики экологической и социальной ответственности государственных обеспечивают экологически устойчивое природопользование в области лесопользования и использования водных биологических ресурсов, а также экологическую ответственность использования не возобновляемых (минеральных) природных ресурсов и гидроэнергетики.
Законодательство о государственных и муниципальных закупках, а также политика и практика корпоративных закупок госкомпаний обеспечивают предпочтение продукции лесных и водных биологических ресурсов, произведенных экологически устойчиво.
|
| Задача 5
К 2020 году темпы утраты всех естественных мест обитания, включая леса, как минимум сокращены наполовину и там, где осуществимо, приведены почти к нулю, а деградация и фрагментация существенно снижены.
| К 2020 году утрата всех естественных местообитаний как минимум сокращена наполовину и там, где это необходимо прекращена, а деградация и фрагментация существенно снижены.
|
| Задача 6
К 2020 году регулирование и промысел всех запасов рыбы и беспозвоночных и водяных растений осуществляются устойчиво, на законных основаниях и с применением подходов с позиций экосистем, чтобы избегать чрезмерной эксплуатации рыбных ресурсов, внедрены планы и меры восстановления всех истощенных видов, рыболовный промысел не оказывает значительного неблагоприятного воздействия на угрожаемые виды и уязвимые экосистемы и воздействие рыболовства на живые запасы, виды и экосистемы не превышает экологически безопасных пределов.
| К 2020 году регулирование и промысел эксплуатируемых водных биологический ресурсов (ВБР) в исключительной экономической зоне, территориальных и внутренних водах РФ, осуществляется устойчиво, на законных основаниях, с использованием принципов устойчивого развития, экосистемного подхода и с учетом потенциального воздействия на угрожаемые виды и уязвимые элементы экосистемы.
|
| Задача 7
К 2020 году территории, занятые под сельское хозяйство, аквакультуру и лесное хозяйство, должны управляться устойчивым образом, обеспечивая сохранение биоразнообразия.
| К 2020 году не менее чем на 50% площади эксплуатационных и защитных лесов осуществляется устойчивое ведение лесного хозяйства, обеспечивая сохранение биологического разнообразия.
|
| Задача 8
К 2020 году загрязнение окружающей среды, в том числе в результате чрезмерного сброса биогенных веществ, доведено до уровней, при которых функционированию экосистем и биоразнообразию не наносится ущерба.
| К 2020 году обеспечена экономическая мотивация планомерного снижения сбросов и выбросов путем принятия и вступления в действие соответствующего законодательства.
|
| Задача 9
К 2020 году инвазивные чужеродные виды и пути их интродукции идентифицированы и классифицированы по приоритетности, приоритетные виды регулируются или искоренены и принимаются меры регулирования путей перемещения для предотвращения их интродукции и внедрения.
| К 2020 году чужеродные виды выявлены, ранжированы по степени инвазионной активности и угрозе биоразнообразию.
К 2020 году инвазионные виды и пути их проникновения и распространения идентифицированы. Наиболее агрессивные виды и пути их распространения контролируются и приняты меры по их искоренению. Приняты программы по борьбе и регулированию инвазивных чужеродных видов.
|
| Задача 10
К 2015 году сведены к минимуму многочисленные антропогенные нагрузки на коралловые рифы и другие уязвимые экосистемы, на которые воздействует изменение климата или подкисление океанов, в целях поддержания их целостности и функционирования.
| К 2020 году в России сведены к минимуму антропогенные нагрузки на экосистемы, уязвимость которых к изменениям климата уже проявилась достаточно четко
|
| Задача 11
К 2020 году не менее 17% районов суши и внутренних вод и 10% прибрежных и морских районов, и в частности районов, имеющих особо важное значение для сохранения биоразнообразия и обеспечения экосистемных услуг, сохраняются за счет эффективного и справедливого управления, существования экологически репрезентативных и хорошо связанных между собой систем охраняемых районов и применения других природоохранных мер на порайонной основе и включения их в более широкие ландшафты суши и морские ландшафты.
| К 2020 году репрезентативная система экологически связанных ООПТ сохраняет природное разнообразие, эффективно управляется и занимает не менее 17% суши и 10 % акватории национальной юрисдикции.
К 2020 году площадь природных территорий регулируемого природопользования, играющих ключевую роль в предоставлении экосистемных услуг, увеличивается.
|
| Задача 12
К 2020 году предотвращено исчезновение известных угрожаемых видов, и статус их сохранности, и в частности видов, численность которых более всего сокращается, улучшен и поддерживается.
| К 2020 система управления сохранением редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов, обеспечивает их устойчивое существование в естественной среде.
|
| Задача 13
К 2020 году поддерживается генетическое разнообразие культивируемых растений, сельскохозяйственных и домашних животных и их диких родственников, включая другие ценные виды с социально-экономической и культурной точек зрения, и разработаны и осуществлены стратегии по минимизации генетической эрозии и сохранению их генетического разнообразия.
| К 2020 году генетическое разнообразие культивируемых растений, сельскохозяйственных и домашних животных, их диких сородичей, включая другие ценные виды, сохранено и устойчиво используется, а генетическая эрозия сведена к минимуму. Создана государственная система управления генетическими ресурсами и целостная система земельно-хозяйственной деятельности для работы с агро-экологическими системами, минимизируя вредное воздействие хозяйственной деятельности человека на генетическое разнообразие сортов и пород и их диких сородичей.
|
| Задача 14
К 2020 году восстановлены и охраняются экосистемы, оказывающие важнейшие услуги, включая услуги, связанные с водой, и содействующие охране здоровья, жизнеобеспечению и благосостоянию, с учетом потребностей женщин, коренных и местных общин и бедных и уязвимых слоев населения.
| К 2020 году обеспечено сохранение экосистем, оказывающих важнейшие услуги для обеспечения жизни, здоровья и благосостояния населения.
|
| Задача 15
К 2020 году повышена сопротивляемость экосистем и увеличен вклад биоразнообразия в накопление углерода благодаря сохранению и восстановлению природы, включая восстановление как минимум 15 % деградировавших экосистем, что способствует смягчению изменения климата и адаптации к ним и борьбе с опустыниванием.
|
|
| Задача 16
К 2015 году Нагойский протокол регулирования доступа к генетическим ресурсам и совместного использования на справедливой и равной основе выгод от их применения вступил в силу и функционирует в соответствии с национальным законодательством.
| Способствовать ратификации Нагойского протокола Российской Федерацией.
Гармонизация национального законодательства в соответствии с выполнением обязательств Российской Федерации в рамках Нагойского протокола.
Определить организационную структуру, необходимую для осуществления Нагойского протокола в Российской Федерации.
Создать условия для эффективной реализации Нагойского протокола на национальном и региональном уровнях.
|
| Задача 17
К 2015 году каждая Сторона разработала и приняла в качестве политического инструмента эффективную совместную и обновленную национальную стратегию и план действий по сохранению биоразнообразия и приступила к их реализации.
|
|
| Задача 18
К 2020 году традиционные знания, нововведения и практика коренных и местных общин, имеющие значение для сохранения и устойчивого использования биоразнообразия, и традиционное использование ими биологических ресурсов уважаются в соответствии с национальным законодательством и соответствующими международными обязательствами и полностью включены в процесс осуществления Конвенции и отражены в нем при всемерном и эффективном участии коренных и местных общин на всех соответствующих уровнях.
| К 2020 году законодательство обеспечивает видение традиционного образа жизни и устойчивое использование биоразнообразия коренными малочисленными народами, включая учет традиционных знаний при планировании и осуществлении деятельности, связанной с использование и воздействием на биологические ресурсы.
|
| Задача 19
К 2020 году усовершенствованы, широко совместно используются, передаются и применяются знания, научная база и технологии, связанные с биоразнообразием, его стоимостной ценностью и функционированием, его статусом и тенденциями в этой области, а также с последствиями его утраты.
|
|
| Задача 20
К 2020 году, но не позднее этого срока, должна значительно расшириться, по сравнению с текущими уровнями, мобилизация финансовых ресурсов для эффективного осуществления Стратегического плана в области сохранения и устойчивого использования биоразнообразия на 2011-2020 годы из всех источников и в соответствии с обобщенным и согласованным процессом в рамках Стратегии мобилизации ресурсов. Данная целевая задача будет подвергаться корректировке в зависимости от оценок потребностей в ресурсах, которые будут разрабатываться и представляться Сторонам
| Реализация НСПДСБ финансируется не менее 80 %. Данное финансирование достигается за счет:
- увеличения сумм субвенций федерального бюджета субъектам Российской федерации на выполнение задач по осуществлению переданных им полномочий по сохранению охотничье-промысловых и редких видов;
- благотворительного финансирования мониторинга численности и природоохранных программ по сохранению «флаговых видов» крупнейшими природно-ресурсными компаниями;
- международного финансирования (в первую очередь в рамках проектов Глобального Экологического Фонда) и в рамках программ и проектов неправительственных организаций.
|
Новая Национальная стратегия и план действий по сохранению биоразнообразия (НСПДСБ) разрабатываются в настоящее время параллельно с подготовкой 5-го Национального доклада по сохранению биоразнообразия. Новая НСПДСБ призвана заменить собой принятую в 2001 году Национальной стратегии сохранения биоразнообразия России.
Организационно, в процессе разработки новой НСПДСБ, каждая из принятых в Айти глобальных задач, и соотвествующих им национальных целевых задач, рассматривается специально созданной для данной задачи группой экспертов, состоящей из ведущих специалистов. Результаты, выработанные в группах экспертов, размещаются на специально созданной странице в Интернете для привлечения к обсуждению возможно широкого круга заинтересованных лиц и неправительственных организаций. На основании получаемых комментариев национальные целевые задачи уточняются применительно к национальным приоритетам и возможностям их реализации.
Основным отличием новой разрабатываемой НСПДСБ, является формулирование скоординированных с глобальными задачами, принятыми в Айти, национальных целевых задач и конкретных индикаторов для их достижения.