Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Меры, принятые для осуществления Конвенции и их результаты




За прошедший период на уровне политических решений вопросы охраны окружающей среды, в том числе сохранения и устойчивого использования биоразнообразия, стали приобретать большее значение по сравнению с предыдущими годами. Подтверждением этому стали проведенные в 2010 и 2011 годах под председательством Президента Российской Федерации два заседания президиума Государственного совета, посвященные вопросам охраны окружающей среды. 2013 г. был объявлен Президентом Российской Федерации Годом охраны окружающей среды. Одним из ключевых мероприятий Года охраны окружающей среды после 10-летнего перерыва было проведение 2-4 декабря 2013 г. Всероссийского съезда по охране природы. В работе Съезда приняли участие более трех тысяч участников, включая избранных на конференциях в субъектах Российской Федерации делегатов, представителей бизнес-сообщества, Российской академии наук, научных, образовательных, общественных и иных организаций, представители Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. В рамках Съезда проведены пленарные заседания, включающие конференции «Текущее состояние: что изменилось за 10 лет» и «Экологические аспекты региональной политики», а также заседания 22 круглых столов, в том числе рабочая сессия «Сохранение биологического и ландшафтного разнообразия», «Экотуризм на карте России», панельная дискуссия «Изменение климата: пути предотвращения последствия, адаптация к последствиям. Охрана озонового слоя», интеграционная сессия «Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды: от слова к делу», панельная дискуссия «Зеленые стандарты», форсайт-сессия «Экономика и природа: где деньги?», круглый стол «Охотничье хозяйство и сохранение биоразнообразия», GreenInvest. Инвестиции в природу, Русское географическое общество и охрана окружающей среды. В рамках Съезда проведены также Всероссийское совещание «Экологические аспекты лесного планирования и проектирования» и Конференция «Экосистемные услуги» (с участием представителей РАН, МГУ им. М.В.Ломоносова, представителей других научных организаций, WWF России). Участниками круглых столов подготовлены резолюции, основные положения которых отражены в итоговой резолюции IV Всероссийского съезда по охране окружающей среды, принятой подавляющим большинством (93%) участников.В итоговую резолюцию Съезда включено предложение о создании федерального экологического совета в качестве площадки для регулярных консультаций руководителей федеральных и региональных органов государственной власти с целью реализации скоординированной экологической политики, а также Декларация о внедрении в Российской Федерации принципов «зеленой» экономики.

Важным политическим решением было утверждение в декабре 2012 года Президентом Российской Федерации государственного стратегического документа «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года», определившего основные направления деятельности в области охраны окружающей среды на долгосрочную перспективу. В этом документе, в числе других, целей, обозначено сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений.

Правительством Российской Федерации в последние годы принят целый ряд документов государственного долгосрочного стратегического планирования, связанных с сохранением и устойчивым использованием биоразнообразия, Основные их них - Основы государственной политики Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года, Концепция развития особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года, Стратегия сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов в Российской Федерации на период до 20030 года.

 

В соответствии с решением Правительства Российской Федерации для реализации документов государственного стратегического планирования на основе программно-целевого планирования в настоящее время приняты государственные программы развития отдельных отраслей на период до 2020 года, которые наряду с планами реализации принятых стратегий и федеральными целевыми программами решения межотраслевых проблем, составляю системную основу деятельности государственных органов управления, привязанную к бюджетному процессу. Важно, что такие государственные программы приняты по отдельным секторам природопользования: лесному, охотничьему, рыбному хозяйствам, базирующихся на устойчивом использовании биологических ресурсов.

В вопросах совершенствования законодательного регулирования и нормативной правовой базы в сфере сохранения и устойчивого использования биоразнообразия России отмечаются две основные тенденции: с одной стороны – совершенствование механизмов государственного контроля (надзора) и усиление мер ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, с другой – сохранение местообитаний объектов животного мира и создание условий для их воспроизводства.

В целях совершенствования механизмов государственного контроля (надзора) и усиления мер ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, в 2011 году расширены полномочия государственных инспекторов, осуществляющих охрану особо охраняемых природных территории (ООПТ), ужесточены наказания за нарушения законодательства об ООПТ, что способствовало повышению эффективности государственного надзора за соблюдением природоохранного законодательства на ООПТ федерального значения.

Ряд законодательных актов, принятых в период 2009 – 2014 годы, направлен на повышение эффективности государственного надзора (контроля) в области соблюдения законодательства о животном мире, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов. Например, в целях борьбы с браконьерством, предусмотрено наделение работников охотпользователей правами по охране закрепленных охотничьих угодий, в том числе по проверке у охотников разрешительных документов. Усилена ответственность за незаконную добычу и оборот редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных. В частности, установлена исключительно уголовная ответственность за незаконную добычу и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемых международными договорами Российской Федерации (амурский тигр, леопард, белый медведь, крупные виды соколообразных, осетровые виды рыб и др.). Кроме того, для борьбы с контрабандой дикими животными, исчезающие виды и пушнина включены в Перечень стратегически важных товаров и ресурсов, незаконное перемещение которых через государственную границу также предусматривает уголовную ответственность.

Внесенные в 2014 году изменения в Лесной кодекс Российской Федерации направлены на решение проблемы с нелегальной заготовкой древесины в России и будут способствовать развитию экологически ответственных деловых отношений в лесной отрасли, так как вся информация о движении древесины будет учитываться и храниться в единой государственной автоматизированной информационной системе. Информационная система станет ключевым элементом в системе профилактики незаконных рубок и обеспечении прозрачности рынка лесоматериалов.

Ликвидирован целый ряд противоречий между Федеральным законом «Об особо охраняемых территориях» и гражданским, земельным, лесным законодательством. В частности,в целях совершенствования правового регулирования организации и функционирования ООПТ, определено правовое положение их дирекций, установлен порядок создания охранных зон ООПТ различных категорий, возможность преобразования заповедников в национальные парки.

Решению задач по сохранению биологического разнообразия России служит создание новыхи расширение территорий действующих ООПТ, что позволяет обеспечить сохранение биологического и ландшафтного разнообразия значительных территорий и эффективное сохранение местообитаний редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных, а также способствует развитию экосистемных услуг. Только в последние годы образованы новый государственный заповедник – «Утриш», национальные парки –«Русская Арктика», «Сайлюгемский», «Онежское поморье»,«Шантарские острова»,«Земля леопарда», «Беренгия», «Чикой», федеральные заказники - «Долина дзерена» и «Позарым», а также расширены территории ряда существующих государственных заповедников и национальных парков.

В основном сформирована нормативная правовая база регулирующая вопросы охраны и восстановления редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира. Разработаны и приняты стратегии сохранения отдельных редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира: амурского тигра, дальневосточного леопарда, снежного барса, белого медведя, зубра, сахалинской кабарги. Начата реализация программы по восстановлению (реинтродукции) переднеазиатского леопарда на Кавказе, осуществляются программы реинтродукции обской популяции белого журавля-стерха, соколов-балобанов и сапсанов.

В 2013 году в развитие норм Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов принят Федеральный закон «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»которым установлены правовые основы регулирования в области аквакультуры (рыбоводства), с целью обеспечения производства рыбной и иной продукции аквакультуры и сохранения водных биологических ресурсов. Ликвидированы имевшиеся ранее пробелы в законодательстве по возмещению ущерба водным биологическим ресурсам в результате загрязнения морской среды нефтью и нефтепродуктами.

Законодательно установлена единая государственная собственность Российской Федерации на объекты животного мира, исключающая признание такой собственности за субъектами Российской Федерации.

В составе единой системы государственного экологического мониторинга создается подсистема государственного мониторинга объектов животного мира, государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и государственного мониторинга водных биологических ресурсов, а также определен порядок сбора и использования получаемой информации.

Совершенствование организационных механизмов сохранения и устойчивого использования биоразнообразия осуществляется в рамках проводимой административной реформы системы государственного управления, направленной на повышение эффективности и информационной открытости деятельности органов исполнительной власти. В рамках реформы совершенствуются механизмы государственного регулирования исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг на всех уровнях государственной власти В рамках этой реформы также происходит оптимизация распределения полномочий между федеральными органами исполнительной власти. Так, для обеспечения эффективного государственного управления в области охраны и использования всех объектов животного мира и среды их обитания, включая редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира, полномочия в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов переданы из Минсельхоза России и Россельхознадзора в Минприроды России и Росприроднадзор. В настоящее время в системе Минприроды России сосредоточены также полномочия в области охраны окружающей среды, включая управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения, лесного и водного хозяйств. В ведении Минсельхоза России, помимо вопросов сельского хозяйства, находятся вопросы рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов. Для обеспечения координации деятельности и взаимодействия по отдельным направлениям, создаются межведомственные комиссии. Одними из наиболее значимых достижений реформы является создание при федеральных органах исполнительной власти общественных советов для предварительного обсуждения разрабатываемых проектов и документов, в том числе по вопросам сохранения и устойчивого использования биоразнообразия. а также формирование системы для раскрытия информации в сети Интернет, их общественного обсуждения и результатах путем создания единого интернет-ресурса. Кроме того, предусмотрено обязательное обобщение федеральными органами исполнительной власти - разработчиками проектов нормативных правовых актов результатов публичных консультаций по таким актам, а также обязанность федеральных органов исполнительной власти по обеспечению доступа в сети Интернет к открытым данным, содержащимся в информационных системах органов государственной власти Российской Федерации.

Второе, что следует отметить, то что в настоящее время осуществление основных полномочий в области охраны и использования животного мира и среды его обитания, рыболовства на внутренних водных объектах, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, водного и лесного хозяйства переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Таким образом, способствуя реализации одного из ключевых подходов Конвенции о биологическом разнообразии о необходимости децентрализации управления в этой сфере с тем, чтобы своевременные и адекватные управленческие решения в территориальном плане максимально приблизить к месту возникновения проблем с сохранением и устойчивым использованием биоразнообразия.

Обеспечение механизмов сотрудничества и повышение эффективности международной деятельности Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды и сохранения биоразнообразия – неотъемлемая часть ее политики. Помимо Конвенции о биологическом разнообразии, Россия является также стороной целого ряда международных конвенций, протоколов и соглашений, в рамках которых осуществляется взаимодействие по вопросам биоразнообразия. В их числе: Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер; Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря; Конвенция по защите Черного моря от загрязнения; Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря; Конвенции о предотвращении загрязнения моря сбросами отходов и других материалов; План действий ЮНЕП по охране, управлению и развитию морской и прибрежной окружающей среды региона северо-западной части Тихого океана; Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием; Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения; Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц; Международная конвенция о регулировании китобойного промысла; Рамочная конвенции ООН об изменении климата и Киотский протокол, а также ряд других соглашений.

Помимо этого развивается сотрудничество с рядом международных организаций, в том числе: Азиатско-Тихоокеанским экономическим сотрудничеством; ЮНЕП; ЮНЕСКО; Организацией экономического сотрудничества и развития; Арктическим советом; Экономической и социальной комиссией ООН для Азии и Тихого океана и др.

Развитие международного сотрудничества в области охраны окружающей среды и сохранения биоразнообразия, активно развивается в рамках двустороннего сотрудничества с более чем 20 странами на основе соответствующих межправительственных и межведомственных соглашений. С целым рядом стран на регулярной основе эффективно реализуются совместные программы сотрудничества, осуществляется обмен специалистами с целью изучения опыта наилучших практик, действуют рабочие органы для координации такого сотрудничества, проводятся мероприятия международного уровня.

Развивается также процесс международного информационного обмена и участия России в международных проектах по приоритетным направлениям в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, защиты природной среды, в том числе в Арктике.

Финансовые механизмы. Основой финансирования мероприятий по сохранению и устойчивому использованию биоразнообразия является поступление средств на их выполнение из государственного бюджета разного уровня. При этом бюджетные источники финансирования являются системообразующими и в первую очередь направлены на формирование и реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в этой области, а также на обеспечение государственного надзора и управления государственным имуществом, в том числе финансирование функционирования и развития системы особо охраняемых природных территорий. Общие затраты на охрану окружающей среды в Российской Федерации из всех источников финансирования (федеральный, региональные, местные бюджеты, средства предприятий и др.), включают в себя инвестиции в основной капитал и текущие затраты на охрану окружающей среды, затраты на капитальный ремонт основных фондов, затраты на содержание государственных природных заповедников и национальных парков, охрану и воспроизводство диких животных, расходы на тушение лесных пожаров, происшедших в результате человеческой деятельности и прочие затраты. В некоторых регионах отмечается рост расходов на охрану природы, в том числе и на сохранение биоразнообразия, однако на муниципальном уровне финансирование охраны природы по-прежнему невелико, так как основные налоговые поступления, в том числе и платежи по экологическим статьям, идут в федеральный и региональные бюджеты.

Сравнивая инвестиции, выделяемые на выполнение мероприятий по сохранению биоразнообразия за отчетный период времени, следует отметить, что они возросли в части охраны и рационального использования лесных ресурсов, охраны и воспроизводства рыбных запасов, организации заповедников и других природоохранных территорий. Вместе с тем, значительно снизились инвестиции в охрану и воспроизводство диких зверей и птиц (Рис. 23).

Рис. 23.Инвестиции в основной капитал, направленные на сохранение биоразнообразия (по данным формы государственной статистической отчетности Российской Федерации)

В связи с переходом на программно-целевые методы бюджетирования основные расходы федерального бюджета в настоящее время планируются в рамках долгосрочных (до 2020 года) государственных программ. Состав и объем работ, а также объем их финансирования за счет средств федерального бюджета, определяются при подготовке мероприятий, обеспечивающих реализацию соответствующей государственной программы, в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых заинтересованным федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.

Рядом государственных программ (например, федеральная целевая программа «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы») предусматривается софинансирование осуществления мероприятий за счет средств субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников. Другими государственными документами (например, Концепцией развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года) предусматривается также привлечение средств в виде иностранных грантов, благотворительных пожертвований и средств, получаемых соответствующими федеральными государственными бюджетными учреждениями (в том числе заповедниками и национальными парками) от приносящей доход уставной деятельности. Так, в 2013 году на законодательном уровне предусмотрено взимание платы за посещение физическими лицами территорий государственных природных заповедников в целях познавательного туризма, а также территорий национальных парков (за исключением участков, расположенных в границах населенных пунктов) в целях туризма и отдыха. В то же время, получаемые доходы, передаются не дирекциям ООПТ, а в бюджеты различных уровней.

В свою очередь, в рамках механизмов софинансирования расходов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, этим бюджетам из федерального бюджета выделяются субсидии, а также субвенции для финансирования их расходов, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации на этих территориях,

Глобальным экологически фондом был поддержан и финансируется ряд проектных предложений Минприроды России. Часть из них перешла в активную фазу реализации.

Результаты, достигнутые в области положительного изменения биоразнообразия в стране, изложены в разделе «Основные, происходящие в стране изменения в статусе и тенденциях в области биоразнообразия» и др. Среди примеров положительных изменений в области сохранения биоразнообразия выделим:

Вопросы сохранения и устойчивого использования биоразнообразия включены в основные документы государственного планирования.

Созданы новые заповедники – «Кологривский лес» (2006), «Утриш» (2010), национальные парки – «Калевальский» (2006),»Анюйский», «Удэгейская легенда» и«Зов Тигра» (2007), «Русская Арктика» (2009), «Сайлюгемский» (2010) и «Онежское Поморье» (2013), «Берингия» (2013), «Шантарские острова» (2013) «Земля леопарда» (2012), заказники – «Долина дзерена» и «Пузарым» (2011).

Относительно стабильной остается площадь лесов Российской Федерации.

Численность основных видов охотничьих ресурсов либо остаётся стабильной, либо растёт.

Численность амурского тигра стабилизировалась и составляет 428-502 особи, численность дальневосточного леопарда увеличилась в 1,5 раза 48-50 особей, численность зубра в российских вольно живущих группировках составляет 450 особей.

Разработаны и осуществляются стратегии сохранения отдельных редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира: сахалинской кабарги (2008 г.), белого медведя (2010 г.), амурского тигра (2010 г.), дальневосточного леопарда (2013г.); зубра (2002 г.), снежного барса (2002 г.)  

Начата реализация программ по восстановлению и реитрондукции прочих редких видов (переднеазиатский леопард)

Ужесточено наказание за незаконную охоту и торговлю особо ценными видами животных;(алтайский горный баран, амурский тигр, белый медведь, леопард, зубр, сайгак и снежный барс, балобан, беркут, кречет, сапсан, несколько видов осетров и сахалинский таймень)  

Препятствия, мешающие осуществлению мер по выполнению обязательств в рамках Конвенции по биологическому разнообразию.

В целом можно отметить, что действующее законодательство Российской Федерации и система государственного управления в области охраны окружающей среды, в основном, позволяют решать возникающие проблемы в области сохранения и устойчивого использования биоразнообразия в соответствии с национальными приоритетами и возможностями их реализации. Можно также отметить прогресс в учете вопросов качества окружающей среды и биоразнообразия в рамках принимаемых государственных программ и стратегий долгосрочного развития отдельных отраслей экономики, в первую очередь связанных с биологическим природопользованием, а также положительные тенденции развития законодательства в этой области.

Однако сохраняется достаточное количество неурегулированных вопросов и препятствий, мешающих осуществлению мер по охране окружающей среды и сохранению биоразнообразия. Одним из следствий недостаточного государственного надзора в сфере охраны и использования биоресурсов стала их нелегальная эксплуатация. Объемы нелегальной добычи леса, ценных видов рыб и морских биоресурсов иногда сопоставимы с легальными. Сохраняется рост нарушений законодательства и недостаточная эффективность государственного надзора за его соблюдением. Кроме того, сохраняется необходимость обеспечения большей открытости деятельности органов государственной власти, а также широкого участия общественности в обсуждении вопросов, касающихся охраны окружающей среды и сохранения биоразнообразия.

Необходимо принятие федерального закона, регулирующего вопросы минимизации негативного воздействия на окружающую среду и ликвидацию экологического ущерба, связанного с прошлой экономической и иной деятельностью, а также разработка программы по реализации этого вида деятельности.

Законодательство в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов требует усовершенствования в части установления существенных условий пользования охотничьими ресурсами.

Сохраняются проблемы в системе управления особо охраняемыми природными территориями. Необходимо укрепление охраны и развития системы ООПТ федерального, регионального и местного значения в строгом соответствии с их целевым предназначением, инспекторского состава региональных ООПТ. Кроме того, необходима дальнейшая проработка механизмов финансирования деятельности ООПТ, в том числе из внебюджетных источников. Одним из механизмов финансовой поддержки государственных бюджетных учреждений, управляющих ООПТ, могло бы стать введение специальных льгот в сфере налогообложения их деятельности.

В связи с принятием в 2013 году Федерального закона, которым закреплена возможность преобразования государственных заповедников в национальные парки, требуется разработка предельно четких критериев такого преобразования, а также открытость деятельности государственных органов по этому вопросу и обеспечение участия общественности в принятии таких решений.

Не разработаны законодательные нормы и прядок организации морских особо охраняемых природных территорий, а также в необходимом объеме программы комплексного управления прибрежными зонами.

Кроме того, необходимо усиление образовательной и просветительской деятельности по формированию в обществе понимания важности роли биоразнообразия для развития и необходимости бережного отношения к природе.

Учет и включение вопросов биоразнообразия
в ведомственные и межведомственные стратегии, программы,
планы развития

Со времени подготовки 4-го Национального доклада о выполнении обязательств Российской Федерации по Конвенции о биологическом разнообразии в России достигнуты значительные результаты в области сохранения и устойчивого использования биоразнообразия, при этом вопросы сохранения биоразнообразия, охраны окружающей природной среды все более учитываются и даже становятся одними из ключевых в принимаемых политикообразующих документах. Основными приоритетами национальной безопасности, наряду с национальной обороной, государственной и общественной безопасностью, признаны сохранение окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности. Продолжается эффективная реализация государственных стратегических и программных документов, направленных на повышение благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития российской экономики. В основных государственных стратегических и программных документах социально-экономического развития России обеспечение экологической безопасности определено одним из целевых ориентиров достижения высокого уровня экономического и социального развития, а улучшение качества окружающей среды и экологических условий жизни человека – одним из результатов социального и экономического развития.

Приняты Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года и План действий по их реализации, согласно которым стратегической целью государственной экологической политики является сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов. При этом приоритетность сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов, а также охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов признаны ключевыми принципами реализации государственной экологической политики. Определены основные задачи, решение которых способствует достижению цели, и механизмы реализации государственной экологической политики. Институциональной основой новой экологической политики становится обновленная система экологического регулирования, включающего сохранение естественных и восстановление нарушенных экологических систем, объектов животного и растительного мира.

Для решения указанных задач используются различные механизмы реализации государственной политики в области экологического развития.

Так, при решении задачи сохранения природной среды, в том числе естественных экологических систем, объектов животного и растительного мира, в России используются следующие механизмы:

  • укрепление охраны и развитие системы особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения в строгом соответствии с их целевым предназначением;
  • создание эффективной системы мер, направленных на сохранение редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира и их местообитаний;
  • формирование и обеспечение устойчивого функционирования систем охраняемых природных территорий разных уровней и категорий в целях сохранения биологического и ландшафтного разнообразия;
  • предотвращение неконтролируемого распространения на территории Российской Федерации чужеродных (инвазивных) видов животных, растений и микроорганизмов;
  • сохранение генетического фонда диких животных;
  • решение экологических проблем Байкальской природной территории, регионов Севера и Арктики, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

 

В развитие этих задач Правительством Российской Федерации утверждены Концепция развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года (распоряжение от 22 декабря 2011 г. № 2322-р) и Стратегия сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов на период до 2030 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2014 года № 212-р), В настоящее время Президентом Российской Федерации поставлена задача по подготовке проекта Стратегии экологической безопасности Российской Федерации.

 

Концепцией развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года предусмотрено повысить эффективность деятельности организаций, осуществляющих управление особо охраняемыми природными территориями, и обеспечить создание новых особо охраняемых природных территорий.

Целью Стратегии сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов является обеспечение на долговременной основе их сохранения и восстановления. Достижение указанной цели возможно в результате формирования комплекса правовых, социально-экономических и природоохранных условий, в частности развития и внедрения экосистемного подхода к использованию природных ресурсов для достижения устойчивого природопользования во всех секторах хозяйственной и иной деятельности, воздействующих на редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных, растений и грибов и среду их обитания.

 

В последние годы принято значительное количество государственных стратегий и государственных программ по долголетнему развитию регионов России и различных секторов экономики, связанных с сохранением и устойчивым использованием биоразнообразия: сельского хозяйства, рыболовства, лесного хозяйства, охотничьего хозяйства транспортного и энергетического сектора, горнодобывающей и нефтегазовой промышленности, туризма. Все они в той или иной форме учитывают вопросы сохранения биоразнообразия и ориентированы на устойчивое развитие.

Улучшение состояния окружающей среды, в том числе сохранение и устойчивое использование биоразнообразия, в работе различных секторов экономики достигается за счет экологизации экономической деятельности, внедрения новых моделей хозяйствования и широкого распространения экологически ориентированных методов управления и производства.

Так, документы в области развития агропромышленного комплекса и его базовой отрасли – сельского хозяйства предусматривают мероприятия, направленные на восстановление и сохранение природного плодородия почв, сохранение и поддержание агроландшафтов.

Стратегическими и программными документами развития лесного хозяйства предусмотрены мероприятия, направленные на рациональное и неистощительное пользование лесным фондом, сохранение ресурсного, рекреационного, экологического потенциала, включая внедрение прогрессивных российских и зарубежных технологий лесозаготовок, обеспечивающих максимальное сохранение лесной среды и их биологического разнообразия.

Стратегическими и программными документами развития рыбохозяйственного комплекса предусмотрена реализация мер по сохранению, воспроизводству и эффективному использованию водных биологических ресурсов, по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла, развитию принципов устойчивого использования, что соответствует задачам сохранения биоразнообразия.

Программой развития охотничьего хозяйства предусмотрено ведение охотпользования на устойчивой основе (грамотное проведение биотехнических мероприятий, воспроизводство охотничьих животных, борьба с браконьерством), что способствует эффективному сохранению видового разнообразия как охотничьих, так и других животных.

Одной из основных задач водной стратегии является охрана и восстановление водных объектов, для чего предусмотрен комплекс мер, направленных на их восстановление, улучшение их экологического состояния за счет снижения антропогенной нагрузки на водные объекты и их водосборы.

В области недропользования особое внимание уделяется формированию высокоэффективной, инновационно-ориентированной системы геологического изучения недр, разработке и внедрению ресурсо- и энергосберегающих технологий; в области развития энергетики - расширению использования альтернативных и возобновляемых источников электроэнергии. Однако в большинстве случаев при добыче полезных ископаемых и строительстве плотин и иных гидротехнических сооружений избежать негативного воздействия на биоразнообразие и здоровье экосистем не удается даже при применении наиболее прогрессивных технологий и методов управления производством.

В 47 субъектах Российской Федерации (55,3%) приняты программы в сфере охраны окружающей среды, при этом все они либо включают в себя подпрограмму по сохранению биоразнообразия, либо предусматривают конкретные мероприятия в этой области.  
Помимо указанных документов сквозной политики, действие которых распространяется на территорию России в целом, приняты стратегические и программные документы по развитию деятельности в границах отдельных территорий (Арктика, Байкальская природная территория, Дальний Восток, Юг России, федеральные округа и субъекты Российской Федерации), направленные на социально-экономическое развитие российских регионов и поддержание устойчивого баланса между развитием экономики и охраной окружающей среды для создания комфортных условий проживания населения

Сохране

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...