Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Меры, принятые для осуществления Конвенции в 2010-2013 гг. и их результаты.




Деятельность по сохранению биоразнообразия Российской Федерации в период после подготовки 4-го Национального доклада строилась в соответствии с Конвенцией о биологическом разнообразии и стратегическими целями развития российской экономики и сохранения биоразнообразия. За прошедший период на уровне политических решений вопросы охраны окружающей среды, в том числе сохранения биоразнообразия, стали приобретать большее значение по сравнению с предыдущими годами. Подтверждением этому стали проведенные в 2010 и 2011 годах под председательством Президента Российской Федерации два заседания президиума Государственного совета, посвященные вопросам охраны окружающей среды.

Следующим важным политическим решением было утверждение в декабре 2012 года Президентом Российской Федерации основного стратегического документа под названием «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года».

В вопросах совершенствования законодательного регулирования и нормативной правовой базы в сфере сохранения и восстановления биоразнообразия России отмечаются две основные тенденции: с одной стороны – совершенствование механизмов контроля и усиление мер ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, с другой – сохранение местообитаний объектов животного мира и создание условий для их воспроизводства.

Совершенствование организационных и институциональных механизмов сохранения биоразнообразия происходит в рамках проводимой реформы системы государственного управления (административной реформы), направленной на повышение эффективности и информационной открытости деятельности органов исполнительной власти. В рамках реформы совершенствуются такие механизмы государственного регулирования, как лицензирование, аккредитация, государственный (муниципальный) надзор, борьба с коррупцией и т.д. В рамках этой реформы также происходит оптимизация распределения полномочий между федеральными органами исполнительной власти. Так, для обеспечения эффективного государственного управления в области охраны и использования всех объектов животного мира и среды их обитания, включая редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира, решены вопросы передачи полномочий в области охоты из Минсельхоза России и Россельхознадзора в Минприроды России и Росприроднадзор, где в настоящее время сосредоточены все федеральные полномочия в области охраны использования всех объектов животного мира и среды их обитания.

Обеспечение механизмов сотрудничества и повышение эффективности международной деятельности Российской Федерации в сохранении биоразнообразия сосредоточено вокруг Конвенции о биологическом разнообразии и других международных конвенций, протоколов и соглашений. В их числе: Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер; Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря; Конвенция по защите Черного моря от загрязнения; Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря; Конвенции о предотвращении загрязнения моря сбросами отходов и других материалов; План действий ЮНЕП по охране, управлению и развитию морской и прибрежной окружающей среды региона северо-западной части Тихого океана; Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием; Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения; Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц; Международная конвенция о регулировании китобойного промысла; Рамочная конвенции ООН об изменении климата и др.

Основой финансирования мероприятий по сохранению биоразнообразия является поступление средств на их выполнение из бюджетов разного уровня. Источниками поступления средств являются платежи (налоги, сборы и др.) за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды. Общие затраты на охрану окружающей среды в Российской Федерации из всех источников финансирования (федеральный, региональные, местные бюджеты, средства предприятий и др.) включают в себя инвестиции в основной капитал и текущие затраты на охрану окружающей среды, затраты на капитальный ремонт основных фондов, затраты на содержание государственных природных заповедников и национальных парков, охрану и воспроизводство диких животных, расходы на тушение лесных пожаров и прочие затраты (Рис. 23).

Препятствия, мешающие осуществлению мер по выполнению обязательств в рамках Конвенции по биологическому разнообразию:

- большое количество неурегулированных законодательных вопросов и препятствий, мешающих осуществлению мер по охране окружающей среды и сохранению биоразнообразия;

- недостаточный государственный контроль в сфере охраны и использования биоресурсов и леса;

- обеспечение большей открытости деятельности органов государственной власти, доступа к принимаемым ими документам, а также широкого участия общественности в обсуждении вопросов, касающихся окружающей среды и сохранения биоразнообразия;

- проблемы в системе управления сохранением биоразнообразия и особо охраняемыми природными территориями;

- слабое развитие просветительской деятельности по формированию в обществе понимания важной роли биоразнообразия и необходимости бережного отношения к нему.

 

Учет и включение вопросов биоразнообразия в ведомственные и межведомственные стратегии. Со времени подготовки 4-го Национального доклада о выполнении обязательств Российской Федерации по Конвенции о биологическом разнообразии в России достигнуты значительные результаты в области сохранения и устойчивого использования биоразнообразия, при этом вопросы сохранения биоразнообразия, охраны окружающей природной среды все более учитываются и становятся одними из ключевых в принимаемых отраслевых стратегических документах.

В последние годы принято значительное количество государственных стратегий и государственных программ по долгосрочному развитию, в том числе различных секторов экономики, связанных с сохранением и устойчивым использованием биоразнообразия: сельского хозяйства, рыболовства, лесного хозяйства, охотничьего хозяйства транспортного и энергетического сектора, горнодобывающей и нефтегазовой промышленности, туризма. Все они в той или иной форме учитывают вопросы сохранения биоразнообразия и ориентированы на устойчивое развитие.

Большинство субъектов Российской Федерации приняли стратегии регионального развития до 2020 или 2030 гг.

Важным шагом развития механизмов планирования в области сохранения биоразнообразия стало принятие. Государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012 – 2020 годы, включающей подпрограмму «Биологическое разнообразие России». Приоритетами данной подпрограммы определено развитие и эффективное функционирование сети особо охраняемых природных территорий и сохранение и восстановление редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, обеспечения принятия научно-обоснованных решений в сфере сохранения биологического разнообразия и использования природных ресурсов, выполнение международных обязательств Российской Федерации в части сохранения биологического разнообразия, редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира на территории Российской Федерации, вытекающих из Конвенции о биологическом разнообразии и иных международных соглашений.

В настоящем Национальном докладе проведена оценка полноты реализации Национальной стратегии и Национального плана действий (2001). Подчеркивается сложность межсекторального взаимодействия, осуществляемого между федеральными министерствами и ведомствами природно-ресурсного блока (Министерства природных ресурсов и экологии, Министерства сельского хозяйства, Министерства здравоохранения, Росрыболовства, Росприроднадзора, Росхотконтроля и др.). Координация действий этих органов исполнительной власти в рассматриваемый период была недостаточной, что снизило эффективность управления, контроля и правоприменения в отношении сохранения биоразнообразия Российской Федерации.

Для Российской Федерации рассматриваемый период – один из самых критический в отношении политического, экономического и социального развития. Он совпал с глубокими экономическими кризисами и становлением переходной экономики в начале 2000-х и в 2008-2009 годах. Кроме того, именно на этот период, пришлась реформа государственного управления в области охраны окружающей среды, разделения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации. Значительная часть функций, например, по охране и устойчивому использованию объектов животного мира в этот период передана на уровень субъектов Федерации. На них же возложена функция по формированию и поддержанию региональных систем особо охраняемых природных территорий (природных парков, заказников, памятников природы) и территорий традиционного природопользования коренных и малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Не учитывать эти позиции при оценке прогресса в деле сохранения биоразнообразия в Российской Федерации после 2001 г. нельзя. В таблице 12 представлены результаты экспертной оценки степени выполнения мер по сохранению биоразнообразия, декларированных в Национальном плане действий. По 5-балльной системе основными оценками выполнения отдельных обязательств являются 3-4 балла.

В разделе Доклада, посвященном «Процессу создания нового Национального стратегического плана действий по сохранению биоразнообразия…» приведены сведения о разработке нового Национальной стратегии и плана действий по сохранению биоразнообразия (НСПДСБ). В ней формулируются национальные задачи, скоординированные с глобальными задачами, принятыми в Айти. В таблице 13 анализируется выполнение Российской Федерацией ряда национальных задач в сравнении с глобальными задачами Айти.

Результаты анализа действий Российской Федерации по выполнению КБР в достижение Целей развития тысячелетия, намеченных на 2015 год, рассмотрены в Докладе о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации 2010 «Цели развития тысячелетия в России: взгляд в будущее» (2013) и в докладе о человеческом развитии в Российской Федерации «Устойчивое развитие: вызовы Рио» (2013). Ситуацию по достижению Целей развития тысячелетия в России можно охарактеризовать как неоднородную, включающую как несомненные достижения (снижение бедности, материнской и младенческой смертности), так и наличие острых проблем (загрязнение, отходы, деградация экосистем). Развитие инновационной, энергоэффективной «зеленой» экономики, внедрение «зеленых» технологий, способствующих минимизации ущерба окружающей среде, выгодно с экологической и с экономической точек зрения. Экономический рост только тогда может быть обоснован, если между интересами экономики и задачей сбережения природы обеспечен разумный баланс, рассчитанный на долгосрочную перспективу. Главной задачей для российской экономики на современном этапе является уход от сырьевой модели. Эти задача является центральной и в концепции «зеленой» экономики. В ближайшие 10-20 лет важным принципом социально-экономической политики и основой экологической политики должна стать политика «двойного выигрыша». В частности, необходимо радикально повысить энергоэффективность, что даст огромный экологический эффект и значительно повысит благосостояние, социальное и экологическое качество жизни населения.

Решение задачи модернизации экономики для России должно учитывать огромные возможности страны в использовании экосистемных услуг, включая глобальную экосистемную роль лесов, болот и других природных экосистем. Обеспечение природоохранных мер, таких как организация особо охраняемых природных территорий (ООПТ), сохранение биоразнообразия следует включить в рыночные механизмы в виде платежей за экосистемные услуги. Принципиально важной, особенно для идентификации перспектив развития, является оценка экосистемных услуг, включая лесные, водные, водно-болотные, биологические ресурсы, биоразнообразие, площадь ООПТ.

Одними из ключевых вызовов устойчивому развитию современности и на долгосрочную перспективу для Российской Федерации являются: изменение климата(климат России более чувствителен к глобальному потеплению, чем климат многих других регионов земного шара), загрязнение окружающей среды (56,3 млн. человек проживают в городах с высоким уровнем загрязнения), деградация экосистем, рост отходов, проблема ликвидации накопленного экологического ущерба и др. Обладая огромными территориями, незатронутыми экономической деятельностью, колоссальными лесными и водно-болотные угодьями, запасами пресной воды, имея значительный потенциал биоразнообразия, Россия является страной, которая способна внести значительный вклад в формирование устойчивого развития в мире.

В Заключении Национального доклада выделены наиболее важные проблемы, сохраняющиеся или возникшие в последние годы в Российской Федерации в связи с выполнением обязательств по КБР в России. Они носят во многом институциональный характер. Переданные в субъекты Федерации многие функции по управлению сохранением биоразнообразия к сожалению не подкреплены целевым финансированием и не обеспечены соответствующими специалистами. По-прежнему важными проблемами на федеральном и региональном уровнях остается браконьерство и переэксплуатация биоресурсов, что связано с крайне низким контролем и слабой практикой правоприменения в области биоразнообразия.

Сохраняется устойчивое снижение интереса населения России в целом к проблемам охраны природы. Важной проблемой (для страны в целом и ее отдельных регионов) организация мониторинга биоразнообразия. Учеты численности фауны носят ведомственный характер и в значительной степени имеет ресурсную направленность. Эффективность ведения федеральной и региональных Красных Книг (изменения состава за 10 лет, выявление видов и популяций с разным трендом численности) может быть более высокой. Мониторинг биоразнообразия на территории заповедников и национальных парков в рамках ведения специальных летописей природы для свой территорий и прилегающих районов требует совершенствования и использования современных информационных технологий. Несмотря на более чем 10-летнию практику внедрения экономических и финансовых механизмов в практику сохранения биоразнообразия и рекомендации Всемирного саммита Рио+20 по «зеленой экономике» Россия существенно отстает в использовании экономических оценок и концепции экосистемных услуг в охране живой природы. Достижения в экологических и экономических научных исследованиях не внедряются в практику охраны природы, крайне редко используются эколого-экономические показатели в оценках последствий реализации крупных хозяйственных проектов, в стратегической экологической оценке планов и мега-проектов. «Позеленение» экономики России идет крайне медленными темпами. Научная поддержка мер по сохранению биоразнообразия России остается недостаточной. Координация, анализ и синтез на федеральном уровне осуществляются не в полной мере.

В соответствии с выявленными важными проблемами и не устраненными препятствиями, сохраняющимися в последние годы в связи с выполнением Российской Федерацией обязательств по КБР, можно выделить следующие приоритеты и дальнейшие меры по сохранению биоразнообразия в стране:

- повышение эффективности государственного управления в области сохранения биоразнообразия, в т.ч. на федеральном и региональном уровнях;

- расширение спектра источников финансирования на федеральном, региональном и локальном уровнях, в т.ч. за счет создания фондов и иных внебюджетных источников;

- завершение подготовки пересмотренной Национальной стратегии по сохранению биоразнообразия. с учетом целевых задач Айти.;

- снижение темпов сокращения численности популяций видов, у которых отмечается ухудшение положения, а также темпов разрушения их местообитаний;

- обеспечение устойчивого использования ресурсов биоразнообразия в природно-ресурсных отраслях – сельском, охотничьем, рыбном, лесном хозяйствах;

- завершение создания в Российской Федерации эффективной и законодательно поддерживаемой системы регулирования доступа к генетическим ресурсам и совместного их использования на справедливой основе;

- усиление борьбы с браконьерством и переэксплуатацией биоресурсов, расширение действий государственного надзора;

- повышение эффективности экологического образования и воспитания в области сохранения биоразнообразия, формирование интереса населения к проблемам охраны живой природы;

- формирование эффективной системы мониторинга состояния биоразнообразия страны на всех уровнях его проявления, повышение эффективности и информативности учетов численности животных, ведения федеральной и региональных Красных книг, Летописей природы в заповедниках и национальных парках;

- расширение практики использования экономических механизмов в сохранении биоразнообразия, экономических оценок и концепции экосистемных услуг в охране живой природы, эколого-экономических показателей в оценках последствий крупных хозяйственных проектов для живой природы, в стратегической экологической оценке мега-проектов;

- содействие в организации программ финансирования научного сопровождения КБР и других экологических конвенций, осуществления координации, анализа и синтеза на федеральном уровне материалов мониторинга и исследований в области биоразнообразия.


ЛИТЕРАТУРА

 

1. Arctic Biodiversity Assessment. Status and trends in Arctic biodiversity. Conservation of Arctic Flora and Fauna. Arctic Council: 2013. 674 p.

 

2. Apply to have your climate change project recognized as a 2014 Lighthouse Activity, http://unfccc.int/files/documentation/submissions_from_parties/application/pdf/russian_fed_research_dialogue_russ.pdf

 

3. Biological diversity of Russian Arctic zone. Chapter 6. (Биологическое разнообразие Арктической зоны Российской Федерации. Глава 6. http://www.npa-arctic.ru/Documents/da_full/chap_06.pdf

 

4. Dolman A.J., Shvidenko A., Schepaschenko D., Ciais P., Tchebakova N., Chen T., van der Molen M. K., BelelliMarchesini L., Maximov T.C., Maksyutov S., Schulze E.-D. An estimate of the terrestrial carbon budget of Russia using inventory-based, eddy covariance and inversion method // Biogeosciences. 2012. V. 9. P. 5323–5340.

 

5. Eх-situ. Фонд, лаборатория сохранения биоразнообразия, http://www.ex-situ.ru/

 

6. Fifth Assessment Report (AR5), www.ipcc.ch

 

7. Kurganova I.N., Lopes de Gerenyu V.O., Six J., Kuzyakov Y. Carbon cost of collective farming collapse in Russia // Global Change Biology. 2014. V. 20. P. 938–947, doi: 10.1111/gcb.12379.

 

8. Stolbovoi V., McCallum I.The CD-ROM Land resources of Russia.2002. IIASA, RAS.

 

9. Mapping of High Conservation Value Areas in Northwestern Russia: Gap-analysis of Protected Areas Network in the Murmansk, Archangelsk, Vologda, and Karelia regions, and the city of Sankt-Petersburg. Ed.: K.N. Kobyakov. Sankt-Petrburg. 2011.506 p.

 

10. SmelanskyIlya E. and Arkadiy A. Tishkov. The Steppe Biome in Russia: Ecosystem Services, Conservation Status, and Actual Challenges. M.J.A. Werger and M.A. van Staalduinen (eds.), Eurasian Steppes. Ecological Problems and Livelihoods in a Changing World, Plant and Vegetation 6, Springer Science+Business Media B.V. 2012. Pp. 45-101.

 

11. Tishkov A. A. Biogeographical Consequences of Natural and Anthropogenic Climate Changes. Biology Bulletin Reviews, 2012, Vol. 2, No. 2, pp. 132–140.

 

12. TishkovArkady A., Belonovskaya Elena A.. Mountain Natural Biodiversity Conservation in Russia. Geography, Environment, Sustainability. No 2. [v. 05]. 2012. P. 51-67.

 

13. TishkovArkady A. Conservation of Russian Arctic biodiversity. Geography, Environment, Sustainability. No 3. [v. 05]. 2012. P. 20-27.

 

14. The Economics Ecosystems and biodiversity, http://www.teebweb.org/InformationMaterial

 

15. World Heritage List, http://whc.unesco.org/pg.cfm?cid=31

 

16. Ассоциация «Живая природа степи» (Ростов на Дону), http://prirodastepi.ru/

 

17. Баскин А.М., Охлопков И.М. Охрана крупных млекопитающих от индустриальных угроз. М.: Тов-во научных изданий, КМК. 2012. 201 с.

 

18. Бобылев С.Н., Медведева О.В., Сидоренко В.Н., Соловьева С.В., Стеценко А.В., Жушев А.В. Экономическая оценка биоразнообразия // Под ред.: профессора С.Н. Бобылева и профессора А.А. Тишкова. М.: ЦПРП, Проект ГЭФ «Сохранение биоразнообразия». 1999.

 

19. Бобылев С.Н., Сидоренко В.Н., Лужецкая Н.В. Экономические основы сохранения водно-болотных угодий. М.: WetlandsInternational, 2001.

 

20. Бобылев С.Н., Медведева О.Е., Соловьева С.В. 2002. Экономика сохранения биоразнообразия. Проект ГЭФ "Сохранение биоразнообразия Российской Федерации", Редактор: А.А. Тишков. Институт экономики природопользования. 604 с.

 

21. Бобылев С.Н., Касьянов П.В..Соловьева С.В., Стеценко А.В. Комплексная экономическая оценка лососевых Камчатки. М.: Права человека, 2008

 

22. Бобылев С.Н., Перелет Р.А., Соловьева С.В. Оценка и внедрение системы платежей за экосистемные услуги на особо охраняемых природных территориях. Волгоград: Программа развития ООН, ГЭФ. 2012.

 

23. Все о российских лесах, http://forest.ru/

 

24. Государственный доклад о состоянии и охране окружающей среды Российской Федерации в 2012 году, http://www.mnr.gov.ru/regulatory/list.php?part=1528

 

25. Государственный доклад о состоянии и охране окружающей среды Российской Федерации в 2012 году - http://www.mnr.gov.ru/regulatory/list.php?part=1392

 

26. Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации 2013 «Устойчивое развитие: вызовы Рио», Москва, ПРООН, http://www.undp.ru/documents/NHDR-2013.pdf

 

27. Журнал «Биология» (для школы), http://bio.1september.ru/index.php

 

28. Заварзин Г.А., Кудеяров В.Н. Почва как главный источник углекислоты и резервуар органического углерода на территории России // Вестник РАН. 2006. Т. 76. № 1. С.14-29.

 

29. Замолодчиков Д.Г. Динамика углеродного баланса лесов России и ее вклад в изменение атмосферной концентрации углекислого газа // Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России». 2012. № 5. С. 31-38.

 

30. Замолодчиков Д.Г., Грабовский В.И., Шуляк П.П., Честных О.В. Влияние пожаров и заготовок древесины на углеродный баланс лесов России // Лесоведение. 2013. № 5. C. 36-49.

 

31. Земельные ресурсы России. РАН (Россия), IIASA (Австрия), http://webarchive.iiasa.ac.at/Research/FOR/russia_cd/guide.htm

 

32. Иванов А.Н., Кончиц М.В. Представленность ландшафтного разнообразия России в сети ООПТ. Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии. Самарская Лука. 2009. Т. 18, № 2. С. 5-10.

 

33. Изумрудная книга Российской Федерации. Территории особого природоохранного значения Европейской России. Предложения по выявлению. М.: Совет Европы, Минприроды России, Институт географии РАН, СПб БОО «Биологи за охрану природы», РФФИ. 2011-2013.308 с.

 

34. Институт проблем экологии и эволюции РАН, www.sevin.ru

 

35. Информационные ресурсы Национальной стратегии и Плана действий по сохранению биоразнообразия России, http://www.sci.aha.ru/biodiv/npd/index.htm

 

36. Красная книга Российской Федерации (животные) (2012), http://www.mnr.gov.ru/regulatory/detail.php?ID=128273

 

37. Красная книга Российской Федерации (растения и грибы) (2012), http://www.mnr.gov.ru/regulatory/detail.php?ID=128260

 

38. Комплексный план действий по реализации в Российской Федерации Киотского протокола к рамочной Конвенции ООН об изменении климата, http://unfccc.int/files/documentation/submissions_from_parties/application/pdf/russia.pdf

 

39. Лаптев Н.И. Дикоросы: социально-экономическое значение для Томской области // На пути к устойчивому развитию России, № 47, 2009, с.42-43.

 

40. Масляков В.Ю., Ижевский С.С. Инвазии растительноядных насекомых в Европейскую часть России. М.: РАН, 2011,272 с.

 

41. Масляков В.Ю., Ижевский С.С. Адвентивные (инвазионные) растительноядные насекомые на территории России. Аннотированный список видов для Европейской России. М.:ИГ РАН, 2010. 124 с.

 

42. Моисеев Б.Н., Филипчук А.Н. Методика МГЭИК для расчета годичного депонирования углерода и оценка ее применимости для лесов России // Лесное хозяйство. 2009. № 4. C. 11-13.

 

43. Морозов А. Краткий обзор незаконных рубок леса в России (формы и методы незаконных рубок). М.: Гринпис России, 2000. 24 с.

 

44. Национальный доклад Российской Федерации по критериям и индикаторам сохранения и устойчивого управления умеренными и бореальными лесами (Монреальский процесс 2003 г.) http://www.montrealprocess.org/documents/publications/general/2003/RussiaR/main.html

 

45. Национальный доклад Российской Федерации о кадастре антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов не регулируемых Монреальским протоколом за 1990 – 2011 гг. Москва, 2013. Часть 1. 421 с.

 

46. О состоянии и использовании водных ресурсов Российской Федерации в 2009 г. http://protown.ru/information/hide/8133.html

 

47. Особо охраняемые природные территории в Российской Арктике, http://ria.ru/arctic_mm/20111226/527007298.html

 

48. Особо охраняемые природные территории Российской Федерации, http://www.zapoved.ru/

 

49. Охота и охотничьи ресурсы Российской Федерации, 2011 (CD)

 

50. Охота и охотничьи ресурсы Российской Федерации, 2012 (CD)

 

 

51. Охрана живой природы, http://www.biodiversity.ru/publications/odp/index.html

 

52. Охрана озера Байкал - http://geol.irk.ru/baikal/

 

53. Охраняемые природные территории в Арктике, http://www.wwf.ru/about/where_we_work/arctic/reserves/

 

54. Перспективный план развития системы особо охраняемых природных территорий Баренцрегиона (2013? http://www.bpan.fi/ru/new-recommendations-of-the-bpan-project-to-develop-barents-protected-area-network/

 

55. Поддержка реализации программы по охраняемым территориям Конвенции по биологическому разнообразию в России и в восточных регионах добрососедства ЕС: расширение принципов «Натура 2000» на сеть «Эмеральд», http://www.bfn.org.ru/Emerald.html

 

56. Резолюция IV Всероссийского съезда по охране окружающей среды, http://www.mnr.gov.ru/regulatory/detail.php?ID=131936&spetial=Y

 

57. Россия как система. Web - атлас. http://www.sci.aha.ru/RUS/wadb3.htm

 

58. Смелянский И. Роль степных экосистем России в депонировании углерода // Степной бюллетень. 2012. № 35. С. 4-8.

 

59. Степной бюллетень - http://www.biodiversity.ru/programs/steppe/bulletin/stepbull.html

 

60. Стишов М.С. Особо охраняемые природные территории Российской Арктики: современное состояние и перспективы развития.

 

61. Стратегический план действий по защите морской среды Арктической зоны Российской Федерации (2011), http://www.ibrae.ac.ru/images/stories/ibrae/arktika_magazine/94-103_solovyanov.pdf

 

62. Стратегия сохранения дальневосточного леопарда в Российской Федерации (2013), http://www.mnr.gov.ru/regulatory/

 

63. Стратегия сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов в Российской Федерации на период до 2030 года. М. 2014.

 

64. Стратегия сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов (проект), http://www.journalhunt.ru›img/file/strategii.doc

 

65. Стратегия сохранения белого медведя в Российской Федерации (2010)? http://lib.znate.ru/docs/index-177592.html

 

66. Стратегия сохранения сахалинской кабарги в России (2010) http://www.mnr.gov.ru/regulatory/detail.php?ID=98531

 

67. Стратегия сохранения амурского тигра в Российской Федерации (2010) http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=538823

 

68. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года (2013) http://docs.cntd.ru/document/499002465

 

69. Стратегия сохранения девственных лесов и выявление лесов высокой природоохранной ценности, http://www.transparentworld.ru/ru/environment/hcvf/

 

70. Стратегии сохранения водно-болотных угодий Российской Федерации (1999), http://russia.wetlands.org/Default.aspx?TabId=608&language=ru-RU

 

71. Стратегии сохранения болот, http://russia.wetlands.org/Default.aspx?TabId=608&language=ru-RU

 

72. Стратегия и План действий по сохранению биоразнообразия водно-болотных угодий Нижней Волги (2010), http://www.volgawetlands.ru/files/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D0%B8_%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D0%BD.pdf

 

73. Тишков А.А. Экосистемные услуги ландшафтов России: потенциал и изменения в процессе антропогенного воздействия и изменений климата. В кн.: Изменения природной среды России в ХХ веке. М.: Молнет, 2012. С. 153-165.

 

74. Торговля лесной продукцией. Статистика по лесной продукции Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных наций. 2012. http://www.fao.org/forestry/statistics/80938@180724/ru/

 

75. Торфяные болота России, http://www.peatlands.ru/

 

76. Федеральные ООПТ арктической зоны России. http://www.wwf.ru/resources/publ/book/368/

 

77. Цели развития тысячелетия в России: взгляд в будущее». 2010, Москва, ПРООН, http://undp.ru/nhdr2010/Nationa_Human_Development_Report_in_the_RF_2010_RUS.pdf

 

78. Экосистемные услуги наземных экосистем России: первые шаги. StatusQuoReport. 2013. М.: Центр охраны дикой природы. 45 с. http://www.biodiversity.ru/programs/ecoservices/first-steps/Status_Quo_Report_2013_sm.pdf

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...