Социальные последствия перехода к рыночным отношениям
Рыночные преобразования в России коренным образом поменяли условия формирования благосостояния, привычные для большинства российских семей. Либеральные реформы, приведшие к изменению форм собственности; изменению системы распределения материальных благ и услуг и формированию новых отношений между членами общества, породили ряд проблем, связанных с формированием благосостояния населения. Среди наиболее острых проблем перехода к рыночным отношениям в нашей стране стоит выделить: 1. Расширение зоны бедности и ее углубление. В самом общем виде бедность – это ситуация, в которой потребности не могут быть достаточно удовлетворены. Также данное экономическое явление трактуют как ситуацию, при которой благосостояние личности (семьи) находится ниже определенного минимального уровня, называемого порогом бедности. Для официальной оценки уровня благосостояния населения в России используется показатель прожиточного минимума, разработанный в 1992 г. Те, чьи доходы ниже величины установленного государственными органами прожиточного минимума, признаются бедными. Такая бедность называется абсолютной. В разных странах мира используются различные подходы к измерению бедности. Например, в США, как и в России, используется абсолютная граница бедности. А в странах Западной Европы бедность измеряется относительно среднего уровня доходов населения – бедными считаются те, чей доход ниже половины или даже двух третей среднего дохода. Такая бедность называется относительной. Но, учитывая тот факт, что величина прожиточного минимума занижена в лучшем случае в два раза, то соответственно численность населения с доходами ниже данного минимума вдвое больше.
Относительная бедность в регионах России тем выше, чем выше валовой региональный продукт на душу населения. Так, например, а Москве при абсолютном определении бедности бедные составляют 12,9% населения, а при относительном определении бедности – 57,7%. Даже если понизить относительную границу бедности до половины московского среднедушевого дохода, то все равно в Москве будет 47% относительно бедных. Все дело в том, что в Москве самая высокая концентрация доходов. Причинами такой чудовищной бедности российского общества являются: 1). разрушение научно-производственного потенциала страны, что обусловило сокращение занятости и появление безработицы; 2). резкое снижение трудовых доходов на начальном этапе кардинальных социально-экономических реформ в условиях неэффективной системы социальной защиты. Бедность особенно характерна для занятых в бюджетном секторе экономики, в сельской местности и в малых городах, для больших семей и семей с неполным составом. 2. Усиление социального неравенства. Переход от планового хозяйства к рыночной модели всегда сопровождается значительными изменениями во всей социально-экономической структуре, но одним из самых отрицательных результатов проводимых реформ стал рост неравенства в уровне жизни россиян. Несмотря на то, что расслоение населения наблюдалось во всех странах с переходной экономикой, Россия – абсолютный лидер по этому показателю, не имеющий аналогов в развитых странах. По уровню социально-экономической дифференциации российская экономика приближается к латиноамериканской модели, уступая лишь Бразилии, Чили и Мексике. По российской экономике в целом, по данным 2011 г. заработная плата 10% наиболее высокооплачиваемых работников превышает заработную плату 10% наименее низкооплачиваемых работников в 15,9 раза, в то время как аналогичный показатель развитых стран на порядок ниже. Так, в Японии он составляет 4,5 раза, в Германии – 6,9 раза, во Франции – 9,1 раза. Между тем, как известно, критическим, с точки зрения поддержания социальной безопасности государства, считается 7-8-кратный разрыв доходов крайних децильных групп. Более детальный анализ уровня неравенства в нашей стране будет представлен в изложении вопроса 12.5.
3. Депопуляция населения России. Социальная напряженность, обостряемая при рыночной системе, приводит к ухудшению демографической ситуации в стране, которое выражается в росте смертности, снижении рождаемости и сокращении прироста миграционного движения. Возникают препятствия образованию социального капитала, под которым понимается уровень доверия и сплоченности в обществе. Недостаток социального капитала может привести к тому, что люди чувствуют себя изолированными и уязвимыми. Это влечет за собой рост числа стрессовых состояний, депрессий. Более того, для того чтобы снять напряжение, люди, подверженные стрессу, могут начать злоупотреблять алкоголем, наркотиками, табакокурением. Такое злоупотребление повышает риск смерти в результате внешних причин (аварий, актов насилия) не только для бедного, но и для всего населения. 4. Снижение доступности качественных медицинских услуг и образования для основной части населения. Состояние сферы образования в России, начиная с 1990 гг., можно оценить при помощи таблицы 3. Наиболее важным фактором, влияющим на вероятность получения образования, является социальный капитал семьи (родственные, корпоративные, статусные связи). За ним следуют доход и место проживания семьи, которые определяют качество полученного образования.
Таблица. Основные показатели образования в РФ
В учебных заведениях, расположенных в сельской местности и малых городах качество среднего образования обычно ниже, чем в учебных заведениях крупных городов. Большинство учебных заведений, расположенных в сельской местности и малых городах, не включены в довузовские подготовительные сети, или включены на худших условиях по сравнению со школами в вузовских центрах. В них, как правило, отсутствует профильное обучение, дополнительные предметы. Поэтому учащиеся не имеют возможности получить качественное довузовское образование, не могут воспользоваться льготными условиями приема в вуз, которыми зачастую пользуются выпускники элитных городских базовых школ. Что касается сферы здравоохранения, то стоит отметить, что доступность медицинской помощи – это свободный доступ к службам здравоохранения вне зависимости от географических, экономических, социальных, культурных, организационных или языковых барьеров. Особенно актуальна эта проблема в связи с тем, что сегодня по важнейшим показателям здоровья населения Россия значительно уступает многим странам. Прежде всего, это связано с высокой смертностью в трудоспособном возрасте. Детская смертность хотя и сокращается, но все равно остается в полтора-два раза выше, чем в развитых странах. С переходом России к рыночной системе хозяйствования наблюдается перенос финансирования оказания медицинской помощи в значительной мере на самих граждан и работодателей. Расходы населения на лекарственные средства и медицинские услуги устойчиво растут высокими темпами. Несмотря на рост государственного финансирования здравоохранения в последние годы нарастание платности медицинской помощи усиливается. 5. Влияние рыночных отношений на экологическое состояние окружающей среды, которое, в свою очередь, влечет за собой ухудшение состояние здоровья населения. Рыночная экономика не в состоянии кардинально решать экологические проблемы, особенно глобальные. Для нее характерно стремление к широкомасштабному и интенсивному развитию производства, что, как известно, является мощнейшим фактором отрицательного воздействия на качественное состояние окружающей среды и ведет к истощению природных богатств.
Увеличивается рост аварийности из-за стрессовых нагрузок (невыплата зарплаты, угроза безработицы), оттока квалифицированных кадров (из районов Крайнего Севера, зон нестабильности), трудностей с обновлением оборудования (особенно импортного), что ухудшает экологическую обстановку. На предприятиях в целях экономии идет сокращение ввода очистного оборудования, что также сказывается на повышении выбросов. Влияет на экологическую обстановку и производство низкокачественной продукции. В основном это характерно для предприятий легкой и пищевой промышленности. Таким образом, можно констатировать, что переход России к рыночным условиям хозяйствования значительно обострил социально-экономические проблемы общества. В этой связи очевидна крайняя необходимость государственного регулирования решения социальных проблем, которое по большей части проявляется в форме социальной защиты населения. Социальная защита представляет собой систему экономических, организационных, административных, правовых мер, осуществляемых обществом, государством и другими социальными институтами и призванных предотвращать неблагоприятные воздействия на людей со стороны социальной среды или смягчать последствия таких воздействий. В полном своем проявлении социальная защита должна охватывать следующие направления: – обеспечение членам общества прожиточного минимума и оказание материальной помощи тем, кому в силу объективных причин она необходима, защита от факторов, снижающих жизненный уровень; – создание условий, позволяющих гражданам беспрепятственно зарабатывать себе средства для жизни любыми, не противоречащими закону способами; – создание условий, обеспечивающих удовлетворение определенного минимума потребностей граждан в образовании и медицинской помощи; – обеспечение благоприятных условий труда для наемных работников, защита их от негативных воздействий индустриального производства; – защита гражданских и политических прав и свобод, соответствующих принципам правового, демократического государства; – обеспечение свободы духовной жизни, защита от идеологического давления; – обеспечение максимально возможной стабильности общественной жизни.
Социальная защита состоит из социальной помощи и социального страхования. Социальная помощь (социальное обеспечение) – система мер, направленная на поддержание уязвимых малообеспеченных слоев населения. Социальная помощь предназначена для избирательной и адресной поддержки нуждающихся и, по сути, представляет собой институт попечительства и социальных пособий. Социальное страхование – система мер, направленная на обеспечение социальной защищенности занятого населения от возможного изменения материального или социального положения. Строится на базе отчислений из заработка работника в специальные внебюджетные страховые фонды, которые управляются на трехсторонней основе (представители трудящихся, работодателей и государства). Россия, провозгласив себя социальным государством, стремится соответствовать этому. Общий объем средств, затраченных в системе социальной защиты населения России, в период с 2000 по 2010 годы значительно увеличился. Так, по сравнению с 2000 г., в 2010 г. на социальные выплаты, в абсолютном выражении, было потрачено в 2,7 раза больше (соответственно 551,1 млрд руб. против 1457,4 млрд руб. в ценах 2000 г. или 5711,3 млрд руб. в текущих ценах). При этом доля расходов на социальные выплаты в структуре ВВП за рассматриваемый одиннадцатилетний промежуток времени увеличилась в 1,7 раза (соответственно с 7,5% до 12,7%), а в структуре денежных доходов населения в 1,3 раза (соответственно, с 13,8 до 17,8%). Основной рост объема расходов системы социальной защиты населения произошел за счет увеличения в структуре социальных выплат в 1,9 раза доли расходов на пособия (с 14,1% от общего объема выплат в 2000 г. до 26,2% – в 2010 г.). При этом сократились доли расходов на стипендии (на 32,8%) и прочие расходы (на 81,1%). Доля расходов на пенсии осталась практически без изменений – темп роста показателя 2010 г. к 2000 г.составил 106,0%
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|