Страхование АПК в условиях рынка
Страхование относится к одному из направлений регулирования состояния АПК, условий обеспечения его устойчивого развития. Оно является косвенным методом финансирования и поддержки сельского хозяйства, выражается в возможности защитить себя от потери дохода, снижения цен. Необходимость страхования сельскохозяйственной деятельности вызвана рядом объективных и субъективных причин. В их числе зависимость от природных (засуха, наводнение, избыточные осадки и т.д.) и биологических (выращивание живых организмов – растений, животных) процессов. Неожиданность наступления того или иного негативного события порой наносит ущерб, не сопоставимый с размерами дохода, многократно превышающий его. Поэтому актуальность страхования АПК связана с нахождением отрасли в зоне повышенного риска, рыночной конкурентной среды, где следует не только выживать, но и обеспечивать экономический рост, эффективное использование ресурсов и снижение издержек. В то же время нельзя не отметить, что страхование деятельности в сфере АПК является одним из сложных и наименее развитых частей страхового рынка России. Сельхозтоваропроизводители неохотно используют страхование, так как они не видят в нем реальной защиты для своего бизнеса, применяют инструменты страхования вынуждено, в случае, например, получения банковского кредита. Так как величина рыночного спроса зависит от цены товара или услуги, в данном случае от страхового тарифа, то высокие ставки тарифа и недостаток оборотных средств у агропродуцентов выступают сдерживающим фактором развития этого сектора страхования. Вопросы страхования в России стали актуальными после распада Советского Союза, когда было отменено государственное страхование. Новейший период в истории развития отечественного страхования условно можно разделить на следующие периоды: I этап – 1995-2001 гг.; II этап – 2002-2003; III этап – 2004-2008 гг., IV этап – 2009-2011 гг., V этап – с 2012г.
На первом этапе в 1995 г. были утверждены основные правила страхования посевов сельхозкультур. Это сразу привлекло около 5 тыс. участников, или около 15% сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств. Однако в дальнейшем число страхователей стало сокращаться до 2,3 тыс. к 2001 г. из-за невозможности оплачивать 75% начисленной страховой премии. Согласно постановлению Правительства РФ от 01.11. 2001 г. № 758 «О государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства» при Минсельхозе России было создано Федеральное государственное учреждение «Федеральное агентство по государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства» (ФГУ «ФАГПССАП»). Целями создания данной организации были, прежде всего, разработка правовых норм страхования и программы, по которой сельхозпроизводители могли застраховать урожай однолетних культур с 50%-ной компенсацией страховых взносов из бюджета. Такое решение вызвало новый рост числа страхователей. Ежегодно их число возрастало в 1,5 раза и количественно достигло уровня 1995г. – 5,4 тыс., а к 2005 – 10 тыс., или в 4,3 раза больше, чем в 2001 г. Однако, имевшие место недостатки, такие как непрозрачность, участие ограниченного круга организаций, отсутствие контроля над выплатами, создали благоприятные условия для сговора, коррупции и нецелевого использования государственных средств. Страхование урожая в 2004 и 2005 гг. продолжалось, несмотря на изменения, утвержденные приказами Минсельхоза России, так как правительство еще оказывало поддержку в случае чрезвычайных природных ситуаций.
ФГУ «ФАГПССАП» в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 г. № 264–ФЗ «О развитии сельского хозяйства» предложило «Концепцию совершенствования сельскохозяйственного страхования на период до 2020 года», содержащую три страховые программы. Они стимулировали появление ряда дополнительных законодательных документов. Среди них можно выделить постановление Правительства РФ от 31.12.2008г. № 1091 «Об утверждении Правил предоставления в 2009-2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений» и законопроект «О сельскохозяйственном страховании, осуществляемом с государственной финансовой поддержкой». На российский страховой рынок также серьезно повлиял мировой финансовый кризис 2008-2009 гг. Кризис выявил ряд его слабых сторон, среди которых можно назвать стремление к росту объемов производства и продаж без контроля над своей финансовой надежностью и платежеспособностью. С 1 января 2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 25.07.2011 г. № 260–ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства». Согласно этому закону осуществлять страхование имеют право только организации, входящие в объединение страховщиков, которое разрабатывает и утверждает единые для всех своих членов правила работы. Отныне объединение страховщиков выполняет функции гаранта платежеспособности всей системы в случае банкротства одного из них. Для этого сформируется фонд компенсационных выплат, который наполняется за счет перечисления страховщиками части полученной страховой премии. Размер отчислений устанавливается объединением страховщиков, но не может быть менее 5% от полученных страховых премий. Кроме того, закон установил, что страховщик теперь может расходовать на ведение своего бизнеса лишь 20% от полученной премии, остальные 80% направляются на формирование резервов для выплаты страхового возмещения. По закону аграрии должны оплачивать только 50% от начисленной страховой премии. Оставшиеся 50% страховой премии перечисляется на счет страховой организации орган управления АПК субъекта РФ.
Страхование теперь осуществляется по риску утраты (гибели) урожая сельскохозяйственных культур, посадок многолетних насаждений. При этом под гибелью урожая сельскохозяйственных культур понимается снижение фактического урожая по сравнению с запланированным на 30% и более. По многолетним насаждениям под утратой, гибелью понимается потеря жизнеспособности более чем на 40% посадочных площадей. Кроме того, теперь ежегодно на основе предложений субъектов РФ и объединения страховщиков должен вводиться План сельскохозяйственного страхования. Однако его необходимо обязательно согласовать с ответственными федеральными министерствами, ведомствами. В этом документе должны содержаться перечень объектов страхования и предельные ставки для расчета размера субсидий. Вводятся единые стандарты страхования с целью упрощения процедур заключения договора и выплаты страхового возмещения: стандартные Правила страхования, стандартный договор страхования, стандарт страховой документации, к примеру акты обследования, справки и т.д., стандарт урегулирования убытков. Кроме того, вводятся единые стандарты оценки ущерба: для урегулирования споров между страховщиком и страхователем законом предусмотрена процедура агроэкспертизы, оплачивать которую теперь будет страховая компания. С 2013 г. система сельхозстрахования с господдержкой на основе нового закона начнет работать и по риску гибели (падежа) сельскохозяйственных животных. В новом законе об агростраховании с господдержкой предусмотрено субсидирование не хозяйств, а страховых компаний – 50% потраченной на страховку премии им гарантирует государство. Прошедшие годы показали, что проверяющие органы, в частности Счетная палата, неоднократно делала замечания по недостаточной эффективности использования выделяемых государственных субсидий на страхование. Государство компенсировало 50% страховой премии, уплаченной сельхозтоваропроизводителем. При этом в начале посевной кампании, в условиях финансового дефицита агропредприятия сначала оплачивали 100% страхового взноса, а затем в течение года старались вернуть свои 50% в виде субсидий.
В итоге вновь вернулись к уже испытанной в начале 2000-х гг. схеме: с 1 января 2012 г. сельскохозяйственный товаропроизводитель оплачивает всего 50% от начисленной страховой премии. Оставшуюся половину премии орган управления АПК региона будет перечислять на счет страховой организации по заявлению сельхозтоваропроизводителя. Теперь и из оборота хозяйств будет уходить меньше денег и оформление сведено к минимуму. Министерство сельского хозяйства надеется, что новый закон позволит увеличить количество застрахованных посевов до 80%. Кроме того, по новому закону в качестве условия предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов РФ может стать наличие у сельскохозяйственных товаропроизводителей (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных потребительских кооперативов) договоров сельскохозяйственного страхования. Это даст дополнительную возможность увеличить охват страхованием посевных площадей возделываемых сельскохозяйственных культур и позволит решить основную задачу разработки и принятия федерального закона, а именно – снизить финансовую нагрузку государства в части возмещения затрат на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|