Государственная финансовая поддержка аграрной сферы
Наиболее развитые страны мира всегда считали аграрную сферу не только приоритетной, но и наиболее значимой для национальной безопасности. Постоянное государственное участие в аграрных делах считается обязательным условием эффективного функционирования агропромышленного комплекса. Совершенствование хозяйственного механизма с помощью методов рынка не исключает, а, напротив, предполагает активную государственную поддержку аграрного сектора экономики. В условиях свободной конкуренции эта отрасль не в состоянии иметь рентабельность, сравнимую с рентабельностью в торговле, финансах, промышленности. Переход экономики на рыночные методы хозяйствования выявил, что аграрный сектор – самый уязвимый в силу его специфических особенностей, которые при отсутствии регулирующего воздействия порой приобретают необратимый характер (снижение почвенного плодородия, разрушение организованной системы семеноводства и генофонда и т.д.). По опыту США и стран ЕС, государственное регулирование представляет собой корректирующие методы регулирования отдельных сторон рынка, оказывающие косвенное воздействие на производителей и потребителей. Речь идет в первую очередь о государственном протекционизме при осуществлении крупных комплексных экономических и социальных программ и инвестиционных проектов, прямой бюджетной поддержке сельского хозяйства, использовании ценовых, дотационных и финансово-кредитных рычагов в рамках целевых программ и др. Система бюджетной поддержки должна совершенствоваться в направлении научно обоснованного обеспечения ассигнованиями целевых отраслевых и межотраслевых программ; финансирования капитальных вложений на развитие производственной и социальной инфраструктуры, дотаций и компенсаций на производство определенных видов сельскохозяйственной продукции, на ведение элитного семеноводства, племенной работы, на приобретение отдельных материально-технических ресурсов и др., а также на возмещение убытков от стихийных бедствий (сверх сумм, выплачиваемых по системе страховых компаний), введение льготного или прогрессивного налогообложения, финансирование лизинговой системы.
Система государственной кредитной поддержки сельского хозяйства имеет ряд ярко выраженных особенностей, в том числе учитывающих целесообразность субсидирования процентной ставки кредитов для сельскохозяйственных предприятий; обеспечение банковских кредитных вложений в сельское хозяйство гарантиями государственных органов власти; создание специализированных кредитных институтов, ориентированных на кредитование сельского хозяйства. Преодоление недостатков в аграрном секторе невозможно без совершенствования существующего финансово-кредитного механизма в направлении, позволяющем его нацелить сначала на радикальное улучшение обеспеченности сельскохозяйственных предприятий оборотными средствами, затем на существенное увеличение затрат на активную часть основных фондов предприятий, в дальнейшем – на обеспечение обновления и развития пассивной части основных фондов. Эту задачу можно решить через систему государственной финансовой поддержки сельскохозяйственного производства, которая должна строиться на взаимодействии всех ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной), причем на всех уровнях (федеральном, субъектов федерации, местного самоуправления). В системе мер по улучшению использования наличных ресурсов АПК рекомендуется обратить особое внимание на упорядочение экономических отношений предприятий, производящих сырье, осуществляющих его хранение, переработку, сервисное обслуживание, реализацию продукции. В этой связи поддерживается предложение об объединении их в систему производственно-коммерческих центров. Ставится вопрос о возможности существенного снижения долговой зависимости сельскохозяйственных предприятий через систему многосторонних взаимозачетов (клиринга); о целесообразности сокращения потребности в денежных средствах с помощью экономически и технологически оправданного бартера. Предлагается восстановить банковский счет амортизации, чтобы с его помощью обеспечить строго целевое использование амортизационного фонда. Подчеркивается важность изучения и распространения опыта передовых хозяйств по рациональной организации внутрихозяйственных отношений, применению малозатратных технологий и других решений, позволяющих сохранять высокую дееспособность в условиях длительного аграрного кризиса.
С целью привлечения для нужд сельского хозяйства дополнительных ресурсов рекомендуется: активней привлекать средства населения области и предприятий других регионов в форме продовольственных займов, погашаемых сельскохозяйственной продукцией по гарантированным ценам; активней использовать при налогообложении систему рентных платежей; разработать принципиально новую систему краткосрочного кредитования, основанную на частичном или полном государственном гарантировании возврата кредита; изменить существующий механизм субсидирования процентной ставки (и основной суммы кредита) из средств специального фонда кредитования АПК таким образом, чтобы государство выплачивало средства не банку, а непосредственно сельскохозяйственному предприятию, взявшему кредит в банке по рыночной ставке; создать специальную кредитную систему для малого бизнеса на селе как альтернативу банковскому кредитованию; воссоздать специализированный банк, ориентированный на работу с сельскохозяйственными предприятиями и способный предоставлять долгосрочные кредиты на восстановление основных производственных фондов. Инструменты государственного регулирования инвестиционной активности АПК в финансово-бюджетной сфере следует подразделить на программно-целевые и непрограммные, организационно-экономические, что позволит установить взаимосвязь с уровнем бюджетных обязательств и механизмом воздействия на инвестиционную активность. К организационно-экономическим относятся инструменты, не требующие расходования средств государственных или муниципальных бюджетов, в том числе: регулирование отношений собственности и земельных отношений, регулирование цен и тарифов, налоговое регулирование, внешнеторговое регулирование экспорта и импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия, регулирование механизмов финансового оздоровления (банкротства) организаций, установление льгот, запретов и ограничений и т.д.
Финансово-бюджетные инструменты государственного регулирования инвестиционной деятельности можно подразделить на непрограммные инструменты – предоставление бюджетных услуг за счет средств бюджетов всех уровней; программно-целевые инструменты – разработка и реализация программ регулирования АПК. Последнюю программно-целевую группу инструментов государственного регулирования следует отнести к прямым, так как они носят ярко выраженный адресный характер. В свою очередь, бюджетные услуги и организационно-экономические инструменты регулирования инвестиционной активности следует отнести к косвенным, так как они оказывают влияние на целевые отрасли или АПК в целом. Так, финансирование предоставления бюджетных услуг не оказывает непосредственного влияния на рост инвестиционной активности в АПК, но может стимулировать или сдерживать ее в зависимости от эффективности выполнения инспекционных и контрольных функций уполномоченными государственными органами. Поэтому правомерно отнести их к косвенным инструментам государственного регулирования инвестиционной деятельности. Бюджетные услуги – это те функции, осуществление которых государство берет на себя в обязательном порядке. К ним относятся следующие инструменты государственной поддержки агропродовольственного сектора: поддержка и финансирование деятельности аппарата управления всех уровней в сфере АПК, подведомственных структур и предприятий, занимающихся предоставлением бюджетных услуг, либо подведомственных структур и предприятий в той части, в которой они осуществляют предоставление бюджетных услуг; финансирование инспекционных и контрольных функций, функций надзора, а также профилактики и эпизоотических мероприятий ветеринарной службы; финансирование федеральной службы технадзора; финансирование инспекционных и контрольных функций службы семеноводства; деятельность по осуществлению мониторинга аграрных рынков, сбора, обработки и бесплатного распространения информации; деятельность по осуществлению контроля за использованием земель сельскохозяйственного назначения, ведением земельного кадастра, проведением работ по определению бонитета земель и т.д.
По нашему мнению, данный вопрос может также позитивно решаться путем слияния финансового и агропромышленного капиталов в рамках финансово-промышленных групп. Разумная кооперация предприятий (организаций) – участников ФПГ предполагает использование различных форм связи в процессе хозяйственной деятельности. Важная задача кооперирования – осуществление совместного производственного процесса по выпуску различных видов готовой продукции (продуктов питания, товаров, услуг), в котором фиксируются только фактические обоснованные издержки, понесенные участниками в ходе его выполнения. А общий доход (прибыль) рассчитывают по конечному результату деятельности – реализации готовой, совместно выпущенной продукции и распределяют между участниками (после погашения всех расходов) пропорционально понесенным ими затратам. Опыт развитых стран подтверждает необходимость и целесообразность осуществления такой разумной кооперации и интеграции взаимно связанных на добровольной основе, но юридически самостоятельно функционирующих предприятий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|