Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственная финансовая поддержка аграрной сферы




 

Наиболее развитые страны мира всегда считали аграрную сферу не только приоритетной, но и наиболее значимой для национальной безо­пасности. Постоянное государ­ственное участие в аграрных делах считается обязательным условием эффективного функционирования агропромышленного комплекса.

Совершенствование хозяйствен­ного механизма с помощью мето­дов рынка не исключает, а, напро­тив, предполагает активную госу­дарственную поддержку аграрно­го сектора экономики. В условиях свободной конкуренции эта от­расль не в состоянии иметь рента­бельность, сравнимую с рента­бельностью в торговле, финансах, промышленности. Переход эконо­мики на рыночные методы хозяй­ствования выявил, что аграрный сектор – самый уязвимый в силу его специфических особенностей, которые при отсутствии регулирую­щего воздействия порой приобре­тают необратимый характер (сни­жение почвенного плодородия, разрушение организованной систе­мы семеноводства и генофонда и т.д.). По опыту США и стран ЕС, государственное регулирование представляет собой корректирую­щие методы регулирования отдель­ных сторон рынка, оказывающие косвенное воздействие на произ­водителей и потребителей.

Речь идет в первую очередь о государственном протекционизме при осуществлении крупных ком­плексных экономических и соци­альных программ и инвестицион­ных проектов, прямой бюджетной поддержке сельского хозяйства, использовании ценовых, дотацион­ных и финансово-кредитных рыча­гов в рамках целевых программ и др.

Система бюджетной поддержки должна совершенствоваться в направлении научно обоснованного обеспечения ассигнованиями целевых отраслевых и межотраслевых программ; финансирования капитальных вложений на развитие производственной и социальной инфраструктуры, дотаций и компенсаций на производство определенных видов сельскохозяйственной продукции, на ведение элитного семеноводства, племенной работы, на приобретение отдельных материально-технических ресурсов и др., а также на возмещение убытков от стихийных бедствий (сверх сумм, выплачиваемых по системе страховых компаний), введение льготного или прогрессивного налогообложения, финансирование лизинговой системы.

Система государственной кредитной поддержки сельского хозяйства имеет ряд ярко выраженных особенностей, в том числе учитывающих целесообразность субсидирования процентной ставки кредитов для сельскохозяйственных предприятий; обеспечение банковских кредитных вложений в сельское хозяйство гарантиями государственных органов власти; создание специализированных кредитных институтов, ориентированных на кредитование сельского хозяйства.

Преодоление недостатков в аграрном секторе невозможно без совершенствования существующего финансово-кредитного механизма в направлении, позволяющем его нацелить сначала на радикальное улучшение обеспеченности сельскохозяйственных предприятий оборотными средствами, затем на существенное увеличение затрат на активную часть основных фондов предприятий, в дальнейшем – на обеспечение обновления и развития пассивной части основных фондов. Эту задачу можно решить через систему государственной финансовой поддержки сельскохозяйственного производства, которая должна строиться на взаимодействии всех ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной), причем на всех уровнях (федеральном, субъектов федерации, местного самоуправления).

В системе мер по улучшению использования наличных ресурсов АПК рекомендуется обратить особое внимание на упорядочение экономических отношений предприятий, производящих сырье, осуществляющих его хранение, переработку, сервисное обслуживание, реализацию продукции. В этой связи поддерживается предложение об объединении их в систему производственно-коммерческих центров. Ставится вопрос о возможности существенного снижения долговой зависимости сельскохозяйственных предприятий через систему многосторонних взаимозачетов (клиринга); о целесообразности сокращения потребности в денежных средствах с помощью экономически и технологически оправданного бартера. Предлагается восстановить банковский счет амортизации, чтобы с его помощью обеспечить строго целевое использование амортизационного фонда. Подчеркивается важность изучения и распространения опыта передовых хозяйств по рациональной организации внутрихозяйственных отношений, применению малозатратных технологий и других решений, позволяющих сохранять высокую дееспособность в условиях длительного аграрного кризиса.

С целью привлечения для нужд сельского хозяйства дополнительных ресурсов рекомендуется: активней привлекать средства населения области и предприятий других регионов в форме продовольственных займов, погашаемых сельскохозяйственной продукцией по гарантированным ценам; активней использовать при налогообложении систему рентных платежей; разработать принципиально новую систему краткосрочного кредитования, основанную на частичном или полном государственном гарантировании возврата кредита; изменить существующий механизм субсидирования процентной ставки (и основной суммы кредита) из средств специального фонда кредитования АПК таким образом, чтобы государство выплачивало средства не банку, а непосредственно сельскохозяйственному предприятию, взявшему кредит в банке по рыночной ставке; создать специальную кредитную систему для малого бизнеса на селе как альтернативу банковскому кредитованию; воссоздать специализированный банк, ориентированный на работу с сельскохозяйственными предприятиями и способный предоставлять долгосрочные кредиты на восстановление основных производственных фондов.

Инструменты государственного регулирования инвестиционной ак­тивности АПК в финансово-бюджетной сфере следует подразделить на программно-целевые и непрограммные, организацион­но-экономические, что позволит установить взаимосвязь с уровнем бюд­жетных обязательств и механизмом воздействия на инвестиционную ак­тивность. К организационно-экономическим относятся инструменты, не тре­бующие расходования средств государственных или муниципальных бюд­жетов, в том числе: регулирование отношений собственности и земельных отношений, регулирование цен и тарифов, налоговое регулирование, внешнеторговое регулирование экспорта и импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия, регулирование механизмов финансового оз­доровления (банкротства) организаций, установление льгот, запретов и ог­раничений и т.д.

Финансово-бюджетные инструменты государственного регулирова­ния инвестиционной деятельности можно подразделить на непрограммные инструменты – предоставление бюджетных услуг за счет средств бюджетов всех уровней; программно-целевые инструменты – разработка и реализация про­грамм регулирования АПК. Последнюю программно-целевую группу инструментов государст­венного регулирования следует отнести к прямым, так как они носят ярко выраженный адресный характер. В свою очередь, бюджетные услуги и ор­ганизационно-экономические инструменты регулирования инвестицион­ной активности следует отнести к косвенным, так как они оказывают влияние на целевые отрасли или АПК в целом. Так, финансирование пре­доставления бюджетных услуг не оказывает непосредственного влияния на рост инвестиционной активности в АПК, но может стимулировать или сдерживать ее в зависимости от эффективности выполнения инспекцион­ных и контрольных функций уполномоченными государственными орга­нами. Поэтому правомерно отнести их к косвенным инструментам госу­дарственного регулирования инвестиционной деятельности.

Бюджетные услуги – это те функции, осуществление которых госу­дарство берет на себя в обязательном порядке. К ним относятся следую­щие инструменты государственной поддержки агропродовольственного сектора: поддержка и финансирование деятельности аппарата управления всех уровней в сфере АПК, подведомственных структур и предприятий, занимающихся предоставлением бюджетных услуг, либо подведомственных структур и предприятий в той части, в кото­рой они осуществляют предоставление бюджетных услуг; финансирование инспекционных и контрольных функций, функ­ций надзора, а также профилактики и эпизоотических мероприятий вете­ринарной службы; финансирование федеральной службы технадзора; финансирование инспекционных и контрольных функций службы семеноводства; деятельность по осуществлению мониторинга аграрных рынков, сбора, обработки и бесплатного распространения информации; деятельность по осуществлению контроля за использованием зе­мель сельскохозяйственного назначения, ведением земельного кадастра, проведением ра­бот по определению бонитета земель и т.д.

По нашему мнению, данный вопрос может также позитивно решаться путем слияния финансового и агропромыш­ленного капиталов в рамках фи­нансово-промышленных групп. Разумная кооперация предприятий (организаций) – участников ФПГ предполагает использование различных форм связи в процессе хозяйственной деятельности. Важная зада­ча кооперирования – осуществле­ние совместного производствен­ного процесса по выпуску различ­ных видов готовой продукции (продуктов питания, товаров, услуг), в котором фиксируются только фактические обоснованные издержки, понесенные участника­ми в ходе его выполнения. А общий доход (прибыль) рассчиты­вают по конечному результату деятельности – реализации гото­вой, совместно выпущенной про­дукции и распределяют между участниками (после погашения всех расходов) пропорционально понесенным ими затратам. Опыт развитых стран подтверждает необходимость и целесообраз­ность осуществления такой разумной кооперации и интеграции взаимно связанных на добровольной основе, но юридически самостоятельно функционирующих предприятий.

 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...