Налоговая политика в области сельского хозяйства
Фискальная, и в частности налоговая политика государства оказывает большое влияние на функционирование аграрного сектора экономики. Сельскохозяйственные предприятия часто представляют собой, за исключением кооперации, единство производства и домашнего хозяйства. В силу примитивности системы делопроизводства и бухгалтерского учета в крестьянских хозяйствах довольно трудно точно определить размер чистой прибыли, поэтому налог исчисляется по доходу. Налоги – важнейшая составляющая любой экономической системы в целом и рыночной экономики в частности. Это – главный инструмент фискальной политики, обязательный платеж в пользу государства. Налоги – сложная экономическая и одновременно правовая категория, так как речь идет об обязательности уплаты, которая прописана законодательными нормами, а именно в Налоговом кодексе РФ. Современный экономический словарь дает следующее определение налогообложению: процесс установления и взимания налогов в стране, определение величин налогов и их ставок, а также порядка уплаты налогов и круга юридических и физических лиц, облагаемых налогами. Налоговая система, как известно, строится по определенным принципам, которые являются общими и используются для расчета разных видов налогов. При всей своей индивидуальности именно эти принципы позволяют создать и унифицировать модель исчисления и уплаты налога, независимо от его отнесения к федеральному, региональному или местному. Такая модель налога позволяет налогоплательщику правильно исчислить и своевременно уплатить необходимую сумму налога. Для российских аграрных предприятий применяются два режима налогообложения – как общепринятый, так и режим единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН). Этот налог можно считать своего рода государственной поддержкой сельхозтоваропроизводителей, так как специальный порядок определения и уплаты налогов уменьшает налоговую нагрузку.
Согласно налоговому законодательству налогоплательщик имеет право добровольного перехода с общего режима налогообложения на режим уплаты единого сельскохозяйственного налога. Таким образом, происходит замена ряда традиционных налогов (на добавленную стоимость, единого социального, на имущество организаций, прибыль организаций) единым. Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками единого сельскохозяйственного налога, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов. Налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. По итогам отчетного периода исчисляется сумма авансового платежа исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания полугодия. Уплачивается не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода. Налогоплательщики по истечении налогового периода представляют налоговые декларации и уплачивают ЕСХН в налоговые органы. Объект налогообложения ЕСХН – доходы, уменьшенные на величину расходов. Согласно п. 1 ст. 346.5 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), внереализационные доходы не учитываются при определении 70%-ной доли дохода от реализации сельскохозяйственной продукции в целях исчисления ЕСХН, так как они не относятся к выручке от реализации сельхозпродукции. При учете доходов используется кассовый метод, который позволяет их оценивать на день поступления денег на банковский счет или в кассу. Это же относится к имуществу (работам, услугам) и имущественным правам. В общем виде доходы, облагаемые ЕСХН, подразделяются на доходы от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, приобретенных ранее товаров, безвозмездно полученного имущества; внереализационными: от долевого участия в других организациях, предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности, сдачи собственности в аренду, в виде положительной курсовой разницы, процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, сумм возмещения убытков или ущерба, восстановительных резервов и др. по ст.250 НК РФ.
Пункт 1 ст.252 НК РФ определяет, что расходы, облагаемые ЕСХН, должны быть экономически обоснованными, документально подтвержденными и связанными с полученным доходом от экономической деятельности. К основным расходам можно отнести расходы на приобретение, сооружение, изготовление и ремонт основных средств, в том числе арендованных, создание нематериальных активов, на платежи за имущество, приобретение посадочного материала, удобрений, кормов, медикаментов, биопрепаратов, средств защиты растений, на оплату труда, выплату компенсаций, пособий по временной нетрудоспособности, страхование. НДС по приобретенным и оплаченным товарам проценты за пользование денежными средствами (кредитами, займами). А также расходы на обеспечение пожарной безопасности, услуги по охране имущества, приобретение услуг пожарной охраны, таможенные платежи, уплачиваемые при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, на содержание служебного транспорта, компенсацию за использование личных легковых автомобилей в служебных поездках, на командировки, бухгалтерские, аудиторские и юридические услуги, канцелярские товары, почтовые, телефонные, телеграфные расходы, оплату услуг связи, подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика, на договорной основе, приобретение имущественных прав на земельные участки. Уменьшение налоговой базы за налоговый период возможно на сумму убытка, возникшего по итогам предыдущих налоговых периодов в полной сумме. Но это допущение не действует в случае перехода от общего режима к ЕСХН и наоборот. Налоговый период составляет календарный год, а отчетный – полгода. Налоговая ставка – 6% от разницы между доходами и расходами.
Ответ, на вопрос использовать или нет режим ЕСХН, лежит на самом предпринимателе, так как данная система имеет как свои положительные, так и отрицательные черты. К преимуществам можно отнести сокращение числа уплачиваемых налогов, добровольность применения режима, оптимизация предоставления налоговой отчетности (один раз в год), упрощение ведения бухгалтерского учета, возможность повысить заработную плату работников, так как отчисления в Пенсионный фонд уменьшают налоговую базу для расчета ЕСХН. К недостаткам относятся: потеря права на возмещение НДС, при переходе с общего режима на ЕСХН полученные убытки не учитываются, в случае длительного отсутствия выручки от реализации сельхозпродукции организация теряет право на ЕСХН, пересчет налоговых обязательств при переходе на общий режим налогообложения. Различия, существующие между ставкой НДС от реализации большинства продовольственных товаров и процентом на приобретение необходимых предприятию товаров, приводят к тому, что сумма вычетов по данному налогу часто превышает сумму начислений. Эта разница возвращается государством, но в случае ЕСХН получить его довольно сложно. Таким образом, рекомендовать переход на уплату ЕСХН можно только налогоплательщикам, у которых доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства, в том числе прошедшей первичную переработку, стабильно превышает критический 70%-ный уровень. Налоговая политика, проводимая в других странах, на наш взгляд, более разнообразна. К примеру, для поощрения конкуренции и с целью защиты потребителей от проявлений монополизма косвенный налог, к которому на Западе относят и налог на строительство дорог, включенный в цену бензина и дизельного топлива, имеет льготы для сельскохозяйственников. При построении российской налоговой системы были использованы европейские стандарты, однако простое копирование повлекло за собой массу негативных ситуаций в экономике страны. На данный момент творчески исследуются и обобщаются как зарубежный, так и отечественный опыт в области налогообложения, что позволит, на наш взгляд, избежать серьезных ошибок в будущем.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|