Проблема сознания в философии (онтология)
Теоретические вопросы семинара 1. Проблема сознания в истории философии. Природа, структура и функции сознания. 2. Самосознание. Сознательное и бессознательное. 3. Общественное сознание, его природа и структура. Методические указания При рассмотрении первого вопроса следует отметить, что проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, поскольку определение места и роли человека в мире, специфика его взаимоотношений с окружающей действительностью предполагают выяснение природы человеческого сознания. Охарактеризуйте сознание как субъективную духовную реальность и как условие воспроизводства человеческой культуры. Покажите, что представление о сознании как целенаправленном отображении действительности, на основе которого осуществляется регулирование поведения человека, складывалось в длительном процессе. Рассмотрите, как изменялись подходы к понятию сознания в историко-философском процессе. Подчеркните, что понимание философией сознания определялось общим мировоззрением эпохи (космоцентризм античной философии, теоцентризм средневековья, дуализм Декарта, психофизический параллелизм Лейбница, окказионализм Мальбранша, интеракционизм и т.д.). Проанализируйте соотношение понятий идеальное и материальное. Покажите, что они неразрывно связаны между собой и определяются, как правило, друг через друга. Обратите внимание, что идеальное отличается от материального в том плане, как мысль о том или ином предмете и сам предмет. Подчеркните, что идеальное выступает как система отношений между независимыми от сознания и воли объективными явлениями и человеком, способным эти явления воспроизводить и преобразовывать в процессе своей теоретической и практической деятельности. Будучи производным от материального, идеальное приобретает относительную самостоятельность, становясь активным началом жизнедеятельности.
Проследите генезис сознания с позиции естествознания, психологии, теологии, космологии. Раскройте понятие сознания как высшей формы отражения, появляющейся на социальном уровне движения материи. Изложите теорию отражения, а также назовите основные виды отражения в живой и неживой природе («след», раздражимость, ощущения, восприятие) Укажите, что сознание – основная философская категория – имеет сложную структуру, в него входят как образы действительности (понятия), так и образы воображения (цели, идеи, планы, мечты, идеалы, иллюзии), эмоции. Сознание полиструктурно. В нем принято выделять: уровни, стороны, элементы. Значение сознания для человека определяется через его важнейшие функции. Назовите и охарактеризуйте каждую из них. В заключении сделайте вывод о том, что сознание - одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее способность идеального воспроизведения действительности, а так же специфические механизмы и формы такого воспроизведения на разных его уровнях. В силу сложности феномена сознания каждая из комплекса изучающих его наук вносит определенную специфику в самый подход к определению сознания. Во втором вопросе обратите внимание на то, что с сознанием в широком смысле слова, связывают и представление о самосознании. Развитие сложных форм самосознания происходит на достаточно поздних этапах истории человеческого сознания, где самосознание приобретает известную самостоятельность. Однако понять его происхождение можно только на основе рассмотрения существа сознания в целом. Выделение своего «Я» из природы, его противопоставление природе и есть начало сознания. При этом следует понять, что этот этап в сознании не является самосознанием. Сознание становится самосознанием, когда «Я» приходит к осмыслению того, что все определения внешнего мира принадлежат не только ему как таковому, но и воспринимающему его «Я». Необходимо уяснить основное: самосознание - это процесс, когда «Я» обнаруживает свою непосредственную причастность к знанию о мире. Сознание как самосознание - это такое состояние, когда человеку одновременно доступен и внешний мир, и он сам. Далее остановитесь на структуре самосознания. Перечислите основные компоненты (убеждения, самооценка, самоконтроль) и охарактеризуйте их. В заключении сделайте вывод о том, что самосознание — это ценностный признак личности.
Далее отметьте, что в XX веке помимо проблемы сознания и самосознания встает проблема бессознательного. Обратите внимание, что сознательное и бессознательное – альтернативные понятия, определяемые одно через другое. Но и то и другое являются свойствами человеческой психики как целостного образования. Бессознательное не представлено сознанию. Непредставленность сознанию указывает на относительную самостоятельность данного феномена, но это еще не говорит о его полной независимости от сознательных процессов психики. Структурная иерархия сознательного и бессознательного динамична. Бессознательное в процессе психической деятельности проявляется,оно лишь не представлено непосредственно.Но,воздействуя на формирование целей, мотивов поведения, выбор решений, оно впоследствии может оцениваться сознанием по результатам. Назовите основные классы проявления бессознательного. Покажите связь между бессознательным и интуицией. Отметьте, что в истории философии понятие интуиции имело разное содержание. В современной философии и психологии интуиция не составляет особого пути познания, идущего в обход ощущений, представлений и мышления. Она представляет собой своеобразный тип мышления, когда отдельные звенья процесса мышления проносятся в сознании более или менее бессознательно, а предельно ясно осознаётся именно итог мысли – воспринимаемый как «истина», c более высокой вероятностью определения истины, чем случайность, но менее высокой, чем логическое мышление.
Интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, но её недостаточно, чтобы убедить в этой истине других и самого себя. Для этого необходимо доказательство. В третьем вопросе следует рассмотреть природу и структуру общественного сознания, показать, что оно представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, идеалов и принципов, желаний и настроений людей, отражающих данную природную и социальную реальность, и находится в постоянном взаимодействии с общественным бытием, зависит, в конечном счете, от него. Раскройте структуру общественного сознания, его уровни и формы, а также определите функции данного феномена. Практические задания 1. Вся материя отражает.Вся материя ощущает. Эквивалентны ли эти суждения? 2. Многие студенты часто рассуждают так: «Если материя – это объективная реальность, данная нам в ощущении, тогда сознание другого человека по отношению ко мне также является объективной реальностью, поскольку оно существует независимо от моего сознания и через язык, поведение воздействует на мои органы чувств, вызывая ощущение. Таким образом, сознание других людей есть для меня материя». Где допущена ошибка в этом рассуждении? 3. «Мозг выделяет мысль, так же как печень выделяет желчь. Мозг материален, печень материальна, желчь материальна, значит, и мысль должна быть материальна». Почему эта аналогия оказывается неверной? 4. Какие факты вы можете привести в подтверждение положения о том, что сознание не является продуктом только биологического развития человека, а является социально-историческим продуктом? 5. В чем недостаток следующего определения сознания: «Сознание – это такое свойство системы, которое узнаешь, когда сам являешься этой системой» (С. Лем)*. Можно ли тогда вообще судить о сознании объективно?* 6. Чем отличается отражение от простого взаимодействия или изменения? 7. В чем существенное различие процессов отражения в неживой и в живой природе? 8. Обладает ли только что родившийся ребенок сознанием?
9. Р. Киплинг сочинил сказку о Маугли, который грудным младенцем оказался в джунглях ибыл вскормлен и «воспитан» дикими зверями. Когда Маугли вырос, он наряду с повадками животных усвоил и человеческое сознание и мышление. Возможна ли такая история в реальной жизни? 10. Выделите среди предложенных ниже положений такое, которое выражает правильное понятие отражения. а) Отражение – это любое изменение одного объекта в результате воздействияна что другого объекта. б) Отражение – это всякое взаимодействие объекта. в) Отражение – это абсолютная копия отражаемого объекта отражающим. г) Отражение – это воспроизведение структуры, свойств отражаемого объекта в отражающем объекте. 11. Что в перечисленном списке входит в философское понятие «сознание»? а) ощущения; б) язык; в) мышление; г) биотоки мозга; д) воля; е) представления; ж) воображение; з) эмоции; и) темперамент; к) память; л) понятия; м) нервные импульсы; н) инстинкты; о) мировоззрение; п) желания и цели; р) нейроны; с) рефлексы. 12. Принято выделять следующие функции самосознания: самопознание, самонаблюдение, самооценка и саморегуляция. Раскройте их значение. Какая из этих функций, на Ваш взгляд, является главной? 13. Определите, какое неклассическое содержание сознания высвечивается в позиции Л. Витгенштейна: «Границы моего языка – суть границы моего мира»?* 14. В каком суждении правильно выражена общественно-историческая сущность сознания? а) Сознание не можетне отражать общественную жизнь. б) Общественная жизньне оказывает влияния на сознание. в) Сознание является продуктом социальной среды и не возникает вне общения. г) Сознаниечеловека определяет общественную жизнь. 15. Выделите среди перечисленных ниже явлений духовной жизни общества те, которые относятся к теоретическому уровню общественного сознания, и укажите, какие относятся к обыденному сознанию. а) общественная психология; б) привычки; в) традиции; г) политические доктрины; д) приметы; е) слухи; ж) настроения; з) научные трактаты; и) моральные кодексы; к) народная медицина. Контрольные вопросы 1. Почему «сознание» является одним из ключевых понятий философии? 2. В чем различие в понимании сознания между материализмом и идеализмом? 3. Что такое отражение как общее свойство материи и как изменяется способность материи к отражению на разных её уровнях? 4. Что такое сознание? Какова его структура? 5. В чём заключается идеальность сознания и в чём проявляется общественная и историческая сущность сознания? 6. В чём заключается специфика субъективной реальности?
7. Как понимают сознание объективные и субъективные идеалисты?* 8. Какую роль в возникновении сознания сыграл труд? Какова роль языка в возникновении и развитии сознания? 9. Чем отличается сознание человека от психики животных? 10. Что имеют в виду, когда говорят о биосоциальной природе сознания? 11. Как соотносятся сознание и бессознательное? 12. Какой вклад в исследование сознания и бессознательного внесла глубинная психология (в частности, психоанализ З. Фрейда, аналитическая психология К.-Г. Юнга, трансперсональная психология)?* 13. Какова структура личности (психики) по Фрейду? 14. Каковы возможные пути познания бессознательного? 15. В каких общественных явлениях находит воплощение общественное сознание? 16. Чем отличаются друг от друга общественное и индивидуальное сознание и как они взаимодействуют 17. В чем состоит специфика идеального и каковы его функции в жизнеднеятельности человека и общества?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|