Ожидаемые результаты освоения учебного модуля
В результате освоения учебного модуля студенты должны ЗНАТЬ: 1. Основные понятия: наука, научное знания, вненаучное знание, научная рациональность, научная революция, эмпирическое познание, теоретическое познание, методология, метод познания, наблюдение*, эксперимент*, сравнение*, аналогия*, моделирование*, идеализация*, абстрагирование*, анализ*, синтез*, научный факт, проблема, гипотеза, теория. 2. Специфические особенности науки. 3. Критерии научности знаний. 4. Критерии отличия науки от лженауки и паранаук*. 5. Основные этапы развития науки. 6. Классификацию наук. 7. Структуру научного знания 8. Основные типы научной рациональности. 9. Причины научных революций. 10. Типологию научных революций? 11. Формы эмпирического познания. 12. Формы теоретического познания. 13. Классификацию научных методов. 14. Важнейшие методы эмпирического познания. 15. Основные методы и приёмы теоретического исследования. УМЕТЬ: 1. Использовать современные научные методы решения профессиональных задач; 2. Анализировать логику рассуждений и высказываний; 3. Ставить задачи и выбирать методы исследований*; 4. Интерпретировать результаты научных исследований*; 5. Критически оценивать освоенные теории и концепции; 6. Отличать научное исследование и его результаты от идеологических, псевдонаучных и религиозных представлений. ВЛАДЕТЬ: 1. Навыками публичного выступления и ведения дискуссии. 2. Способностью формировать представление о научной картине мира. 3. Навыками обоснования своей мировоззренческой позиции*. 4. Навыком критического анализа общенаучных концепций*. 5. Навыками аргументации и объяснения научных суждений. Тема 13
Социальная философия Теоретические вопросы семинара 1. Общество как объект философского познания. Основные теоретические модели в объяснении общества (натурализм, материализм, идеализм). 2. Природа и общество. Исторические типы взаимодействия природы и общества. 3. Общество в его историческом развитии. 4. Глобальный мир в XXI веке. Сценарии будущего. Методические указания Изучение первого вопроса начните с проблем социальной философии. Изучите, какие вопросы находят свое решение в данном разделе философского знания. Далее обратите внимание, что общество является объектом изучения многих социально-гуманитарных наук, но философский подход к данной проблеме имеет свои особенности. Дайте философское определение общества, подчеркните различия в подходах к его определению. Покажите, что общество – целостная самоорганизующаяся система, раскройте его структуру (сферы общества, социальные институты, социальные роли) и выявите взаимосвязь всех структурных элементов. Охарактеризуйте основные теоретические модели в объяснении общества. Выдающихся мыслителей во все времена беспокоила проблема существующей социальной разобщённости, противоположности и даже антагонистичности интересов различных социальных групп, враждебности и непримиримости общественных отношений, причин бесчисленных войн, грабежей и насилия. Многие философы ещё в древности высказывали догадки о причинах такого положения в обществе, усматривая их в собственнической разобщённости людей. Однако объяснить существующую систему общественных связей и отношений ещё не могли, поэтому складывающиеся социальные учения длительное время носили умозрительный утопический характер. Теоретические подходы в объяснении исторических процессов начали складываться только в Новое время, особенно в эпоху Просвещения, вместе со становлением науки и первой научной революцией. Начиная с XVII века, последовательно сложились три основных теоретических модели общества, которые лаконично можно назвать: натурализм, идеализм, материализм. Подчеркните, что теоретические модели базируются на фундаментальных основаниях понимания природы, общества и сознания. Выделите основные черты исторически первой теоретической модели – натурализма. Согласно натуралистической модели общество, будучи порождением природы, функционирует по тем же объективным законам, что и природа. Укажите, что подобное отождествление объективных законов природы и общества приводило к выводам, что определяющим фактором в историческом процессе выступает природа человека, географическая среда и др. Обратите внимание, что натуралистическая модель абсолютизирует природные факторы в объяснении явлений общественной жизни. Покажите, что на этой основе строятся такие теоретические модели общества, как социал-дарвинизм, Гумилевская теория «пассионарности», различные теории географических факторов, расизма и т.п.
В отличие от натурализма идеализм акцент делает на первенстве духовного начала в общественных явлениях. Сторонники объективного идеализма видят причину исторических событий либо в мировом разуме (Гегель), либо в божественном провидении (религия), либо в иных духовных силах неподвластных человеку. Напротив, сторонники субъективного идеализма в объяснении истории, исходят из проявлений субъективного духа. Покажите, что на основе субъективного идеализма складывались теории общественного договора, героев и толпы, различные модели общественной организации, современные теории мировой цивилизации, мирового порядка, золотого миллиарда и многие другие. Отметьте, однако, что абсолютизация духовности в любой её форме, не позволяет видеть объективных закономерностей в человеческой истории, а стало быть, сущности общественных явлений. Далее покажите, что материалистическая модель развития общества представляет собой наиболее реалистическую теорию об обществе, позволяющую системно взглянуть на общественный процесс, обнаружить объективные закономерности, специфичные для человеческого общества. Подчеркните, что основой существования и развития общества и всех его атрибутов, с точки зрения материалистической модели является практика производственной деятельности. Материальные отношения порождают все остальные (идеальные) отношения между людьми. Однако, общественное сознание в целом, сформировавшись на основе конкретного общественного процесса, способно активно обратно воздействовать на всю систему общественного бытия, т.е. на способ производства материальных благ. Именно в этой взаимосвязи общественного бытия и общественного сознания заключается сущность диалектико-материалистического понимания общества и его истории.
В заключении дайте сравнительную характеристику основных теоретических моделей, указав сильные и слабые стороны каждой из них. Во втором вопросе, прежде чем рассматривать сложную проблему взаимосвязи общества и природы, тенденций в их взаимоотношениях, следует определить основные понятия. Обратите внимание на понимание природы (в широком смысле слова) как всего окружающего нас мира во всем бесконечном многообразии его проявлений, и в узком смысле слова, где под «природой» понимают весь материальный мир, за исключением общества, как совокупность естественных условий его существования, а общество понимают как форму совместной жизнедеятельности людей. Остановитесь на эволюции философских представлений о взаимоотношениях общества и природы, которая определялась, главным образом, степенью развития самого общества, а также господствовавшими в то или иное время экономическими, политическими, религиозными и иными воззрениями. В античной философии человек и природа мыслились как единое, гармонически взаимосвязанное целое. Идеалом общества было стремление жить в согласии с природой, познать ее, использовать последнюю в качестве объекта наблюдения. В Средние века европейская философская мысль рассматривала природу, и в первую очередь самого человека, как творения Божьи. Речь шла уже не о слиянии человека с природой, а об их противопоставлении и возвеличивании человека над природой. В эпоху Возрождения природа рассматривалась как источник красоты, радости и вдохновения и противопоставлялась разрушающей и порочной цивилизации. Раздавались призывы вернуться назад, к природе, к «золотому веку» человечества. В философских воззрениях Нового времени, и в практических действиях все более отчетливо обозначается новый тип взаимоотношений человека и природы. Центральная идея — человек должен покорить природу, овладеть ею, стать господином. В науке главной задачей становится познание тайн и законов природы. Подход к природе лишь как к средству достижения каких-либо человеческих целей сохранился и все более усиливался, вплоть до середины XX в.
Затем назовите основные исторические этапы взаимодействия природы и общества, обозначив их хронологические рамки. Охарактеризуйте каждый из них. Покажите, что на первом этапе во взаимодействии между обществом и природой влияние последней было преобладающим. Особенности природной среды имели решающее значение для существования и развития людей. Второй этапхарактеризуется существенными изменениями в природной среде. Труд непосредственных производителей создавал своеобразное равновесие между природой и обществом. Третий этап в истории взаимодействия общества и природы снял естественные ограничения человеческих возможностей в преобразовании природы. Это вывело общество на путь промышленного развития и вошло в историю как промышленная революция. Четвертый этап взаимодействия природы и общества В. И. Вернадский и назвал «ноосферой». На этом этапе общество обретает реальную возможность осуществить сознательное регулирование и контроль над обменом веществ с природой. Человек правильно применяет законы природы в интересах общественного прогресса. В заключении сделайте вывод о перспективах взаимоотношений общества и природы. Рассматривая третий вопрос, познакомьтесь таким разделом философского знания как философия истории, очертите круг проблем и способы их решения, а также определите задачи, стоящие перед философией истории. Далее остановитесь на философских проблемах периодизации истории. Обратите внимание, что выделение периодов в истории зависит от того критерия (или критериев), которые положены в основу периодизации. За основу периодизации истории брались, к примеру, орудия труда (У. Ростоу, Д. Белл, О. Тоффлер), рост народонаселения (Т.Р. Мальтус), географическая среда (Ш.Л. Монтескье) и т.д. Наиболее известными сейчас являются формационный и цивилизационный подходы к пониманию исторического процесса. Охарактеризуйте каждый из них, указав основные положения и ту периодизацию, которая при этом возникает. Отметьте, что формационная концепция, созданная К. Марксом, помогла взглянуть на структуру общества как на систему, и на его этапы, которые, с одной стороны будут для любого народа обязательными, а с другой стороны - каждое общество на каждом данном этапе будет иметь сходную структуру. Однако, обратите внимание, что сейчас большинством философов признано, что теория общественно-экономических формаций - западноевропейский феномен, в современных условиях не способный объяснить многие реалии и потому не выполняющий эвристической функции. Теория общественно-экономических формаций не только основана на теоретических выводах середины XIX в., но в силу этого не может объяснить многие возникшие противоречия: существование наряду с зонами прогрессивного (восходящего) развития зон отсталости, стагнации и тупиков; превращение государства - в той или иной форме - в важный фактор общественных производственных отношений; видоизменение и модификацию классов; возникновение новой иерархии ценностей с приоритетом общечеловеческих ценностей над классовыми. Характеризуя цивилизационный подход обратите внимание, что он был разработан в конце XIX – начале XX в. в трудах Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера, позднее А. Тойнби. По их представлениям, основу общественной жизни составляют более или менее изолированные друг от друга «культурно-исторические типы» (Данилевский) или «цивилизации» (Шпенглер, Тойнби), проходящие в своем развитии ряд последовательных стадий. Покажите, что теория цивилизаций имеет множество достоинств, помогая раскрыть механизмы исторического развития, выявить его пути и особенности. Ее сторонники особое внимание уделяют непрерывности, эволюционности общественного процесса. Цивилизационный подход помогает увидеть в истории поливариативность, не отбрасывая некие варианты, как не отвечающие критериям какой-то одной культуры. Но и цивилизационный подход к пониманию исторического процесса не лишен некоторых недостатков. В частности, в нем не учитывается связь между различными цивилизациями, не объясняется феномен повторяемости.
Далее необходимо показать соотношении объективного и субъективного в историческом процессе. Подчеркните, что реальная история предстает как переплетение и взаимодействие двух факторов — субъективного и объективного. Процесс их взаимодействия характеризуется определенной тенденцией, направленностью. История человечества развивается так, что усиливается практическое значение субъективного фактора, иными словами, роль субъективного фактора в истории постоянно возрастает, и это всеобщая историческая закономерность. Необходимое условие ее реализации - разумное проявление субъективного фактора на основе правильного и строгого учета объективных закономерностей развития общества. Осветите проблему роли личности в истории. Раскройте понятие «харизма», покажите, что закономерности исторического развития не исключают, а напротив предполагают свободу выбора людей. В четвертом вопросе следует уделить особое внимание концепции американского социолога и экономиста Д. Белла, которая оказала значительное влияние на формирование современных представлений о будущем человечества. Познакомьтесь с определением постиндустриального общества и его характерными чертами. Следует подчеркнуть, что согласно концепции постиндустриального общества главным фактором развития современного общества является наука. Хотя новое общество также не лишено внутренних противоречий и конфликтов, именно благодаря развитию науки и технологий, с точки зрения Д. Белла и его последователей, возможно разрешить общественно значимые проблемы и создать новое общество всеобщего процветания. Однако не все современные мыслители разделяют подобный оптимизм. Во второй половине ХХ в. развитие науки и технологий все чаще стали переосмыслять как одну из важнейших угроз в современном мире, ставящую под сомнение дальнейшее существование человечества. Необходимо обратить внимание, что именно в последние десятилетия ХХ в. мир столкнулся с новыми противоречиями и угрозами в экономике, экологии, политике, культуре, социальной сфере, т.е. в жизни общества в целом. Осознание того, что путь развития, избранный современной цивилизацией, может привести человечество к катастрофе, приходится на 70–80-е гг. ХХ в. Именно в этот период наиболее актуальные проблемы, стоящие перед человечеством, стали называть «глобальные проблемы современности». Перечислите глобальные проблемы современности и охарактеризуйте каждую из них. В заключении сделайте вывод о перспективах человеческого существования, на основе анализа современных философских учений. Практические задания 1. Слово «общество» является многозначным. Его употребление в повседневной речи и художественных произведениях значительно отличается от употребления в научной литературе. Определите, в каком из перечисленных примеров под обществом имеется в виду социально-философское понятие: а) У Милля не было друзей-ровесников, он не играл в игры, был физически слабым ребёнком и чурался общества. б) Свободно и легко Николай чувствует себя лишь в обществе Дмитрия Нехлюдова, который приглашает его с визитом к своей матери в Кунцево. в) Действующие лица в комедии «Горе от ума» принадлежат к одному обществу – это дворянский московский круг. г) По словам Л.Н. Толстого, избрание его в общество любителей российской словесности польстило его самолюбию и искренне его обрадовало д) Общество – это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, т.е. ориентированных на других людей действий. (М. Вебер) е) Бывать в обществе просто скучно. Но быть вне общества – уже трагедия. (О. Уайлд) 2. Какую из моделей объяснения общества иллюстрируют данные высказывания: а) Идеальное общество – такое, принципы которого находятся выше него, а не в нём самом. (М. Лайтман) б) В классовом обществе каждый человек живёт как индивид определённого класса, и нет такой идеологии, на которой не лежала бы классовая печать. (Мао Цзэдун) в) Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. (В. И. Ленин) г) Нельзя отрицать, что естественным состоянием людей до образования общества была война, но война всех против всех. (Т. Гоббс) д) Первый, кто, огородив участок земли, придумал заявить «Это моё!» – и нашёл людей достаточно простодушных, чтобы тому поверить, был подлинным основателем гражданского общества. (Ж.-Ж. Руссо) е) Над обществом имеют прочную власть только идеи, а не слова. (В.Г. Белинский) 3. Как вы понимаете слова К. Маркса: «Общество не состоит из индивидуумов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды относятся друг к другу». О каких связях и отношениях здесь идёт речь? 4. Какой из данных признаков не характеризует общество: а) системность; б) саморегуляция; в) самоликвидация; г) самообновление; д) универсальность? 5. Дайте анализ следующему положению: «Существенное отличие человеческого общества от общества животных состоит в том, что животные в лучшем случае собирают, между тем как люди производят. Уже одно это, правда, основанное, различие делает невозможным простое перенесение законов животного общества на человеческое общество» (Ф. Энгельс). а) Почему это отличие Ф. Энгельс считает основным? б) В силу каких причин невозможно перенесение законов из области биологии на социальную жизнь? 6. К. Маркс подчеркивал тот факт, что люди сами делают историю, но они ее делают не так, как им вздумается, при обстоятельствах, которые не сами они выбирают, которые имеется непосредственно налицо, даны им и перешли от прошлого. Как вы думаете, какие обстоятельства, прежде всего, имеет в виду философ в этом высказывании? 7. Что, согласно Л.Н. Гумилеву, является источником пассионарности*: а) космические лучи и энергия космоса б) солнечная энергия в) энергия биосферы г) энергия геосферы? 8. Заполните таблицу: Общество как целостность: единство сфер общественной жизни
9. Соотнесите данные элементы общества и сферы, к которым они принадлежат:
10. Какое содержание вкладывается в понятие «природа»? Рассмотрите возможные варианты ответа на этот вопрос и укажите, какой из них, по вашему мнению, наиболее точен. а) Природа - это географическая среда, в которой обитает человеческое общество. б) Природа - это биосфера Земли. в) Природа - это вся материальная действительность. г) Природа - это та часть мира, которая стала объектом теоретической и практической деятельности людей. д) Природа - это биосфера и ноосфера. е) Природа - это наша Вселенная. 11. Заполните таблицу «Взаимодействие природы и общества»*:
12. Что означает термин «ноосфера»? а) объединение человечества в единую мировую систему; б) сфера господства разума; в) глобализация общества; г) система глобального моделирования окружающей среды. 13. Что является критерием исторического прогресса в теории стадий роста*: а) состояние морали; б) способ производства; в) уровень демократии в государстве г) научно-технический прогресс? 14. Проанализируйте приведенные ниже определения понятия «народ»: а) народ – это только трудящиеся классы общества; б) народ в рабовладельческом, феодальном и капиталистическом обществе – это угнетенные классы, а в первобытнообщинном и социалистическом – это все члены общества, все население; в) народ – это те классы, слои и социальные группы, которые в данных конкретно-исторических условиях содействуют прогрессу общества; г) народ – это те классы и слои общества, которые создают материальные ценности. 15. Многие западные социологи, сторонники теории лидерства, доказывают, что массы не могут совершать конструктивные действия без лидеров, вождей. Поэтому народ, конечно, творит историю, но не сам по себе, а под руководством вождей. При этом одни – вслед за теоретиками волюнтаризма и «героической школы» в истории – считают, что лидер навязывает волю толпе, а другие полагают, что лидер делает то, чего от него хочет толпа, что толпа выбирает лидером свою «Я-проекцию» и управляет лидером. Дайте критическую оценку изложенной концепции*. 16. Согласно учение З. Фрейда, великие исторические деятели были невротиками. Их властолюбие, стремление к лидерству является результатом сублимации неудовлетворенных влечений, прежде всего сексуальных. Потому-то большинство великих людей были маньяками. Вместе с тем «огромное большинство людей испытывают жгучую потребность в авторитетах, перед которыми они могли бы преклоняться, которые господствуют над ними, а иногда и дурно обращаются с ними. Из психологии мы узнаем, откуда идет эта потребность масс. Она идет от тоски по отцу, которая живет в каждом нас с детских лет… Все черты характера, которыми мы наделяем великую личность, являются отцеподобными чертами, и в этом отцеподобии и заключается до сих пор ускользавшая от нас сущность великой личности», – писал З. Фрейд. Прав ли З.Фрейд? Что в его концепции не приемлемо?* 17. Многие западные социологи, принадлежащие к числу сторонников концепции элитизма, утверждают, что народ не может управлять обществом, поскольку он, во-первых, некомпетентен в политике, экономике и других областях; во-вторых, массы, как правило, инертны, а активность проявляют в форме буйства, разрушения основ общества; в-третьих, управление общества массами народа технически невозможно, поскольку весь народ не может заседать в кабинете министров, в парламенте, так что неизбежно приходится выбирать представителей, а это уже определенный отбор. Таким образом, для управления обществом необходима группа подготовленных, талантливых, компетентных людей, т.е. элита. Как можно возразить подобным рассуждениям? В какой мере приведенные аргументы обосновывают выдвигаемый тезис? * 18. Классовая борьба в обществе может принимать различные формы, в том числе политическую, экономическую и идеологическую. К каким видам можно отнести следующие ее проявления: а) забастовка; б) восстание; в) дискуссия в печати? 19. Подумайте, являются понятия «социальное противоречие» и «социальный конфликт» тождественными*? 20. Фактору случайности в саморазвитии общества основное значение придает современное направление: а) герменевтика; б) структурализм; в) постмоденизм; г) синергетика. 21. В чем причина обострения экологической проблемы? Проанализируйте ответы, которые были даны на этот вопрос. Какие из них, по вашему мнению, правильно отражают сущность причин, породивших обострение экологической ситуации в мире? а) Развитие производительных сил общества неизбежно предполагает разрушение природы, поскольку технический прогресс невозможен без добычи полезных ископаемых, вырубки лесов, расширения посевных площадей и т. п. б) Безудержный рост населения заставляет человеческое общество расширять производство, увеличивать производство продовольствия за счет распахивания всех пригодных земель, разрушая сложившиеся биогеоценозы, приводя к неизбежному истощению сырьевых, энергетических ресурсов. в) Экологический кризис возник вследствие противоречия между увеличившимися до гигантских размеров возможностями общества изменять природу и ограниченными возможностями предвидеть все последствия таких изменений. г) Между обществом и природой антагонистические противоречия, которые неразрешимы и неизбежно будут обостряться, экологическая катастрофа неизбежна. д) Причина обострения экологических проблем на Земле - в безудержном стремлении людей к комфорту, к роскоши, к материальным ценностям. е) Экологические трудности порождены национальным, региональным и классовым эгоизмом, который в угоду узконациональным или классовым интересам, амбициям хищнически эксплуатирует природу, не заботясь о будущем. 22. Какая из этих проблем относится к разряду глобальных: а) Вхождение России во Всемирную торговую организацию. б) Исчерпание природных ресурсов. в) Борьба с алкоголизмом. г) Предотвращение локальных конфликтов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|