Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ожидаемые результаты освоения учебного модуля




В результате освоения модуля студенты должны

ЗНАТЬ:

1. Основные понятия: социальная философия, социальное бытие, общество, общественные отношения, социальный институт, социальная сфера, материальное производство*, политика*, право*, мораль*, религия*, искусство*, природа, географическая среда, биосфера, ноосфера, общественно-экономическая формация, цивилизация, философия истории, история, субъект истории, прогресс, народ*, толпа*, элита*, массы*, харизматическая личность*, социальная революция*, исторический процесс*, стадии роста*, глобализация, глобальные проблемы, глобалистика, Римский клуб*, футурология, прогностика.

2. Предмет социальной философии.

3. Специфику предмета и важнейшие принципы социальной философии.

4. Особенности социального познания.

5. Основные течения и школы социальной философии*.

6. Основные теоретические модели в объяснении общества.

7. Универсальные законы строения, функционирования и развития социальной системы.

8. Исторические этапы взаимодействия природы и общества.

9. Основные сферы общественной жизни и их структуру.

10. Основные элементы структуры экономической, социальной и политической сфер общественной жизни.

11. Основные элементы духовной жизни общества*.

12. Роль и место человека в социальной действительности.

13. Предмет философии истории.

14. Специфику исторического познания.

15. Различия между объективными и субъективными факторами исторического процесса.

16. Роль классов, этносов, масс, личности в изменении общественных отношений.

17. Проблему законов исторического процесса*.

18. Соотношение закономерного, стихийного и случайного в истории.

19. Основные подходы к определению структуры истории.

20. Принципы типологии и периодизации исторического процесса.

21. Основные положения формационного и цивилизационного подходов к историческому процессу.

22. Философский смысл понятия «конец истории».

23. Значение гражданского общества, причины и характер его возникновения.

24. Философское понимание влияния насилия в историческом процессе и ограниченность его*.

25. Отличие глобальных проблем от региональных и локальных.

26. Причины возникновения и обострения глобальных проблем в ХХ веке.

27. Типы глобальных проблем и пути их преодоления.

28. Роль философских знаний в решении глобальных проблем человечества.

29. В чём проявляется кризис современной цивилизации.

30. Основные способы предвидения.

31. Возможные сценарии будущего.

32. Основные направления футурологии*.

УМЕТЬ:

1. Различать теоретические модели в объяснении общества.

2. Различать понятия «природа» и «географическая среда».

3. Анализировать социально значимые проблемы и процессы.

4. Интегрироваться в общественную жизнь.

5. Анализировать ценностно-смысловые ориентации различных социальных национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме.

6. Толерантно воспринимать социальные и культурные различия.

7. Уважительно и бережно относится к историческому наследию.

8. Интерпретировать философские тексты и формировать суждения по проблемам философии истории. *

9. Различать объективные и субъективные причины социальных изменений.

10. Исследовать окружающую среды для выявления ее возможностей и ресурсов.

11. Анализировать глобальные проблемы современного мира и возможные пути их решения*

ВЛАДЕТЬ:

1. Мировоззренческо-методологической основой анализа процессов исторического, социально-политического и экономического характера.

2. Навыками публичного выступления и ведения дискуссии.

3. Навыками обоснования своей позиции, использования аргументов для ее защиты.*

4. Навыками критического анализа философских концепций общественного развития. *

5. Целостной системой научных знаний об окружающем мире.

6. Способностью ориентироваться в ценностях бытия жизни, культуры.

7. Наследием отечественной научной мысли, направленной на решение общегуманитарных и общечеловеческих задач.


Тема 14

Нормы, ценности и идеалы человечества

Теоретические вопросы семинара

1. Понятие и природа ценностей. Иерархия и классификация ценностей.

2. Ценности и нормы как регуляторы общественной жизни. Идеалы и их сущность и назначение в обществе.

3. Конкретно-историческое и общечеловеческое в содержании ценностей.

Методические указания

Данная тема посвящена одному из важнейших философских вопросов, касающихся отношений между человеком и миром, а именно вопросу о ценностях, которые лежат в основе человеческого существования и рассматриваются обычно как части единого целого – духовной культуры. Ценности изучает специальный раздел философии – аксиология.

Начиная рассмотрение первого вопроса данной темы, необходимо дать определение понятию «ценность», для чего нужно кратко проследить историю становления понятия и его содержания в рамках различных теоретических подходов: натуралистического, объективно-идеалистического, субъективно-идеалистического, диалектико-материалистического, социологического и пр. Далее нужно раскрыть положение об иерархическом строении системы ценностей и перейти к вопросу классификации ценностей, показав, какие основания (критерии) могут использоваться для выделения различных видов ценностей. При этом можно более подробно остановиться на ставшем традиционном делении ценностей на нравственные (этические), религиозные, социальные, эстетические и т.д.

Во втором вопросе, где речь идет о способах нормативного регулирования общественных отношений, необходимо дать определение понятию «норма», показать взаимосвязь между нормами и ценностями, рассмотреть разнообразие видов норм (формальные и неформальные, выраженные и латентные, нормы-запреты и нормы-предписания). Особо следует сказать о регуляции, осуществляемой посредством норм морали, и в этой связи остановиться на понятии «идеал», в котором общественное сознание фиксирует совокупное представление о важнейших ценностях, выражает главные цели и смысл существования. В заключение можно остановиться на вопросе соотношения идеала и действительности, показать возможные варианты их взаимодействия.

В третьем вопросе необходимо показать, что ценности формируются на основе общественной практики и потому всегда связаны с определенной исторической эпохой и конкретным типом общества. В силу этого, даже оставаясь весьма инертным компонентом общественного сознания, ценности подвержены изменениям – вслед за изменением социально-исторических условий. Но наряду с изменчивыми, преходящими и частными ценностями, существуют такие ценности, которые неизменны, сохраняют свою значимость в любом обществе и в любое время. Такие ценности принято называть универсальными или общечеловеческими ценностями, они составляют ядро человеческой культуры. О содержании общечеловеческих ценностей и их значении необходимо рассказать подробнее.

Практические задания

1. Какие философы впервые использовали термин «аксиология»?

а) И. Кант и Ф. Ницше;

б) Э. фон Гартман и Дьюи;

в) М. Шелер и Н.О. Лосский.

2. Какие ценности в концепции М. Шелера являются высшими?

а) моральные;

б) эстетические;

в) религиозные;

г) знания.

3. Аксиологический подход к культуре означает: культура это –

а) мир ценностей;

б) мир человека;

в) мир разума;

г) мир символов.

4. Правила, в соответствии с которыми люди строят свое поведение и деятельность, определяются:

а) нормами;

б) ритуалами;

в) законами;

г) знаниями.

5. Докажите, что понятие «духовные ценности», «общечеловеческие ценности» находятся в постоянном развитии*.

6. Согласны ли вы с мнением Н.О. Лосского том, что существуют отрицательные ценности? Обоснуйте свою точку зрения.

7. Выявите и проанализируйте взаимодействие понятий: ценность – потребность – интерес.

8. Расположите иерархию ценностных потребностей по А. Маслоу в правильном порядке:

а) физиологические потребности;

б) потребности в безопасности;

в) потребности в любви и принадлежности;

г) потребность в уважении;

д) потребность в самоактуализации.

9. Почему трудолюбие – это моральная ценность, а не только экономическая необходимость? Обоснуйте свой ответ.

10. Почему в античном мире физический труд рассматривался как тягость? В какую историческую эпоху и в связи с чем труд стал пониматься как позитивная ценность?

11. Могут ли ценности быть внешними, принудительными? Ответы обоснуйте.

12. В чем заключается специфика интерпретации религией таких моральных ценностей как милосердие, сострадание, долг?

Приведите соответствующие примеры.

13. Чем отличается простая целенаправленность от ценностно-ориентированного поведения*?

14. В философской литературе существуют следующие иерархии и типологии ценностей: ценности – цели и ценности – средства, положительные и отрицательные ценности, материальные и духовные ценности. Приведите примеры данных типов ценностей.

15. Распределите ценности в соответствии с особенностями западной и восточной культур: патриотизм, индивидуализм, скромность, деньги, первенство, коллективная ответственность, агрессивность, уважение к молодежи, равенство женщин в обществе, уважение к старшим, материнство, авторитаризм, эффективность*.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...