Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Случаи, когда совершение гусла желательно.




 

Гусл тому, кто омывал покойного.

Тому, кто омывал покойного, является желательным совершить гусл. Доказательством этому является хадис, переданный от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, в котором говорится то, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто мыл покойного, пусть совершит гусл, а тот, кто нес его, пусть совершит вуду». [Хороший, передали Абу Дауд 3161, ат-Тирмизи 993, ибн Маджа 1463, см. «Сахих аль-Джами» 6402].

Сказал шейх аль-Альбани, да смилуется над ним Аллах: «Внешний вид приказа указывает на обязательность, но мы не скажем в этом случае так, опираясь на два хадиса:

Первый: Слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Вам не нужно совершать гусл после того, как вы омывали вашего покойного, потому что он не является наджасом, вам достаточно помыть ваши руки». [Хороший, передали аль-Хаким 1/386, аль-Байхаки 3/398, аль-Хаким назвал хадис достоверным, аз-Захаби согласился с ним, аль-Хафиз назвал хадис хорошим в «ат-Талхис» 1/138, и аль-Альбани в «Сахих аль-Джами» 5408].

Второй: Слова ибн Умара, да будет доволен ими Аллах: «Когда мы мыли покойного, некоторые из нас совершали гусл, а некоторые нет». [Ад-Даракутни 2/72 с достоверной цепочкой, аль-Байхаки 1/306, аль-Альбани назвал хадис достоверным в «Тамам аль-Минна фи ат-талик аля фикх ас-Сунна» стр. 121]». [«Ахкам аль-Джанаиз» стр. 53].

 

Гусл праздничных молитв.

В этом разделе не пришли достоверные хадисы, пришли лишь высказывания сподвижников, разъяснение которых будет в разделе «Праздничные намазы». Некоторые ученые сказали, что гусл в день праздника является желательным, опираясь на эти высказывания и сравнивая это с гусл в день джумуа.

 

 

Гусл ихрама.

Большинство ученых пришли к мнению о желательности совершения гусла тому, кто хочет облачиться в ихрам хаджа и умры, потому что передается от Зейда ибн Сабита, да будет доволен им Аллах, то, что он видел как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обнажился и совершил гусл (для того, чтобы облачиться в ихрам) [Хороший, ат-Тирмизи 830, ибн Хузайма 2595, аль-Байхаки 5/32, шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим в «аль-Ирва» 149].

 

 

Гусл во время входа в Мекку.

Передается от АбдуЛлаха ибн Умара, да будет доволен ими Аллах, то, что он не въезжал в Мекку, пока не проводил ночь в «Зу Тува», пока не наступал рассвет, после он совершал гусл и входил в Мекку днем и говорил то, что так поступал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. [Аль-Бухари 1573, Муслим 1259].

 

 

Гусл стояния на Арафате.

Опираясь на хадис, переданный имамом Маликом от Нафи`а то, что ибн Умар, да будет доволен ими Аллах, совершал гусл перед ихрамом, перед входом в Мекку и накануне стояния на Арафате. [Достоверный, передал Малик в «аль-Маватта» 1/322]. Но этот хадис не поднят до посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. [Шейхуль-Ислам ибн Таймия считает, что не является желательным совершение гусла при входе в Мекку, стоянии на Арафате, ночевке в Муздалифе, бросании камней и прощальном тавафе. См. «аль-Ихтиярат аль-Фикхия» стр. 4].

 

 

Гусл женщины, у которой неменструальное (венозное) кровотечение.

Такой женщине можно совершат вуду для каждого намаза также как и гусл, или совершить один гусл для двух намазов зухра (обеденного намаза) и асра (вечернего намаза), и один гусл для магриба (закатного намаза) и иша (ночного намаза) и отдельный гусл для фаджра (утреннего намаза).

 

 

Гусл после каждого полового акта.

Передается от Абу Рафи`а, да будет доволен им Аллах, то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обходил однажды своих жен, совершая гусл у одной, потом у другой. Он сказал: «Я спросил: О, посланник Аллаха, почему ты не совершил его (гусл) один раз? Он ответил: Это чище, приятнее и лучше». [Хороший. Передали Абу Дауд 219, ибн Маджа 590, Ахмад 6/8, ат-Табарани в «аль-Кабир» 1/326].

Это является желательным, потому что дозволено совершить один гусл после совершения нескольких актов, опираясь на то, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обходил своих жен (и совершал) один гусл. [Аль-Бухари 284, 5215; Муслим 309; Абу Дауд 218; ат-Тирмизи 140; ан-Насаи 1/143; Ибн Маджа 588]. Это указывает на то, что совершение посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, гусла несколько раз, указывает на желательность, а не обязательность.

 

 

Гусл после обморока.

Передается от Айши, да будет доволен ею Аллах, то, что она сказала: «Когда (во время болезни) пророка, да благословит его Аллах и приветствует, состояние его ухудшилось, он спросил: “Совершили ли люди молитву?” Мы ответили: “Нет, они дожидаются тебя”, (и тогда) он велел: “Налейте для меня воды в корыто”».
(‘Аиша) сказала: «Мы сделали это, после чего он совершил полное омовение и попытался подняться, но потерял сознание. Очнувшись, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, (снова) спросил: “Совершили ли люди молитву?” Мы ответили: “Нет, они дожидаются тебя, о посланник Аллаха”. Тогда он (опять) велел: “Налейте для меня воды в корыто”». (‘Аиша) сказала: «И он сел (в это корыто), совершил полное омовение и попытался подняться, но (снова) лишился сознания. Очнувшись, он (снова) спросил: “Совершили ли люди молитву?” Мы ответили: “Нет, они дожидаются тебя, о посланник Аллаха”. Потом она рассказала про то, что послали за Абу Бакром. [Аль-Бухари 687, Муслим 418].

 

Примечание: Если во время обморока или потери разума произойдет поллюция (выйдет сперма), то гусл становится обязательным, подобно положению поллюции во сне.

 

Описание гусла:

Цель гусла в том, чтобы вода коснулась всех частей тела, поэтому как бы это не произошло, гусл будет действительным, даже если начать снизу вверх. Но является желательным подражать в совершении гусла посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Обязательными действиями в гусле являются два столпа:

Первый: Намерение, согласно словам Всевышнего Аллаха: «А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне, как единобожники» (аль-Баийна 4) и словам пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Поистине все дела совершаются по намерениям, и каждому человеку то, к чему он намеревался».

Второй: Касание воды всех частей тела.

Описание полного гусла.

Описание этого передано в хадисе от Айши, да будет доволен ею Аллах, то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, когда очищался от большого осквернения начинал сначала мыть свои руки, потом поливал правой рукой на левую и мыл половой орган, потом совершал омовение для намаза (вуду), потом набирал воды и проводил пальцами по корням волос, пока не считал, что очистился, потом проливал на свою голову три пригоршня, потом поливал остальную часть тела, потом мыл ноги. [Аль-Бухари 248, Муслим 316]. Также в другом хадисе: Потом прочесывал руками волосы, пока не считал, что намочил свою кожу, после наливал на голову воду три раза. [Аль-Бухари 273, Муслим 316]. В некоторых хадисах передается то, что он, да благословит его Аллах и приветствует, оттягивал мытье ступней.

 

Опираясь на это, описание полного гусла будет следующим:

1. Совершить намерение.

2. Помыть руки перед вводом их в посуду, особенно после сна.

3. Помыть половой орган, чтобы очистить от нечистот.

4. Очистить руку после мытья нечистот.

5. Вуду (без мытья ступней в конце). Некоторые же ученые считают, что можно их мыть во время этого вуду. Это разногласие по причине различности текстов хадисов.

6. Помыть голову. (Женщине не обязательно распускать косы, ей достаточно прочесать волосы пока вода не достигнет кожи, потом полить на голову воду, даже если вода не проникнет внутрь кос, ее гусл действителен).

7. Пролить воду на оставшиеся части тела, с желательностью сначала омыть правую часть, а потом левую.

8. Отойти в сторону и помыть ноги, подражая действиям посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

 

 

Примечания и вопросы, связанные с гуслом:

1. Женщине не обязательно распускать косы для совершения гусла, будь то после полового акта или месячных, ей достаточно пролить на них воду так, чтобы вода достигла корней волос, потому что передается то, что Умм Саляма, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Я спросила: О посланник Аллаха, я сильно заплетаю косы, нужно ли мне их распускать, чтобы совершить гусл после полового акта? Он сказал: Нет, тебе достаточно плеснуть на голову три пригоршня воды, а потом облей на себя воду и ты очистишься тем самым». [Муслим 330, Абу Дауд 251, ат-Тирмизи 105, ан-Насаи 1/131, Ибн Маджа 603]. В другой версии то, что она спросила: «Нужно ли мне распускать их для гусла после полового акта и месячных?» [Муслим 330]. Это указывает на то, что женщине не обязательно распускать косы, будь то гусл после полового акта или месячных. Это мнение предпочтительней среди мнений ученых, с дозволения Всевышнего Аллаха.

 

[Примечание не из книги]:

От Умм Салямы, да будет доволен ею Всевышний Аллах, которая сообщила: “Я спросила Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “О Посланник Аллаха, поистине, я - женщина, туго заплетающая волосы, - должна ли я распускать их, совершая гусль при состоянии аль-джанаба?” (а в другой версии: “…и после месячных кровотечений?”) Он же, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: “Нет, тебе достаточно поливать голову тремя пригоршнями воды” (хадис передал Муслим).

Степень достоверности хадиса:

Аль-Албани сказал: “Упоминание в хадисе месячных кровотечений является отклонением (шазз), так как Абдураззакъ - единственный, кто передал подобное от Ас-Саури. Великий ученый Ибн Аль-Къаййим в “Тахзибу-с-Сунан” пишет: “Достоверным в хадисе Умм Саламы является лишь то, что касается состояния аль-джанаба, но не месячных кровотечений. Что же касается версии, где упоминаются месячные, то она не является надежной (махфуз) ”” (Аль-Ирва’у-ль-Галиль, 1/ 167).

Выводы из хадиса:

Женщина, совершая полное омовение для выхода из состояния аль-джанаба, не обязана распускать свои волосы. С этим согласны все четыре имама. Что же касается полного омовения, совершаемого после окончания менструальных кровотечений, то трое из четырех имамов считают, что при нем тоже необязательно распускать волосы, имам Ахмад же не согласен с этим. Известно, что школа фикъха имама Ахмада считает, что женщина, совершающая гусль после месячных, должна распускать волосы, и опирается в своем мнении на хадис, приведенный в обоих “Ас-Сахихах”, где сообщается о том, что Пророк, мир ему, обращаясь к Айше, сказал: Когда у тебя (прекращаются) месячные, распускай волосы и расчесывай их”. Свою точку зрения представители школы имама Ахмада обосновывают также тем, что вообще правилом является обязательное распускание волос при совершении гусля, так как через это приобретается уверенность в проникновении воды в толщу волос и под них, что же касается полного омовения при состоянии аль-джанаба, то оно исключается из правила, то есть при нем простительно не распускать волосы по той причине, что оно, в отличие от гусля после месячных, совершается часто и распускание волос при каждом его совершении затруднительно.

Наиболее достоверным является мнение, согласно которому женщине, имеющей косы, при совершении гусля достаточно троекратно вылить на голову по пригоршне воды, и не распускать волосы, если они полностью смачиваются водой, то есть выполняется условие, о котором говорится в хадисе № 103; вместе с тем при гусле после месячных распускание волос рекомендуется (это подтверждается вышеупомянутым хадисом, приведенным в обоих “Ас-Сахихах”). Данное мнение – мнение большинства ученых-богословов.

[Конец примечания].

 

2. Женщине, совершающей гусл после месячных или послеродового кровотечения, является желательным взять кусочек хлопка и т.п., макнуть его в миск или духи и провести им по местам, где была кровь. Передается от Айши, да будет доволен ею Аллах, то, что Асма бинт Язид, да будет доволен ею Аллах, спросила посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о гусле после месячных, на что он сказал: «Пусть одна из вас возьмет воду и лотос и очистится наилучшим очищением, потом нальет на голову (воду) и начнет сильно тереть голову, пока не достигнет корней волос, потом нальет на нее воду, потом возьмет кусок шерсти, пропитанной мускусом, и очистится этим. Она спросила: Как же мне очищаться этим? тогда он сказал: Преславен Аллах! Очищайся этим. Тогда Айша сказала, как будто скрывая это: Протри следы крови». [Aль-Бухари 314, Муслим 332, Абу Дауд 316, ан-Насаи 1/135, ибн Маджа 642].

 

3. Мужчине дозволено мыться со своей женой из одной посуды, опираясь на то, что передается от Айши, да будет доволен ею Аллах, то, что она сказала: Я мылась с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, из одной посуды, именуемой «фарак». [Аль-Бухари 250, Муслим 319, ат-Тирмизи 1755]. Из этого следует то, что мужчине дозволено смотреть на половой орган жены и ей на его.

 

4. Мужчине можно мыться водой, оставшейся после гусла жены, и наоборот, потому что передается от ибн Аббаса, да будет доволен ими Аллах, то, что он сказал: «Некоторые жены пророка, да благословит его Аллах и приветствует, совершали гусл из сосуда, после чего приходил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы совершить вуду или гусл из него. Его спросила (одна из жен): О, посланник Аллаха, я была в большом осквернении. На что он сказал: Вода не оскверняется». [Достоверный. Абу Дауд 68, ат-Тирмизи 65, ан-Насаи 1/173, ибн Маджа 370]. Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим достоверным.

 

5. Если человек, намерившись совершить гусл, нырнет в море, реку, пруд и т.п., то его гусл действителен, потому что целью является достижение воды всех частей тела.

 

6. Вода, упавшая с тела «джунуба» остается очищающей, поэтому ему можно продолжить совершать гусл этой же водой. Разъяснение этого предшествовало в разделе «Использованная вода».

 

7. Если человек совершил гусл по причине большого осквернения, то его намаз действителен после такого гусла, намеревался он этим вуду или нет, потому что Аллах обязал желающего совершить намаз вуду, если он в состоянии малого осквернения, и гуслу, если он в состоянии большого осквернения, сказал Всевышний: «О те, которые уверовали! Когда вы встаете на намаз, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и умойте ваши ноги до щиколоток. А если вы находитесь в половом осквернении, то очиститесь» (аль-Маида 6).

Сказал Абу Бакр бин аль-Араби, да смилуется над ним Аллах: «Ученые не разногласят в том, что вуду входит в гусл…».

Также на это указывает хадис от Айши, да будет доволен ею Аллах, в котором она сказала: «Посланник Аллаха, совершал гусл, а после совершал два ракаата и обеденный намаз и я не видела, чтобы он совершал вуду после гусла». [Абу Дауд 250, ат-Тирмизи 107, ибн Маджа 579 с добавкой: «чтобы он совершал вуду после гусла, которое он совершил после большого осквернения»].

Нужно знать то, что это касается лишь только гусла от большого осквернения, а что касается остальных желательных и обязательных видов гусла, то после них нужно совершить вуду для того, чтобы очиститься от осквернения. Не будет достаточным этот гусл для очищения от малого осквернения, а Аллах знает лучше.

[Примечание не из книги]:

Имам аль-Хараши сказал: “Если человек ограничиться гъуслем вместо малого омовения, то этого достаточно, однако это касается обязательного гъусля. Что же касается необязательного гъусля, то он не достаточен для омовения. Поэтому является обязательным совершить малое омовения тому, кто желает совершить молитву”. См. “Шарх мухтасар халиль” 1/175.

 

Имам ас-Сауи аль-Малики сказал: “Гъусль от джанаба достаточен и для малого омовения, а что касается необязательного гъусля, как гъусль для пятничной молитвы (джуму’а) или молитвы двух праздников, то они не заменяют малого омовения и необходимо совершить его тому, кто желает делать молитву”. См. “Хашия ас-Сауи” 1/174.

 

Шейх Ибн Баз сказал: “Если человек совершает гъусль от джанаба и намеревается взять малое и большое омовение, то этого достаточно. Однако лучше сначала подмыться, потом совершить малое омовение и потом довершить гъусль, следуя в этом за пророком (мир ему и благословение Аллаха). Также в этом подобны и женщина очистившаяся после месячных и послеродового кровотечения. Однако если гъусль не из тех, что упомянут, как гъусль для джуму’а, или гъусль для прохлады или чистоты, то он не достаточен, даже если у человека было намерение взять гъусль по причине отсутствия причины, как обязательность малого омовения и по причине отсутствия большого омовения, включающего в себя и малое, как например гусль от джанаба”. См. “Фатауа Ибн Баз” 10/173.

То же самое говорили и шейх Ибн Усаймин и шейх ‘Абдуль-Мухсин аль-‘Аббад и др. ученые.

 

Шейх Абдулькарим Аль-Худейр говорит, что кто сделал гусль обязательный или желательный (как в пятницу), тому это заменяет вуду, а кто сделал гусль просто разрешенный, как например чтобы охладиться, тому это не заменяет вуду: http://www.khudheir.com/text/2542

 

Шейх Абдуррахман Ас-Сухейм приводит сообщения от Ибн Умара и Хузефы, да будет доволен ими Аллах, о том что гусль заменяет вуду, и отвечает, что любой гусль заменяет вуду, если изначально было намерение и не совершалось ничего нарушающего вуду: http://almeshkat.net/index.php?pg=qa&cat=&ref=50

 

Из слов шейха ‘Абдуль-Мухсина аль-‘Аббада понимается, что добровольный гъусль может заменит малое обязательное омовение если будет соблюдена очередность малого омовения. Это так для дополнительной информации.

 

Шейха ‘Абдуль-Мухсин аль-‘Аббада спросили: Если человек искупался чтобы освежиться и при этом прополоскал нос и рот и имел намерение на малое омовение и человек при этом не был в состоянии джанабы.

Шейх ответил: Нет, Нет, если человек не помыл части тела, как это необходимо делать при взятии малого омовения то этого недостаточно, однако будет достаточно, если он купался по причине джанабы, для избавляется и от большого и от малого осквернения. И если он в состоянии большого осквернения ополоснется с намерением избавиться от своего состояния, то этого ему достаточно и для большого и для малого омовения. И необходимо также при этом прополоскать рот и нос.

Если же у него есть гусль и желает взять малое омовение, то он должен соблюдать необходимую в малом омовении очередность. То же самое и при гусле в пятницу необходимо соблюдать последовательность необходимую при малом омовении, если человек желает взять малое омовение (так как нет намерения избавления от большого осквернения).

Простого ополаскивания для наличия малого омовения будет достаточно только в том случае, если у человека не было гусля, так как он намеревался очиститься от большого осквернения и по этой причине осквернение сходит с него как большое, так и малое.

(Сунан ат-Тирмизи «Китаб Тахара» 9 - 58:30).

[Конец примечания].

 

6. Если одновременно нужно совершить гусл после джумуа и гусл после полового акта или подобное этому, то на каждое из этих происшествий нужен отдельный гусл, опираясь на более верное мнение, а Аллаху известно лучше. Некоторые же ученые считают достаточным одного намерения для гусла от нескольких происшествий.

 

7. Человеку в состоянии большого осквернения и женщине в период месячных дозволено общение и присутствие в кругу остальных, выход на рынок, также дозволено подстригание волос и ногтей, потому что нет доказательства, запрещающего все это. [Предшествовал ранее хадис в таком же смысле: От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине верующий не бывает нечистым» ]. Помытые органы можно вытирать и не вытирать, так как нет хадиса на эту тему, поэтому основой в обоих случаях является дозволенность. А, что касается хадиса Маймуны, да будет доволен ею Аллах, после того, как она рассказала про гусл пророка, да благословит его Аллах и приветствует, она сказала: «Я принесла ему полотенце, а он начал стряхивать воду рукой» [Аль-Бухари 276, Муслим 317, Абу Дауд 245], то в нем нет указания на то, что он вообще не вытирался. [«аш-Шарх аль-Мумти» 1/181, «Зад аль-Маад» 1/197].

 

 

[Примечание не из книги]:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...