Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нормативно-правовая и методическая база, регламентирующая проведение подрядных торгов в строительстве




Введение

 

Актуальность темы исследования. Договоры подряда для государственных и муниципальных нужд имеют широкое распространение в настоящее время. Это связано с неиссякаемой потребностью публичных образований в работах, выполняемых специалистами в своей области - подрядчиками, и выделением средств на эти цели.

Со стремлением России вступить в ВТО наметилась потребность реформирования законодательства в области размещения заказов для государственных и муниципальных нужд и приведения его в соответствие с европейскими стандартами. Реформирование началось с принятия в 2005 году специального Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Закон № 94-ФЗ). В соответствии с ним были внесены соответствующие изменения и дополнения в основные нормативно-правовые акты РФ этой сферы, в частности, в Гражданский и Бюджетный кодексы РФ.

Положения Закона № 94-ФЗ носят общий характер, как для размещения заказов на поставку товаров, так и на выполнение работ и оказание услуг для нужд публичного образования. В связи с этим очевидна необходимость принятия специального нормативно-правового акта, который бы затрагивал особенности заключения и исполнения собственно договора подряда для государственных и муниципальных нужд. Закон № 94-ФЗ фактически сформирован новую систему государственных и муниципальных закупок в стране, основываясь на опыте прошлых лет и нормах зарубежного законодательства. Данный нормативный акт хотя и был призван раскрыть лишь процедуры размещения заказов на товары (работы, услуги) для публичных нужд, однако далеко вышел за пределы отведенной ему компетенции. В результате в него вошли положения, касающиеся условий подрядных контрактов, порядка их изменения, а также содержания договорных обязательств сторон и т.д. Подрядные работы для государственных и муниципальных нужд изначально были выделены законодателем в отдельный параграф в рамках общей главы Гражданского кодекса РФ, посвященной договорам подряда. С принятием специального закона о размещении заказов эта самостоятельность стала еще более явной.

Федеральный закон № 94-ФЗ от 21 июля 2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» - (далее, также - Закон № 94-ФЗ) определяет способом размещения государственного и муниципального заказа на выполнение работ по новому строительству, реконструкции и капитальному/ текущему ремонту объектов капитального строительства, в том числе автомобильных дорог, временных построек, киосков, навесов и других подобных построек только путем проведения аукциона. Данный способ выбора исполнителя подрядных работ предусматривает оценку только по одному критерию - цена работ.

При этом мероприятия по организации и проведению процедур размещения заказа на подрядные работы, в том числе проектные и изыскательские работы, были и остаются наиболее сложными для реализации заказчиком.

Это объясняется несколькими причинами:

·   значительным объемом нормативно-правовой и методической информации, которую необходимо учитывать при подготовке документации о торгах;

·   неизменностью основных условий государственного /муниципального контракта и, одновременно, длительностью реализации основной части строительных проектов, которые обуславливают необходимость предусматривать на этапе размещения заказа все возможные изменения, включая скрытые работы;

·   сложностью способа определения начальной (максимальной) цены контракта на весь период строительства в ценах соответствующих (будущих) периодов;

·   сложностью детального описания подрядных работ при формировании технического задания;

·   длительностью периода подготовительной работы (выбор строительной площадки, предпроектная проработка и т.п.).

Целью работы является анализ основ правового регулирования отношений, возникающих в связи с удовлетворением государственных и муниципальных нужд в подрядных работах в условиях современной рыночной экономики.

В соответствии с данной целью сформулированы следующие задачи:

.   Характеристика нормативно-правовой базы организации подрядных торгов;

.   Анализ процесса подрядных торгов;

.   Определение правовых основ электронного аукциона как основополагающего способа подрядных торгов;

.   Выявление основных направлений совершенствования подрядных торгов.

Объектом исследования является совокупность правовых отношений, возникающих между участниками подрядных торгов при размещении заказов на выполнение работ для нужд публичного образования и между сторонами подрядного контракта

Предмет исследования - совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с удовлетворением государственных и муниципальных нужд в подрядных работах.

 


Глава 1. Правовые основы организации подрядных торгов в строительстве

Нормативно-правовая и методическая база, регламентирующая проведение подрядных торгов в строительстве

 

Тема договора подряда для государственных и муниципальных нужд стала актуальной в связи с реформой системы государственных и муниципальных заказов для нужд публичных образований. 1 января 2006 г. вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (Закон № 94-ФЗ), в который неоднократно вносились серьезные изменения и дополнения. В связи с принятием данного акта ряд поправок был внесен в Бюджетный кодекс РФ и Гражданский кодекс РФ.

В статье 766 ГК РФ к существенным условиям договора подряда для государственных и муниципальных нужд отнесены:

) объем и стоимость подлежащей выполнению работы;

) сроки выполнения работы;

) размер и порядок финансирования и оплаты работ;

) способы обеспечения исполнения обязательств сторон.

Основываясь на абз. 2 п. 1 ст. 432 ГК РФ и руководствуясь Законом № 94-ФЗ, можно выделить ряд иных существенных условий такого договора, например порядок приемки работ. К существенным условиям следует причислить также дополнительные требования заказчика, указанные им в качестве критериев оценки заявок участников (в частности, срок предоставляемых гарантий качества работ). Такие требования условно обозначим как «факультативные» существенные условия, которые будут включены в контракт только при размещении заказа с использованием процедуры конкурса и при наличии соответствующего заявления заказчика в конкурсной документации.

При размещении заказов на проведение работ путем проведения аукциона или запроса котировок цен к существенным условиям можно отнести требования, установленные заказчиком к качеству, безопасности и техническим характеристикам работ, к их результатам, а также иные показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика. По сути, это критерии, определяющие техническое задание заказчика. Статьи 34 и 43 Закона № 94-ФЗ определяют названные условия как обязательные составляющие документации при организации аукциона и запроса котировок цен на выполнение работ, соответственно они будут непременно включены в текст контракта. Невыполнение подрядчиком таких существенных условий может стать основанием для расторжения контракта заказчиком в одностороннем порядке.

Нормативно-правовую и методическую базу, регламентирующую проведение подрядных торгов в строительстве, можно условно разделить на:

) Общегражданское законодательство, в том числе:

·   Гражданский кодекс (ст. 435-437, 447-449, 702-729, 740-778)

·   Бюджетный кодекс (ст. 72)

·   Градостроительный кодекс (гл. 6)

) Федеральное законодательство, в том числе:

Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Закон № 94-ФЗ регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (глава 4 статья 17-18). Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

) Специальные нормы, в том числе:

Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004) Госстроя РФ от 10.02.2004 г.

Методические рекомендации по определению стоимости затрат, связанных с проведением подрядных торгов в Российской Федерации, утвержденных Межведомственной комиссией по подрядным торгам при Госстрое РФ (протокол № 11 от 12.02.98 г.)

Постановление Правительства РФ от 21 июня 2010 г. № 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства;

СНиП устанавливают обязательные требования, определяющие цели, которые должны быть достигнуты, и принципы, которыми необходимо руководствоваться в ходе создания строительной продукции.

Государственные стандарты Российской Федерации в области строительства (ГОСТ Р) устанавливают обязательные и рекомендуемые положения, определяющие конкретные параметры и характеристики отдельных частей зданий и сооружений, строительных изделий и материалов и обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве и эксплуатации этой продукции.

Своды правил по проектированию и строительству (СП) устанавливают рекомендуемые положения в развитие и обеспечение обязательных строительных норм, правил и общетехнических стандартов или по отдельным самостоятельным вопросам, не регламентированным обязательными нормами.

Руководящие документы Системы (РДС) устанавливают обязательные и рекомендуемые организационно-методические процедуры по осуществлению деятельности в области разработки и применения нормативных документов в строительстве, архитектуре, градостроительстве, проектировании и изысканиях.

) Законодательство субъектов РФ и муниципальных образований.

К законодательным актам в части специальных норм также относятся территориальные строительные нормы (ТСН), которые устанавливают обязательные для применения в пределах соответствующих территорий и рекомендуемые положения, учитывающие природно-климатические и социальные особенности, национальные традиции и экономические возможности областей, республик и краев России.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...