Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что такое максимальная потребительская удовлетворенность? Стр 127-128




Максимальная потребительская удовлетворенность

Сначала надо сформулировать цель управления потребностями.

Ф. Котлер говорит о четырех возможных вариантах целеполагания:

1) достижение максимально возможного потребления;

2) достижение максимальной потребительской удовлетворенности;

3) представление максимально широкого выбора;

4) максимальное повышение качества жизни.

Достижение максимально возможного потребления нецелесообразно. Сегодня недавний боевой клич "Чем больше - тем лучше" для развитых стран выглядит анахронизмом. И природная среда накладывает ограничения; и опыт прошлых лет, показавший, что рост потребления не делает людей счастливыми, заставляет многих усомниться в целесообразности безграничного роста потребления.

Стремление к максимальной потребительской удовлетворенности находит все больше сторонников. "Согласно этой точке зрения, цель системы маркетинга - достижение максимальной потребительской удовлетворенности, а не максимально возможного потребления. Потребление большого количества жевательной резинки или владение более обширным гардеробом что-то значит только в том случае, если ведет в конечном итоге к более полной потребительской удовлетворенности", - говорит Котлер [7, с.ЗЗ].

Но весь вопрос в том, что максимальная потребительская удовлетворенность зависит от представления индивидуальных потребителей о достаточном, разумном уровне потребления, о сочетании индивидуальных и общественных потребностей. "Непосредственное удовлетворение, получаемое отдельными потребителями от конкретных "благ", не учитывает "зло", такое как загрязнение окружающей среды и наносимый ей ущерб. Степень удовлетворения, испытываемого потребителем определенных товаров, таких как изделия - символы общественного положения, зависят от того, у сколь малого круга других лиц эти товары есть", [7, с.34] - продолжает Котлер. Следовательно, потребительская удовлетворенность зависит не только от производства благ, но и от культуры потребителей. Если многие ощущают себя счастливыми, только обладая тем, чем не могут обладать все, то эти многие никогда не будут ощущать себя счастливыми уже потому, что их много. Если автомобиль - символ успеха, то его обладатель ощущает удовлетворенность только в том случае, когда автомобилем владеют немногие. Когда владельцами автомобилей станут многие, он перестанет быть символом статуса, понадобится личный самолет, плавательный бассейн или еще что-нибудь. Пока культура потребителей такова, что статусные потребности удовлетворяются через обладание вещами, потребительской удовлетворенности добиться невозможно. Это же можно отнести и к ряду социальных потребностей, удовлетворяемых через вещи. Если же общество сумеет найти разумный уровень потребления и, что самое главное, сформировать соответствующим способом общественное сознание, то максимальную потребительскую удовлетворенность можно считать оправданной целью маркетинга.

Что касается максимально широкого выбора, то нам представляется, что это не должно быть самостоятельной целью, а входить в понятие разумных потребностей. Широта ассортимента оправдана в том случае, если она не требует чрезмерного расходования ресурсов на дифференцированные варианты потребления. Культурный потребитель не будет ощущать себя неудовлетворенным, осознавая, что некоторые индивидуальные пожелания в потреблении могут обходиться слишком большим расходованием ресурсов, и поэтому разумные границы выбора будут восприниматься как естественные.

Максимальное повышение качества жизни как цель управления потребностями представляется нам совпадающей с максимальной потребительской удовлетворенностью, если последняя определяется на базе разумных потребностей при наличии достаточно высокой культуры общества. При этом предлагается трактовать качество жизни по Котлеру как сочетание:

1) качества, количества, ассортимента, доступности и стоимости товаров;

2) качества физической среды;

3) качества культурной среды.

Как видим, при таком понимании термина "качество жизни" вторая и четвертая цель из приведенных выше целей управления потребностями оказываются достаточно близкими, если выполнены названные нами условия.

От руки написано в ПИЧУРНЕ!!

Максимальная потребительская удовлетворенность – удовлетворенность разумных потребносей

 


46. Потребительная стоимость.

ПОТРЕБИТЕЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ – полезность вещи, ее способность удовлетворять какую-либо человеческую потребность.

Прежде всего, всякий товар выступает в свойстве продукта труда. Просто так, без какой-либо нужды и без пользы, никто не будет трудиться, и потому всякий продукт труда производится только потому, что он приносит какую либо пользу, и потому производится для потребления. С этой стороны, всякий продукт труда прежде всего и в первую очередь является потребительной стоимостью. Поэтому свойство полезности продукта для удовлетворения человеческих потребностей, делает его потребительной стоимостью.

Отсюда следует, что потребительной стоимостью могут обладать не только продукты труда, но и вещи, данные природой; вещи, не созданные трудом. Как, например, воздух, вода, лес, земля, и т.д. То, что под влиянием товарно-денежных отношений они также становятся товаром, не отменяет их изначального свойства потребительной стоимости.

Точно также и товар рабочая сила имеет полезность и потому является потребительной стоимостью. Полезность её состоит, конечно же, в том, что рабочая сила может создавать стоимость. Полезность, и значит потребительная стоимость всякого товара определяется потребителем. И поскольку один и тот же товар имеет для каждого потребителя различную степень полезности, то и потребительная стоимость одного и того же товара имеет различную величину для каждого потребителя.

Любые предметы и явления материального мира, удовлетворяющие человеческие потребности, являются потребительными стоимостями. Мясо, употребляемое в пищу, или возможность услышать игру симфонического оркестра, исполняющего мелодию за 1000 км от слушателя, одинаково именуются потребительными стоимостями, поскольку удовлетворяют потребности каких-то людей. Мясо, сгнившее на свалке, не стало потребительной стоимостью, поскольку оно не удовлетворило ничью потребность. Никем не услышанная музыка тоже не стала потребительной стоимостью, хотя и могла бы ею стать. Это значит, что недостаточно вещи или явлению обладать необходимым набором свойств для того, чтобы стать потребительной стоимостью. Обладание набором требуемых для потребления свойств необходимо, но не достаточно.

Холодильник может не стать потребительной стоимостью, если он расходует слишком много электроэнергии и потому невыгоден потребителю, то есть он не обладает необходимой потребителю совокупностью свойств. Но, даже обладая всеми необходимыми свойствами, в том числе экономичностью, он может не стать потребительной стоимостью, если его цена такова, что не нашлось покупателей, желающих его купить за эту цену, или если таких холодильников произвели в количестве, превышающем потребность в них, или если холодильники завезли в такой географический регион, где нужда в них отсутствует.

Итак, не всякий предмет или явление, способный удовлетворить потребность, становится потребительной стоимостью. Они становятся ею только с того момента, когда начался процесс потребления, и продолжают быть ею, пока способны участвовать в удовлетворении потребностей.

Удовлетворение не всякой, а только человеческой потребности - обязательное условие существования потребительной стоимости. При этом неважно, удовлетворяется человеческая потребность прямо или косвенно. С развитием цивилизации потребительных стоимостей, косвенно удовлетворяющих человеческие потребности, становится все больше и больше. Природные ископаемые, средства производства, бытовая * техника, энергоносители занимают все большее место в спектре человеческих потребностей.

Для того чтобы стать потребительной стоимостью предмету или явлению не обязательно быть предметом человеческого труда. Вода, воздух, дикорастущие ягоды или плоды могут удовлетворить человеческие потребности, не будучи предметом труда. Они для этого только должны обладать определенными свойствами. Но для того, чтобы стать товаром, то есть предметом обмена, они обязательно должны стать предметами труда. В то же время предмет обмена НЕ может НЕ быть потребительной стоимостью.

Следовательно, не всякая потребительная стоимость является товаром, но всякий товар должен быть потенциальной потребительной стоимостью.

Чистая, пригодная для питья вода является потребительной стоимостью для человека, испытывающего нужду. Если он может напиться из реки, родника, то есть утолить потребность бесплатно, то вода не является товаром, будучи потребительной стоимостью. Но если вода, добытая с затратами труда, не пригодна для питья, то она не станет товаром, потому что не способна удовлетворить потребность. Товаром она может быть только в том случае, если является одновременно и предметом труда, и потребительной стоимостью.

Если предметы или услуги созданы трудом для обмена, не для удовлетворения собственных потребностей, то появляется еще одно важное условие того, чтобы они стали потребительной стоимостью. Должна соблюдаться определенная пропорция между полезностью вещи (или услуги) и количеством труда, заключенного в ней, если предполагается эквивалентный по труду обмен. Потому что при превышении этой пропорции в сторону больших затрат труда не найдется покупателя, и продукция не сможет стать потребительной стоимостью.

Наконец, чтобы предметы или услуги, созданные для обмена, стали потребительными стоимостями, необходимо, чтобы кроме требуемого набора свойств и приемлемого уровня труда, заложенных в них, соблюдалось еще одно условие: соответствие между количеством этой продукции и потребности в ней. Ибо даже прекрасные по качеству и дешевые по цене товары могут не все стать потребительными стоимостями, если их больше, чем необходимо для удовлетворения потребностей. Особенно проблематично стало выполнение этого условия в развитых странах с наступлением периода научно-технической революции. А именно необходимость в умении предвидеть, станет ли продукция потребительной стоимостью, и обусловила формирование современного маркетинга.

Термин "потребительная стоимость" в экономической литературе нередко применяют и к единичным изделиям, и к массе изделий. Можно говорить, допустим, о книжном шкафе как о потребительной стоимости, если он выполняет свое назначение, а не стоит на складе мебельной фабрики или в магазине. Пока он стоит на складе, он представляет собой потенциальную потребительную стоимость, и то, если он по качеству и цене соответствует требованиям покупателей. Когда он будет приобретен и использован покупателем, он превратится из потенциальной в реальную единичную потребительную стоимость. Определение "единичная" мы вводим здесь для того, чтобы сделать понятным наше намерение вести речь об одном конкретном изделии.

Но продукция может не превратиться в потребительную стоимость не только в том случае, когда производство ее превышает потребность. Она может не превратиться в потребительную стоимость даже будучи нужной потребителям, если у них нет денег, чтобы оплатить удовлетворение своей потребности. Поэтому, оценивая целесообразность производства той или иной продукции, необходимо знать не только размер потребностей, но и величину спроса. Например, спрос на бытовые морозильные камеры и потребность в них в нашей стране отличаются в несколько раз. Тот, кто это понимает, не остановится на величине спроса при определении объема производства. Он будет изучать возможность уменьшения цены морозильной камеры, вероятность изменения семейного бюджета в сторону повышения доли средств, расходуемых на предметы длительного пользования, то есть вероятность уменьшения разрыва между спросом и потребностью.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...