Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы реализации устойчивого развития




Работу над созданием КУП нельзя считать завершенной. Определенный отпечаток накладывает и то, что основополагающий документ по УР был создан в результате длительного поиска компромиссов между людьми самых различных взглядов и убеждений.

На сегодняшний день не существует даже общепризнанного определения УР. Особенно часто подчеркивается сложность практического применения КУР.

Тем не менее практической реализации КУР в мире уделяется все возрастающее внимание. Свои программы перехода к УР имеют многие страны мира. В РФ Концепция перехода к УР была принята в 1996 году. Значительное внимание вопросам практической реализации КУР в последнее время уделяют многие международные организации, прежде всего ООН и Всемирный банк.

ИЗ ПИЧУРИНА:

В излагаемой концепции устойчивого развития (КУР) за основу приняты положения, сформулированные Лестером Р. Брауном, Кристофером Флейвиным и Сандрой Поустел в сборнике "XX век: последние 10 лет". Ставя задачу описания модели УР авторы приняли ряд допущений:

1. Если человечество хочет достичь устойчивости, ему следует это сделать в ближайшие 40 лет. В противном случае загрязнение окружающей среды и экономический спад, вероятно наложенные друг на друга, приведут к социальному распаду. Поэтому их прогноз охватывает период до 2030 года.

2. Ориентация на ископаемые виды топлива должна быть преодолена. Стабилизация климата возможна лишь в том случае, если объем выбросов углерода в атмосферу будет сокращен на 2 /3. С учетом роста населения это означает, что объем выбросов углерода на человека должен составить 1/8 нынешнего уровня в Западной Европе.

3. Любая тепловыделяющая энергетика, будь то угольная или ядерная, должны постепенно исчезнуть. Предполагается переориентация на солнечную, гидро- и геотермальную энергию. Энергия ветра - это косвенная форма солнечной энергии, являющаяся следствием разности температуры. Электроэнергия ветровых установок уже сейчас по цене конкурентоспособна с электроэнергией тепловых электростанций. Ее цена 6-8 центов за кВт. Гелиотермическая электростанция, построенная около Лос-Анджелеса, дает электроэнергию стоимостью 8 центов за кВт, что на 1/3 меньше цены электроэнергии на новых АЭС.

Фотогальванические солнечные батареи, позволяющие напрямую преобразовывать солнечную энергию в электрическую, пока еще не обеспечивают конкурентоспособной цены последней, но по прогнозам ученых к 2000 году стоимость одного кВта будет доведена до 10 центов. Гидроэнергетика, дающая уже сейчас 1/5 мирового производства энергии, будет развиваться преимущественно в направлении строительства мелких гидроэлектростанций, не приводящего к затоплению больших площадей.

4. Энергетика станет более децентрализованной. Многие производители энергии станут сами же ее потребителями. Домовладельцы, установившие на крышу фотогальваническое кровельное покрытие, смогут большую часть электроэнергии для своих нужд получать сами. Фермеры, имеющие ветровые или фотогальванические установки, тоже смогут удовлетворять свои потребности. Количество линей электропередач, занимающих значительную часть сельскохозяйственных угодий и требующих на свое сооружение огромных затрат, уменьшится.

5. Предполагается обязательное регулирование рождаемости, как это уже делается в Китае, Таиланде. Если благодаря регулированию рождаемости удастся вдвое уменьшить прирост населения на Земле, то к 2030 году его численность составит 9 млрд. человек.

6. Предполагается использования биомассы, как еще одного источника солнечной энергии. Многообещающим направлением выглядит выращивание растений, идущих в переработку для получения энергии, на землях, не задействованных в производстве продуктов питания. Угодья, имеющие слишком крутые склоны, недостаточно плодородные или чрезмерно увлажненные земли могут использоваться для посадки периодически вырубаемых деревьев, из которых может вырабатываться топливо.

7. Предполагается кардинальное изменение транспортной системы. Значительно увеличится доля общественного транспорта. Получит распространение система "велосипед-поезд". Доля личных автомобилей снизится. При этом можно предполагать, что это будут экологически безвредные автомобили. Уменьшится число поездок на работу и обратно, так как для многих видов работ, связанных с умственным трудом благодаря современным системам связи обязательное ежедневное посещение места работы будет заменено эпизодическим. Современное, ориентированное на автомобиль общество, уйдет в прошлое.

8. Общество запланированного устаревания товаров и товаров одноразового пользования изживет себя. Сегодня большая часть многих материалов выбрасывается после одноразового употребления. Это примерно 2/3 алюминия, 3/4 стали и бумаги. Будучи вынужденным ограничивать тепловыделение, общество пойдет по пути регенерации материалов. Для регенерации алюминия требуется всего 5% энергии, расходуемой на его получение из бокситов. Для стали, получаемой из лома, это соотношение составляет 35%, а для бумаги, получаемой из макулатуры, 40-50%.

С УЧЕТОМ ПРИНЯТЫХ ДОПУЩЕНИЙ АВТОРЫ СЧИТАЮТ ВЕРОЯТНОЙ СЛЕДУЮЩУЮ К.У.Р:

1. Показатель валового национального продукта (ВНП) как критерий прогресса проявит свою полную несостоятельность. "Измеряя потоки товаров и услуг, ВНП недооценивает именно то, за что борется устойчиво развивающееся общество, например, сохранение ресурсов, и переоценивает то, от чего оно стремится избавиться, например, запланированное устаревание товаров. При нынешнем подходе некачественные устройства, нуждающиеся в частом ремонте и быстрой замене, увеличивают объем ВНП больше, чем сделанные совесть и долго служащие изделия"

2 "Вещизм " противопоказан устойчиво развивающемуся обществу. Приравнивание уровня потребления к качеству жизни противоестественно. О пагубности потребительства и прагматизма веками говорили философы и религиозные деятели, как о пути, ведущем к закату человечества. Сегодня, опасность необратимых экологических изменений, являющихся следствием потребительства, подтверждает их предсказания. Они говорили об опасности нравственной, а сегодня, очевидно, обозначилась опасность экономико-экологическая. Устойчивое развитие требует изменения системы ценностей.

3. Экономика должна стать экологически ориентированной. Экономический рост, как главный ориентир экономической политики, уступит свое место задаче повышения стабильности и жизнеспособности общества. Компании будут вынуждены увеличивать инвестиции в использование возобновляемых источников энергии и внедрение технологий регенерации и уменьшать долю, идущую на расширение производства. Условием их существования станет постоянное снижение расхода невозобновляемых ресурсов и уменьшение вредных выделений.


55. Почему крупные корпорации заинтересованы в государственном планировании

В последнее время достаточно широко распространено представление о том, что цели общества должны сформироваться как совокупность целей организаций и отдельных людей, из которых общество состоит. То, что хорошо для индивида, должно быть хорошо и для общества. То, что хорошо для предприятий, должно восприниматься как положительное и обществом. Если бы это было так, то ответ на вопрос, которому посвящен данный параграф, был бы предельно прост. Цель общества - это интегрированные цели его членов.

На самом деле цель общества не может быть просто совокупностью целей его членов. Самуэльсон, которого никак нельзя отнести к поклонникам государственного вмешательства в свободное предпринимательство, считает ошибочным мнение, согласно которому «то, что верно для части, только по этой причине считается верным для целого. Каждое предприятие в отдельности, желающее получать больше прибыли, поднимает цены. Работники этого предприятия получают большую зарплату. Как продавцы своего товара и рабочей силы они выиграли от либерализации цен. Но как покупатели они проигрывают, так как все остальные продавцы сделали то же самое. Инфляция съедает возрастание прибыли и их зарплату.

Следующий уровень иерархии - это цели организации и затем цели индивида. И чем выше уровень обобществления производства, тем шире перечень целей, которые подчинены этому ранжированию. При мелком товарном производстве, когда уровень взаимозависимости был небольшим, естественно, степень независимости товаропроизводителя от общества была велика. И общество практически не зависело от отдельного производителя. Действовали подлинно рыночные законы. И сейчас по отношению к «рыночной системе» эта закономерность сохраняется. И сами малые предприятия почти не нуждаются во вмешательстве общества, и оно мало зависит от их действий. Совершенно иное - крупные корпорации. Их влияние на жизнь общества настолько велико, что оно не может себе позволить безразлично относиться к их участи. Когда в 1979 г. в США рассматривали вопрос о том, оказывать ли государству помощь компании «Крайслер», то главнейшим аргументом в пользу выделения кредита была угроза безработицы для 600 тыс. человек в случае банкротства этой компании. Хотя на заводах самой компании работало около 140 тысяч, но огромное количество поставщиков, существование которых было связано с благополучием компании, увеличивало цифру потенциальных безработных до 600 тыс. человек. С учетом членов семей около 2 млн. человек оказались бы бедствующими. На пособия по безработице государство должно было бы истратить около 15 млрд. долл. Поэтому выгоднее оказалось пойти на риск, предоставить «Крайслеру» кредит в 1,5 млрд. долл. и тем самым спасти компанию, чем наблюдать ее гибель и расплачиваться за это. Приверженцы идеи свободного предпринимательства были категорически против. Они рассуждали в соответствии с рыночной идеологией: «пусть проигравший плачет», забывая при этом, что плакать будет не предприниматель, допустивший ошибку, а 2 млн. человек, не совершавших никаких ошибок. Те, кто допустил ошибку,- менеджеры компании «Крайслер» - теряли лишь свои кресла, а расплачиваться за их ошибки пришлось бы из своего кармана налогоплательщикам. Поэтому, несмотря на возражения идеологов рынка, возобладало следующее мнение: «Если разумно иметь систему государственной защиты индивидуумов, то также разумно иметь систему государственной защиты компаний, в которых эти индивидуумы работают». Такие ситуации западные экономисты называют «провалами рынка», имея в виду, что рыночные законы здесь не срабатывают, их недостаточно. Поэтому во многих развитых странах общество через государственные институты определяет промышленную политику, ядром которой являются экономические цели. Сторонники свободы предпринимательства возражают против навязывания предприятиям какой-либо политики, видя в этом элемент ненавистного им социализма.

Передовая техника породила гигантские инерционные компании, которые не в состоянии быстро маневрировать в рыночной стихии. Подобно большим кораблям, они не могут находиться рядом без опасности нанести вред друг другу, если их курс заранее не согласован. Этим согласованием должно заниматься общество. Но оно возможно лишь в том случае, когда все субъекты общества будут признавать приоритет его целей перед своими собственными.

Не будучи обязанными руководствоваться государственными программами, заказами, в погоне за прибылью игнорируя интересы потребителя и общества в целом, предприятия начали разрушать сложившиеся связи, сами же опосредованно страдая от этого. Тогда в печати заговорили о «групповом эгоизме». Сейчас этот процесс продолжается. В этом заключается одна из причин спада производства.

Теперь рассмотрим вопрос, могли ли корпорации обходиться без приоритетных общегосударственных целей? Для чего они нужны корпорациям?

Во-первых, корпорации не могут разрабатывать долгосрочные стратегические планы, не имея общего для страны прогноза развития народного хозяйства. Опыт таких стран, как Япония, Франция, Германия, показал, что самыми достоверными прогнозами являются народнохозяйственные планы, так как они пытаются увязать развитие всех отраслей. Не заниматься стратегическим планированием корпорации не могут в силу своей инерционности. Они должны совершать маневр заблаговременно и плавно.

Во-вторых, корпорации при всем своем финансовом и научно-техническом могуществе неспособны поодиночке решать некоторые крупные научно-технические проблемы. А не решив их, они могут проиграть в международной конкуренции. Поэтому они заинтересованы в том, чтобы общество в лице государства, концентрируя в своих руках через налоговую систему необходимые средства, бралось за решение этих наиболее сложных проблем.

В свое время американские ученые с завистью смотрели на представителей советской фундаментальной науки, финансировавшихся из централизованных источников. Они утверждали, что ни одна компания не в состоянии выделить такие ресурсы, какими располагают советские ученые. Сейчас этот наш опыт взят на вооружение многими странами. Особенно умело концентрируют средства японцы. Имея в целом средств на НИОКР в два раза меньше, чем расходует на эти цели Западная Европа, они смогли обогнать ее по ряду важнейших направлений. При этом не только используются средства из бюджета, но и координируются в единой программе усилия многих частных научных центров и компаний.

В-третьих, в тех странах, где перестали бояться государственного вмешательства, государственные органы помогают компаниям, действующим в интересах общества. Эта помощь оказывается через налоговые скидки, предоставление субсидий, льготных кредитов, выгодных заказов и т.п. Компании не заставляют насильно участвовать в достижении этих целей общества, но делают так, чтобы это участие было для них привлекательным.

В-четвертых, как мы уже отмечали ранее, корпорации не могут существовать без решения некоторых проблем, но в то же время сами они не в состоянии или не заинтересованы ими заниматься. Они не могут функционировать без взаимоувязанной системы энергоснабжения, транспорта, образования, природопользования и т. д.

Например, даже самые крупные авиакомпании не в состоянии создать сеть аэропортов в большой стране. В то же время отдельно функционирующие аэропорты, построенные на средства частных компаний или муниципальных органов, не обеспечивают эффективной деятельности авиакомпаний. Чтобы применить высокоскоростные самолеты, надо перестраивать взлетно-посадочные дорожки и менять систему слежения как минимум в нескольких аэропортах. То же самое характерно для железнодорожного и автомобильного транспорта.

Т.О., мы выяснили, что, с одной стороны, общество вынуждено вырабатывать цели, обязательные для крупных компаний, с другой стороны, сами компании не могут существовать без этого общественного целеполагания.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...