Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Указать достоинства и недостатки монополий.




В данном вопросе картель будет рассматриваться как монополия.

Картель – это соглашение, заключаемое несколькими не зависящими друг от друга предприятиями с целью ограничения или ликвидации раска конкуренции. Картель отличается:

- от треста и простого товарищества тем, что входящие в него предприятия сохраняют свою хозяйственную самостоятельность;

- от обычного соглашения между предприятиями тем, что он нередко предполагает наличие совместных исполнительных органов.

Предметами картельных соглашений могут быть цены, квоты, рынки сбыта, патенты, технологии, снабжение, НИОКР.

Ценовое соглашение позволяет избежать ценовой конкуренции между крупными товаропроизводителями одной орасли.

Соглашение о квотах предусматривает количественное ограничение каждому участнику картеля по производству продукции, чтобы не допустить существенного превышения предложения над спросом.

Распределение рынков сбыта или «районов охоты» позволяет участникам соглашения не опасаться конкуренции в отведенном ему районе. (Районы в своей стране, страны, группы стран).

Патентные соглашения предусматривают совместное использование патентов всех компаний, входящих в картель, и запрет на продажу патентов компаниям, не участвующим в картеле без его ведома. Таким образом, можно всегда повлиять на скорость технического прогресса компаний-аутсайдеров и превратить их в бкзопасных конкурентов. Аналогично поступают в отношении технологий, ноу-хау. Предусматривается обмен ими внутри картеля и не допускается продажа лицензий на сторону без ведома картеля. Наконец, картели нередко используют, не афишируя этго, свои возможности для ухудшения снабжения компаний-аутсайдеров.

Все упомянутые объекты картельных соглашений могут использоваться в комплексе или какими-то группами. Следовательно, картель выступает как гигантская монополия по отношению к потребителям (а иногда и поставщикам) и по отношению к обществу в целом. Они были запрещены еще в начале 20 века.

Отрицательные последствия (недостатки) монополий:

  1. снижение заинтересованности в рационализации производства, потому что все издержки можно переложить через цены на покупателя;
  2. уменьшение потребности в повышении качества продукции, так как потребителю никто другой не предложит продукцию;
  3. возможность снижения темпов технического прогресса, так как никто не наступает на пятки.
  4. Плоды обобществленного труда достаются не обществу, а частным лицам. Общественная власть, то есть возможность влиять на глобальные общественные события, соредотачивается в руках людей, не уполномоченных обществом. Дж. Уилсон: «В настоящее время возникает ситуация, когда концентрация общественной власти, используемой в частных целях, оказыается в ряде случаев большей, чем власть, находящаяся в руках конгресса или даминистративных учреждений, которые призваны контролировать положение дел».

Положительные последствия (достоинства) монополий:

  1. Более рациональное использование созданной продукции. Картель имеет больше возможностей по изучению спроса и в состоянии регулировать предложение. Не возникает перепроизводства. Картель – это по существу плановый орган для компаний, входящих в одну отрасль.
  2. Картель, создавая возможности внутреотраслевого обмена информацией в виде патентов, ноу-хау, технологий, тем самым нейтрализует в пределах картеля одно из худших последствий конкуренции. Таким образом, картели, снижая стимул к ускорению технического прогресса, тем самым создают лучшие условия для ускорения благодря информационному обмену.
  3. Картель создает возможности для координации научной деятельности компаний и концентрации их усилий на решение каких-то общих для всех проблем.

Пичурин стр 175-179

Гомогенной называется олигополия, при которой потребитель воспринимает всю продукцию, поступающую на рынок как одинаковую, и борьба между компаниями осуществляется в основном через разные методы распределения, послепродажного обслуживания. Например, компании, продающие бензин на автозаправочных станциях, могут конкурировать за счет более удачного расположения бензозаправочных станций, создания комплекса услуг возле них.

Гетерогенной олигополией называется такая, при которой компании, производящие продукцию, одинаковую по назначению, стремятся придать ей какие-то отличительные особенности в качестве. Это марочная конкуренция.

ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ. Она имеет место, когда одна единственная фирма производит данный вид товара или услуг. Или когда одна компания имеет такую большую долю на рынке, что она в состоянии устанавливать цены, не считаясь с остальными (80-90%). Нередко это бывает, когда фирма владеет патентом на продукт, который она изобрела. В США этот патент дает исключительное право на производство продукции в течение 17 лет. Чистая монополия бывает так же в тех случаях, когда рынок сбыта ограниченный, а организация производства данного вида продукции требует очень больших капиталовложений. Например, криогенная техника производится даже не в каждой стране, не говоря уж о том, чтобы в одной стране иметь несколько изготовителей. Оформившаяся в последние годы тенденция производителей иметь на рынке свою "нишу", т.е. возможность найти продукцию, которую бы никто другой не производил, сочетается с объективно существующей тенденцией дифференцировать продукцию для конкретных условий применения. Чем больше разнообразие моделей, типов, тем больше вероятность, что производство каких-то моделей окажется монополизированным в стране. Бывают такие случаи, когда одна фирма захватывает почти полностью мировой рынок. Так, до недавнего времени американская компания "Рекс-Рот" обеспечивает страны разных континентов гидромашинами, а американская компания "ДИР" комбайнами. Такие ситуации не являются редким исключением в производстве продукции производственно-технического назначения.

Еще более вероятен чистый монополизм, когда речь идет об уникальных комплексах, таких как крупное прессовое оборудование, химические и металлургические агрегаты, атомные реакторы и т.п. В этих случаях монополизм базируется не на специальном оборудовании, требующемся для изготовления такой техники, а на уникальности знаний, связанных с проектированием и освоением этих комплексов. В этих случаях так дорого стоит разработка проекта, что конкуренция даже не стадии проектирования оказывается нецелесообразной.

Таким образом, чистая монополия в настоящее время не редкость. Очевидно, в дальнейшем, по мере еще большей дифференциации условий потребления и соответствующего увеличения разнообразия видов продукции, вероятность появления монопольных изготовителей будет возрастать. Но в этом нет особой опасности, если изготовители в целом не будут занимать монопольное положение по отношению к потребителю, то есть не будут игнорировать его интересы. А не смогут они игнорировать интересы потребителя потому, что кроме конкуренции внутри вида, рода продукта существует еще межвидовая, межродовая конкуренция. Если предприятие-монополист, изготавливающее гидромоторы, перестанет повышать их качество и снижать издержки, то в скором времени может оказаться, что потребитель найдет на рынке другой вид моторов (пневматических или электрических), лучше удовлетворяющих ту же потребность. Когда вследствие ограничения на поставки нефти, введенные странами ОПЕК, возросли цены, тут же появилась целая серия разработок по производству синтетического бензина. Поэтому компания-монополист, хотя и лучше защищена от конкуренции, но не изолирована от нее. Она постоянно ощущает давление видовой и родовой конкуренции. Кроме того, интеграция национальных рынков в международные превращает национального монополиста в участника олигопольного рынка на международной арене.

Насколько распространена чистая монополия, если понимать под этим одного изготовителя данной продукции? На рынке потребительских товаров чистая монополия является редкостью. Это слишком большие рынки. Зато на рынках товаров производственно-технического назначения чистая монополия не исключение, а достаточно широко распространенное явление. Так, в машиностроительной продукции США около 2/3 наименований продукции производится одним единственным изготовителем. Такая же пропорция была характерна для машиностроения СССР. Что же это за наименования продукции, производившиеся монопольно?

Во-первых, это комплектующие изделия - подшипники, приборы, редукторы, преобразовательные агрегаты и т.п. Это продукция массового или серийного производства, для изготовления которой требуется специализированное оборудование. Значит, для освоения производства такой продукции требуются немалые капиталы и время. Но рынок такой специализированной продукции недостаточно велик, чтобы экономически целесообразно было существование нескольких производителей. Даже для таких больших стран, как США, Россия, Япония, обычно достаточно одного производителя каких-то специфичных гидропекалий, щитов управления и т.п.

Во-вторых, это узкоспециализированное оборудование. Например, глубинные насосы для добычи нефти, оборудование для обувных, трикотажных, текстильных, кондитерских, парфюмерных фабрик и т.п. Для того чтобы научиться проектировать и изготавливать такое оборудование, необходимо накопление специальных знаний, квалификации, признаваемое потребителями имя. В то же время потребности в таком оборудовании достаточно ограничены.

Итак, чистая монополия не является исключением на рынке продукции производственно-технического назначения. Кроме того, чистая монополия достаточно распространена в области услуг, называемых "естественно-монопольными". К таким относятся транспортные услуги, газо-, электро- и теплоснабжения, связь, канализация, уборка территории и т.п. Во избежание монополизма, как типа отношений, в таких случаях общество берет на себя регулирование отношений между производителем и потребителем. Это регулирование проявляется через установление тарифов и правил оказания услуг.

Но не только сфера действия естественных монополий находится под контролем общества. Существует антимонопольное законодательство для всех видов продукции, защищающее интересы потребителей от игнорирования их интересов производителями. Хотя мы и отмечали, что монопольно производящая продукцию компания не на всегда защищена от конкуренции, но на какое-то время, пока не появятся продукты-заменители, она может воспользоваться своим монопольным положением. Чтобы уменьшить эту опасность еще около ста лет назад стали создавать антимонопольные законы.

Первыми с тяжелыми последствиями монополизма столкнулись американцы, так как развитие промышленности в США в конце ХЕХ века шло наиболее бурными темпами. И поэтому первый антитрестовский закон был принят в США в 1890 году под названием "Закон, направленный на защиту торговли и промышленности от незаконных ограничений и монополий", известный как закон Шермана. В 1914 году он был дополнен рядом положений и с тех пор известен как закон Шермана-Клейтона.

В соответствии с этим законом запрещалась полная монополизация каких-то отраслей промышленности в стране, а в некоторых случаях монополизация сфер деятельности в регионах. Не разрешалось, например, сосредоточение всех пассажирских перевозок в городе в руках одной компании, так как эта услуга, без которой население не может обойтись.

Закон определяет минимально допустимое число производителей в различных отраслях. Кроме того, дается определение недобросовестной конкуренции, такой, например, как демпинг.

Предусматриваются нормы гражданского и уголовного права как средство борьбы с нарушениями антимонопольного закона и верховный орган, которому поручено следить за его исполнением. В США таким органом является Федеральная торговая комиссия. Для разбирательства дел по нарушению антитрестовское законодательство считается самым жестким в мировой практике. Однако монополии США лидируют в списках крупнейших компаний мира. Для того чтобы ограничить рост масштабов производства и продаж одной фирмы, законодательно ограничивают размеры ее рыночной квоты. Чтобы уменьшить число слияний и поглощений одной фирмы другой, практикуется обязательная регистрация всех соглашений об объединении фирм.

Вслед за Америкой антимонопольные законы начали принимать европейские страны. Здесь они больше известны, как антикартельные законы. Картель, одна из форм монополий, при которой ее участники, сохраняя производственную и коммерческую самостоятельность, договариваются между собой о ценах, квотах, обменах патентами. Целью образования картелей является получение монопольной прибыли путем устранения и регламентации конкуренции внутри объединения и подавления внешней по отношению к картелю конкуренции. Принципы деятельности картелей предполагают раздел рынков, согласование цен, централизацию коммерческих операций.

Раздел рынков осуществляется в форме территориального раздела, квотирования сбыта и распределения клиентуры. При разделе рынков в переговоры на выделенном рынке вступает только его "хозяин". Если запрос приходит из "чужой зоны", фирма должна либо отказаться, либо назначить неприемлемые условия. Согласование цен может дополнить раздел рынка, а может быть самостоятельной целью соглашения. Оно может быть официально оформлено в виде фиксированных цен, а может носить характер обмена информацией о предлагаемых ценах. Централизация коммерческих операций -это самая жесткая форма картелизации, когда весь сбыт идет через единую сбытовую сеть.

В Европе, поскольку экономическое пространство входящих в нее стран меньше, антитрестовские законы были бы невыполнимы. Массовое производство требовало и требует организации крупных хозяйственных единиц. Поэтому введение ограничений по объемам производства могло бы оказаться заранее невыполнимым для таких отраслей, как химия, металлургия в Германии, Англии, Швеции. Зато гораздо более изощренная и потому трудноконтролируемая форма монополизации.

В настоящее время очень широко распространены национальные экспортные и импортные картели. Они не запрещаются, потому что обращены не внутрь страны, а вовне.

Широко распространены также международные картели. Например, Международный электротехнический картель, членами которого состоят 55 электротехнических компаний из 11 стран с ежегодным объемом продаж более 2 млрд.долларов. Его членами являются такие всемирно известные фирмы, как "Сименс", "Альстом", "Телефункен", "Хитачи", "Мицубиси" и др. Эти картели, являясь не менее опасными, чем внутригосударственные, существуют потому, что выходят за пределы юрисдикции отдельных государств.

Удачным примером эффективности антимонопольного законодательства в США было решение о разделении компании "Америкен телефоун энд телеграф" (АТТ) в начале 1980-х годов на десять независимых компаний. Это разделение оказалось плодотворным, заставило конкурировать между собой, что привело к внедрению технических новшеств, в том числе волоконно-оптического подводного трансатлантического кабеля, резко повысившего пропускную способность этой важной линии связи. Плата за услуги в области связи снизилась, а набор услуг возрос. Но этот пример является скорее исключением из правил. Вообще же эффективность антимонопольного законодательства многими специалистами расценивается как очень умеренная. Почему?

Во-первых, потому что нелегко определить сам факт монополизма той или иной компании. Одной из серьезных проблем, решения которых должно предшествовать антимонопольной практике, является определение границ релевантного рынка. Релевантным в данном случае называют рынок, в пределах которого для данного предприятия складываются действительные отношения конкуренции и монополии.

Во-вторых, очень сложно доказать факт согласования цен между компаниями-олигополистами. Все видят, что оно имеет место, но доказать противоречивость почти невозможно. Недостаточная эффективность антимонопольного законодательства естественно вызывает критику и самих законов, и инструментов, призванных обеспечивать исполнение этих законов. Причем критика антимонопольных мер идет с других сторон.

Одни критикуют антимонопольные законы за то, что они противоречат духу свободного предпринимательства, то есть праву владельца собственности распоряжаться ею и продуктами, созданными с ее применением, по своему усмотрению. Они видят в этом ущемление права частной собственности. Кроме того, говорят они, эти законы противоречат закономерностям научно-технического прогресса. Укрупнение производства, концентрация капиталов способствуют ускорению прогресса. Ли Яккока справедливо отмечал, что объединение усилий автомобильных компаний США в решении кардинальных научных проблем, таких как создание экономичного двигателя внутреннего сгорания или экологически чистого электромобиля, могло бы значительно ускорить их решение. Общество от этого выиграло бы, но государство от лица этого общества запрещает создание общих программ, так как это было бы нарушением закона Шермана, а заключение соглашения той же американской автокомпании с японской не является нарушением. Это явная нелепость. То есть некоторые критикуют антитрестовские законы за то, что они есть, или за то, что они слишком жесткие.

Другие критикуют эти же законы и структуры, созданные для их реализации, за недостаточную эффективность, справедливо указывая, что монополизм существует почти безнаказанно. Особенно много нареканий вызывают международные картели. Видимо, создание ЮС в какой-то мере позволит снизить монополизм этих картелей, если будет создано единое антимонопольное законодательство. Возможно этот вопрос станет объектом рассмотрения международных организаций.

Нам представляется, что антимонопольные законы необходимы, но не следует преувеличивать их возможности.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...