Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современные тенденции конкуренции.




Пичурин стр 184

После рассмотрения понятия "конкурентоспособность" имеет смысл сказать о некоторых новейших тенденциях в достижении конкурентоспособности, проявившихся в последние 10-15 лет.

1. Раньше одним из главных направлений повышения конкурентоспособности компании был количественный рост. Этот фактор и сегодня очень важен, что подтверждается следующими данными, приведенными в работе В.А.Орешкина [7].

Так, в Японии выпуск цветных телевизоров за 15 лет увеличился в 2,3 раза, и затраты на их производство при этом сократились на 53%. В целом при производстве бытовой электронной аппаратуры каждое удвоение выпуска приводит к сокращению издержек на единицу продукта на 20-25%, что, естественно, ведет к снижению цен. Так за 1979-1987 гг. продажа видеопроигрывателей и факсимильного оборудования на рынке Японии увеличилась в 12 и в 14 раз, и оптовые цены снизились соответственно в 3,3 и 7 раз. Объем продаж видеокамер в Японии в 1985-1987 гг. возрос в 3,1 раза, средний уровень оптовых цен при этом сократился на 25%. Но если раньше снижение издержек, сопутствующее росту производительности, требовало обязательного роста размеров предприятий, то сейчас появилась новая тенденция - стремление к децентрализации производства. Это может быть рассредоточение производства в пределах одной компании, а иногда и разукрупнение компании. Гибкие производственные системы, позволяющие быстро перестраиваться на разные виды родственной продукции, в отличие от поточных линий прошлого, не требуют такой жесткой специализации. Новая техника порождает и новые производственные возможности. Кроме того, экологическая обстановка требует децентрализации, а новые совершенные информационные системы делают ее возможной. Управляемость небольших предприятий выше, они динамичнее в реагировании на изменение конъюнктуры. Поэтому в высокотехнологичных отраслях определенные секторы рынка начинают занимать небольшие динамичные компании и есть основание полагать, что этот процесс будет развиваться. Вполне возможно, что в ближайшие десятилетия некоторые олигополизированные отрасли будут превращаться в сферу действия монополистической конкуренции.

2. Выше приведенные цифры свидетельствуют о неизменном снижении цен на новейшие виды продукции (телевизоры, компьютеры, видеомагнитофоны, средства связи). Но следует отметить, что рост объема их продаж обусловлен не только снижением цен. В неменьшей степени он обусловлен одновременным ростом качества. Одновременное повышение качества и снижение цен стало главным направлением достижения конкурентоспособности. Еще 20 лет назад считалось допустимым повышать цены при повышении качества независимо от того, росли или снижались при этом издержки. По крайней мере экономисты оправдывали такой рост цен при условии, чтобы он не опережал роста качества. Сегодня принцип "Лучше и дешевле одновременно" находит все большее количество сторонников.

3. Наряду со снижением продажной цены все чаще важнейшим фактором конкурентоспособности становится "цена потребления", которая определяется и качеством продукции, и организацией послепродажного обслуживания. Причиной повышения роли "цены потребления" является, с одной стороны, повышение культурного уровня потребителей. Они способны рассчитывать будущие расходы. С другой стороны, это новое отношение к будущим расходам объясняется ростом благосостояния. Раньше покупатель зачастую был не в состоянии заплатить больше во время покупки, чтобы сэкономить в будущем при потреблении, даже если он и понимал выгодность приобретения более качественной вещи. Производители в свою очередь не занимались послепродажным обслуживанием, потому что главным источником получения прибыли было производство продукции. Сфера потребления не интересовала крупные компании. Затраты на производство продукции настолько превышали затраты, связанные с ее эксплуатацией, что заниматься индустриализацией потребления не стоило. Сейчас все изменилось.

Затраты на производство настолько уменьшились во второй половине нашего века, что они зачастую стали меньше, чем эксплуатационные. Теперь стало выгодно заниматься снижением последних, и поэтому компании занялись послепродажным обслуживанием. Да и повышение сложности продукции побуждает покупателя обращаться к помощи компаний-производителей. Самим ремонтировать, налаживать компьютер, телевизор, видеокамеру большинству потребителей не по силам.

4. Все более вероятным становится снижение издержек не в самом производстве продукции, а на ее пути от производителя к потребителю. Если абсолютная величина издержек на производстве, допустим автомобиля, снизилась за последние десятилетия в несколько раз, то расходы, связанные с их доставкой к местам продажи, содержанием на складах, продажей, уменьшились значительно меньше. В результате удельный вес затрат, связанных с передачей продукции от производителя к потребителю, возрос. Так, в США считается, что в среднем расходы на транспортировку продукции составляют 20% ее продажной цены, расходы на розничную торговлю тоже 15-20%. Нередко собственные затраты на производство составляют менее половины всех издержек. Естественен поэтому перенос внимания на сферу распределения. Здесь идут двоякие процессы. С одной стороны, крупные компании-продуценты стремятся взять сферу распределения в свои руки, внедряют там новейшую технику и организацию, и за счет этого снижают издержки и повышают конкурентоспособность своей продукции. С другой стороны, предприятия розничной торговли объединяются в крупные компании (корпоративные и контрактные сети) и, объединив капиталы, тоже внедряют новейшую технику в организацию. В этом случае вся выгода от снижения издержек на этапе распределения, растет конфронтация между промышленностью и розничной торговлей, которая перестает быть беззащитным партнером промышленности и все чаще начинает теснить ее.

5. Границы рынков становятся все более размытыми и подвижными. Это обусловлено постоянным появлением новых товаров, удовлетворяющих иной набор потребителей. Электроника, появившаяся сначала как способ удовлетворения потребностей в связи, расширила сферу применения до вычислительных машин, а теперь проникла в медицину, машиностроение, электротехнику, кинофотоаппаратуру. Компьютеры с лазерным диском позволяют качественно тиражировать печатную продукцию, что раньше было сферой применения типографского оборудования. Само печатание книг, брошюр, журналов перестает быть сферой деятельности только типографий. Этим могут заниматься, по крайней мере, для своих внутренних потребностей, компании, никакого отношения не имевшие ранее к типографской деятельности.

Мы уже отмечали ранее, что производство электроэнергии и тепла тоже перестает быть уделом только специализированных продуцентов. Фермер, поставивший несколько ветровых электроустановок, может обеспечивать электроэнергией не только себя, но и часть ее продавать на сторону. В результате, помимо привычной диверсификации, когда компания сознательно проникала в новые для нее сферы деятельности, чтобы повысить свою устойчивость при циклических колебаниях рынка, теперь появилась спонтанная диверсификация, обусловленная расширением возможностей продукции или технологии.

Например, предприятие, занимавшееся производствомэлектроизоляционных материалов, приходит к возможности на базе своей технологии заниматься антикоррозионным покрытием металлоизделий. В таких условиях труднее определить границы рынка и количество конкурентов, действующих на том или ином рынке.

6. Мы уже отмечали раньше, что конкуренция стала менее антагонистичной. Она теперь направлена на опережение, а не на обязательное уничтожение конкурентов. Помимо ранее указанных причин такого изменения стиля конкуренции следует заметить еще то, что значительно ослабли эмоциональные мотивы, характерные для эпохи господства подлинно частной собственности. Когда хозяин управлял компанией, то нередко среди мотивов конкуренции преобладающими были личностные мотивы - желание связать первенство в той или иной отрасли со своим именем. Сегодняшние менеджеры заботятся о престиже компании, но очень редко имеют основание связывать его со своим именем.

7. Поскольку многие передовые компании в развитых странах добились значительных успехов в снижении издержек, повышении качества, организации послепродажного обслуживания, то ориентация только на одно из этих направлений перестала быть гарантией успеха. Необходима комбинация, обеспечивающая «уникальность предложения».

 


Плановая и рыночная системы в рыночной экономике.

Под «планирующей системой» понимается совокупность корпораций, которые не могут существовать без перспективного планирования своего развития и без знания прогноза развития государства, в котором они существуют. «Планирующая система» составляет ядро экономики развитых стран. Доля продукции, приходящейся на планирующую систему, может колебаться в разных странах от 60-70% ВВП до 90%.

Планирующая система охватывает сферы хоз. деятельности, которые основаны на массовом высокотехническом производстве. Крупные корпорации недостаточно мобильны, они не могут быстро подстроиться под изменяющиеся потребности, поэтому им необходимо планирование, чтобы они могли работать на опережение. Планирующая система служит обществу постольку, поскольку это не мешает ее собственным интересам. Планирующая система производит не те товары, которые нужнее обществу, а те, которые она по своей природе способна производить, и убеждает общество, что они нужнее. Итак, техноструктура управляет планирующей системой, а та, в свою очередь, способна навязывать свои интересы обществу. Техноструктура - это совокупность высшего менеджмента и наиболее квалифицированных специалистов компании, определяющих ее лицо.

Еще существует Государственное планирование. Оно необходимо для тех же корпораций, потому что:

1. они стали настолько большими, что, действуя несогласованно, они могут нанести вред обществу и друг другу. Гос. планирование позволяет скоординировать их деятельность, чтобы избежать противонаправленных действий.

2. Несмотря на то, что корпорации очень большие, каждая из них не может спрогнозировать развитие эк-ки в целом.

Вот почему государственное планирование, ранее рассматривавшееся на Западе как чисто советсткий инструмент, все более широко применяется в планово-рыночной экономике.

В рыночной системе владелец имеет реальную власть в своей фирме, но в силу малых размеров фирмы он не может влиять на окружающую среду. Достоинством малых фирм является мобильность. Они вынуждены приспосабливаться и способны к этому, поскольку лшены бюрократической системы. Владелец рискует своим достоянием и потому не должен ни с кем согласовывать решения. Он лично заинтересован в успехе и, естественно, более внимателен к вопросам рационализации производства. Предприниматель гибче, чем организация, но менее компетентен. Он свободен, но работать ему приходится за то же вознаграждение больше, чем в организации. Наконец, уровень идержек у него выше из-за низкой технической оснащенности, и при ценовой конкуренции он проигрывает корпорации.

Общественная мораль восхищается частником, его свободомыслием. Его прославляют как опору демократии. Но это не всегда так. Им не командуют на производстве, зато он вынужден трепетать перед банками, заказчиками. Он тоже несвободен. На его долю приходится лишь 6% валового дохода в США.

В рыночной системе профсоюзы встречают яростное сопротивление владельцев, поскольку рост зарплаты напрямую уменьшает их доходы. Но и рабочие здесь не могут вести себя так же наступательно, как в корпорации. Они ощущают, что рост зарплаты через рост цен может привести к падению спроса и лишить их рабочего места.

Стремясь к повышению устойчивости, рыночная система использует следующие варианты:

1. Ассоциирование с целью оказания взаимной финансовой, технической, юридической помощи; для решения вопросов снабжения и сбыта, выработки ценовой политики, оказания воздействия на правительство, корпорации.

2. Централизация собственности с децентрализацией управления. Например, во Франции, США банки часто скупают с/х участки и сдают их в аренду бывшим владельцам. По этой же схеме действуют дилерские сети при автокомпаниях, всемирная фирма «Макдональдс», создавшая сеть закусочных, «Хилтон», создавшая систему отелей, находящихся в аренде у персонала. Единая собственность компании позволяет осуществлять крупные инвестиции и тем самым поддерживает приличный технический уровень, а децентрализованное управление повышает эффективность использования. Это, по существу, проникновение планирующей системы в сферу ранее заменявшейся рыночной системы.

3. Воздействие на государство. Считается, что демократическая партия в США ближе к интересам предприятий рыночной системы. В США, например, гос-во, действительно, оказывает серьезную помощь сельскому хозяйству через установление минимальных цен, дотации в некоторых случаях, закупку продукции, не находящей сбыт, агрономическое консультирование, снабжение семенами и т.п. Аналогичные подходы существуют во Франции, Англии, Италии.

Все эти варианты защиты рыночных структур от стихии рынка не соответствуют теории свободного предпринимательства, которая проповедует «пусть проигравший плачет». Не соответствует ей и профсоюзное движение. Профсоюзы, по существу, разрушают свободный рынок труда. Они устанавливают размер заработной платы, правила приема и увольнения, квалифицированные характеристики. Это уже не свободный найм.

Не соответствует неоклассической доктрине и движение потребителей, которое разрозненных, выступающих на рынке поодиночке потребителей превращает в единую организацию.

Стремление к организации существует во всех сферах, и везде оно наносит ущерб классическому рынку.

Механизм участия государства в постиндустриальной экономике содержит несколько элементов:

- государственное планирование;

- государственная собственность, на долю которой приходится от 20% до 40% ВВП;

участие в ценообразовании;

- налогообложение, позволяющее перераспределять доходы в обществе и влиять на пропорции развития различных отраслей народного хозяйства;

- финансовая поддержка отдельных компаний, отраслей;

- правовое регулирование экономической деятельности.

А про гос. планирование говорилось выше.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...